Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика № 6 (23 сентября у обеих групп).Содержание книги Поиск на нашем сайте
45 минут - продолжение темы «скалярное, векторное, смешанное проиведение». Повторение перед контрольной. Задачи 1,2,3. Векторы a,b выражены через p,r: , . , угол между ними 45 град. Задача 1. Найти . Задача 2. Найти | [a,b] |. Задача 3. Найти Решение задачи 1. = = . Это мы раскрыли скобки, используя свойства скалярного произведения. Далее, так как то объединим их, и получим . Это можно выразить так: и получаем . Ответ. 29. Решение задачи 2. = = Несмотря на то, что скобки мы раскрыли похожим образом, дальше будет существенное отличие, т.к. свойства векторного произведения совсем другие, чем скалярного. Так, , но . Кроме того, чтобы объединить в одно слагаемое, здесь надо сначала у одной из них сменить знак. = = = . Модуль векторного произведения и это площадь параллелограмма, где эти векторы являются сторонами, поэтому далее можно продолжить так: = = = 50. Ответ. 50. Решение задачи 3. = = = = = = = = 257. Ответ. 257.
Задача 4. (8.19 [1]) Вычислить площадь параллелограмма, образованного векторами , если , , угол между p,q равен . Решение. Вычислим площадь с помощью векторного произведения. = = = = = = 92. Ответ 92. Задача 5. Вывод формулы проекции вектора на ось . Во-первых, .
(чертёж с доски) Во-вторых, длина проекции это катет, гипотенуза треугольника, поэтому . Получается, что , то есть , откуда и следует .
Задача 6. (8.18 [1]) Найти проекцию вектора на ось . Решение. = = . Ответ. 2.
Задача 7. Найти смешанное произведение трёх векторов: . Решение. Вычислим определитель: = = . Ответ. . Домашнее задание. Векторы a,b выражены через p,q: , . , угол между ними 600. № 1. Найти . № 2. Найти | [a,b] |.
45 минут - контрольная работа. Темы: 1. Умножение матриц 2. Определитель (3-го порядка). 3. Обратная матрица (3-го порядка). 4. Ранг матрицы. Практика № 7 (Подробный разбор домашних задач по скалярному и векторному произведению). Задача 1. Векторы a,b выражены через p,q: , . , угол между ними 600. Найти . Решение. = = = = = = = 1227. Ответ. 1227.
Задача 2. Векторы a,b выражены через p,q: , . , угол между ними 600. Найти | [a,b] |. Решение. | [a,b] | = = = = = = = . Ответ. .
Системы линейных алгебраических уравнений. Сначала решим задачи с помощью матричного метода и с помощью метода Крамера. Задача 3. Решить систему линейных уравнений: Решение. А. Матричным методом. Запишем систему в виде: . Домножим на обратную матрицу слева обе части равенства, для этого сначала найдём обратную матрицу.
Выполним действия, необходимые для поиска обратной матрицы
Умножим . = = = . Итак, получили . Б. Методом Крамера. = = . Ответ. . Задача 4. Решить систему линейных уравнений: Решение. А. Матричным методом. Запишем систему в виде: . Найдём обратную матрицу для А. .
= = = . Б. Методом Крамера. = = . Ответ. . Метод Гаусса. Задача 5. Решить систему уравнений Решение. Построим расширенную матрицу системы и преобразуем её. чтобы обнулились коэффициенты ниже левого верхнего угла, то есть чтобы исчезла переменная из всех уравнений кроме первого, надо: а) из 2-й строки вычесть 1-ю; б) из 3-й строки вычест удвоенную 1-ю. = Теперь, чтобы обнулить ниже чем , нужно к 3-й строке просто прибавить 2-ю, так как знаки там противоположны. При этом структуру из нулей, которые уже получились слева, мы на последующем шаге всё равно никак не испортим, ведь там к 0 будет прибавляться 0 либо вычитаться 0, то есть ступенчатая структура там уже всё равно будет сохраняться. = Когда в основной матрице уже получена треугольная структура, снова перепишем в виде системы В первом уравнении 3 неизвестных, а в каждом следующем всё меньше и меньше, а в последнем вообще только одна неизвестная. Именно этой цели мы и хотели добиться, приводя к треугольному виду: из последнего уравнения можно теперь сразу выразить . Затем с этой информацией мы поднимаемся в предпоследнее уравнение, где две неизвестных, впрочем, одна из них уже известна. . А теперь уже две последних неизвестных стали известны, и с этой информацией поднимаемся в 1-е уравнение, подставляя туда и . Итак, . Ответ. =2, =1, =1. Можно ответ записать и в виде вектора: .
