Тема 9 тематический реферат как учебно-исследовательская работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 тематический реферат как учебно-исследовательская работа



Термином «реферат» обозначаются разные виды работ: а) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; б) изложение содержания научной работы.

Рефераты, представляющие собой краткое проблемное изложение книги или статьи, как правило, студентам не задаются. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах. Их суть состоит в том, чтобы вычленить в книге главное и сжато его передать. Однако в соответствии с требованиями к оформлению выпускной квалификационной работы студент осуществляет реферативное описание (автореферат) своего исследования.

В данном случае нас интересует тематический реферат, представляющий собой письменное изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Именно такого типа рефераты студенты выполнят не только по специальным, но и по общим дисциплинам.

Тематический реферат(далее в тексте параграфа – реферат ) – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического или эмпирического материала.

Цель написания реферата состоит не только в том, чтобы закрепить и расширить теоретические и практические знания по изучаемой дисциплине, но и в том, чтобы развивать методологическую культуру студента.

Реферированиепредназначено для освоения приёмов, методов и средств работы с источниками познания конкретной учебной дисциплины. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, переструктурирование, систематизация и т. д.

Реферативная работа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности.

Реферат не должен содержать элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащиеся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Автор реферата, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, должен суметь обосновать, в чём он видит её преимущества.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять из контекста проблему, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание требований оформления научного текста, ссылок, составления списка литературы или библиографии.

Одним из критериев оценки реферата является соответствие его содержания заявленной теме. Придерживаться заданной темы, избегая «излишеств» в форме ненужных отступлений, при отсутствии опыта достаточно непросто. Это требует дисциплины ума и развитости логического мышления.

Задача студента состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать её в своей работе.

Не менее важно, чтобы реферат был правильно оформлен. Именно в процессе работы над рефератом приобретается и закрепляется умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст.

Структура тематического реферата:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Основная часть (текст, соответствующий плану)

4. Список использованной литературы

Последовательность операций по выполнению тематического реферата:

1. Выбор темы.

2. Первичное ознакомление с литературой по избранной теме.

3. Самодиагностика исследовательских возможностей.

4. Корректировка темы.

5. Проектирование исследования:

а) разработка научного аппарата (разработка введения );

б) разработка примерного плана реферата.

6. Изучение и конспектирование литературы (научных текстов).

7. Обработка содержания теоретической литературы.

8. Написание основной части реферата.

9. Разработка заключения.

10 Составление списка использованной литературы.

11. Редактирование текста реферативной работы.

12. Представление работы научному руководителю.

13. Доработка реферата по замечаниям научного руководителя.

Объём реферативной работы не должен превышать 15 страниц формата А4, он может быть дополнен иллюстративным материалом (схемы, графики и т. д.).

Композиционное построение тематического реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Начинается реферат с титульного листа. Далее следует оглавление, которое является одновременно и планом реферата. Текст реферата делится на три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении следует обосновать актуальность темы реферата, заявить цель, предмет и задачи исследования, указать методы получения нового знания о предмете исследования и используемые источники.

Построение основной части реферата зависит от его объёма, специфики содержания и поставленной цели. Основная часть может состоять из нескольких глав, но может быть и цельным текстом. В ней последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути её решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на неё и выражается отношение автора реферата к ним. В конце каждой главы делается вывод. Реферат может не иметь глав, а состоять из параграфов. Иногда он не имеет деления на части (главы, параграфы), а выполняется как целостная работа. Однако и в этом случае реферат должен иметь внутреннюю логику изложения содержания. Понятийно-терминологический аппарат реферата составляет 5–10 научных терминов.

В заключении подводится общий итог работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Список использованных литературных источников в тематическом реферате, как правило, должен включать не менее пяти наименований.

Количество исследовательских операций, входящих в научный аппарат реферата, может быть изменено в зависимости от темы, типа исследования, а также по согласованию с научным руководителем.

Формой устного изложения результатов реферативной работы – имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблеме – является доклад. Обычно устное сообщение в форме доклада студент делает во время семинарских или практических занятий. Текст доклада, как правило, оформляется так же, как и текст реферата, снабжается аналогичным титульным листом и планом и сдаётся преподавателю после выступления. Однако это требование не является абсолютным. Некоторые преподаватели не требуют специального оформления текста доклада, в таком случае достаточно подготовить для себя «черновой» текст.

Поскольку доклад изначально планируется для устного сообщения, к нему предъявляется ряд дополнительных требований:

– выступление должно хорошо восприниматься на слух;

– текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления;

– необходима предварительная отработка чтения текста научного доклада [11, с. 33].

Студентам, которые хорошо владеют собой и обладают высокой культурой мышления и речи, следует использовать конспективный (или тезисный) способ разработки чернового текста (если текст доклада потом не надо будет оформлять и сдавать преподавателю).

В этом случае можно записать только основные идеи выступления, выстроив общую схему логического развития своих мыслей (иначе: разработать логический конспект). Пока не появится опыт публичных выступлений, первые доклады лучше писать полностью.

Иногда доклады, оформленные по всем правилам, играют роль зачётных работ, как и тематические рефераты. Но чаще всего эти виды самостоятельных работ рассматриваются как предварительное свидетельство вашей подготовленности по изучаемой дисциплине, но не освобождают от контроля знаний по всему курсу. Реферат (или доклад), выполненный по одной из предложенных тем, является необходимым условием для допуска студента к зачёту или экзамену, но не освобождает от них.

