Сущность политики как общественного явления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность политики как общественного явления



 

В современном развитом обществе практически невозможно найти явления и процессы, абсолютно «свободные» от политики. Поэтому важное значение приобретает определение ее сущности, раскрытие закономерностей развития, связей и отношений с другими сферами функционирования общества.

Термин политика в переводе с греческого, как уже отмечалось, означает искусство управления государством, государственные или общественные дела. Однако этимология этого слова не раскрывает его сущности. В действительности в наше время можно говорить о политике в широком смысле слова как общественном явлении и в узком — как теоретическом обосновании реальной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным является понимание политики как общественного явления.

Приступая к рассмотрению любой науки, обычно начинают с ее основополагающих понятий. Так, если для философии это материя и сознание, для политической экономии — способ производства, то для политологии таковыми являются политика и власть. Определение основополагающих понятий представляет определенную трудность, т.к. их нельзя определить через другие понятия данной науки. Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны общественной жизни, но не сводится ни к одной из них. Политика представляет многоплановое явление и в той или иной степени включает в себя, прежде всего, регулирование отношений между большими социальными группами, возникающими на базе экономических и политических интересов, основу взаимоотношений которых составляет борьба за власть, за ее завоевание, удержание и укрепление; управление делами государства, определяя формы, задачи, методы, содержание его деятельности; действия социальных групп, интересы которых претворяют в жизнь политические организации, учреждения, институты, вовлекая в политику миллионы людей, а также международный политический процесс в целом.

При анализе политики как общественного явления традиционно выделяют три основных подхода:

1. Политика как деятельность — это политика, проводимая в том или ином направлении (в области социального обеспечения, в международных отношениях)

2. Политика как наука — включает в себя, прежде всего, теоретические разработки, различного рода политические доктрины, методологические основы политики. Главная задача политики как науки — прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач государственной политики.

3. Политика как искусство сводится к искусству управления, искусству осуществления власти, искусству проведения в жизнь интересов данной общественной группы, искусству завоевания власти и ее удержания, выбору средств и методов достижения цели наименьшими затратами.

Политика как деятельность

 

Существует множество определений политики. Политика — это царское искусство управлять людьми (Платон); выражение разума (Гегель); цепь компромиссов (А.А.Богданов); наука государственного управления (В.Даль); устройство государственной власти, концентрированное выражение экономики (В.И.Ленин). Какое бы из определений мы ни взяли, главное внимание при данном подходе уделяется рассмотрению деятельности социальных субъектов по отношению к политической власти. Именно поэтому выяснение сущности политики находит свое выражение главным образом в отношениях к государственной власти. А власть — это способность и возможность навязывать свою волю другим и управлять их действиями в своих интересах. Властью могут обладать субъекты политики: личности, политические организации и т.д. Борьба за власть является определяющим признаком политической сферы общественной жизни. Нет политики без власти, а власти без политики. Тот, кто обладает властью, тот и играет решающую роль в политике. Отсюда можно сформулировать основной закон политики — это отношение субъектов политики (масс, классов, партий) к власти определяется их социально-экономическими и политическими интересами. Конкретное выражение этого закона находится в тесной связи с типом политической системы, а точнее с типом и формой государства.

Такой подход к пониманию политики позволяет определить ее структуру:

< объектом политики является власть, властные отношения выступают содержанием политики;

< субъективная основа политики связана с деятельностью ее субъектов и реальных носителей власти;

< объективная основа политики заложена в отношениях ее субъектов к собственности;

< способы и методы осуществления власти в обществе, т.е. политический режим.

Политика в своей сути является концентрированным выражением, прежде всего, интересов господствующих социальных групп. Но этот момент нельзя абсолютизировать. Специфика формирования политики состоит как раз в том, что она требует учета отношений всех социальных групп и слоев к государству, к власти. В этом проявляется момент относительности в политике. Поэтому разработка долгосрочных прогнозов в политике сопровождается значительными трудностями, зачастую субъективного характера, и может иметь совершенно непредсказуемые результаты.