Задача 6. Решить систему уравнений Решение. Во-первых, можно всё 2-е уравнение сократить на 2, так удобнее для решения, числа будут меньше. Затем обнуляем ниже углового элемента: вычитаем из 2-го уравнения удвоенное 1-е, а также 3-го 1-е. = треугольная структура уже получилась. Перепишем снова в виде системы: из 3-го уравнения , подставляем во 2-е, там получается . А из 1-го . Ответ. , , . Задача 7. Решить систему уравнений Решение. При построении расширенной матрицы, сразу же домножим 2-е и 3-е уравнения на такие коэффициенты, чтобы в начале строки были числа, кратные угловому элементу. А именно, 2-ю строку на 2, а 3-ю строку на 4. Так надо, чтобы потом в методе Гаусса можно было не домножать на дробные коэффициенты при вычитании строк.
Теперь вычтем из 2-й строки 1-ю, домноженную на 3, а из 3-й строки 1-ю, домноженную на 5. = Если теперь поменять местами 2 и 3 строки, получится: система: И хотя матрица не выглядит как матрица треугольного вида, тем не менее, основная идея метода Гаусса уже реализована: чем ниже, тем меньше переменных, а в последнем уравнении всего одна, а именно . Здесь тоже можно последовательно выразить все переменные, просто начинаем не с последней, а в другом порядке. К треугольному виду в этом случае можно до конца и не приводить. Итак, из третьего: , то есть . Подставляем во второе уравнение. , т.е. , . Из первого: , откуда , . Ответ. , , .
Координаты в новом базисе. Любой вектор можно выразить не только как комбинацию базисных векторов, расположенных на осях, например (1,0) и (0,1), но и как комбинацию какой-то другой линейно-независимой системы. Так, , в ведь то же время и . В декартовом базисе координаты (3,2) (пройти 3 шага вправо и 2 вверх), а в новом базисе, состоящем из векторов (1,1) и (1,0) координаты (2,1) (пройти 2 шага по диагонали и 1 шаг вправо). Найти новые координаты можно так. Запишем их сначала как неизвестные в векторном равенстве: а это очевидно, преобразуется к системе: . Ответ: координаты (2,1). Матрица, где векторы нового базиса записаны по столбцам, а именно для этого примера, называется матрицей перехода от старого к новому базису, обозначается . Именно она и есть основная матрица системы, которую надо решить. Правая часть это старые координаты. Верно равенство , т.е. новые координаты можно найти и так: умножив обратную матрицу на старые координаты. Впрочем, это то же самое, что решить систему с квадратной матрицей матричным методом. Задача 8. Найти новые координаты вектора (3,2). Решение. Векторное равенство для этой ситуации: , получается система . Вычитая из 1-го уравнения 2-е, сразу видим , а тогда и . Ответ. Координаты в новом базисе равны (1,1).
Задача 9. Найти новые координаты вектора (5,4). Решение. Векторное равенство: , система . Видно из 2-го уравнения, что , тогда . Ответ. Координаты в новом базисе (4,1). Задача 10. Дан базис в пространстве: . Найти новые координаты вектора (0,3,4). Решение. система: = = . Система: . Из 3-го уравнения . Тогда из 2-го: , т.е. . Из 1-го уравнения: , то есть . Ответ. Координаты в новом базисе .
