Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация написания рефератаСодержание книги Поиск на нашем сайте
2.1. Тематика рефератов разрабатывается преподавателем и излагается в рабочей программе учебной дисциплины. Рабочая программа с тематикой рефератов рассматривается, принимается и утверждается соответствующими кафедрами. 2.2. Общее руководство и оценку качества выполнения референтов осуществляет преподаватель, читающий дисциплину. 2.3. В ходе консультаций преподаватель разъясняет цель и задачи, структуру и объем, принципы разработки и оформления реферата.
2.4. Основные функции преподавателя во время написания реферата: – составление перечня тем; – консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения реферата; – оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; – проверка и оценка реферата; – прием и организация защиты реферата. 2.5. По завершении студентом реферата преподаватель проверяет, подписывает его. При получении предварительной положительной оценки студент допускается к защите реферата. В случае неподготовленности реферата в установленный срок или он не может быть представлен к защите как положительно оцененный, студент дорабатывает его. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку за выполнение реферата или за его защиту, предоставляется право выбора новой темы или по решению преподавателя устанавливается срок доработки и сдачи прежней темы реферата. Подготовка реферата – это большой, трудоемкий процесс. Он начинается со сбора информации: отбор источников, конспектирование (лучше начинать с более поздних работ, т.к. там может быть анализ предшествующий). Здесь так же хорошо использовать такой вид работы, как «выписки» на карточках. Это удобный и эффективный способ фиксации и хранения информации. На карточку заносятся оригинальные, интересные мысли, факты, примеры (обязательно с указанием источника). Карточки легко систематизируются, их удобно хранить. Это современный, рациональный метод работы. Далее составляется план, который определяется логикой темы и следует собственно написание реферата.
Предварительный подбор темы, проблемы реферата Из предложенного преподавателем перечня студент выбирает тему, которая для него наиболее интересна. При этом он должен обосновать для себя причину выбора. Сразу дайте себе установку подойти к реферату практично: сделать его частью предполагаемого или уже ведущегося исследования, по какой бы научной дисциплине он не выполнялся. Это и будет главный критерий темы – ее полезность. Другой критерий выбора – способность раскрыть тему и показать как можно больше и полнее свои профессиональные возможности и лучшие «научные» качества. Если вы хороший критик теорий, остановитесь на ней. А если вы лучше знаете практику, выберите ее. Это же естественно – желание полнее реализовать свои возможности. Выбор источников реферирования обычно делается параллельно с выбором темы. Это правильно. Теперь еще раз продумайте, сколько источников целесообразно взять: остановиться ли только на авторских текстах, т.е. первоисточниках, или использовать критическую литературу, «оппозиционную»; взять ли одножанровые или разножанровые тексты и т.д., главное – подбирать следует доступный текст. (Опыт работы с научным текстом показывает, что доступность текста сохраняется, если понятным в нем будет до 60-70% слов. Остальное можно освоить через словари и справочники). Подбор литературы Подбор литературы студентом осуществляется самостоятельно, после выбора темы реферата. При этом необходимо обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам. Можно использовать материалы лекций и семинарских занятий, в которых указывается основная и дополнительная литература. Работу с литературой следует начинать с первоисточников: исторические документы, художественные тексты. После этого можно приступить к изучению монографий, научно-исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы и сопоставлены. В ходе написания реферата необходимо использовать справочные издания – энциклопедические и толковые словари. При выборе текста надо обратить внимание на его информативность, т.е. новизну и значимость информации. Определение типа реферата – самый сложный вопрос. Чаще всего рефераты выполняются по результатам анализа литературы. Это теоретико-аналитические рефераты, различающиеся по типу анализа информации. Вы можете избрать критический, обзорный, сравнительный, проблемный, системный, аспектный, феноменологический, голографический анализ источников и др. Какие-то детали у этих типов анализа могут совпадать, но при этом каждый из них имеет свое «лицо». Анализ данный – это анализ совокупности действий, признаков, свойств, статистических показателей и т.д. Количество этих данных зависит от структуры и характера объекта анализа. Если это ситуация, то данными могут быть участники ситуации, их характеры и действия, в т.ч. словесные и практические; способы взаимодействия участников, содержание взаимодействия с точки зрения достижения цели. Если объектом анализа выбран процесс, то его данные – это цели, причины, содержание, методы взаимодействия участников (как сегодня говорят, субъектов), используемые средства, формы организации взаимодействия, их результативность. Данные подсистем: кадровое, экономическое, техническое, юридическое, методическое обеспечение, структура систем и структура управления ею, субъекты деятельности. Каждый из объектов по-своему сложен. Все дело в том, кто пишет отчет. Анализ как вид исследовательской деятельности включает в себя: определение стратегии и тактики исследования деятельности; выбор вида и типа анализа; разработку технологии анализа; применение анализа (реализация) и описание результатов анализа. Сравнительный анализ – составление явлений, имеющих единую природу и общие характеристики. Сравнительный анализ целесообразен так, где есть сходные явления, и делается он на единых логических основаниях. Сопоставление идет по внешним и внутренним признакам, по условиям и степени эффективности. Структурный анализ – это выявление роли и значения какого-либо фактора в успешности функционирования определенной структуры. Структурный анализ применяется при попытке сохранить и повысить эффективность существующих структурных образований или при потребности их модернизировать. Системный анализ – выявление в объекте различных структур и способов их взаимосвязи и взаимодействия. Функциональный анализ – это характеристика объекта с позиций его прав и обязанностей, т.