Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12 научная статья: советы начинающему автору↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждый год сотни тысяч выпускников покидают стены своих вузов. Многие из них склонны к исследовательской работе. К сожалению, в учебные программы не только отечественных, но и зарубежных вузов не входят специальные занятия или обучающие курсы по написанию научных статей. Начинающему автору приходится полагаться на тот богатый опыт, который могут привить своему студенту педагоги и научные руководители, а также на свои интуицию и талант. «Незримым колледжем» часто называют профессиональное научное сообщество. Кроме цитатных связей, «незримый колледж» консолидируется системой явных и неявных дисциплинарных норм, регулирующих процесс воспроизводства знания. В науке, как и в любой сфере жизни, применение норм требует осведомлённости в том, где и каким образом их применять. Научные публикации являются формой информационного сообщения и адресованы тем, кто работает в близкой предметной области. Производство научных публикаций подчинено детальной регламентации. Если отдельные нормы и нарушаются, то во имя сохранения нормативной структуры целого. Проблема, однако, заключается в том, что в таком творческом деле, как написание научных статей, регламентация есть, а формальные критерии и правила отсутствуют. Иначе процесс написания научной статьи не был бы творческим и оригинальным. Данная глава написана по материалам различных авторов, занимающихся в той или иной мере проблемой научного творчества. Научная статья – это законченное и логически цельное научное произведение небольшого объёма, посвящённое конкретной проблеме. Обычно проблема, которой посвящена научная статья, входит в круг проблем, связанных с темой дипломной работы или диссертации. По своему характеру научная статья является аналитической: в ней раскрываются наиболее значимые результаты исследования, требующие развёрнутой аргументации. Специалисты, желающие заняться научной деятельностью, претендующие на получение учёной степени, обязаны, в первой случае, иметь публикации и, во втором – отразить научные результаты своих исследований в публикациях. В научной статье излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы: ход исследования, его результаты, а также выводы по результатам (теоретического или эмпирического экспериментального) исследования. Композициянаучной статьи (совпадает с композицией научного доклада): – заголовок; – вводные замечания; – краткие данные о методике исследования; – анализ собственных научных результатов и их обобщение; – выводы и предложения; – библиография. В научной статье, в отличие от доклада и тезисов доклада, необходимо обязательно делать ссылки на цитируемые источники, чтобы исключить голословность фактов и усилить аргументацию. Статья начинается с заглавия. Самая распространенная ошибка – это неадекватное представление содержания научного материала в заглавии. Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет исследования, который должен отчётливо отделяться от объекта исследования. Смысловую арматуру заглавия образуют ключевые термины-понятия. Расширением заглавия является аннотация, содержащая уже не пять – семь слов, а около ста, подробно описывающих предмет исследования. В этом случае возможности точного распознавания тематического адреса увеличиваются в несколько раз, не говоря уже о том, что чтение аннотации позволяет компетентному исследователю уяснить основную идею публикации за несколько минут. Во введении автор статьи вводит читателей в курс дела, причём чем выше рейтинг журнала, тем менее специальным языком должна быть изложена суть вопроса. В центре исследования всегда находится некая научная проблема. Поэтому необходимо, во-первых, объяснить читателю, что именно побудило вас приступить к работе: · существование нерешённого вопроса или малоизученность темы; · недостоверность данных ввиду срока давности; · несоответствия в данных разных авторов; · появление нового перспективного материала; · новый взгляд на старую проблему (имеющиеся данные); · необходимость собственного исследования в связи с выдвижением гипотезы (иначе: необходимость тестирования / проверки гипотезы). Во-вторых, нужно убедить читателя в актуальности