Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чоу впо «южно-уральский институт управления и экономики»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Стандарты вуза по основным видам студенческих трудов
Справочное пособие Часть первая
ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Стандарты вуза по основным видам студенческих трудов
Структура и форма представления
Справочное пособие
Челябинск ББК 74.58 С76 Стандарты вуза по основным видам студенческих трудов. Структура и форма представления: Справочное пособие/ Авт. – сост.: Л. А. Королева, Г. Н. Брагина, Н. Г. Шнурова. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2011 –71с.
В справочном пособии приведены сведения, раскрывающие технологию подготовки различных видов контрольных заданий и работ для студентов. Материал содержит вопросы, касающиеся отличительных особенностей видов контрольных мероприятий по оформлению организации текста, формированию аппарата издания, составу обязательных структурных элементов. Данное издание предназначено для студентов и преподавателей.
© Издательство ЧОУ ВПО «Южно- Уральский институт управления и экономики»
Методические рекомендации по выполнению и оформлению домашней контрольной работы студентами, обучающимися по заочной форме обучения Введение Цель учебного заведения: выпустить квалифицированного специалиста. Студент-заочник должен получить теоретические знания в соответствии с программой по специальности, уметь применять эти знания в практической деятельности, действовать самостоятельно, эффективно, в соответствии с поставленными задачами. Согласно учебному плану, студенты-заочники выполняют домашние контрольные работы в сроки, установленные учебным графиком. Цель выполнения домашней контрольной работы – научить студентов самостоятельно пользоваться учебной и нормативной литературой, приобрести умения и навыки излагать материал по конкретным вопросам. Контрольная работа разрабатывается для нескольких вариантов. В каждом варианте содержится несколько заданий: теоретические вопросы и задача (задачи). Выбор варианта зависит от номера студенческого билета (определяется по последней цифре)
или начальной буквы фамилии студентов (если это оговаривается в методических указаниях по контрольной работе дисциплины)
Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из оглавления, основной части, списка литературы. Оглавление включает в себя наименование всех разделов и подразделов с указанием страниц. В верхней части этого листа пишется заголовок: «Оглавление» (по центру строк), затем дается перечень глав и пунктов. Главы нумеруются арабскими цифрами, пункты пишутся с отступом вправо, их нумерация содержит две цифры: первая указывает на номер главы, вторая – номер этого пункта в данной главе, главы и пункты контрольной работы должны иметь четкие заголовки. После оглавления помещается текст теоретических вопросов варианта задания выполняемой контрольной работы.
Основная часть Основная часть обычно состоит из двух разделов: – в первом разделе раскрываются теоретические вопросы данной темы, ответы на вопросы должны быть полными и конкретными; – вторым разделом является практическая часть, которая представлена решением задачи. Перед решением задачи должны быть полностью приведено ее условие. Решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, расчетами и обоснованием. Задачи, в которых даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, или, если по условиям задания нет конечного документа, будут считаться нерешенными.
Список литературы Подбор литературы производится студентом из предложенного преподавателем списка литературы, изложенной в методической рекомендации к контрольной работе. Обзор литературы начинается с ознакомления с первоисточниками: исторические, законодательные и нормативные акты, статистические сборники. После этого можно приступить к изучению монографий, научно-исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы и сопоставлены. Список литературы представляет собой перечень библиографических описаний произведений печати или их составных частей, использованных в процессе подготовки текста. Составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Библиографическое описание состоит из следующих основных элементов: Фамилия автора, Инициалы. Название издания: тип литературы (учебник, учеб. пособие, курс лекций и т.п.) [Характеристика материала (текст, электрон. ресурс)] / Инициалы автора. Фамилия; Инициалы, Фамилия редактора / составителя. Сведения об ответственности организации. – Сведения о переиздании. – Город: Издательство, год. – Кол-во страниц. – (Серия). Примеры библиографических описаний Описание стандартов ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.: ил.; 29 см. Описание главы из книги Двинянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, Фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106. – Библиогр.: с. 105–106. Описание статьи из периодического издания Гаврилов, С. И. Как начать кредитную историю [Текст] / С. И. Гаврилов // Эксперт-Урал. – 2007. - № 34. – С. 42-58. Приложение 1 Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Контрольная работа
по дисциплине: ________________________________________ вариант № ____
Выполнил студент Ф.И.О. _____________________ Группа: ____________________ Проверил: __________________
г. Челябинск 2012 г. Методические рекомендации по выполнению компьютерной презентации для студентов Введение В настоящее время компьютерные технологии проникают все глубже во все сферы научной и производственной деятельности человека. Определенной ступенью в освоении информационной культуры является умение использовать ее студентами в учебной и научной деятельности презентаций. Большинство современных студентов рано или поздно сталкиваются с необходимостью оформлять презентацию. Доклады по научно-исследовательской работе студента, отчеты по практике и ее результаты, выпускные квалификационные работы могут также оформляться как презентации. Презентации нужны как иллюстрации к выступлениям с докладом в процессе учебы, для участия в конкурсах и т.д. Серьезное слово «презентация» ведет свою родословную от латинского «praesentatio» – представление, предъявление, демонстрация чего-либо нового. Этот род работы представляет собой краткое изложение устного доклада, реферата по определенной теме в электронной форме с использованием компьютерных технологий. Презентация – разновидность самостоятельной работы с компьютерными технологиями, состоящая в использовании разнообразных приемов обработки информации, заключенной в докладе или реферате, составленном студентом. Цель презентации – научиться демонстрировать умение работать с информацией, используя приемы и методы, умение работать с различными компьютерными программами.
