Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика 12 (21 октября у обеих групп).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Задача 1. Найти расстояние от точки M0 (1,3,5) до плоскости . Решение. По формуле получаем, что = = . Это значит, что точка принадлежит плоскости. Ответ. . Задача 1а. Найти расстояние от точки M0 (7,15,22) до плоскости . Решение. По формуле получаем, что = = . Ответ. . Задача 2. (На плоскости). Даны точки , , . Вывести уравнение прямой, содержащей А1В1, и найти расстояние от точки С1 до этой прямой (то есть высоту треугольника). Решение. Вектор А1В1 равен , и это есть направляющий на прямой. В то же время вектор А1М до произвольной точки , который равен , пропорционален А1В1. Тогда , то есть , и уравнение прямой: . Теперь по формуле найдём расстояние от этой прямой до точки . = = . Ответ. Прямая , расстояние 3. Задача 3. Найти угол между двумя плоскостями: и . Решение. Нормали к этим плоскостям: и . Нормали не коллинеарны, то есть плоскости не параллельны, значит, они действительно пересекаются по какой-то прямой, и между ними есть какой-то угол. = = . Кстати, константа в уравнении одной из плоскостей никак не влияет на ответ, так как параллельный перенос плоскости не влияет на угол, который она образует с другой плоскостью. Ответ. , что приблизительно составляет 83,6 градусов. Прямая в пространстве Задача 4. Построить уравнение прямой в пространстве (каноническое, параметрическое) по точке и направляющему . Решение. Если отложить вектор от к произвольной точке , то вектор коллинеарен вектору , то есть их координаты пропорциональны. Тогда: (это мы сейчас получили канонические уравнения). Обратите внимание, что в знаменателях здесь оказались именно координаты направляющего вектора! Чертёж: Как мы видим, прямая в пространстве задаётся не одним уравнением, а системой уравнений. Здесь как минимум 2 знака равенства. 1-я дробь равна 2-й, а 2-я равна 3-й. На самом деле здесь даже 3 уравнения, ведь ещё и 1-я равна 3-й. Если теперь каждую такую дробь приравнять к некоторому параметру , то: , , , следовательно: , , . Тогда - параметрические уравнения. Можно их записать ещё и в векторной форме: . Они задают движение точки по этой прямой во времени. Здесь при мы как раз оказались бы в исходной точке, а при в конце направляющего вектора. Ответ. , Задача 5. Построить уравнение прямой в пространстве (каноническое, параметрическое) по точке и направляющему (с произвольными случайно взятыми параметтрами, которые придумает группа).
Задача 6. Построить уравнение прямой, лежащей в пересечении двух плоскостей и . Решение. Векторное произведение нормалей это направляющий вектор, вычислим его. = = . Итак, направляющий вектор . Теперь нужно найти хотя бы одну точку на этой прямой. Чтобы взять произвольную точку из пересечения плоскостей, можно положить и решить систему, вычислив . Два уравнения, без , приводят к такой системе: . Выразим из 2-го и подставим в 1-е. Получим . Тогда , т.е. . Но тогда . Итак, получили точку . Вектор от этой точки к произвольной точке равен и он попорционален направляющему вектору. Тогда канонические уравнения этой прямой. Приравнивая все эти дроби к , можно вычислить и параметрические уравнения . Ответ. , . Задача 7. Доказать, что прямая пересекает ось и найти точку пересечения. Решение. Если прямая пересекает ось , то точка пересечения имеет вид . Если в первые две дроби вместо подставить 0, то получим . Тогда , т.е. . Если бы первые две дроби после такой подстановки оказались не равны, то это бы означало, что нет пересечения с осью . Ответ. (0,0,1). Задача 8. Найти угол между прямой и плоскостью . Решение. Формула, выведенная в лекциях: . Направляющий к прямой , нормаль к плоскости . Их скалярное произведение равно 9. Модули векторов равны и . . Приблизительно представим, какой это угол. Если бы было вместо то было бы = 90. Но в данном случае дробь чуть меньше, а угол составляет около 79 градусов. Ответ. .
