Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи на поиск собственных чисел и векторов.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задача 3. Найти собственные числа и векторы линейного оператора, заданного матрицей: . Решение. Сначала построим харакреристическое уравнение, то есть отнимем по главной диагонали, и приравняем этот определитель к нулю. . Вычислим определитель, чтобы свести всё к уравнению. . Характеристические корни , . Теперь поочерёдно подставляем каждое конкретное из найденных , и формируем однородную систему. система: Здесь есть единственная информация: . Переменной в системе нет, но это значит, что она может принимать любое значение, она не влияет на систему уравнений. Распространённая ошибка в данном случае - думать, что если коэффициенты при нулевые, то . На самом деле является свободной неизвестной. Если вспомнить тему «ранг матрицы», то увидим, что базисный минор матрицы это минор 1-го порядка, и расположен именно во втором столбце (любая клетка размера 1 на 1), где есть число. Невырожденного минора 2-го порядка здесь нет. Таким образом, 1-я переменная свободная, и пусть даже 2-я через неё здесь не выражена, а просто равна 0, но всё равно свободной переменной мы можем присвоить любое значение, например 1. Итак, ФСР в данном случае (1,0), и именно это и является собственным вектором. Проверка: . Замечание. Любой вектор на этой прямой, то есть вида (с,0) тоже является собственным. система состоит из одного уравнения: . Ранг системы равен 1, а вот базисный минор можно выбрать как в 1-м так и во 2-м столбце, поэтому любую переменную можно считать свободной. Неважно, какую выразить через другую, всё равно одна и та же информация: или . Задавая одну, получаем вторую. Вектор (1,1). Проверка: . Действительно, мы нашли такой вектор, который при умножении на эту матрицу становится больше в 3 раза. Ответ. вектор (1,0), вектор (1,1).
Задача 4. Найти собственные числа и векторы для матрицы . Решение. . . Корни , то есть и 5. Ищем собственный вектор для каждого из этих чисел.
система состоит из двух одинаковых уравнений Одну переменную выразим через вторую . ФСР .
система состоит из пропорциональных уравнений Одну переменную выразим через вторую . ФСР . Ответ. вектор , вектор (1,1).
Проверка. , . Задача 5. Найти собственные числа и векторы для матрицы . Решение. Здесь хар. корень кратности 2: . Ищем собственные векторы.
Однородная система состоит всего лишь из одного уравнения . При этом формально свободная переменная, так как базисный минор 1-го порядка во втором столбце, а 1-й столбец тогда не базисный. То есть можно присваивать любое значение, например 1. Итак, собственный вектор (1,0). Двух линейно-независимых собственных векторов для этого оператора нет. Ответ. , собственный вектор (1,0). Замечание. Вообще, количество собственных векторов меньше или равно кратности корня. А если бы матрица изначально была то система уравнений получилась бы только из уравнений вида 0 = 0, то есть обе переменные свободные, ФСР было бы (1,0) и (0,1) и тогда собственные векторы - вся плоскость. Задача 6. Найти собственные числа и векторы . Решение. сводится к уравнению , корни которого . Найдём собственные векторы. . Вычтем 2 по диагонали, получим систему уравнений то есть . Из этих уравнений следует, что , про нет информации, это свободная переменная. ФСР: вектор (1,0,0).
. Вычтем 3 по диагонали, получим систему уравнений то есть . Из этих уравнений следует , ФСР: вектор (1,1,0). Базисный минор здесь во 2 и 3 столбцах, так что могло считаться свободной переменной.