поставленной проблемы (почему выбранная вами проблема важна и интересна?). В данных о методике исследования следует показать, какие объекты и почему были выбраны, какие методы были использованы для работы с ними. Анализ собственных научных результатов следует предварить сжатой информацией о полученных данных. В этой части статьи возможно использование ссылок и коротких элементов обсуждения; результаты исследования могут сравниваться между собой, а также с результатами других исследований. Обсуждение результатов осуществляется в рамках доминирующей концепции или выдвинутой гипотезы. Обобщение результатов исследования логически заканчивается выводами и предложениями, касающимися перспектив исследования заявленной проблемы. Советы, как НЕ НАДО писать введение: 1. Будьте осторожны с фразами «Известно, что…». Избегайте их банальностей и некорректностей (может статься, что вы действительно пишете о том, что уже известно и, таким образом, ваш труд лишается фактора актуальности). Субъективизм авторов научной статьи особенно явно проявляется в подборе аргументов во введении. Так, описывая ту или иную точку зрения, многие авторы приводят данные из литературы однобоко, некритически, сознательно или подсознательно игнорируя при этом те данные, которые не укладываются в их общую концепцию. Иногда введение чрезмерно упрощается: аргументация осуществляется формально (2–3 довода, из них 1–2 довода «против»). Помните: истинному исследователю следует критически оценивать все «за» и «против». Пишите всё как есть. 2. Зачастую исследователь, увлекаясь собственной гипотезой, совершает ещё одну ошибку – он старается сузить круг возможных аргументов «против». Одним словом, контролируйте собственную предвзятость. В науке нельзя пользоваться советом профессора Преображенского – героя романа М. Булгакова «Собачье сердце» – «не читать большевистских газет». 3. Будьте критичны к научным обзорам – от них бывает большая польза и большой вред. Авторы обзоров – тоже люди, и они могут ошибиться сами и ввести в заблуждение вас. Старайтесь докопаться до фактов, описанных в первоисточниках. Тем более будьте осторожны с концептуальными обзорами, авторы которых могут увести вас в мир собственной (иногда – крайне важной) научной парадигмы. Требования, которые предъявляются к оформлению научной статьи: – название статьи должно отражать основную идею её содержания; – после названия статьи пишутся инициалы и фамилия автора, иногда указывается город или вуз, где учится или работает автор; – библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и сноски и т. п. оформляются по тем же правилам, которые предъявляются к оформлению дипломной работы или диссертации; – статья обязательно должна завершаться чётко сформулированными выводами. В современных условиях чаще всего оформление статьи осуществляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются конкретными издательствами и редакционными коллегиями. Таким образом, чтобы оформить статью в соответствии с требованиями, нужно знать, каким требованиям следовать, т. е. где публиковать статью. В многочисленных публикациях на тему, как писать научную статью, тщательно анализируется процесс написания и оформления статей, тем не менее реальный опыт приобретается в основном в процессе чтения чужих статей и написаниясобственных. Можно встретить рекомендации общего характера, которые касаются ограниченного круга вопросов: «пишите понятно», «поясняйте свои мысли», «не отклоняйтесь от темы», либо советы по техническому оформлению. Однако существуют и другие вопросы, касающиеся проблемы научных публикаций в форме статьи, которые также заслуживают внимания и обсуждения. Например, вопрос о мотивах, побуждающих к написанию научной статьи. Л. Солимар (Англия), автор публикации «Как писать научные статьи», называет следующие мотивы: 1) бескорыстное стремление к распространению знания; 2) забота о собственном приоритете; 3) беспокойство за свою профессиональную репутацию; 4) стремление к продвижению по службе. Под влиянием первой причины главным образом пишут молодые люди, в частности, при подготовке своего первого научного труда. Число таких авторов невелико, и для большинства из них первая статья бывает последней. Следовательно, первую причину нельзя ставить в один ряд с