Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика 4. Обратная матрица.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Формула вычисления элементов обратной матрицы: . Алгоритм нахождения . 1. Проверить невырожденность с помощью определителя. 2. Составить матрицу из дополняющих миноров Mij. 3. Изменить знаки в шахматном порядке, то есть домножить на (-1)i+j, где i,j - номера строки и столбца. 4. Транспонировать полученную матрицу. 5. Поделить на определитель исходной матрицы. Задача 1. Найти обратную матрицу для . Решение. 1). Проверяем определитель , так что обратная матрица существует. 2) Составляем матрицу из дополняющих миноров, то есть для каждой клетки вычёркиваем строку и столбец, остаётся подматрица порядка 1, то есть то число, которое напротив, как раз и является дополняющим минором. Получаем . 3) В шахматном порядке меняем знак там, где i+j нечётное. Тем самым, мы переходим от к . Получили . 4) Транспонируем эту матрицу. . 5) Определитель был равен 1. Делить на 1 не обязательно, можно автоматически считать, что уже и так разделили. В качестве домашнего задания сделать проверку, и потренироваться умножать матрицы. = = .
Матричные уравнения. Пусть А - квадратная матрица , - матрицы размера (чаще всего в таких задачах , то есть все рассматриваемые матрицы квадратные), причём - неизвестная матрица. Тогда определено умножение . Матрицу таким образом. Домножим всё равенство слева на обратную матрицу : . Тогда , то есть .
Задача 2. Решить матричное уравнение , где . Решение. Требуетсянайти , заметим, что матрица А тут в точности такая, для которой мы искали обратную в прошлой задаче. Так, можно использовать . = = . Ответ. .
Задача 3. Решить матричное уравнение . Решение. Сначала найдём обратную матрицу . Матрица из миноров: . Матрица из алг. дополнений: . Транспонируем её: . Делим её на определитель, и получаем = . = = . Ответ. . Задача 4. Найти обратную матрицу . Решение. Сначала ищем определитель. Так как матрица треугольная, то достаточно перемножить числа по диагонали. . Строим матрицу, состоящую из дополняющих миноров. Зачёркиваем ту строку и тот столбец, где находится элемент, и остаётся минор 2 порядка из 4 элементов. На схеме показано, что именно надо зачеркнуть:
= = . Теперь надо сменить знаки в шахматном порядке, т.е. переходим от миноров к алгебраическим дополнениям. Обведено красным, где надо менять знак. Ясно, что 0 остаётся 0, там знак менять нет смысла.
Получили: = . Транспонируем эту матрицу, то есть бывшие строки запишем по столбцам. = . И осталось разделить на . Ответ. . Задача 5. Найти обратную матрицу . Решение. Найдём определитель
. Найдём матрицу из дополняющих миноров к каждой из 9 клеток. = = . Меняем знаки в шахматном порядке, то есть там, где i+j нечётное. = . Затем транспонируем эту матрицу. = . Осталось только разделить на . Ответ. . Задача 6. Найти обратную матрицу . Решение. Сначала находим определитель. . Найдём матрицу из дополняющих миноров. = = . Меняем знаки в шахматном порядке, там, где i+j нечётное. = . Затем транспонируем эту матрицу. = . Затем делим на . Ответ. = . Задача 7. Матричным методом решить систему уравнений:
Решение. Запишем систему в виде: . Обратите внимение, что основная матрица системы это та самая матрица, для которой мы нашли обратную в прошлой задаче. Если у нас есть равенство , то , тогда . = = . Ответ. =1, =1, =0. Задача 8. Найти обратную матрицу . Решение. Сначала вычислим определитель: . = = . = , = . Исходный определитель был равен 1, так что делить не нужно. Ответ. . Задача 9. Теоретическое упражнение на тему «единственность обратной матрицы». Доказать, чтоне существует различных обратной слева и справа, то есть, если и , то . Решение. Пусть и . По закону ассоциативности, можно записать такое равенство: . Но тогда получается , то есть . Задача 10. Найти обратную матрицу . Решение. Найдём определитель: . = = . = , = . Осталось разделить на . Ответ. .
Практика 5. Ранг матрицы. Задача 1. Найти ранг матрицы. . Решение. Метод 1. Выбираем окаймляющие миноры, начиная от левого верхнего угла. Видно, что минор 2 порядка не равен 0, поэтому ранг больше или равен 2. . Вычисляя минор 3 порядка (а он здесь единственный, это и есть сам определитель матрицы) видим, что он равен 0. . Тогда раен не равен 3. , но при этом . Остаётся единственный вариант: . Метод 2. Преобразуем матрицу к треугольному виду. Вычитаем из 2-й строки 1-ю, и из 3-й удвоенную 1-ю.
Теперь 2-ю строку, умноженную на 0,5, прибавим к 3-й.
Теперь видно, что 3-я строка состоит из нулей, поэтому ранг не может быть равен 3. Минор 2-го порядка тоже сразу виден, это . Ответ. .