Правящие классы, разрабатывая внутреннюю и внешнюю политику, в определенной степени обязаны и вынуждены учитывать интересы и потребности всех социальных групп и слоев общества. Это связано, прежде всего, с тем, что для удержания власти всегда необходима общественная поддержка. Именно этот момент «соучастия во власти» является основой стабильности данного типа политической системы. Политика, кроме выражения классовых интересов, призвана обеспечить и гражданское согласие в обществе. Эта особенность особенно ярко проявляется в создании коалиционных правительств, фиксировании в законодательстве любого государства различного рода прав и гарантий всех социальных слоев. Для защиты общенациональных интересов возможен и союз (политический, военный и т.д.) с другими государствами.

Важное значение для выяснения сущности действия основного закона политики имеет и определение механизма формирования политики.

Рассматривая политику в единстве всех ее сторон, следует подчеркнуть, что политическое сознание по существу своему есть условие, предпосылка формирования политических отношений. Специфика этих отношений состоит в том, что они, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей, а затем воплощаются в практической деятельности классов и других социальных групп, оформляются и закрепляются в системе политических учреждений и организаций, через которые господствующие слои претворяют в жизнь свои задачи и цели.

Исходя из этого, можно представить механизм формирования политики следующим образом: — экономическое положение субъекта политики, — его потребности, т.е. экономические интересы, — политические интересы (побудительный мотив), — политическая деятельность (политика).

Усложнение социальной жизни, осознание классами своих экономических и политических интересов ведут к формированию политических идей, теорий. А затем, на их основе создаются соответствующие им организации и учреждения, посредством которых осуществляется политическая деятельность.

Таким образом, экономические интересы субъектов политики являются базовой причиной политических действий, можно сказать — движущей силой политики. Кроме экономических: интересов на формирование политики влияют: уровень сознательности и организованности этого социального субъекта; наличие собственной политической партии; уровень политической культуры; взаимоотношение классовых и других социальных сил внутри страны и на международной арене и т.д.

Для всесторонней и полной характеристики действия основного закона политики всегда необходимо выяснять социальный характер политики, который определяется на основе политико-правовой и моральной оценок конкретно-исторических целей субъектов политики, их практических действий. Исходя из этого, можно выделить следующие разновидности политики: агрессивная — освободительная; гуманная — антигуманная; справедливая — несправедливая; реакционная — демократическая. При этом всегда важно учитывать, что именно власть определяет пути, средства, методы достижения субъектом политики своих целей. Тем самым вполне допустимо говорить о социальной сущности власти.

Завершая рассмотрение политики как деятельности, необходимо выделить ее характерные черты (признаки).

1. Политика как деятельность по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти всегда связана с существованием и функционированием государства. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с проблемой власти (К.Маркс).

2. Особо следует отметить активный, целенаправленный хар ак тер данного специфического вида деятельности людей. Любая политика — это всегда деятельность людей, направленная на решение определенных социально-исторических задач. Однако уровень осознания задач и целей политики может быть разным.

3. Политика должна иметь в качестве основы научно обоснованную теорию, а для ее успешной практической реализации необходимо умелое политическое руководство.

4. Политика, затрагивая экономические и политические интересы и цели, выступает как важнейший регулятор отношений между классами, нациями, другими социальными группами и всегда направлена на реализацию, прежде всего, классовых интересов.

5. Политика и субъекты политики всегда функционируют в рамках определенной политической идеологии, которая ориентирует политику, определяет ее цели, стратегию, тактику, конкретные задачи и средства.

6. Политика, являясь выражением интересов одной (господствующей) социальной группы (класса), с необходимостью включает в себя политическую деятельность других социальных групп (классов) и развивается с учетом их социальных (классовых) интересов.

7. Политика является активным фактором преобразования социальной действительности. Она оказывается наделенной мощным потенциалом преобразования общественных отношений и институтов в интересах различных социальных групп.

По предмету, направленности и сфере деятельности различают внутреннюю, внешнюю, мировую политику. Также выделяют экономическую, социальную, национальную, культурную, демографическую, идеологическую политику и т.д.

Политика как тот или иной вид деятельности для своего успешного осуществления нуждается в научном обосновании.

На основе приведенного анализа можно дать следующее определение политики.

Политика —это целенаправленная, идеологически осознанная деятельность субъектов политики, направленная на завоевание, упрочение, удержание политической власти в своих интересах, которая определяется отношением между различными социальными субъектами (классами, нациями, государствами, системами государств, политическими партиями).