. Вычтем 4 по диагонали, получим систему уравнений то есть . Базисный минор можно найти, например, в левом верхнем углу, тогда считаем свободной переменной и все остальные выразим именно через неё. Из 2-го , а затем из 1-го , то есть . ФСР: вектор (1,1,1). Ответ. Собст. число собст. вектор (1,0,0), собст. число собст. вектор (1,1,0) собст. число собст. вектор (1,1,1). Задача 7. Найти собственные числа и векторы Решение. разложим по 2-й строке: = что сводится к , первый корень и так виден и равен 1, у второго выражения найдём корни, например, через дискриминант, получаем 1 и 2. Итак, , корни 1,1,2, они же собственные числа. Два характеристических корня совпали (1 это корень кратности 2). Теперь ищем собственные векторы. . , если в такой системе уравнений вычесть из 3-го уравнения утроенное 1-е, то 3-е обнулится, и в итоге ранг системы равен 1. То есть мы видим, что в случае корня кратности 2, ранг понизился сразу на 2 пункта, здесь будет 2 свободных неизвестных. Итак, система из 1 уравнения с 3 неизвестными: . Тогда , свободные переменные поочерёдно принимают значение 1, ФСР из двух векторов: (1,0,2) (0,1,2).
. , при этом сразу замечаем, что из 2-го уравнения будет следовать , поэтому в остальных уравнениях его сразу не пишем. Однородная система: Ещё два уравнения в ней пропорциональны, так что в итоге, у нас есть такое общее решение: . ФСР вектор (1,0,3). Ответ. Кратный корень два вектора: (1,0,2) (0,1,2), Корень вектор (1,0,3). Проверка. , , . Задача 8. Доказать, что линейный оператор не имеет собственных векторов. Решение. . , действительных корней нет, то есть корни комплексные, они . Замечание. Если линейный оператор в 3-мерном пространстве, то характеристический многочлен 3 степени, и в том случае есть по крайней мере хотя бы один действительный корень.
Задача 9. Доказать, что для оператора поворота в общем случае нет собственных векторов, и найти такие углы , при которых собственные векторы есть. Решение. , , , получили многочлен вида , где . . так как . Лишь для углов 0 и получается D = 0, и тогда собственные векторы есть. При матрица линейного оператора примет вид , тогда все векторы плоскости являются собственными, и соответствуют числу . При матрица , все векторы собственные, соответствуют . Задача 10. Найти собственные числа и векторы . Решение. сводится к уравнению , корни которого: . . , система откуда , ФСР это вектор . . , система откуда , ФСР это вектор .
. , система откуда , а значит и , свободная переменная. Тогда ФСР это вектор (1,0,0). Ответ. Собст. число собст. вектор , собст. число собст. вектор , собст. число собст. вектор (1,0,0).
Домашнее задание. (9.6 из [1]). Найти собственные числа и векторы для линейного оператора . Ответ. Собст. число собст. вектор , собст. число собст. вектор (0,1,1), собст. число собст. вектор . Практика 10 Задача 1. Найти собственные числа и векторы Решение. Найдём собственные числа с помощью характеристического уравнения. сводится к Видно, что есть по крайней мере один корень . Затем разделим многочлен на , получим крадратичное уравнение и там найдём ещё 2 корня. Итак, разделилось без остатка. Таким образом, = . Для многочлена 2 степени: . Корни , т.е. 3 и 4. Итак, собственные числа: , , . Теперь ищем вектор для каждого из этих чисел. Пусть . Составим однородную систему здесь сразу видим, что 2 и 3 строка одинаковы, то есть 3-е уравнение копия 2-го, так что в системе фактически не 3, а 2 уравнения. Запишем систему, заодно при этом поделив 1-е уравнение на 2. Из 1-го сразу , подставляя во 2-е, можно также и выразить через : , т.е. . При этом свободная переменная. Общее решение . ФСР это вектор (1,2,3).
Пусть теперь . Составим однородную систему: Из 1-го уравнения сразу очевидно . Система: Если учесть , то так что очевидно, что и . ФСР (1,1,1).
Пусть теперь . Составим однородную систему: Система: из 1-го уравнения , подставим эту информацию во 2-е и 3-е. значит . ФСР (2,1,1). Ответ. собственный вектор (1,2,3), собственный вектор (1,1,1), собственный вектор (2,1,1).