Практика № 8 Неопределённые системы (). Задача 1. Решить неоднородную систему Решение. Построим расширенную матрицу и преобразуем её. = Это равносильно такой системе уравнений Базисный минор в первых двух столбцах, 3-й столбец соответствует свободной переменной , её надо перенести вправо. теперь надо выразить через . фактически и так уже почти выражено, во 2-м уравнении. . Подставим теперь эту информацию в 1-е уравнение. , откуда . Вот эти два выражения , как раз и составляют общее решение системы. Задавая любое значение , можно вычислить , и получится конкретная тройка чисел, то есть частное решение. Общее решение можно записать также в виде такого вектора: . Частные решения, например: частное решение . частное решение . Ответ. Общее решение . Задача 2. Решить неоднородную систему Решение. Запишем расширенную матрицу системы, впрочем, сразу при этом удобно будет поменять местами 1-ю и 3-ю строки, чтобы угловой элемент содержал именно число 1.
обнулим всё ниже углового элемента, для этого: из 2-й строки вычтем 1-ю, из 3-й удвоенную 1-ю, из 4-й 1-ю, домноженную на 4.
теперь можно поменять местами 2 и 3 строки, а также домножить на три последних уравнения (там почти везде были знаки минус)
затем из 4-й строки вычитаем 2-ю, чтобы продолжить стандартную процедуру метода Гаусса, потом видим что 3-я и 4-я стали одинаковы, тогда из 4-й вычитаем 3-ю. Получается, что 4-е уравнение 0 = 0.
Итак, осталось 3 уравнения, базисный минор легко заметить в первых трёх столбцах (там треугольная структура матрицы, и этот определитель явно отличен от 0). 4-й столбец не входит в базисный минор, то есть 4-я переменная свободная, т.е. когда будем записывать систему, переносим её через знак равенства во всех уравнениях.
Из последнего уравнения , подставляя это выражение во 2-е уравнение, выразим . = , . Далее из 1-го уравнения: = , . Итак, общее решение: , , . Можно записать в виде вектора: . Если задать, например, получим частное решение: . Ответ. Общее решение: .
Задача 3. Решить неоднородную систему Решение. Запишем расширенную матрицу, вычтем из 2-й строки 1-ю. Здесь всего две строки, так что метод Гаусса проводится достаточно коротко.
Видим, что базисный минор можно выбрать в первых двух столбцах. Получается, что 3-я переменная свободная. Перепишем снова в виде системы, а не матрицы. переносим вправо: Выражаем , а затем поднимаемся в 1-е уравнение и ,через константы и . Впрочем, фактически и так уже выражено: . Подставим это выражение в 1-е уравнение , тогда общее решение симстемы: Также записывается в виде вектора: . Задавая какое-либо значение , всякий раз можем вычислить остальные переменные, и получить тройку чисел. Частные решения: (1,1,0) или (2,-1,1) или (3,-3,2)... их бесконечно много. Ответ. Общее решение .