Политика как наука

 

Несмотря на то, что политика возникла вместе с возникновением классов, однако наукой в подлинном смысле этого слова она стала значительно позднее, когда человек научился познавать общественные законы и поступать уже в соответствии с ними.

Чтобы политика стала наукой, необходимо выполнение следующих условий:

1. Должны быть познаны законы общественного развития и превращены в руководство практическими действиями.

2. Необходимо наличие ведущей социальной силы, способной руководствоваться объективными законами в своей практической деятельности.

3. Утверждение идеологии, закрепляющей в сознании людей ценности и идеалы, положенные в основу политической деятельности ведущей социальной силы.

4. Наличие собственной политической организации (партии, государства) у ведущей социальной силы для осуществления политического руководства.

Однако следует учитывать, что эти условия всего лишь возможность, которую надо превратить в действительность. Политика становится наукой в той мере, в какой наука пронизывает политическую деятельность.

Генетически возникновение научной теории предшествует политике, разрабатывает ее основы. А собственно политическая деятельность реализуется на основе научно разработанной теории.

Любая теория (марксистско-ленинская или буржуазная) интернациональна, всеобща по своему содержанию, по своей сути для всех стран и народов, выражающих ту или иную идеологию.

Так, например, замкнуть теорию марксизма в «национальные» рамки одной страны невозможно, т.к. она дает общую теорию революционного переустройства общества и обогащается и развивается за счет опыта различных стран. Не может быть она и «наднациональной». Она по своему глубинному содержанию, принципам и целям — интернациональна, а по форме — национальна, т.к. политическая борьба ведется, прежде всего, за разрешение социально-классовых противоречий в национальных границах государств. При проведении национальной политики необходимо учитывать ее интернациональное содержание.

Овладение диалектикой теории и политики является решающим условием успешной реализации политики в конкретных исторических условиях. Недооценка теории, нигилистическое отношение к ней в конечном итоге могут сбить с правильного политического курса и привести к тяжелым негативным последствиям и ошибкам в политике, в конкретных решениях тех или иных проблем. Теория сама по себе не может изменить мир, но она может указать пути и ориентиры его изменения. Отступление от диалектической взаимосвязи теории и политики ведет еще к одной опасности — к вере во всесилие и всемогущество последней. В результате создается возможность для появления мнения, будто политика может все или почти все. Подобного рода суждения носят на звание «импровизированной политики». По существу все проявления субъективизма и волюнтаризма на любом уровне руководства и есть не что иное, как импровизация в политике, зачастую при словесном признании политической теории. Не менее опасна и другая крайность — переоценка теории, ее абсолютизация. Теория не может знать все наперед, даже коллективная мысль не может предугадать все детали будущих событий. Вполне актуально замечание о том, что «из сегодняшнего дня многое может казаться смутным, другое же вообще становится ясным только после ввязывания в серьезный бой» (Ленин В.И. Поли. собр. соч. — Т.45, С.381). Только на основе научной теории, научного объяснения мира может быть выработана и проводиться в жизнь политика. Если теория раскрывает перед политикой поле действий, то без политики она не дойдет до масс, не станет материальной силой.

В результате уяснения сущности политики как науки необходимо рассмотреть хотя бы важнейшие принципы научной политики.

< любая политика должна иметь четко сформулированные теоретические основы и в политической деятельности строго следовать этим основам, неукоснительно проводить в жизнь свои принципы и вести борьбу за их полную реализацию;

< политика должна быть гибкой, отличаться умением находить политические компромиссы с учетом изменчивости политической ситуации;

< важно открытое и честное признание своей политической ошибки, учет ее последствий и умение вовремя исправить последствия этой ошибки;

< в политической деятельности существенное значение имеет умение и стремление перенимать опыт у более опытного и сильного, в том числе и идейного противника;

< любая политика в своей основе всегда должна быть направлена на защиту определенных социальных, классовых интересов, это «реальное классовое содержание» всегда должно быть четко определено;

< в политике важнейшее значение имеет приоритет решения общих вопросов перед частными, иначе частные вопросы будут постоянно мешать решению наиболее общих проблем;

< научная политика всегда с необходимостью предполагает соответствие форм, методов и средств осуществления и проведения политики ее целям, задачам, характеру и направлению;

< неизменным в политической деятельности должно оставаться отношение к теории не как к догме, а как к руководству к действию, в том числе и к действию политическому.