другими, более сильными мотивами, хотя забывать о ней тоже не следует. Вторая причина – приоритет – движет лишь небольшой группой авторов, хотя по важности она намного превосходит любую другую. Желание связать своё имя с каким-нибудь открытием является отличительной чертой научных работников. С тех пор как публикация стала служить доказательством открытия, существует стремление опубликовать свои статьи, и как можно быстрее. Однако автор публикаций не должен забывать о возможности дальнейшего использования своего открытия. Имеется в виду ситуация, когда кто-то другой доводит замысел автора до конца и тем самым лишает автора возможности «пожинать плоды своих трудов». Идеальное решение вопроса – это гарантировать приоритет, заявив об открытии, а подробную публикацию задержать до полной оценки его потенциальных возможностей. Первым учёным, применившим этот способ, был… Галилео Галилей, который послал описание своих астрономических открытий Кеплеру в виде анаграммы, а расшифровал её содержание спустя год. Так как современные научные журналы не публикуют анаграмм, можно действовать по-другому. Солимар рекомендует начинать статьи интригующим заголовком, ибо чем большее впечатление, по его мнению, произведёт заглавие, тем меньше сведений можно сообщить в самой статье. Заголовок (удачный) сразу убедит каждого, что открыто нечто новое. Автору простят, если он не привёл определённых данных по существу вопроса, а только в общих чертах сообщил об открытии. Однако приоритет останется за автором публикаций: с его именем будет связано данное открытие. Третья причина – забота о профессиональной репутации. Для большинства научных работников единственным доступным способом является написание большого количества статей, каждая из которых вносит в науку хотя бы небольшой вклад. Целесообразно несколько первых статей ограничить узкой темой, чтобы завоевать признание. Позднее автор должен засвидетельствовать свою многосторонность, написав несколько работ, охватывающих более широкую тему. После опубликования трёх десятков статей известность автора выйдет на уровень насыщения и уже не будет возрастать при дальнейшем увеличении печатных работ. Тут наступает самый подходящий момент, чтобы прекратить печататься и попытаться занять приличную руководящую должность. Четвёртая причина – стремление продвинуться по службе – тесно связана с необходимостью снискать известность в качестве специалиста, а это можно приобрести путём публикации научных статей. Конечно, существуют и другие мотивы написания научных статей. В частности, желание заняться наукой сопряжено с вопросом о наличии способности к этому виду деятельности. Сбор материала для статьи, работа над статьёй и её опубликование позволяют получить не только первый опыт, но и ответ на вопрос о склонности к научной работе. Обязан иметь публикации аспирант, а также диссертант – соискатель учёной степени. Мнение по поводу целесообразности «интригующего» названия статьи не является общепринятым. Многие считают этот приём несерьёзным и несолидным. Вообще, спор по поводу названия произведения давний. Ещё Станиславский сказал о том, что от названия пьесы зависит половина её успеха у публики. Это в полной мере относится и к учёным трудам. Бывают случаи, когда название научной статьи мало совпадает с её смыслом и содержанием. Результат в таких случаях далёк от «научности» – этот приём лишь привлекает внимание к персоне автора. Впрочем, бывает и обратное: под невзрачным и скромным названием скрывается по-настоящему серьёзная, очень важная для науки работа. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы название статьи соответствовало её содержанию. Некоторые авторы в качестве заглавия статьи выносят вопрос. Этот приём не всегда удачен и оправдан, и злоупотреблять им не следует, поскольку читают статью преимущественно из-за ответа, который в ней предполагается. Не рекомендуется использовать в названии статьи «заумные» термины и длинные иностранные слова. В нашем языке есть удачные и краткие термины-аналоги, понятные широкому кругу читателей. Помните: не вникнув в смысл названия статьи, многие просто не станут читать ваш труд. Часто авторы статей прибегают к эпиграфам. Эпиграф – находка для талантливого, интеллектуального автора и его читателей, но только