Однородные системы. Задача 4. Решить однородную систему: Решение. Видим, что отличие от предыдущей задачи в том, что справа нулевые константы. Если преобразовывать расширенную матрицу, то получим:
Видим, что справа всё равно как был, так и остаётся столбец из нулей, так что в будущем для однородных систем можно использовать только основную матрицу, ведь расширенная не несёт никакой новой информации, всё равно там справа нулевой столбец, и он не меняется при преобразованиях строк. Итак, получили систему базисный минор можно заметить в первых двух столбцах, так что свободная переменная, переносим её вправо: . Теперь последовательно выражаем через свободную переменную две базисные переменные. Из 2-го: , а подставляя в 1-е, получим , т.е. . Общее решение системы: . Также записывается в виде вектора: . Отличие от прошлой задачи в том, что на всех местах, где там были константы, здесь 0. Все переменные преобразовывались точно так же. Частные решения здесь отличаются тем, что задавая в k раз больше, мы и все остальные получим тоже в k раз больше: , , , и так далее. То есть все тройки чисел будут пропорциональны какой-то одной. Если для неоднородной системы представить эти тройки чисел как точки в пространстве, то там они образовывали прямую,не проходящую через начало координат, а для однородной системы - проходящую через начало координат. Поэтому разумно выбрать для этой прямой всего 1 вектор, который задаёт её. Это как раз и есть ФСР (фундаментальная система решений). ФСР . Ответ. Общее решение , ФСР . Задача 5. Решить однородную систему . Решение. Можно записать основную матрицу и там вычесть 1-ю строку из 2-й, впрочем, можно для небольшой системы сделать это и сразу в системе, вычесть 1-е уравнение из 2-го. Получится: Ранг равен 2, а неизвестных 3, 3-я неизвестная свободная, переносим вправо. Тогда: Из 2-го уравнения , тогда , а значит . Общее решение: , . В виде вектора: . Присвоим , получим остальные неизвестные. ФСР состоит всего из одного вектора: . Все остальные решения пропорциональны этому. Если бы, например, присвоили , получили бы . Это потому, что всего одна свободная переменная. Ответ. Общее решение: , ФСР . Задача 6. Решить однородную систему Решение. Запишем основную матрицу, преобразуем её. снова представим в виде системы: базисный минор порядка 2, можно обвести в левом углу, поэтому 3-я и 4-я переменная - свободные. Здесь их уже две, так как , поэтому . Перенесём их через знак равенства. здесь уже выражено: , подставим это в первое уравнение, чтобы выразить и . , . Общее решение: , . В виде вектора: . Если поочерёдно присвоить значение 1 каждой из свободных переменных (а другая в это время 0) то получим гарантированно 2 линейно-независимых вектора, они не пропорциональны, так как число 1 в них на разных местах. , получим , получим . Эти 2 вектора { , } и есть ФСР. Это частных решений, из которых можно составить любые другие частные решения. Любые их линейные комбинации будут частными решениями однородной системы. Ответ. Общее решение: . ФСР это множество из 2 векторов: { , }. Задача 7. Решить однородную систему, найти ФСР. Решение. Запишем основную матрицу системы и преобразуем её методом Гаусса.
Ранг матрицы равен 2, базисные столбцы 1-й и 2-й. Несмотря на то, что сначала могло показаться, что здесь будет одна свободная переменная (4 переменных и 3 уравнения), на самом деле здесь будет две свободных переменных, ведь 3-е уравнение оказалось линейной комбинацией первых двух. . Снова возвращаемся от матрицы к системе уравнений. перенесём свободные неизвестные вправо: из 2 уравнения , подставим это в 1-е, будет , то есть . Общее решение: , . В виде вектора: Построим ФСР из 2 векторов. , получим , получим . Так как здесь есть дроби, то для того, чтобы векторы в ФСР содержали только целые координаты, можно задавать не только 1, но и другое число, главное только чтобы в 3 и 4 координатах помещался невырожденный минор. Если мы задаём поочерёдно каждой свободной переменной какое-то число (не обязательно 1) а остальным 0, то линейная независимость этой системы векторов всё равно заведомо обеспечена. Ответ. Общее решение: , . ФСР из 2 векторов: . Задача 8. Решить однородную систему, найти ФСР. Решение. Преобразуем методом Гаусса основную матрицу системы.
Треугольная структура продолжилась до самой последней строки, и не проявилась строка из нулей, то есть ранг равен 3. Здесь всего одна свободная переменная. Развернём обратно эту матрицу, т.е. запишем в виде системы, а затем перенесём свободные переменные вправо.
Из последнего, , это подставим во 2-е и получим . Затем это всё в 1-е уравнение, получим . ФСР: один вектор . Ответ. Общее решение: . ФСР:
Задача 9. Решить однородную систему, найти ФСР. Решение. Преобразуем методом Гаусса основную матрицу системы.
|
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.012 с.)