Критерием научности политики является соответствие политической линии (государства или партии) объективным законам общественного развития. Из научно обоснованной политики с необходимостью, с неизбежностью ошибки не вытекают. Правда, они и не исключаются абсолютно по причине сильной зависимости политики от всего того, что называется искусством политического руководства. К тому же одна и та же политика (научная теория политики) может быть выражена в разных политических решениях, содержание которых будет во многом зависеть от усмотрения лиц, правомочных это решение принять. Политика как наука и политика как искусство предстают в качестве органической целостности, единства знания с умением применять его в деле.

Политика как искусство

 

Как бы правильно ни была намечена политическая линия, ее успешное осуществление зависит от того, как она будет проведена в жизнь, т.е. от искусства политического руководства.

В содержание политического руководства (т.е. политики как искусства) включается:

< умение работать с людьми, прислушиваться к голосу масс;

< способность увидеть совместимость субъекта и объекта политики;

< разработка и творческое проведение в жизнь научно обоснованной политики с определением ближайших и перспективных целей;

< определение форм, методов, средств политической деятельности, с помощью которых намеченные цели могут быть достигнуты оптимальным образом;

< умение разбираться во всех сложных оттенках человеческого поведения;

< видеть за отклонением поведения от заданного состояния противоречие, ставшее источником этого отклонения;

< регулирование и направление деятельности государственных и общественных организаций и институтов;

< умелый, творческий, критический подход к подбору, расстановке и воспитанию кадров, способных выполнить намеченные цели и задачи;

< умение делать выводы не только из успехов и побед, но и из неудач и поражений.

Возрастающая сложность общественных задач требует повышения уровня и, главное, качества образования и культуры людей, создания действенного кадрового резерва и надлежащего контроля за их работой. Но даже взятые в совокупности рассмотренные принципы политического руководства не могут служить гарантом неизбежного успеха во всех случаях и обстоятельствах жизни. В политике, где дело идет иногда о крайне сложных взаимоотношениях, всегда необходимо учитывать изменение ситуации, делать выводы и принимать решения, исходя из сложившихся обстоятельств, с учетом тех принципов, которые перечислены выше.

В связке «наука-искусство» по отношению к политике, главное значение все-таки остается за наукой. И чтобы избежать ошибок и неудач, необходимо тщательно изучать объективные, закономерные процессы, лежащие в основе политики. А для избегания ошибок всегда надо не только помнить, что политика — это искусство руководства массами, но и овладеть этим искусством. Достичь этого возможно двумя способами: или на собственном опыте, или изучая и обобщая опыт других. Первый путь сложен и непродуктивен, т.к. нет смысла повторять уже известные в истории ошибки, что очень дорого обходится человечеству. Поэтому предпочтительнее второй путь. Но здесь возникает одна сложная проблема. Изучение опыта других плодотворно только при его творческом, критическом анализе. Только в этом случае можно будет говорить о поступательном движении общественного прогресса. Давая всестороннюю характеристику политике, следует помнить, что она имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий (В.И.Ленин). Это значит, что политические процессы и отношения подчиняются определенным объективным закономерностям.

Закономерности политики

 

Среди закономерностей политики можно выделить следующие основные группы: 1) закономерности, выражающие существенные, необходимые и устойчивые связи между политикой и другими общественными явлениями; 2) внутренние закономерности функционирования и развития политики как целого, относительно самостоятельного общественного явления, 3) закономерности функционирования и развития политики в различных системах.

Наиболее существенной особенностью первой группы закономерностей является их общесоциологический характер. Они охватывают все сферы жизнедеятельности общества, раскрывая механизм взаимодействия с политикой.

Центральное место здесь занимает главная закономерность — взаимодействие экономики и политики. При этом следует помнить, что политика как надстроечное явление будет производным, а экономика — ее материальной основой. Связующим звеном между этими двумя сферами выступают социальные группы, прежде всего, классы, через реализацию своих интересов. Экономическое положение социальной группы составляет социально-экономическую основу политики, которая обусловлена экономическими интересами социальной группы. Именно поэтому сознательное использование экономических законов служит важной гарантией успешной политики.

Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должны основываться на определенном уровне экономических преобразований. Без изменения формы собственности или способа производства нельзя говорить об изменении сущности политики, политической власти. В этом плане нет ничего удивительного в том, что современные политические реформы не приводят к желаемому результату. Без преобразований в области экономики, без создания нового экономического базиса невозможно построить новый тип политической системы общества.