в том случае, когда он удачен и к месту. Скучную и неинтересную работу не спасёт даже самый оригинальный эпиграф. Кстати, подобрать к статье эпиграф по смыслу – задача весьма непростая, и чувство меры никогда здесь не должно подводить автора. Если нет под рукой интересного и удачного эпиграфа, лучше не писать его вообще. Чтобы обеспечить приём статьи к опубликованию, Солимар даёт на первый взгляд ряд не очень серьёзных советов, однако к ним стоит прислушаться. Во-первых, следует подобрать рецензента из числа ведущих учёных, чтобы отфильтровать из имеющихся рукописей те, которые стоит напечатать (после редактирования). У ведущих учёных, как правило, времени мало, а обязанностей много, вдобавок несут бремя административных забот. По этим причинам они не могут уделить основную часть своего свободного времени (обеденного перерыва) чтению каждой рукописи, и тем не менее именно они должны сделать критические замечания. Начинающему автору следует учитывать это обстоятельство. Во-вторых, нужно писать свою статью так, чтобы она с самого начала удовлетворяла требованиям рецензента, острые глаза которого обнаружат малейшую аномалию. Если статья слишком длинная, автора обвинят в многословии; если статья слишком краткая, ему посоветуют собрать дополнительный материал. Если он докладывает о чисто экспериментальной работе, то будет подвергнуто критике «обоснование»; если он предлагает на обсуждение элементарную теорию, его материал назовут «поверхностным». Если он приводит слишком большой список использованной литературы, его отнесут к «неоригинальным»; если он вообще ни на кого не ссылается, на нём поставят клеймо «самонадеянный». Учитывая эти обстоятельства, автор может быть уверен, что статья пройдёт независимо от её содержания. Беглый просмотр такой статьи (удовлетворяющей формальным требованиям) вызовет благосклонность рецензента. Далее всё зависит от его реакции в течение следующих 30 минут. Если за это время он сможет быстро сделать критические замечания по трём несущественным ошибкам, статья будет принята. Если рецензент не найдёт очевидных пунктов, заслуживающих критику, его противодействие только укрепится. Он возьмёт первое попавшееся на глаза предположение (причём именно то, которое является неуязвимым), объявит его необоснованным и посоветует возвратить статью на доработку. Таким образом, это – в-третьих, задача автора рукописи – дать рецензенту материал для трёх несущественных замечаний: подберите неудачное название (все рецензенты, замечает Солимар, любят предлагать свои заглавия), сделайте орфографическую ошибку в слове, которое часто пишут с ошибкой, отклонитесь от обычных обозначений [27]. Предельный объём научной статьи составляет 8–10 страниц машинописного текста. Однако редакционная коллегия сборника или журнала, как правило, конкретизирует свои требования: по тематике публикаций, по объёму (он может быть уменьшен до четырёх страниц), по формальному исполнению (параметрам страниц, размеру шрифта, оформлению сносок и др.). Упражнения, с помощью которых можно научиться писать научные тексты [18]. Упражнение 1. Чтобы получить новые знания, пополнить свой словарный запас, улучшить свой стиль и слог, рекомендуется переписывать и даже выучивать наизусть отрывки из научных произведений. Упражнение 2. Чтобы овладеть новой фразеологией, новым литературным приёмом, чтобы улучшить свой слог, советуют подражать оригиналу понравившегося абзаца или отрывка текста (в котором что-либо описывается с большим мастерством). Упражнение 3. Перевод произведений иностранных авторов на родной язык позволит не только приобрести новые мысли, не только улучшить свой стиль, но и расширить словарный запас из-за необходимости всё время подыскивать синонимы. Упражнение 4. Услышав или прочитав чьи-то слова, стоит попытаться придумать к ним поправки, попытаться выразить те же мысли иначе. Упражнение 5. Необходимо критически читать то, что написано другими и по возможности редактировать ими написанное. Упражнение 6. Выбрав понравившуюся статью, кратко законспектируйте смысл каждой фразы. Отложите свои записи на несколько дней, чтобы забыть текст оригинала, а потом возвратитесь к ним и по конспекту попытайтесь воспроизвести исходный текст. Это упражнение выполняется до тех пор, пока при сверке копии