е. функций, выполняемых в ситуации, процессе, системе, а также установление зависимостей этих функций. Именно функции определяют роль и место отдельных личностей в организации деятельности, в достижении ее эффективности. Критический анализ направлен специально на выявление слабых сторон деятельности личности. Критика всегда связана с оценкой, определением качества, результатом чего бы то ни было в ситуациях, процессах, системах. Детерминационный анализ основан на установлении причинно-следственных связей между явлениями, структурами, функциями, признаками, состояниями. Среди типов рефератов особо выделяется самый сложный тип – концептуальный, где автор излагает свою точку зрения по то или иной проблеме, выражая свое авторское видение. Тогда литературные источники превращаются из объекта изучения в средство доказательства или иллюстрации авторских, т.е. своих собственных посылок. Ознакомление с источниками – это их просматривание, осмысление выходных данных (кем, где, когда и каким тиражом изданы), знакомство с аннотацией, оглавлением, библиографией, если она есть, и даже с введением и заключением. Затем предлагается прочесть книгу или статью «по диагонали», т.е. выбирая основные понятия, схватывая логику и тему, обнаруживая проблему, знакомясь со стилем написания. Эта процедура позволяет увидеть тему целостно, в системе, и эмоционально – с отношением к ней и к изложению. Именно такое, пока еще неглубокое чтение позволяет увидеть главные идеи, общую логику, присутствие доказательств и многое другое. Уточнение темы, ранее сформулированной, возможно только после ознакомительного чтения источников. Корректировка происходит после того, как исследователь проанализировал информацию и убедился, что он наберет достаточно материала для раскрытия данной и именно так сформулированной темы. Это мысленное соотнесение темы и материала к ней исследователь проводит быстро и принимает решение: либо тему подкорректировать под материал, либо, сохранив ее, искать новые источники. Выбор типа конспектирования, а точнее сказать, выбор форм записи прочитанного диктуется характером текста и выбранным типом реферата. В каких-то случаях достаточно несколько «свободных выписок мыслей», в других – цитат, а иногда требуется план-конспект. Могут также быть уместны простые тезисы. Самым подробным фиксированием текста является конспект, соединяющий признаки всех записей. Конспектирование желательно осуществлять только после овладения другими более простыми формами записи прочитанного. Это непростая операция, основанная на глубоком и неторопливом чтении текста. В русском языке «кон» означал начало, предел, сужение пространства действий. В этом предельном сокращении, свертывании информации заключен главный смысл конспекта. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и др., т.е. вторичное предъявление, как бы второе рождение, но в ином виде – свернутом, сжатом. Конспект нужен для того, чтобы: – научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей вид, тип, форму; – выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения определенной учебной или научной задачи; – создавать модель проблемы (понятийную или структурную); – упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; – накопить информацию для написания более сложной формы в виде доклада, реферата, статьи и т.д.; – обеспечить многократное обращение к нему, в случае надобности, его использование. Таким образом, конспект – это не просто краткое изложение первичного текста, а изложение, имеющее адресный характер, пригодное для личного пользования, упражняющее в способах переработки информации и используемое для выполнения более сложных видом работы. Разработка плана реферата состоит в определении его структуры как логической последовательности изложения результатов реферирования. Общий алгоритм давно выработан и включает в себя: введение, основную часть реферата (по параграфам, частям, пунктам плана, разделам), заключение (вывод, резюме), библиографию. План основной части зависит от темы, источников конспектирования и приемов обработки информации. Этот план далеко не всегда совпадает с планом конспектируемых источников, вернее, даже совсем не совпадает. Написание реферата по плану требует терпения и целеустремленности. В процессе написания всегда возникает соблазн «уйти в сторону», больше остановиться на «красивом» факте, избежать сложных моментов. Так именно здесь нужен жесткий самоконтроль. При этом очень важно учитывать соблюдение единого стиля, свойственного именно вам, а не какому-то научному источнику; соразмерности всех частей; четкость изложения мыслей, что достигается краткостью, лаконизмом, логикой и доказательностью; придание реферату оригинального, нестандартного, авторского характера. Получение выводов – особое действие в реферировании. Оно может входить в написание реферата, но в силу специфик его следует выделить. Выводы даются в заключении. Их еще предстоит получить, как бы «вывести» из всего текста. Выводы – это всегда новое знание, как умозаключение из ранее сделанных посылок. Составление библиографии для реферата целесообразно ограничивать, во-первых, конкретно используемыми в тексте источниками, из которых цитируются положения, и на которые есть ссылки; во-вторых, только теми работами, которые имеют самое прямое отношение к теме или цели реферата. Составлять список литературы следует с соблюдением всех правил ГОСТа. Редактирование текста – процесс непрерывный. Он начинается уже во время написания, когда подыскиваются нужные слова, фразы и параграфы. При этом не забывайте о мягких и плавных переходах от одной мысли к другой, о едином стиле, о логичности, общей грамотности, о соразмерности частей и других качествах текста. При окончательном редактировании следует особо быть придирчивым к излишествам, длинным цитатам, сноскам, т.