Основные правила оформления презентаций
1. Стиль изложения и оформления должен быть деловым и сдержанным. Логотип и несколько элементов оформления на периферии страницы – этого достаточно. 2. Делайте для каждого слайда уникальный заголовок. Пять слайдов с одним и тем же заглавием – и зрители перестанут вообще смотреть на заголовки. 3. Ставьте порядковые номера слайдов и общее количество их в презентации. Так вы позволите аудитории понимать, сколько осталось до конца. 4. Выводите информацию на слайд постепенно. Пусть слова и картинки появляются параллельно вашей «озвучке»: так понятнее, чем вести рассказ по статичному слайду. 5. Приводите факты, цифры и графики – это хорошая поддержка для вашего выступления. Голый текст никого не заинтересует. 6. Применяйте высококонтрастные цвета, крупные шрифты и внятные иллюстрации. В противном случае, сидящие на задних рядах, ничего не разберут на экране. 7. Фотографии, рисунки и другие иллюстрации старайтесь размещать на отдельных слайдах. Тоже относится к большим диаграммам, таблицам, схемам и графикам. 8. Не переписывайте в презентацию свой доклад. В идеале вообще ни одно слово доклада не должно дублироваться на слайдах – кроме темы, имен собственных и названий графиков и таблиц. Демонстрация презентации на экране – это вспомогательный инструмент, иллюстрирующий вашу речь.
Методические рекомендации по выполнению эссе для студентов Введение Определенной ступенью в освоении информационной культуры является умение использовать такую форму работы с научной литературой как эссе. Исследовательская работа студента может также оформляться как эссе. Эссе (от французского «essai») - жанр критики, публицистики – прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. Это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему. Научное эссе значительно отличается от литературного эссе. Главное отличие заключается в том, что эссе пишется и оформляется по определенным правилам. 1. Основные правила оформления эссе
1. Объем не должен превышать 1 - 2 страниц. 2. Необходимо писать коротко и ясно. 3. От студента требуется проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать его собственную позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления. 4. Структура эссе включает такие обязательные компоненты, как: – Введение (суть и обоснование выбора избранной темы). – Основную часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала). – Заключение (обобщения и выводы). 5. Во введении рекомендуется давать краткие определения ключевых терминов, но их количество не должно превышать 3 - 4 терминов. 6. В основной части каждый из абзацев должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли. 7. При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки, и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы), иначе текст будет считаться плагиатом. 8. В заключение показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами. Качество любого эссе зависит от 3 составляющих: а) от качества исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекции, записи результатов дискуссий, собственные соображения студента и накопленный опыт по данной проблеме); б) от качества обработки исходного материала (систематизация материала, его организация, аргументация и доводы); в) от аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько этапов:
Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед студентами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими. Над эссе можно работать индивидуально, в паре, в группе из нескольких человек. Более того, в последнее время, особенно в связи с появлением современных средств ИКТ, стали появляться новые разновидности эссе: эссе-устное, эссе-презентация (с использованием презентации Power Point), а также видео-эссе (устное выступление в жанре эссе, записанное на видеокамеру). 2. Подбор и предварительное ознакомление с литературой Подбирать литературу для написания эссе следует самостоятельно. Студенту необходимо показать свое умение пользоваться каталогами и библиографическими справочниками, а также лекционными и семинарскими материалами. Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации с преподавателем. С ним должен быть обязательно согласован список подобранной литературы, а также следует проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при проработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источником они включаются в список использованной литературы. Предварительное ознакомление с литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, без такого ознакомления нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить первоначальный вариант плана эссе.