с оригиналом совсем не обнаруживаются ошибки. Упражнение 7. Выбрав прозаический текст, следует преобразовать его в стихотворную форму. Постоянный поиск синонимов и слов, имеющих одинаковые окончания, обогатят словарный запас. Упражнение 8. Выстраивайте план статьи. Упражнение 9. Услышав чью-то речь, прочитав какую-либо статью или стихотворение, побеседовав с приятелем (коллегой), попытайтесь, оставшись одни, вспомнить эту речь (статью, стихотворение, беседу) с самого начала. Вспомните все доводы, восстановите ход рассуждений. Упражнение 10. В номере газеты выбратьне понравившуюся вам по стилю статью или заметку. Затем, сохраняя содержание и общий смысл, попытаться преобразовать её в более привлекательную форму. Упражнение 11. Чтобы обнаружить ошибки в собственной статье, можно поступить следующим образом: · отложить её на некоторое время, а затем перечитать; · дать почитать её своим коллегам или друзьям. Если вы решите опубликовать свою статью на иностранном языке, воспользуйтесь следующими рекомендациями: 1. Как бы плохо вы не владели иностранным языком, после выбора места публикации лучше писать статью сразу на иностранном языке, а не переводить готовый русский текст. Это будет двойная работа. Тем более, когда вы пишите по-русски, то оттачиваете стилистику, которая впоследствии будет мешать при переводе. Намного проще «русские» мысли сразу облекать в «английские» фразы. 2. Первые статьи часто пишутся в соавторстве с научным руководителем. Однако рано или поздно вам необходимо написать и опубликовать статью самостоятельно. Не затягивайте «детскую болезнь». 3. Постарайтесь обеспечить первой версии своей статьи первичную проверку кем-нибудь из специалистов в области социальной работы англоязычной страны. Такая первичная обработка очень полезна: вам и язык «поправят», и посоветуют что-нибудь дельное по сути работы, и посоветуют (если попросите), куда послать статью, и подскажут, верен ли ваш выбор. Не обижайтесь на критику: уж если человек согласился вам её высказать, значит, ваша работа ему не безразлична. Будьте готовы к серьёзной доработке статьи. Учтите также, что процесс проверки не бывает быстрым. А если вклад иностранного коллеги в дело исправления вашей статьи велик, не постесняйтесь попросить его стать вашим соавтором. 4. После всех доделок и исправлений пишите сопроводительное письмо и посылайте требуемое количество копий манускрипта и копии иллюстраций в выбранный вами журнал. Если главный редактор посчитает, что статья потенциально может быть опубликована в его журнале, то он тем или иным образом даст вам об этом знать. Иногда даже попросит порекомендовать рефери. 5. Если отчёт хотя бы одного рефери разгромный, статья журналом, как правило, не принимается. Если же рецензии положительные, то вы приступаете к доделкам, переделкам и переписыванию. 6. Исправленный вариант статьи и подробное сопроводительное письмо высылается главному редактору. Следует детально объяснить редактору, что и почему было, что и почему не было исправлено, удалено и добавлено. Если редактор будет удовлетворён вашими объяснениями и исправлениями, вы получите уведомление о том, что ваша статья принята в печать. Вопросы и задания к теме 1. Чему посвящается содержание научной статьи? 2. Кто и почему пишет научные статьи? 3. Какова композиция научной статьи? 4. Перечислите основные требования к оформлению статьи. 5. Какие советы и рекомендации по работе над статьёй показались полезными лично вам? 6. Каким образом чужой опыт написания научных статей помог вам в научном творчестве? 7. Что отличает научную статью от статьи в средствах массовой информации?
6. Формы отчётности по практике по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» Форма итогового контроля - дифференцированный зачет. По окончании практики студент в течение 7 дней должен сдать отчетную документацию руководителю практики: 1. Направление на практику; 2. Дневник практики (с подписью руководителя от базы практики и печатью организации), который содержит: - сведения о месте и сроках прохождения практики; - краткое содержание выполненных работ (с подписью руководителя практики в организации); - выводы по итогам практики. 