Однако всегда следует помнить, что взаимосвязь экономики и политики имеет сложный характер. Политика, как и любое другое надстроечное явление, обладая относительной самостоятельностью, может активно влиять на экономику, что проявляется следующим образом. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т. е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное на правление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения высших органов власти). Это так называемая экономическая политика государства, которая в данном случае будет способствовать социальному прогрессу. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию.

Незнание экономических законов или сознательный отказ от их учета в разработке политического курса приводит к серьезным политическим просчетам. Так, например, многие политические решения по вопросам развития экономики социализма имели далеко идущие негативные последствия. Это и ускоренная коллективизация в нашей стране, и «культурная революция» в Китае и др.

Политический подход к решению экономических проблем не означает политизации экономики. Он предполагает анализ, оценку и прогнозирование развития экономики с точки зрения интересов определенной социальной группы, а также предусматривает высшую степень гражданской ответственности за решение экономических вопросов. Развитие современного общества еще раз подтвердило истинность такого понимания взаимодействия экономики и политики. Любая политика должна быть экономически обусловлена. Но и развитие экономики в определенной степени нуждается в политическом обосновании. Однако, несмотря на взаимную обусловленность, всегда необходимо учитывать, что экономика без политики может развиваться (быстрее или медленнее), т.е. развитие экономики без политической направленности объективно возможно. А вот политика, не имеющая в своей основе экономического обоснования, обречена на провал. Таким образом, любая политическая власть должна быть экономически обоснована и подкреплена соответствующими экономическими мерами.

Следует избегать крайностей в оценке взаимодействия экономики и политики. Недооценка роли политики зачастую ведет к усилению стихийности, к пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся экономика» при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики, вера в ее всесилие проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом.

Раскрывая сущность связей политики с другими нормами общественного сознания, следует подчеркнуть, что их взаимодействие осуществляется в основном через политическую идеологию.

Прежде всего, здесь следует остановиться непосредственно на взаимосвязи политики и идеологии. Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в конкретной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые эти цели будут достигнуты. Она позволяет осознать классовые отношения в обществе, обосновать сущность политики. А политика всегда выступает средством идеологического воспитания.

Социальная группа, класс, обладающий властью, имеет преимущества в формировании идей и пропаганде своих ценностей и идеалов. Господствующий класс обладает средствами пропаганды, имеет в своем распоряжении многочисленную армию идеологических работников. Более того, он имеет средства (вплоть до насильственных) препятствовать пропаганде инакомыслия. Имея столь солидную материальную базу, он формирует мировоззрение людей в нужном ему направлении, контролирует систему подготовки и воспитания подрастающего поколения, насаждает свои взгляды и идеалы как выражение общечеловеческих ценностей. Таким образом, политика всегда имеет определенную идеологическую обоснованность.

Важное место среди закономерностей этой группы занимает взаимосвязь политики и культуры. Значение культуры состоит, прежде всего, в формировании наших представлений о мире и способов поведения человека на основе накопленных ранее ценностей. В свою очередь политическая культура общества зависит не только от политики, политических действий социальных субъектов, но и от уровня развития культуры общества в целом. Различные политические системы имеют и различные типы политической культуры. Определенные сложившиеся традиции в обществе (в том числе и в сфере политики) накладывают отпечаток и на форму масти и на тип политического режима.

В тесной зависимости находятся между собой политика и мораль. Мораль как форма общественного сознания выступает регулятором поведения людей во всех сферах жизни. Нормы морали опираются в первую очередь на общественное мнение и принимают форму безличного долженствования, они не имеют законодательного оформления (закрепления). Но любая мораль — это, прежде всего, сложившиеся, устоявшиеся в данном обществе нор мы поведения. А политика, политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Кроме того, любая социальная группа, класс в ходе своего развития разрабатывает и реализует на практике определенные нравственные нормы, которые отражают социальные ценности, реализуемые данной группой, классом. И зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей. Здесь можно говорить даже о том, что мораль господствующей социальной группы является господствующей моралью данной политической системы и служит для оправдания политики, проводимой в обществе. Что же касается морали других социальных групп, то она занимает подчиненное (в духовной области) положение и вынуждена согласовывать свои ценности и идеалы с господствующей в данном обществе моралью.