Задача 9. Найти параметрические и канонические уравнения прямой, перпендикулярной к плоскости треугольника с вершинами , , и проходящей через вершину А. Решение. Направляющие АВ и АС это (3,3,0) и . Их векторное произведение: = = . Итак, вектор . Но можно в том же направлении выбрать вектор короче в 3 раза (для удобства вычислений) ведь направление от этого не изменится. Итак, пусть направляющий для прямой , точка . Вектор от к произвольной точке имеет вид . Он коллинеарен , есть пропорциональность координат. Тогда . Это и есть канонические уравнения. Перейти к параметрическим можно так же, как и в прошлых задачах: приравнять все дроби к и выразить всё через . Ответ. Канонические , параметрические .
Задача 10. Доказать, что две прямые в пространстве и пересекаются, и найти точку пересечения. Решение. Если у них естьь общая точка, то можно приравнять из первых и вторых равенств. Но неизвестно, при каком параметре достигаются эти значения в каждом случае, поэтому нужно решить систему уравнений, положив в первых равенствах , а во вторых . перенесём все , в одну сторону, а константы в другую, чтобы система была записана в стандартной форме. расширенная матрица: Преобразуем методом Гаусса. От 2-й строки отнимем утроенную 1-ю, а к 3-й прибавим 4-кратную 1-ю. т.е. то есть сразу же из 2-го и 3-го уравнений, и они не противоречат друг другу. Кстати, эта система совместна, равнги основной и расширенной матриц совпадают, так как равны 2. Из 1-го затем , т.е. . Затем подставить в первые уравнения либо во вторые, получим одни и те же значения для . , т.к. и Ответ точка пересечения (1,1,2). Задача 11. Доказать, что две прямые в пространстве: и скрещивающиеся, и найти расстояние между ними. Решение. Решая систему уравнений, как в прошлой задаче, здесь мы обнаружим, что система несовместна. матрица: прибавим ко 2-й строке 1-ю, а от 3-й отнимем 1-ю. получили систему 2-е и 3-е уравнения противоречат друг другу. Система не имеет решений, значит, эти 2 прямые не имеют ни одной общей точки. Так как направляющие векторы и не коллинеарны, то прямые не параллельные, а скрещивающиеся. Найдём расстояние между ними. Точку на каждой прямой можно найти, присваивая . , . Вектор, соединяющий две прямых, . Вычисляем по формуле . Смешанное произведение с помощью определителя.
= (прибавили 2-ю строку к 1-й) = = , а по модулю получается 4. = = . Модуль векторного произведения равен = . = . Ответ. . Дом. задача 1. (12.22 [1]) Доказать, что прямые и пересекаются и найти точку. Ответ. (3,7,-6). Дом. задача 2. (12.35 [1]) Вычислить расстояние между скрещивающимися прямыми: и Ответ 13. Практика 13. Прямая в пространстве. Кривые и поверхности.