При подготовке доклада, в отличие от других студенческих работ, часто используется метод коллективного творчества. Так, преподаватель даёт одну и ту же тему сразу двум студентам одной и той же группы. Стратегия сотрудничества может быть разной, но наиболее предпочтительной является та, при которой один студент является основным докладчиком, а второй – его оппонентом (выступает после основного докладчика с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой содержания его выступления). Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию. После выступлений оба докладчика отвечают на вопросы слушателей, предварительно записав все заданные вопросы и подготовившись в течение нескольких минут. В этом случае ответы будут продуманными, чёткими и по существу заданных вопросов.

Контрольная работа как вид деятельности не является учебно-исследовательской формой приобретения знаний. В рефератах (докладах), курсовых работах оцениваются не только знания студента по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источником, умение правильно оформлять научный текст. Контрольная – не научная работа, её задача проще: демонстрация знаний по данной теме. Контрольные работы бывают аудиторные и домашние; текущие (их цель – контроль знаний по только что пройденной теме) и экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой; фронтальные (одновременно выполняет вся группа) и индивидуальные (для «избранных»).

В заочной (дистанционной) форме обучения практикуется такая форма контроля, как контрольная работа в форме реферата (тематического).

Как правило, конкретные требования к содержанию и оформлению тематического реферата содержатся в документе под названием «Рабочая программа, методические указания и контрольные задания». Рабочие программы («методички») выдаются студенту по каждому изучаемому предмету.

Качество тематическогореферата определяется по ряду критериев, в том числе: какие знания и умения при его выполнении проявил студент. Содержание реферата и технология его выполнения должны показать:

что студент знает:

· тему своего исследования;

· содержание используемых для реферирования научных работ;

· основные понятия, которыми он оперирует в реферате;

что студент умеет:

· формировать научный аппарат тематического реферата;

· правильно и творчески конспектировать научные работы;

· правильно цитировать;

· осуществлять не менее двух видов анализа научных текстов;

· составлять план описания исследования в форме реферата;

· грамотно излагать материал в письменной форме.

Опыт работы над рефератами служит базой для выполнения курсовых работ, выполняемых на более высоком, чем реферат, уровне и включающем в себя реферирование.

Вопросы и задания к теме

1. Что такое «тематический реферат» как учебно-исследо-вательская форма (иначе: охарактеризуйте научный аппарат реферата)?

2. Каковы структура реферата и требования к его оформлению?

3. В чём состоит сходство и отличие тематического реферата и доклада?

4. Осуществите анализ выполненных вами тематических рефератов с точки зрения требований, предъявляемых к этому виду работ.

5. Назовите критерии качества тематического реферата.

 

 

Тема 10 КУРСОВАЯ РАБОТА: КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

В отличие от тематического реферата, который выполняется и по специальным, и по общим дисциплинам, курсовая работа предусмотрена только по специальным дисциплинам (всего – 5–6 курсовых работ). Как правило, курсовая работа носит комплексный характер, строится на основе бóльшего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя курсовую работу, студент учится интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать её, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.

Поскольку пишется она по специальному предмету, назначение её в том, чтобы выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной исследовательской деятельности.

Цели курсовой работы:

1) закрепление, углубление и обобщение студентами теоретических знаний по учебной дисциплине;

2) выработка навыков:

· постановки исследовательской проблемы;

· анализа возможных вариантов её решения;

· отбора методов исследования и подготовки текстов;

· поиска и изучения теоретических источников по теме исследования;

· использования полученных в ходе обучения знаний в анализе исследуемой проблемы;

· формулирования собственных выводов;

· написания профессионально грамотного текста;

· оформления текста в соответствии с требованиями.

Темукурсовой работы студент выбирает самостоятельно из тематики, предлагаемой кафедрой. Студент имеет право предложить свою тему, соответствующую целям и задачам изучаемого предмета.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование на заданную тему. Это может быть теоретическое исследование конкретной темы или научно-обоснованная разработка какой-либо социальной проблемы.

Курсовая работа должна свидетельствовать об умении студента:

· обосновать актуальность выбранной темы;

· показать степень её изученности и разработанности;

· сформировать цели и задачи работы;

· выявить источники и литературу по теме курсовой работы;

· анализировать и интерпретировать полученные в ходе исследования эмпирические данные;

· сформировать научные результаты;

· делать выводы;

· излагать материал профессионально грамотным языком;

· оформить работу в соответствии с требованиями.

В курсовой работе, независимо от её темы и вида, студент должен продемонстрировать своё умение самостоятельно мыслить, обсуждать проблему, ставить и решать исследовательскую задачу. Не допускается простой пересказ источников и реферирование без анализа, компиляция.

Стандартная структура курсовой работы:

Титульный лист.

Задание.

Оглавление (содержание).

Введение.

Главы работы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

Последовательность операций по выполнению курсовой работы:

1. Выбор темы курсового исследования.

2. Первичное ознакомление с научной литературой (теоретическими и эмпирическими текстами) по теме.

3. Самоэкспертиза исследовательских возможностей.

4. Консультация с научным руководителем: корректировка темы, получение задания.

5. Проектирование исследования:

а) разработка научного аппарата курсового исследования;

б) разработка плана написания теоретической части курсовой работы;

в) разработка плана изучения и описания опыта социальной работы по теме исследования.

6. Изучение литературы, конспектирование.

7. Обработка (анализ) теоретического материала.

8. Обработка (качественный и количественный анализ) эмпирического материала.

9. Написание теоретической части курсовой работы.

10. Написание эмпирической части исследования.

11. Оформление Оглавления / Содержания.

12. Разработка Заключения.

13. Подготовка Приложения.

14. Подготовка Списка литературы

15. Редактирование текста работы.

16. Сдача научному руководителю.

17. Доработка по замечаниям научного руководителя.

18. Оформление курсовой работы.

19. Подготовка выступления к защите курсовой работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.044 с.)