е. ко всему, что нарушает гармонию текста. Может быть, их можно безболезненно убрать или сократить? Свои мысли лучше как-то выразить с помощью вводных слов, типа: «нам думается», «мы убеждены», «кажется, что…», «мы стоим на той точке зрения…» и др. Оформление реферата – завершающий и ответственный этап работы. Учитывая, что написание реферата призвано выработать у студентов культуру предоставления письменных работ, а также, что реферат является первой ступенькой научного исследования, мы сочли правомерным изложить требования ГОСТ к печатным работам.
Требования к структуре Структура реферата: − титульный лист (приложение 1); − план - оглавление; − введение; − основная часть; − заключение; − список использованной литературы; − приложения.
По содержанию реферат может носить реферативный и практический характер. По структуре реферат реферативного характера состоит из: – введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы; – основной части (теоретической части),в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; – заключения,в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов реферата; – списка используемой литературы; – приложения. По структуре реферат практического характера состоит из: – введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы; – основной части, которая обычно состоит из двух разделов: – в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; – вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.; – заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов реферата; – списка используемой литературы.
Титульный лист включает: 1. Наименование учебного заведения, где выполнена работа. 2. Фамилию, имя, отчество автора. 3. Название работы. 4. Дисциплину, по которой выполнена работа. 5. Сведения о научном руководителе. 6. Город и год. Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляется небольшой (4-6 слов) подзаголовок. Оглавление в реферате – это перечень пунктов, составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В оглавлении указываются номер страницы, на которой находится начало данного пункта. Во введении показывается: – актуальность данной темы; – цель и задачи работы; – история вопроса; – краткий обзор источников и используемой литературы. Объем введения составляет 1 – 2 страницы текста. Основная часть дает представление о рассматриваемой проблеме с разных точек зрения, представленных авторами источников, а так же изложение собственной позиции в данном вопросе. Объем текста составляет 4 – 5 страниц. Заключительная часть очень важна. Это итог работы. В ней: – формулируются общие выводы из всего сказанного; – показывается, какие вопросы удалось рассмотреть более или менее полно, какие рассмотрены лишь частично; – в свернутом варианте повторяются основные положения, высказанные ранее в основной части; – освещаются новые проблемы, возникшие в ходе исследования и требующие самостоятельного решения. Объем текста составляет 1 - 2 страницы.
Оформление реферата Студент разрабатывает и оформляет реферат в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД. Материал в реферате рекомендуется располагать в следующей последовательности: – титульный лист (приложение 1), – план – оглавление, – введение, – основная часть, – заключение, – список использованной литературы, – приложения. Техническое оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым ГОСТом.
Внешнее оформление реферата Реферат выполняется на белой бумаге формата А4 (297 × 210 мм) на одной стороне листа, оборотная сторона остается чистой. Стандартный текст печатается полуторным межстрочным интервалом на компьютере с полями слева не менее 3 см. На листе размещается 2830 строк, использовать шрифт «Times New Roman» или «Times New Roman Cyr», размер шрифта 14. Текст реферата выполняется одинаковым цветом: черным или синим. Объем реферата не менее 15 страниц машинописным способом. Абзацный выступ должен быть одинаковым и равен 5 знакам. На одной странице сплошного текста размещается 28 – 30 строк через 1,5 интервала (по 57 - 60 знаков в строке, считая промежутки между словами). Заголовки отделяют от текста сверху и снизу 3 интервалами. Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм верхнее – 25 мм правое – 10 мм нижнее – 15 мм Список литературы помещается непосредственно после основного текста работы. Он является важной составной частью работы и отражает степень изученности студентом данной проблемы. Список литературы является необходимой структурной частью любого научного исследования. Список литературы представляет собой перечень библиографических описаний произведений печати или их составных частей, использованных в процессе подготовки текста. Составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Библиографическое описание состоит из следующих основных элементов: Фамилия автора, Инициалы. Название издания: тип литературы (учебник, учеб. пособие, курс лекций и т.п.) [Характеристика материала (текст, электрон. ресурс)] / Инициалы автора. Фамилия; Инициалы. Фамилия редактора / составителя; Сведения об ответственности организации. – Сведения о переиздании. – Город: Издательство, год. – Кол-во страниц. – (Серия).