Задача 1. Вычислить расстояние от точки (4,4,-2) до прямой в пространстве. Решение. Применим формулу . Точка на прямой ищется из таких соображений: все дроби в каноническим уравнении приравняем к 0, тогда , , . . . Направляющий вектор состоит из чисел в знаменателях в канонических уравнениях: . Его модуль равен . Векторное произведение: = = . Модуль этого вектора равен . Ответ. . Задача 2. Даны три точки А(1,1,1),В(2,2,3),С(2,1,2). Вывести уравнение прямой, содержащей АВ, и найти расстояние от точки С до этой прямой (высота треугольника АВС). Решение. Вектор АВ (1,1,2) можем принять в качестве направляющего для этой прямой. Он отложен от точки А(1,1,1). Тогда канонические уравнения прямой: . Расстояние в данной ситуации, в пространстве, надо искать по формуле в данном случае . Здесь точки А,С играют ту же роль, что в прошлой задаче. 2-я сторона параллелограмма: АС=(1,0,1). . Векторное произведение: = = . Модуль вектора равен . Тогда результат: . Ответ. . Задача 3. Найти точку пересечения плоскости и прямой . Решение. Запишем прямую с помощью параметрических уравнений: , , . Подставим эти выражения в уравнение плоскости, чтобы найти, при каком значении оно выполняется. . Тогда . Ответ. Точка пересечения . Задача 4. Через точку и ось Ох проходит одна плоскость, через эту же точку и ось Оу вторая. Найти косинус тупого угла между этими плоскостями. Решение. Если плоскость содержит ось и точку, то в ней по крайней мере содержится начало координат, и 2 такие направляющих: один проведён от (0,0,0) к точке , а второй - это просто базисный вектор оси, то есть для Ох вектор (1,0,0), а в случае оси Оу (0,1,0). Таким образом, уравнения каждой плоскости можно построить. А затем мы найдём угол между их нормалями. Эти плоскости можно представить так: две наклонные части крыши. Плоскость, перпендикулярная линии ОМ, не горизонтальна, так что угол между двумя частями такой крыши вовсе не 90 градусов. Чем более пологая крыша, тем ближе этот угол к 180, а чем более крутая, тем ближе к 90. Плоскость, перпендикулярная стыковочной линии крыши, а именно линии ОМ, показана жёлтым цветом.
Строим уравнение 1-й плоскости. Возьмём 3-й вектор, проведённый к какой-то произвольной точке от начала координат. Тогда 3 радиус-вектора, проведённых из начала координат, а именно , , должны образовать линейно-зависимую систему. = = . Нормаль к этой плоскости . Строим уравнение 2-й плоскости. Аналогично, только (0,1,0). = = . Нормаль к этой плоскости . Известно, что . Тогда , т.е. . Замечание. Если бы надо было найти косинус наименьшего угла, то есть острого, то должны были бы рассматривать модуль , чтобы угол получился именно в 1-й четверти, т.е. с положительным cos. Вообще же, всегда имеется два угла, и . В зависимости от того, острый или тупой угол надо рассматривать, его косинус вычисляется как либо . Ответ. Задача 5. Заданы 2 прямые в пространстве, одна - своими параметрическими уравнениями, а другая как пересечение пары плоскостей: и . Доказать, что эти прямые параллельны, и найти уравнение плоскости, содержащей их.
Решение. Сначала найдём направляющие векторы этих прямых и докажем, что они коллинеарны. Для 1-й прямой надо просто выбрать коэффициенты при , получим . Для 2-й прямой надо искать направляющий как векторное произведение нормалей к двум плоскостям. = = . Векторы и коллинеарны, это видно, если вынести множитель . Значит, прямые действительно параллельны. Теперь, чтобы построить уравнение плоскости, нужна какая-то точка и два линейно-независимых направляющих вектора в плоскости. При этом два направляющих для этой пары прямых линейно-зависимы, то есть с помощью них построить уравнение не получится. Один из них можем использовать, а 2-й направляющий в плоскости надо ещё найти. Для этой цели можно взять какой-нибудь вектор, соединяющий пару точек на этих прямых. Точка на 1-й прямой: присвоим в параметрических уравнениях, и получим . Точку на 2-й прямой можно найти так: в системе из двух уравнений присвоить и вычислить . Система станет из 2 уравнений с 2 неизвестными, и она решится. . Чертёж:
Вторым направляющим вектором в плоскости может служить или , что кстати удобнее, потому что меньше минусов при вычислении (координаты положительны). Итак, есть точка и 2 направляющих и на плоскости. Построим уравнение плоскости. Третий вектор, проведённый к какой-либо произвольной точке в этой пллоскости, и 2 направляющих, образуют ЛЗС:
сократим на . Ответ. Плоскость . Задача 6. Доказать, что кривая является эллипсом, найти каноническое уравнение, центр и полуоси. Решение. Выделим полный квадрат по каждой переменной.
в каждой скобке можно получить такое выражение, чтобы затем использовать формулы сокращённого умножения (ФСУ): . Надо прибавить константы в скобках, так чтобы всё сворачивалось, но для компенсации за скобками вычесть эти константы.