3. Составление первоначального плана На основе предварительного ознакомления с литературой должен быть тщательно продуман и составлен первоначальный вариант плана эссе. При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и определить последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Эти вопросы не будут указываться в основном (официальном) плане. Эти вопросы предназначены для «внутреннего», рабочего плана, по которому и пишется эссе. План работы должен отражать основную идею работы, раскрыть ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план необходимо согласовать с преподавателем. Написание эссе Введение должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов (достаточно в одно предложение). Если в эссе даются исследования и оценки того, как (или почему) учеными используются ключевые термины для различного обозначения понятий или придаются им различные значения, тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении. Собственные суждения следует привести в основной части эссе (например, дать это под отдельным подзаголовком). Основная часть эссе предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе, и это представляет собой главную трудность. Именно в этих целях важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование вашей аргументации; именно здесь вы должны обосновывать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую вами аргументацию (анализ). Наполняя разделы своей аргументацией (соответствующей подзаголовкам), ограничьтесь в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли. Для написания черновика эссе полезно применять методику последовательной нумерации всех параграфов – это помогает вам следить за тем, чтобы каждому параграфу (и его главной мысли) соответствовало «свое место», т.е. чтобы в логической последовательности каждый параграф следовал за предыдущим параграфом и предшествовал последующему. В окончательном варианте нумерацию параграфов можно удалить. При написании эссе для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все фактические данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые вами данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать данные должным образом. Не забывайте также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. При написании эссе порой возникают трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Вы можете избежать этих проблем, помня некоторые правила (отправные пункты): при цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете), не забудьте дать отсылку к источнику. Заключительная часть эссе может включать краткое изложение ваших основных аргументов, но постарайтесь, чтобы оно было очень кратким. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) вашего исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Затем следует сказать несколько предложений, объясняющих, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть проделано.
Проверка эссе
Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дать материалу день или два «отлежаться», а затем вернуться к работе по проверке и улучшению, на «свежую голову». При проверке, прежде всего, обратите внимание на силу вашей аргументации: совпадает ли написанное вами эссе с вашими намерениями в области структуры работы и анализа; связано ли оно и убедительно; достаточно ли использовано данных; соответствующих данных; эффективно ли они использованы и т.д. Затем (последний шаг) проверьте грамотность текста (орфографию, пунктуацию, стилистическое единообразие и т.д.) и согласованность (содержательно - по заголовкам и подзаголовкам, и технически - форматирование и т.д.). Проверять эссе могут (в зависимости от выбранной методики и формы организации учащихся) как преподаватели, так и студенты. Защита эссе Цель защиты эссе – выявить глубину и самостоятельность знаний студента по выбранной теме. На защите студент должен хорошо ориентироваться в представленном эссе, уметь объяснить источники цифровых данных, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме эссе. Перед защитой студент готовится как по эссе в целом, так и по замечаниям преподавателя. Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений эссе. В конце своего сообщения студент отвечает на замечания и вопросы преподавателя и студентов. При оценке эссе преподаватель учитывает как качество написания эссе, так и результаты его защиты. Последним шагом является подготовка устного выступления и само выступление – защита эссе. Эссе лучше не читать, а рассказывать. Для этого составляют развернутый план или тезисы выступления по эссе.
Критерии оценки эссе – Умение ответить на поставленный вопрос; – организация ответа; – умение сфокусироваться при ответе на основной вопрос и не отвлекаться на смежные темы; – умение использовать аргументацию (доказательства) в противовес риторике (утверждения); – умение оперировать данными и использовать аналитический материал в описании проблемы; – умение грамотно изложить разные точки зрения и высказать свою собственную позицию. Защита эссе оценивается по следующей системе: Отлично – умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ, аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными от изученных дисциплин). Самостоятельное выполнение эссе. Профессионально грамотная речь студента. Хорошо – умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ, аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными из различных дисциплин). Самостоятельное выполнение эссе. Профессионально грамотная речь студента. Единичные и несущественные недочеты. Удовлетворительно – умение воспроизводить изученные факты, правила, способы действия; умение пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение научно объяснять процессы; аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными из различных дисциплин). При наличии неоднократных существенных недочетов. Неудовлетворительно – ставится за выполнение эссе с грубыми недочетами; неумение воспроизводить знания, аргументировать умозаключения, профессионально грамотная речь, неумение правильно и научно объяснять.