Квадратичные формы. Задача 2. Построить матрицу квадратичной формы: . Решение. По диагонали коэффициенты при квадратах, а остальные должны быть разделены поровну, то есть . Таким образом мы добиваемся, чтобы матрица была симметрической. Ответ. Матрица . Проверка. = . Задача 3. Квадратичную форму привести к главным осям. Решение. Сначала построим её матрицу: . Характеристическое уравнение , собственные числа . Ищем собственные векторы для каждого из них. : , , собственный вектор (1,1). Нормируем этот вектор, то есть делим на его длину, которая составляет . Получаем . : , , собственный вектор . Нормируем его: .
Как видим, эти векторы ортогональны. Это потому, что матрица оператора симметрична (что и так следует из теоремы 7, см.лекции). Обратите внимание, что этот новый базис - повёрнутый на 450 декартов базис, то есть (1,0) и (0,1). Синим цветом нарисованы векторы (1,0) и (0,1) а красным и . При таком преобразовании плоскости не искажаются площади фигур. Если бы мы не нормировали векторы, то при линейном преобразовании искажались бы площади, коэффициенты квадратичной формы в новом базисе не получились бы равны собственным числам . Причём если это именно 2-й а не 1-й, то преобразование плоскости получается без зеркального отражения, т.е. просто поворот. Запишем связь старых и новых координат, новые мы обозначаем . здесь надо вспомнить, что для нахождения новых координат мы решали систему уравнений, где основная матрица - это «матрица перехода», у которой в столбцах векторы нового базиса. Итак, верны такие формулы: , . В записи квадратичной формы заменим по этим формулам. Мы увидим, что после приведения подобных сократятся все произведения, содержащие разные переменные, вида , и останутся только квадраты, причём коэффициентами как раз и окажутся собственные числа. = = = . Ответ. Кв.форма: , новый базис и . Задача 4. Квадратичную форму привести к главным осям. Решение. Матрица квадратичной формы . Найдём собственные числа и векторы. Характеристическое уравнение = = = Собственные числа 5 и 1. Решаем две однородные системы, для каждого по отдельности. : , , ранг системы = 1, остаётся одно уравнение , собственный вектор (1,1). Аналогично, : , , ранг системы = 1, остаётся одно уравнение , собственный вектор (-1,1). Затем нужно нормировать их, то есть поделить на длину. Итак получили новый ортонормированный базис: и . Обозначим новые координаты , тогда взаимосвязь старых и новых координат через матрицу перехода выглядит так: - отсюда, умножив матрицу на столбец, можно записать формулы связи старых и новых координат: , . Если мы подставим эти в исходную квадратичную форму , то увидим, что в ней не будет произведений типа , а коэффициенты при квадратах - это и будут ранее найденные собственные числа. Покажем это подробнее: = = = = . Собственные числа, как видим, как раз и оказались в роли коэффициентов при квадратах. Ответ. , новый базис и .
Задача 5. Привести к главным осям квадратичную форму: Q(x,y) = 14 +24 +21 . Решение. Матрица: . Ищем собственные числа и векторы. = = . , , корни 30 и 5. Ищем собственные векторы. Пусть . , уравнения в такой системе пропорциональны, ранг равен не 2, а 1. Фактически, здесь одно уравнение: . Можно в качестве ФСР принять вектор (3,4). Однако его ещё надо нормировать. Длина равна = 5. Итак, нормированный собственный вектор .
Пусть . , уравнения пропорциональны, ранг равен 1. Фактически, здесь одно уравнение: . Можно в качестве ФСР принять вектор . Длина равна 5. Нормированный собственный вектор . Итак, новый базис состоит из векторов и . Переход к новым координатам: , т.е. , . Если подставить эти выражения в 14 +24 +21 и привести подобные, получим 30 +5 . + 24 + 21 = + + = + + = + + = 30 +5 . Ответ. 30 +5 , новый базис: и .
Аналитическая геометрия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.009 с.) |