Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Программа исследования

Поиск

Программа исследования представляет собой изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Исходя из своего назначения, программа исследования выполняет методологическую, методическую и организационную функции.

Методологическая функция заключается в том, что программа даёт возможность сформулироватьнаучную проблему, ради которой проводится данное исследование, и определить отношение этого исследования к ранее выполненным. Формулируются цельи необходимые для её достижения задачи. Определяются объект, предмет и гипотезы исследования.

Методологическая частьпрограммы эмпирического исследования содержит:

1. Описание проблемной ситуации.

2. Указание цели и задач.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Интерпретацию основных понятий.

5. Формулировку гипотез.

Методическая функция программы исследования реализуется через логический план исследования, благодаря которому можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, а от этих фактов к новым теоретическим обобщениям и практическим рекомендациям.

Методическая частьпрограммы исследования включает:

1. Определение объёма выборки.

2. Описание используемых методов сбора первичной социальной информации.

3. Логическую структуру используемого инструментария.

4. Методику обработки информации.

Организационная функция позволяет заранее планировать, определять последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Рабочий план, в котором даётся оценка ресурсного обеспечения исследования, упорядочиваются этапы и сроки выполнения исследования, дополняет программу.

Если по каким-то причинам нет возможности разработать полноценную программу исследования, то разрабатывается её упрощённый вариант, в котором необходимые компоненты содержатся обязательно. Пока программа не будет достаточно разработана, начинать исследование не стоит. Ведь эффективность исследования, теоретическая и практическая польза от него в значительной степени зависят от теоретико-методологического обоснования, программы исследования, выбора гипотезы.

Остановимся на содержании методологической части программы исследования.

Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация, в основе которой – реальное противоречие в развитии некого социального организма. Социальное противоречие – это взаимодействие взаимоисключающих факторов и тенденций в явлениях жизни.

Проблемапонимается как затруднение, как задача, как вопрос, поставленный для разрешения. Социальная проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определённых практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств и методов их осуществления. Она представляет собой сложную познавательную задачу, решение которой приводит к существенным теоретическим и практическим результатам. Решить социальную проблему– значит преодолеть (устранить) имеющиеся внутренние и внешние социальные противоречия. Для устранения противоречия необходимо найти (выявить) нейтрализующие факторы.

Для исследователя социальная проблема выступает как состояние «знания о незнании» каких-то характеристик интересующего его социального явления или процесса (количественных и качественных изменений; тенденций и причин развития и т. д.).

Решить проблему на уровне исследования – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс; выявить факторы (возможности), с помощью которых можно устранить существующее социальное противоречие и, таким образом, воздействовать на развитие исследуемого явления или процесса в желаемом направлении.

Прежде всего исследователю предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Адекватная формулировка проблемы – это очень важная исследовательская задача, решение которой требует проведения специальной теоретической работы.

Во-первых, необходимо установить реальное существование данной проблемы: а) имеются ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учёт и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учётные и статистические данные по этому показателю.

Во-вторых, необходимо выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы исследования.

В-третьих, чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска, нужно выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты.

В-четвёртых, попытаться найти готовые способы решения проблемы. Для этого следует обратиться к специальной литературе, посвящённой изучаемой проблеме.

В зависимости от цели исследования различают проблемы гносеологического (познавательного) и предметного характера.

Проблемы познавательного характера вызываются недостатком информации о состоянии, тенденциях социальных процессов. Они появляются, когда возникает необходимость получить какое-то дополнительное, новое знание о социальном явлении и процессе или создать теоретическую модель для его более глубокого изучения и объяснения.

Проблемы предметного характера представляют собой состояния, с одной стороны, дестабилизирующие некий социальный организм, а с другой, – побуждающие к активным действиям. Иначе говоря, – это факторы социальных изменений. Основная цель исследования проблемы предметного характера заключается в выработке практических рекомендаций для регулирования тех или иных процессов в социальной сфере.

Нетрудно заметить, что исследования в социальной работе являются комплексными, поскольку они одновременно решают как теоретические, так и практические социальные проблемы.

В процессе формулировки проблемы исследования нужно стремиться к тому, чтобы в ней (формулировке) как можно полнее были отражены и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее её. Следует избегать: а) мнимых проблем, т. е. проблем либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решённых; б) проблем слишком широкого плана.

Решение социальной проблемы всегда связано с целью исследования. Цель исследования представляет собой модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы). Она (цель) определяет преимущественную ориентацию исследователя в двух направлениях – теоретическом и прикладном. От цели зависит вся логика проведения исследования.

Теоретическое исследование ориентировано или на получение новых теоретических знаний об изучаемом объекте, или на обоснование уже имеющихся. Прикладное исследование направлено на решение конкретных практических задач совершенствования изучаемого объекта.

Цель исследования достигается посредством решения чётко сформулированных задач, направленных на анализ и решение заявленной проблемы. В этом смысле задачи являются необходимым средством реализации цели исследования: они должны быть адекватными цели.

Предмет исследования – это наиболее существенные с практической и теоретической точек зрения свойства, отношения, стороны объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему. Объект может иметь несколько предметов исследования, поскольку в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем. Указание на конкретную проблему – предмет исследования – определяет границы исследования (остальные проблемы в это время останутся вне поля зрения исследователя). Таким образом, один объект может быть описан по-разному – всё зависит от проблемы и цели исследования. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же объекте можно выделить разные аспекты, каждый из которых может стать предметом исследования.

Все проблемные ситуации в социальном исследовании имеют свой понятийный аппарат. Трудность заключается в том, что многие понятия не имеют однозначного толкования и, следовательно, однозначного понимания. Поэтому программа исследования предполагает интерпретацию основных понятий – процедуру истолкования, уточнения смысла понятий, которые будут применяться в ходе исследования.

Одновременно с выбором предмета исследователь формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы. Гипотеза – это обоснованное предположение о возможных подходах к решению проблемы. Она является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Заметим, что в эмпирических исследованиях проверке (подтверждению) повергается не сама гипотеза, а её следствия.

Отсутствие гипотезы в программе исследования означает, что научная ценность проводимого исследования будет низкой. Не имея гипотезы, исследователь не сможет адекватно провести интерпретацию полученных в ходе исследования данных, ведь сами по себе отдельные факты (даже очень интересные) не будут представлять большой ценности, если они подтверждают или не опровергают какую-либо гипотезу.

Вопросы и задания к теме

1. В чём сущность программы исследования?

2. Укажите функции программы исследования.

3. Какова структура программы исследования? Определите содержание каждой части исследовательской программы.

4. Почему необходимо ставить цели и определять задачи исследования?

5. Определите цели и задачи, объект и предмет проведённого курсового исследования (по выбору).

4. Возможно ли исследование без гипотезы? Ответ аргументируйте.

 

 

Тема 4 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Способ решения исследовательской задачи в науке принято называть методом. Выбор метода исследования определяется поставленной задачей. Для решения каждой из задач требуются особые методы. От выбора метода познавательной деятельности зависит достоверность фактов и выводов, полученных при исследовании.

Теоретические и эмпирические исследования осуществляются соответственно теоретическими и эмпирическими методами.

Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов. Например, выделяют методы теоретического исследования; методы эмпирического исследования; методы обработки эмпирических данных.

Методы теоретического исследования – это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся разнообразные виды анализа и обработки научных текстов.

Методы эмпирического исследования – это методы сбора первичных данных, репрезентативной информации о фактах, событиях, состояниях. Краткие характеристики теоретических и эмпирических методов исследования даны в Словаре по курсу «Научно- исследовательская работа» (см. с. 149–168 данного пособия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.115 (0.008 с.)