Специфика социально-политических воззрений в эпоху феодализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика социально-политических воззрений в эпоху феодализма



 

Особенностью социально-политической мысли эпохи феодализма является исключительно сильное влияние на нее христианской религии и, прежде всего, римско-католической церкви. Соответственно и важнейшей политической проблемой того времени оказалось соотношение духовной (церковь) и светской (государство) власти. Независимо от конкретного решения этого вопроса, многие мыслители исходили из того, что всякая власть от бога.

Один из самых авторитетных "отцов церкви" Августин Блаженный доказывает наличие двух царей ("двух градов") — божьего и земного. Земное, т.е. человеческое общество — это фактически общество, где господствует зло. Поэтому спасение людей состоит в приобщении к "божьему царству", высшим выражением которого есть церковь. Общественные изменения в этом мире невозможны, т.к. все зависит от божественного предопределения.

Средневековые мыслители в большинстве своем фактически развивали и уточняли эти идеи Августина.

Фома Аквинский, (Аквинат) (1226–1274 гг.) взяв у Аристотеля всю схоластику, подкрепив ее идеями Августина, считает, что светской власти принадлежат только тела людей, а их души — богу, церкви и Папе Римскому, которым должны подчиняться все, в том числе и монархи. В работе «Сумма теологии» Фома Аквинский раскрыл иерархию правовых норм. На вершине системы права — «вечный закон» — это божественное провидение, которое руководит всем миром и в целостности недоступно человеческому познанию. На его основе человек вырабатывает естественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует также человеческий закон, который признается людьми по их собственной воле. Человек может только признать, насколько тот или иной закон соответствует естественному закону. Существующее общественное устройство с его классовым неравенством и эксплуатацией предопределено богом и поэтому не может быть изменено. Он утверждал, что, насколько бог выше человека, настолько и духовная власть выше власти земного государя.

Близок по своим взглядам к Фоме Аквинскому и Геласий, основатель теории "двух мечей". Обладая двумя мечами (властями), папа один меч (высшую духовную власть) оставляет себе, а второй (низшую светскую власть) — передает королю. Поэтому король должен подчиняться папе.

Тенденция доказать верховенство церковной власти над светской получила и определенное практическое выражение. Это проявилось, прежде всего, в коронации верховных монархов Папой Римским, в попытках построить мощное папское государство в Италии, в результате чего и был создан Ватикан как самостоятельное и независимое в международном плане государство во главе с Папой Римским.

Иначе решал эту проблему Бернар Клевронский. Он считал, что светская власть передается непосредственно королю, минуя Папу. Поэтому король подчиняется только богу.

Эпоха феодализма связана не только с развитием религиозной социально-политической мысли. Она богата и представителями других воззрений. И здесь, прежде всего, необходимо назвать Роджера Бэкона, Сигера Брабантского, Пьетро Помпонацци, Эразма Роттердамского, Мишеля де Монтеня.

Роджер Бэкон отстаивал идею необходимости практической проверки истинности знания, получения знания опытным путем. И хотя он занимался преимущественно проблемами естествознания, важное значение для социальной мысли имела идея о естественном (природном) происхождении государства, в противовес божественной теории томизма.

Сигер Брабантский, будучи материалистом-атеистом, признавал вечность и несотворимость мира, возвеличивал роль человеческого интеллекта и отвергал теорию божественного происхождения государства.

Пъетро Помпонацци, отвергая бессмертие души, называл церковь инструментом, придуманным законодателем, чтобы удержать в узде народ.

Эразм Роттердамский, критикуя феодальное общество, распространяя идеи просвещения, отстаивал идеи естественного происхождения и существования государства. Будучи убежденным противником завоевательных войн, Эразм написал работу в защиту мирных отношений между народами — "Жалоба Мира". Он связывает заинтересованность в войне с интересами "тирании знати", противопоставляя ее жаждущим мира простым людям.

Мишель де Монтень, придерживаясь внутренне противоречивых взглядов (признавал существование бога, отрицал бессмертие души), выступал против революций и социальных потрясений, отстаивал соблюдение законов, считал, что объективное развитие всегда требует от человека изменения социальной действительности. Выступал против ханжества религиозной морали, сочувствовал простым трудящимся. Монтень в "Опытах" идеализировал первобытно-общинные порядки туземцев Нового Света за отсутствие у них тюрем, судов, полиции, за их мужество, открытость и честность. Выступая против схоластики, он отвергал феодально-сословную иерархию, религиозный гнет и отстаивал право личности иметь свои собственные суждения.

Политические учения в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVI — первой половины XIX вв.