Следует обратить внимание и на взаимосвязь политики и искусства. Искусство как специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах, не может быть полностью свободным от данной действительности. И тем самым оно не может быть независимым от политики. Можно говорить об идейной направленности искусства, т. е. сознательном отстаивании в художественном творчестве интересов (ценностей) определенной социальной группы (класса). Здесь связь искусства и политики через идеологию будет тесной, прямой и непосредственной. Когда же речь идет о «независимом», «свободном» искусстве, его связь с политикой выступает в своеобразной форме. Уход от политики — это тоже политика. Провозглашение «свободного» от политики искусства на практике представляет собой протест против реальной политической действительности, стремление что-то изменить в обществе с помощью специфических средств. Касаясь так называемого «социального заказа» искусству, можно сказать, что любая политика всегда имеет не только официальную господствующую идеологию, но и «официальное искусство», которое оправдывает данную политику и в какой-то степени отражает наиболее актуальные проблемы данного общества.

В современных условиях все более важное значение приобретает взаимосвязь политики и религии. Религия — это определенная идеологическая система. Как и любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами.

Политические системы и режимы используют религию для достижения своих целей. Провозглашение религии государственной ставит всю политическую жизнь в зависимость от теологического осмысления и поклонения религиозным ценностям. Но даже если религия и не признается государственной, ее положение в обществе и влияние на политику зависит, прежде всего, от отношения к ней со стороны господствующей социальной группы. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках определенной политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность. Развитие общества дает немало примеров, когда религиозные конфликты становились основой политических столкновений. Кроме того, в современных условиях религиозные организации имеют возможность самостоятельно участвовать в политике. Хотя этот факт не рекламируется, но практически в каждом государстве в верховные органы власти входят священнослужители, а христианско-демократические партии на сегодняшний день — довольно влиятельная политическая сила. Таким образом, можно говорить о том, что политика органически взаимосвязана со всеми сферами жизнедеятельности общества.

Рассматривая вторую группу закономерностей политики, следует подчеркнуть, что политика предстает здесь как цельное, относительно самостоятельное явление.

Прежде всего, здесь необходимо остановиться на диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности внутренней и внешней политики. Являясь относительно самостоятельными областями политической деятельности, они, тем не менее, по своей сущности выражают интересы одной социальной группы. Вся внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность направлена на обеспечение господствующего положения этой социальной группы. Различие только в средствах, методах и ее направленности на различные объекты политики.

Важное значение имеет и раскрытие взаимодействия политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Невозможно рассматривать экономическую политику государства в отрыве от национальной, социальной, демографической, культурной политики. Возникающие проблемы, накопление нерешенных вопросов в одной сфере неизбежно усложняет развитие других сфер общества. Взаимообусловленность различных сфер жизнедеятельности общества настолько велика, что добиться успешного развития одной сферы при отставании (или даже кризисе) в другой сфере практически невозможно.

Следует обратить внимание и на такую закономерность политики, как обусловленность политических отношений определенным типом политической деятельности. Значим и такой момент — политические отношения детерминированы не только определенным экономическим базисом, но и уровнем развития политического сознания. Эта тесная взаимосвязь указывает на небывалую сложность политики как общественного явления.

И, наконец, третья группа закономерностей функционирования и развития политики в различных системах. Каждый тип политической системы имеет и свой специфический тип политических отношений. Это проявляется в функционировании в рамках каждой политической системы различных политических институтов и организаций или же их различных типов и форм. Так, например, при рабовладельческой и феодальной политических системах полностью отсутствует институт политических партий. Здесь можно говорить лишь о деятельности государства, да и то в раз личных его типах и формах. Политическая система капиталистического общества имеет столько разновидностей, что для их характеристики и сравнений надо учитывать не только тип и форму государства, но и тип партийной системы, политический режим и т.д. Сложной и многообразной будет характеристика социалистической политической системы. Кроме того, можно сравнивать государства, принадлежащие к разным типам политических систем, но имеющие одинаковый тип политического режима (или одинаковую партийную систему). Вполне понятно, что они будут иметь множество специфических закономерностей развития некоторые общие черты, а в целом представлять собой неповторимые образцы политики в различных системах.

 

ГЛАВА 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.047 с.)