Примеры библиографических описаний Описание законодательных материалов Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94, [1] с. Описание стандартов ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.: ил.; 29 см. Описание книги одного автора Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст]: учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов; под общ. ред. Н. И. Тихонова. – 2-е изд. – М.: Физматлит: Лаб. базовых знаний; СПб.: Нев. диалект, 2002. – 630 с.: ил.; 25 см. – (Технический университет. Математика). – Библиогр.: с. 622–626. – Предм. указ.: с. 627–630.
Описание книги двух или трех авторов Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева; под. общ. ред. А. Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 542 с. – (Institutiones). – Библиогр.: с. 530–540.
Описание книги четырех и более авторов Управление маркетинговыми исследованиями в регионе [Текст] / В. А. Разумовский [и др.]; Ин-т экономики города. – М., 2002. – 210 с.: схемы. – Библиогр.: с. 208–209. Описание книги под названием (без указания авторов на титульном листе, либо указание фамилии редактора) Социологическое исследование малых групп населения [Текст] / Ред. В. И. Иванов; М-во образования Рос. Федерации, Финансовая академия. – М., 2002. – 110 с. – Библиогр.: с. 108–109.
Описание главы из книги Двинянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106. – Библиогр.: с. 105–106. Описание статьи из периодического издания Гаврилов, С. И. Как начать кредитную историю [Текст] / С.И. Гаврилов // Эксперт-Урал. – 2007. - № 34. – С. 42-58. Описание электронного ресурса Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электрон. ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Интерактивный мир).
Правильное библиографическое описание изданий и рациональный порядок их расположения в списке имеют большое значение. Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников. В алфавитном списке записи располагаются по алфавиту фамилий авторов (фамилии соавторов во внимание не принимаются) или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев – в алфавите их инициалов, работы одного автора – в алфавите заглавий книг и статей. Если в список литературы входит литература на разных языках, то книги и статьи располагаются последовательно: на русском языке, затем – на иностранном. Предметно-тематический принцип организации разбивает весь массив библиографических описаний на несколько предметно-тематических разделов, каждый из которых имеет свой заголовок. Внутри раздела материал располагается в алфавитном порядке. Независимо от выбранного способа группировки в начало списка использованных источников и литературы помещаются официальные документы. После определения места каждому источнику в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется. При его упоминании или цитировании в тексте научной работы в квадратных скобках приводится номер и страница, например: [12, С. 5-6; 25, С. 61]. Список литературы и других источников сведений составляется в следующей последовательности: 1. Законодательные акты. 2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники и т.д. 3. Специальная литература в алфавитном порядке. Периодические издания с указанием года и месяца выпуска журналов и газет (если статьи из них были приведены в предыдущем разделе списка литературы). Оформление ссылки на цитируемую или упоминаемую работу. Есть два варианта: либо в виде так называемой «сноски», когда в тексте после заключенной в кавычки цитаты, проставляется ее порядковый номер по отношению к другим цитатам на данной странице, а источник цитаты указывается в конце страницы. Иногда источник указывается непосредственно в тексте в скобках, после процитированного высказывания. В том и другом случае пишут фамилию, инициалы, название работы без кавычек, место и год издания. В конце ссылки – страницу(цы) цитируемого текста. Часто вместо полных сведений об используемом источнике приводятся его порядковый номер в прилагаемом списке литературы в конце работы. Пример: В своем исследовании Ю. А. Барсов [ 12,С. 29 ] писал: «…».
Общие требования Вписать в отпечатанный текст реферата отдельные слова, формулы, знаки допускаются только черными чернилами или черной тушью. При этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие собственные имена в реферате приводятся на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные имена собственные и приводить названия организаций в переводе на языке работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Наименование структурных элементов реферата: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ЛИТЕРАТУРА» – служат заголовками структурных элементов реферата. Заголовки структурных элементов реферата следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать с приписной буквы вразрядку, не подчеркивая. Если заголовок включает несколько предложений, его разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 - 4 интервалов. Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа. Новый параграф можно начинать на той же странице, на которой кончился предыдущий, если на этой странице, кроме заголовка, поместится несколько строчек текста.
Нумерация страниц реферата Все страницы реферата нумеруются. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер «1» на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером будет номер «2» на втором листе работы, на котором помещается оглавление. Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с персонального компьютера включают в общую нумерацию страниц реферата. Иллюстрации, таблицы и распечатки с персонального компьютера на листе формата А3, учитывают как одну страницу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.01 с.) |