 

Эпоха Возрождения характеризуется разложением феодализма и становлением капиталистических общественных отношений, ростом городов, развитием науки, расширением торговли, подъемом искусства, совершенствованием техники, распространением гуманизма. На этом конкретно-историческом фоне и происходит дальнейшее развитие социально-политической мысли. Можно говорить о качественно новом этапе ее развития. Классиком политической мысли эпохи Возрождения по праву считается Н.Макиавелли, которыйодним из первых употребил термин «государство» – stato (лат.). С этого времени термин «государство» входит в европейские языки, а затем и в языки других народов.

В своей работе "Государь" и др. он сформулировал светскую (нерелигиозную) концепцию государства, возникновение которого связывал с необходимостью обуздания эгоистической натуры человека. Принципы, на основе которых функционирует государство, определяются не божественным откровением, а природой человека, его разумом и опытом. Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализирует политику не с позиций «должного», а с позиций «сущего», т.е. с позиций «действительной правды вещей». Лучшей формой правления он считал республику. Однако итальянская действительность того времени (на территории Италии существовало пять самостоятельных государств), по его мнению, с необходимостью требовала установления единовластия. Впоследствии этот гениальный вывод будет подтвержден многократно на опыте: ранняя буржуазная государственность возможна только при единовластии, что затем создает основы перехода к республике.

Политику Макиавелли считает опытной наукой, в основе которой лежит выгода и сила. Право также основано на силе, и тем самым политика освобождается от морали. Для достижения своих целей государь может использовать любые средства, в том числе и аморальные: подкуп, убийства, насилие, обман, предательство и т.д. В более позднее время такая политика получила название "макиавеллизм", т.е. использование любых средств для достижения своих политических целей (цель оправдывает средства). Не следует, однако, думать, что Макиавелли изобрел этот принцип, он просто возвел его в идеал.

Дальнейшее развитие политической мысли в Западной Европе происходит на фоне буржуазных революций XVI — первой половины XIX вв., что и определяет ее особенности и сущность. Основными идеями, развитыми политической наукой этого времени, являются теория "общественного договора" и идея "естественных прав человека". Существенный вклад в их разработки внесли Томас Гоббс, Гуго Гроций, Бенедикт (Барух) Спиноза.

Одним из первых разработчиков данных теорий следует назвать Томаса Гоббса. Он обосновал возникновение государственной власти необходимостью упорядочения "естественного состояния" людей, в котором отношения между ними представлялись как "война всех против всех". В трактате "Левиафан" он называл государство естественным, а не божественным установлением и сравнивал его с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком"), способным обуздать темные инстинкты людей и расчистить путь законам разума. Государство обязательно предполагает отношения "господства-подчинения" и учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии, которая должна защищать права человека и разрешать подданным делать все, что не запрещено законом, т.е. выступал за гарантирование определенных прав и свобод.

Гуго Гроций определял государство как добровольный союз свободных людей, заключенный ради общей пользы и защиты частной собственности. Он впервые обратился к исследованию правовых начал в международной жизни, что дало основание считать его "отцом международного права". Значительная заслуга принадлежит ему в разработке проблем войны и мира. Считая войны закономерным следствием "естественного права", он делил их на справедливые и несправедливые. По его мнению, инициаторы захватнических войн должны нести ответственность за последствия военных действий перед международным сообществом, а международные отношения необходимо строить на принципах равенства и сотрудничества, что возможно при установлении международного права.

Определенный интерес для политической науки представляют и взгляды Бенедикта Спинозы. Будучи сторонником демократии, он считал, что только она сможет обеспечить свободу, равенство, достижение общего блага, обусловит разумность законов и поддержку их всеми подданными. Возникновение государства вызвано необходимостью упорядочить противоречия между страстями и разумом человека, что достигается заключением "общественного договора". Поэтому народ вправе свергнуть насильственные формы правления и установить порядки, обеспечивающие общее благополучие и свободу.

Дальнейшее развитие политические идеи получили в трудах мыслителей эпохи Просвещения.

Джон Локк выступил в определенной степени оппонентом Т.Гоббса. Признавая идею "общественного договора", он иначе подошел к пониманию "естественного состояния людей". По его мнению, до возникновения государства люди живут в "естественном состоянии", где господствует равноправие. С появлением нарушений этого равноправия люди вынуждены создавать специальные органы для разрешения возникающих споров. Именно для защиты равноправия, свобод, прав личности люди и договариваются о создании государства. Невыполнение этих задач государством (правительством) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление или даже на его замену. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и реализации гражданских интересов.

