Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность государства и его основные признакиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Функционирование государства в обществе преследует две основные цели: 1) «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества», т.е. управление делами всего общества; 2) «специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами», т.е. формирует в обществе отношения «господства-подчинения». При рассмотрении сущности государства, определении его типа и формы используют совокупную социологическую характеристику государства, которая включает следующие критерии: 1) социальное назначение государства, его функции; 2) его организационную структуру; 3) специфические возможности права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами; 4) характер отношений с обществом, классами, нацией; 5) состав, структуру и функции государственного аппарата. Давая развернутую характеристику государства, не следует забывать о его классовом характере, который проявляется в следующем; во-первых, государство охраняет интересы господствующих социальных групп (классов), во-вторых, оно координирует реализацию интересов всех социальных групп, классов, слоев в соответствии с коренными интересами господствующей социальной группы (класса). Государство как основной элемент политической системы общества характеризуют такие специфические признаки или основные сущностные черты: 1) наличие публичной власти, т.е. особой группы людей, занимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат. Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внутреннюю структуру: < органы государственного управления (исполнительные, законодательные, распорядительные; высшие, центральные, местные; органы общей компетенции и специальные (отраслевые)); < правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т.д. (при диктаторском режиме — органы подавления, боевые отряды реакции и т.п.) и < контрольные органы, осуществляющие конституционный контроль, экономический, финансовый и т.д. 2) взимание налогов с населения, необходимых для содержания государственного аппарата и формирования общенационального бюджета; 3) территориальное деление подданных взамен деления по кровнородственному признаку. Государство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господствующей социальной группы, прежде всего, в границах данной территории; 4) определенная система права, с помощью которой государство охраняет собственность господствующей социальной группы. Государство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость. 5) суверенитет государства, который следует рассматривать как внутренний и как внешний.Внутренний суверенитетпроявляется в верховенстве и неделимости политической власти. Внешний суверенитет предполагает независимость и территориальную целостность государства на международной арене. Обладая всей полнотой власти в обществе, государство занимает ведущее место в политической жизни. В этом смысле необходимо обратить внимание на свойства, которые выделяют его среди элементов политической организации как основной институт политической системы общества: < монополия на принудительную власть в отношении населения; < универсальность организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех ее граждан; < олицетворение публичной власти и подчинение себе всех проявлений иных общественных властей властными методами, вплоть до принуждения; < правовое регулирование общественных отношений и придание своим велениям общеобязательного смысла; < наличие специального профессионального аппарата, выполняющего основной объем управления делами общества и распоряжающегося его ресурсами; < обладание суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения; < наличие права и возможности осуществлять внешнюю и внутреннюю политику от имени всего общества; < а также наличие подданства (гражданства) для граждан, необходимость которого приобретает правовой характер. Отсутствие принадлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеобщей декларацией прав человека как ненормальное явление. Будучи надстроечным элементом, государство, тем не менее, обладает относительной самостоятельностью по отношению к своим экономическим основам. Это проявляется в следующем: государство может самостоятельно воздействовать на основные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на экономику (государственное планирование); возрастание роли государственного аппарата ведет к расширению функций государства; а увеличение численности государственного аппарата приводит к усилению корпоративности, ощущению независимости от общества; расширение экономических и социальных функций государства выражается в сращивании звеньев государственного аппарата с монополистической верхушкой; и, наконец, относительную самостоятельность имеет его военно-бюрократическая машина, что особенно ярко проявляется в связи с чрезвычайными ситуациями и характерно для переходных периодов, имеющих кризисный характер. Типология государств
Пройдя длительную историю своего развития, государство видоизменялось, приобретало новые черты, утрачивало старые в соответствии с конкретно-историческими условиями своего существования. Поэтому, кроме общетеоретических вопросов, при анализе конкретного государства необходимо определять его тип и форму. Тип государства определяется тем, какой социальной группе (классу) оно служит, т.е., в конечном счете, тип государства зависит от характера господствующего способа производства и соотносится с типом общественно-экономической формации. Исторически известны следующие типы государства: рабовладельческое (в двух его разновидностях: античное и азиатское); феодальное, буржуазное, социалистическое. Все они отличаются различным уровнем развития экономических основ и соответственно развитостью политических структур в целом и государственных организаций и учреждений в частности. В то же время на этапе перехода от одной общественно-экономической формации к другой существовали и существуют государства смешанного типа (от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму), которые предполагают одновременное существование элементов государства различных типов. Это государства исторически переходного типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старого государственного аппарата и постепенное создание нового типа государства. От типа государства принято отличать его форму, которая характеризуется совокупностью способов и методов осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит государственная власть. Форма государства определяется, формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима. Форма правления — организация власти, характеризуемая ее формальным источником, определяемая законодательным путем, а также порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. В соответствии с этим традиционно выделяются: < монархия (абсолютная и конституционная); < республика (парламентская, президентская, теократическая, смешанная и т.д.). Однако следует помнить, что понятие республика может распространяться на государства противоположного типа. Возможно деление форм правления и следующим образом: монархия, аристократия, демократия. Форма государственного устройства определяет территориальное устройство государства, а также распределение функций между различными органами, внутреннюю структуру и динамику государственных институтов и характер взаимоотношений между его частями и государством в целом. Государства подразделяются на: < унитарное — простое, единое государственное образование; < федерация — союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, имеющих наряду с собственными конституциями, законодательствами, правительствами, общесоюзную конституцию, законодательство, правительство, регламентирующие взаимоотношения на общей территории, жизнедеятельность всех составных частей; < конфедерация — союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий (обычно внешнеполитических или военных). Это государственно-правовое объединение. Политический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности. Выделяют следующие основные типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Детальному и всестороннему анализу политических режимов посвящена отдельная глава. Кроме того, следует учитывать, что форма государства зависит от множества других факторов. Среди наиболее важных можно назвать следующие: соотношение классовых сил внутри государства; влияние внешних условий; исторический субстрат (т.е. совокупность унаследованных от прошлого государственных институтов, обычаев, традиций); геополитические условия; влияние личности выдающихся государственных деятелей. Таким образом, характеристика конкретного государства предполагает указание его типа и формы, что и определяет специфику его деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.011 с.) |