Задача 2. Найти ранг матрицы . Решение. Поменяем 1-ю и 2-ю строки, так чтобы в верхнем левом углу было число 1. Это удобнее для преобразований к треугольной форме методом Гаусса. Ранг при этом не меняется. После этого, вычтем 1-ю строку с коэффициентом 1 либо 4 из последующих, так, чтобы обнулить всё ниде углового элемента.
Ещё мы поменяли 2 и 3 строку, чтобы продолжить метод Гаусса без излишних дробных коэффициентов. Теперь 2-ю строку, домноженную на 10, прибавим к 3-й. . Итак, исходная матрица сводится к такой, в которой уже есть треугольная сруктура в первых трёх столбцах. Очевидно, что обведённый минор равен 46, не равен 0. Он 3-го порядка, поэтому ранг равен 3. Ответ: . Задача 3. Найти ранг матрицы и базисный минор. . Решение. Преобразуем матрицу:
Сначала из 2 строки вычитаем 1-ю, домноженную на 2, то есть вычитаем строку (2 4 6) а из 3-й 1-ю, домноженную на 5, т.е. строку (5 10 15). Затем к 3-й прибавляем 20ю с коэффициентом 7. Видно, что базисный минор не может быть в левом верхнем углу, потому что во 2-й строке два нуля. Зато можно найти минор 2 порядка, состоящий из частей 10и 3 столбца, либо 2 и 3-го.
Минор порядка 3, то есть сам определитель всей этой матрицы, равен 0, так как третий столбец содержит только нули. Поэтому ранг равен 2, а не 3. Ответ. . Задача 4. Найти ранг матрицы . Решение. Преобразуем матрицу. Ко второй строке прибавим 1-ю, а от 3-й отнимем удвоенную 1-ю. теперь к третьей прибавим вторую, получим . Ранг равен 3, так как есть невырожденный минор 3 порядка. Ответ. .
Задача 4а (вариант с параметром). Найти параметр , при котором ранг матрицы равен 2.
Третья строка сосотяла бы из всех нулей, только если , то есть . То есть, если бы на месте a33 изначально было число -2, то ранг был бы меньше, так как в итоге получилась бы третья строка из всех нулей. Ответ. . Задача 5. Доказать, что 3 столбец матрицы является линейной комбинацией первых двух, и найти коэффициенты этой комбинации. Решение. Во-первых, если вычислить определитель и обнаружить, что он равен 0, то этим самым уже доказана линейная зависимость столбцов. Однако требуется найти коэффициенты, поэтому запишем систему уравнений:
Прибавим удвоенное 1-е уравнение ко 2-му, и вычтем утроенное 1-е из 3-го. отсюда видно, что , тогда . Ответ. коэффициенты линейной комбинации равны 1 и 2. Задача 6. Найти ранг матрицы . Решение. Преобразуем методом Гаусса к треугольной форме. . Видно, что 4-я строка из нулей, поэтому ранг не равен 4, то есть . Минор порядка 2 легко находится в верхнем левом углу, но угловой минор порядка 3 равен 0. Однако это ещё не значит, что ранг равен 2, ведь можно отступить к правмому краю матрицы и взять минор с разрывом, из 1,2,4 столбцов, например такой:
Этот минор невырожденный, и он тоже является окаймляющим (ведь он полностью включает в себя квадрат, закрашенный жёлтым). Мы нашли базисный минор порядка 3. Также можно было рассматривать аналогичное в 1,2,5 столбцах, тоже минор порядка 3. Ответ. .
Задача 7. Найти такие параметры , что ранг матрицы равен 1: Решение. Преобразуем методом Гаусса к треугольной форме. . Если и , то две последних строки только из нулей, и равен будет равен 1. Ответ. , .
Задача 8. Найти ранг матрицы (4*4, можно с произвольными элементами, заданными группой). Решение. Для удобства преобразования методом Гаусса, сначала поменяем местами 1 и 3 строки. Ещё можно сразу прибавить 3-ю строку к 4-й.
Дальше стандартным методом, обнулим всё ниже угла.
Для удобства вычислений домножим 2 строку на (-1), ранг при этом не меняется. Затем прибавим к 3 строке удвоенную 2-ю.
Теперь осталось прибавить к 4 строке удвоенную 3-ю. . Видно, что получилась треугольная матрица, то есть определитель 4 порядка невырожденный. Поэтому . Ответ. .
Элементы векторной алгебры. Задача 9. (8.16 [1]) Найти косинус угла между векторами . Решение. Известно, что . , . , тогда , что приблизительно равно 0,5, то есть угол чуть больше 600. Ответ. cos = 9/19.
Задача 10. Найти скалярное и векторное произведение векторов: и . Решение. . Для поиска векторого произведения запишем определитель. = = . Ответ. Скалярное: 16, векторное: (-13, -1, -8).
Задача 11. Дано: , , , , угол между векторами 45 градусов. Найти . Решение. = = . Примечание. Как видим, можно вычислять скалярное произведение, даже не зная коорднат векторов. Здесь фактически служат в качестве базисных векторов, и через них выражены , то есть (1,1) и (2,1) координаты относительно базиса . Ответ. .
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.01 с.) |