это каноническое уравнение. Чертёж:
Ответ. Центр , полуоси и . Задача 7. Доказать, что кривая является эллипсом, найти каноническое уравнение, центр и полуоси, построить чертёж. Решение. Здесь в уравнении есть произведение , то есть надо сначала привести к главным осям квадратичную форму: . Строим её матрицу: . Находим собственные числа и векторы. . Собственные числа 1 и 9. Ищем собственные векторы.
. , оба уравнения пропорциональны, т.е. есть только такая информация: , т.е. . ФСР: вектор (1,1). Нормируем его, то есть делим на длину, которая здесь . Получаем - собственный вектор для . Это единичный вектор в 1-й четверти, получающийся поворотом (1,0) на 45 градусов.
. , оба уравнения пропорциональны, фактически оно одно: , т.е. . ФСР: вектор . Нормируем его, получаем собственный вектор для . Это вектор во 2-й четверти, получающийся поворотом (0,1) на 45 градусов. Запишем формулы перехода от одного базиса к другому:
Если подставить эти выражения в исходное уравнение, то после приведения подобных исчезнут выражения, содержащие разные переменные и :
в линейной форме полностью сократились, тоже сократятся.
. Итак, как мы видим, коэффициентами как раз и оказались 9 и 1, то есть собственные числа матрицы этой квадратичной формы. Заметим, что 1-й степени здесь нет, так что выделение полного квадрата надо делать только по .
, т.е. . Полуоси 1 и 3, то есть размеры эллипса: 2 на 6. Центр , но это центр в новых координатах, а для чертежа надо найти центр именно в старых координатах . Их мы найдём по формулам взаимосвязи этих координат: . Если , то . Итак, центр - точка (1,1). В направлении первого вектора нового базиса, а именно , полуось длины 1, а в направлении второго вектора полуось длины 3. Ответ. Центр , полуоси 1 и 3. Чертёж:
Задача 8. Доказать, что однополостный гиперболоид содержит прямолинейные образующие. Решение. В горизонтальном сечении при получается эллипс: . Его вершины: , , , . Рассмотрим вертикальную плоскость, проходящую через его вершину, например, . Эта плоскость имеет уравнение . Тогда в уравнении гиперболоида , т.е. . Получается , т.е. в вертикальной плоскости две прямых: и , или можно записать так: и . Это пара пересекающихся прямых.
Чертёж: эта пара прямых показана красным цветом.
Домашняя Задача 1. (13.16 [1]). Доказать, что кривая является эллипсом, найти каноническое уравнение, центр и полуоси. Ответ. Центр (3,-1), полуоси 3 и .
Домашняя задача 2. (14.3 а [1]). Доказать, что кривая является эллипсом, найти каноническое уравнение, центр и полуоси, построить чертёж.
Практика 14. Повторение и контрольная работа. Векторы a,b выражены через p,r: , . , угол между ними 45 град. Задача 1. Найти . Ответ. 29. Задача 2. Найти | [a,b] |. Ответ. 50. Задача 3. Решить систему уравнений Ответ. =2, =1, =1. Задача 4. Найти собственные числа и векторы . Ответ. Собст. число собст. вектор (1,0,0), собст. число собст. вектор (1,1,0), собст. число собст. вектор (1,1,1).
Задача 5. Построить уравнение прямой (на плоскости) по точке с координатами (1,2) и перпендикуляру (3,5). Ответ. . Задача 6. Построить уравнение прямой (на плоскости) по точке с координатами (1,2) и направляющему l (3,5). Ответ. . Задача 7. Построить уравнение плоскости, проходящей через точку А (1,2,3) перпендикулярно вектору (1,4,2). Ответ. . Задача 8. Построить уравнение плоскости по точке и двум направляющим (4,2,3) и . Ответ. . Задача 9. Построить уравнение прямой в пространстве (каноническое, параметрическое) по точке и направляющему |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.013 с.)