3. Письменный отчёт по практике, который должен отражать: - цели и задачи практики; - название организации ее структура, направления деятельности и функции преподавателя (по профессиограмме); - анализ деятельности профессорско-преподавательского состава или учителей в образовательном учреждении с характеристикой рабочего времени; - эскиз оформления стендов в кабинетах; - графические схемы структуры занятий с анализом интерактивного взаимодействия преподавателя/учителя со студентами/учащимися; - письменный анализ дидактических технологий; - эссе по опыту преподавания экономических дисциплин разных преподавателей; - конспект занятия или урока. На основании всех перечисленных документов руководителем практики выставляется в зачетную книжку студента оценка за практику с учетом качества представленных материалов и анализа проделанной работы. Критерии оценки: "Отлично" - все задания практики выполнены полностью, с учетом всех требований, грамотно в содержательном и литературном отношениях; отчетная документация аккуратно оформлена и сдана в срок. "Хорошо" - в работе студента-практиканта и в отчетной документации есть отдельные частные недостатки, а именно - есть недочеты в анализе фактов, в оформлении и сроках сдачи документации. "Удовлетворительно" - некоторые недостатки в работе студента-практиканта имеют явно нежелательный характер: недисциплинированность в выполнении требований практики, 1-2 грубые ошибки в выполнении и оформлении задания; работа сдана с большим опозданием. "Неудовлетворительно" – отсутствие студента на практике без уважительной причины и не предоставление отчетной документации о прохождении практики. Студент перед выходом на практику на собрании получает программу практики и индивидуальное задание от кафедры. Рабочая программа практики находится в библиотеке Института и размещена в компьютерной сети Института. Студент - практикант обязан: -явиться на практику в указанный день; -посещать базу практики ежедневно; -полностью выполнять задание по программе практики; -подчинятся правилам внутреннего распорядка; -составить подробный письменный отчет о выполнении программы практики в установленные сроки; -защитить отчет о прохождении практики в строго определенные сроки. Формуляр отчета и дневник должны содержать два обязательных реквизита: подпись и печать руководителя практики от предприятия; в противном случае студент-практикант к сдаче отчета по практике не допускается. Отчеты должны представлять студенты всех форм обучения на выпускающую кафедру в бумажном и в электронном вариантах. Студенты-практиканты, нарушившие трудовую дисциплину, вызываются для обсуждения на заседание кафедры. Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой, которая несет ответственность за выполнение программы прохождения практики. Для руководства практикой решением выпускающей кафедры назначается руководитель из числа преподавателей кафедры, что оформляется соответствующим распоряжением по кафедре и приказом ректора по институту о направлении студентов на практику в соответствии с заявлениями студентов и договором с предприятием. Руководитель практики от кафедры должен: -ознакомить студентов с программой практики и индивидуальными заданиями кафедры; -ознакомить студентов с их правами и обязанностями; -ознакомить с порядком подготовки и защиты отчетов; -постоянно оказывать помощь студентам в сборе материалов; -осуществлять контроль за прохождением практики; -осуществлять рецензирование, прием и защиту отчетов по практике. Во время прохождения практики студенту кроме программы практики выдаётся индивидуальное задание (Приложение 1) по программе научно-исследовательской работы кафедры или института. 7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» 7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Место практики в структуре ООП и общекультурные и профессиональные компетенции, формирующиеся в процессе прохождения практики приведены на рисунке №1. Описание общекультурных и профессиональных компетенций образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» представлены в таблице №1. Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-3,6,7, ОПК-3, ПК-1,2,3,5,6,7,8,10. Данные общекультурные и профессиональные компетенции формируются на различных этапах в процессе освоения ряда дисциплин (таблица №3) образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.013 с.) |