Бесспорной заслугой Локка является выдвижение и обоснование им необходимости разделения власти в государстве между различными его органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Кроме абсолютизма он допускал различные формы государства, не отдавая предпочтение ни одной из них. Главное для государства — это следование законам, никто и ничто в государстве не может находиться вне их подчинения. "Там, где нет законов, там нет и свободы", — такая позиция мыслителя предвосхищает создание правового государства, а распространяемые им идеи социального компромисса, интегрированные впоследствии в доктрину раннебуржуазного либерализма, позволили назвать его основателем данного направления.

Шарль Луи Монтескье был одним из основателей географического направления в социологии, считая, что сущность государства зависит не только от формы правления, но и от ряда географических факторов: почвы, климата, рельефа, территории и т.д. Формы правления он определяет вслед за Аристотелем по количеству властвующих: республика, монархия, деспотия — подвергая последнюю резкой критике. Выступая приверженцем идеи политической свободы, главную задачу государства он видел в обеспечении безопасности граждан, что может быть достигнуто лишь в правовом государстве. Поэтому Монтескье считал обязательным; разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную, которое должно быть закреплено конституционно. Федеративная власть берет на себя функции судебной власти в решение вопросов международной жизни. Кроме того, он призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Все эти идеи были зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. в период Великой французской революции и затем легли в основу Конституции Франции, США и других стран.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) был активным сторонником принципов равенства, свободы, частной собственности, хотя в их понимании далеко не всегда был последовательным. Равенство он признавал лишь в частном праве и выступал за ограничение бедных в политических правах, а под свободой понимал свободу слова, собственности, вероисповедания, печати, но в политике отстаивал жесткое, подчинение существующему порядку.

Вольтер был активным сторонником проведения, реформ сверху, выдвигал идею о необходимости компромисса с монархией, развивал идеи общественного прогресса. При этом он считал, что прогрессу мешает непросвещенность людей, а поэтому идеальным типом государства является просвещенная монархия во главе с королем. Жизнь в этом государстве должна регламентироваться конституцией. Однако наибольшую известность Вольтеру принесла его остроумная, едкая и беспощадная критика феодальных порядков, сословных привилегий, деспотизма государства, засилья католический церкви, судебного произвола, моральных устоев феодализма. Именно за эту критику и вольнодумство он дважды сидел в Бастилии и был вынужден долгое время жить за границей.

Идеи. Вольтера оказали влияние на формирование взглядов таких мыслителей, как Дидро, Гельвеции, Гольбах, Ламетри.

Значительное место среди французских просветителей, благодаря оригинальности своих взглядов, занимает Жан-Жак Руссо. В своих главных работах "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", и "Общественном договоре" он в поисках истоков государственности обращается к исследованию "естественного состояния" людей, к так называемой, по его мнению, "самой счастливой эпохе" в жизни людей, ибо тогда отсутствовало социальное неравенство и торжествовала свобода. Общественный договор, послуживший основой создания государства, стал основой, закрепляющей неравенство людей в интересах богатых. Понимая, что возвращение назад невозможно, Руссо предлагал для восстановления свободы и равенства заключить новый общественный договор, согласно которому государство представляет собой союз свободных индивидов или республику, где власть принадлежала бы народу. На основе этих идей Руссо разработал концепцию народного суверенитета. Он считал, что никакой парламент не может представлять народ, поэтому всякий закон должен быть принят народом, т.е. плебисцитом, а избранники народа должны заниматься только исполнением законов, перед которым все равны. В этом и состоит его главная заслуга.

Рассматривая проблему неравенства, Руссо считал, что оно может быть естественным, т.е. предполагающим природные, умственные и физические различия, и социальным — устанавливаемым самими людьми. Если первый вид неравенства будет существовать всегда, то социальное неравенство надо стремиться ликвидировать. И главное место, по его мнению, здесь принадлежит не ликвидации, а лишь ограничению частной собственности как основы интересов различных социальных групп. При этом мелкую частную собственность, основанную на индивидуальном труде, он считал основой существования общества.

Руссо отрицал принцип разделения властей и считал, что верховная власть неделима, законы, принятые ею, имеют всеобщее значение. Исполнительная власть может быть сменяема. Лучшая форма правления — выборная аристократия. Сама по себе форма правления определяется климатом, плотностью населения, размерами страны. Поэтому целесообразными будут: монархия — для больших государств; аристократия — для средних; демократия — для небольших. Важное значение для упрочения государства имеет "гражданская религия", которой отводится функция духовного единения общества.

Критика социального неравенства и развитие идеи народовластия в трудах Руссо оказали значительное влияние на пробуждение революционного сознания во Франции и нашли свое выражение в деятельности якобинцев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.019 с.)