Эссе, получивший неудовлетворительную оценку при защите, подлежит доработке (переработке) и повторной защите студентом. Студент, не защитивший эссе в установленные сроки, считается имеющим академическую задолженность по текущему контролю, а именно, если рабочей программой предусмотрено написание и защита эссе, студент не может пройти промежуточную аттестацию (сдать экзамен или зачет) по дисциплине. Для получения допуска к сдаче промежуточной аттестации необходимо получить положительную оценку по написанию и защите эссе.
Методические рекомендации по выполнению и защите реферата для студентов Введение Определенной ступенью в освоении информационной культуры является умение использовать такую форму работы с научной литературой как реферат. Исследовательская работа студента, практика и ее результаты могут также оформляться как реферат. Рефераты нужны для выступления с докладом в процессе учебы, для участия в конкурсах и т.д. Это наиболее распространенный исследовательский жанр в системе образования. Серьезное слово «реферат» ведет свою родословную от латинского «referte» − сообщать, докладывать (дословно – пусть он доложит). Этот род работы представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме устного доклада содержания того или иного научного труда (трудов) по определенной теме. Реферирование – разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящий в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяется главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводится обоснование, доказательство, моделирование, классификация, т.е. с материалом проводятся любые мыслительные операции. В итоге этой работы пишется реферат как последовательное, цельное, логически завершенное письменное изложение ее результатов. По сути реферирование есть исследовательская деятельность с сообщением об итогах изучения научной проблемы. Цель реферирования и реферата – научиться и продемонстрировать умение работать с информацией, используя приемы и методы, умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а также способность понимать и проникать в смысл текстов адекватно авторскому замыслу. В ходе написания реферата студент должен: − научиться пользоваться библиографическими указателями и грамотно составлять списки литературы; – изучить и проанализировать определенный круг научной литературы, на основе которой делать обзор избранной проблемы; – вырабатывать критерии исправления различных научных направлений, взглядов на проблему; – оценивать позиции различных авторов; − обосновывать актуальность избранной темы и круга проблем в работе; – правильно оформить реферат. 1. Основными задачами реферата являются: – закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине; – развитие навыков самостоятельной работы; – формирование умений анализировать, сравнивать; – работать с каталогами, научной и справочной литературой.
Предварительный подбор темы, проблемы реферата Из предложенного преподавателем перечня студент выбирает тему, которая для него наиболее интересна. При этом он должен обосновать для себя причину выбора. Сразу дайте себе установку подойти к реферату практично: сделать его частью предполагаемого или уже ведущегося исследования, по какой бы научной дисциплине он не выполнялся. Это и будет главный критерий темы – ее полезность. Другой критерий выбора – способность раскрыть тему и показать как можно больше и полнее свои профессиональные возможности и лучшие «научные» качества. Если вы хороший критик теорий, остановитесь на ней. А если вы лучше знаете практику, выберите ее. Это же естественно – желание полнее реализовать свои возможности. Выбор источников реферирования обычно делается параллельно с выбором темы. Это правильно. Теперь еще раз продумайте, сколько источников целесообразно взять: остановиться ли только на авторских текстах, т.е. первоисточниках, или использовать критическую литературу, «оппозиционную»; взять ли одножанровые или разножанровые тексты и т.д., главное – подбирать следует доступный текст. (Опыт работы с научным текстом показывает, что доступность текста сохраняется, если понятным в нем будет до 60-70% слов. Остальное можно освоить через словари и справочники). Подбор литературы Подбор литературы студентом осуществляется самостоятельно, после выбора темы реферата. При этом необходимо обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам. Можно использовать материалы лекций и семинарских занятий, в которых указывается основная и дополнительная литература. Работу с литературой следует начинать с первоисточников: исторические документы, художественные тексты. После этого можно приступить к изучению монографий, научно-исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы и сопоставлены. В ходе написания реферата необходимо использовать справочные издания – энциклопедические и толковые словари. При выборе текста надо обратить внимание на его информативность, т.е. новизну и значимость информации. Определение типа реферата – самый сложный вопрос. Чаще всего рефераты выполняются по результатам анализа литературы. Это теоретико-аналитические рефераты, различающиеся по типу анализа информации. Вы можете избрать критический, обзорный, сравнительный, проблемный, системный, аспектный, феноменологический, голографический анализ источников и др. Какие-то детали у этих типов анализа могут совпадать, но при этом каждый из них имеет свое «лицо». Анализ данный – это анализ совокупности действий, признаков, свойств, статистических показателей и т.д. Количество этих данных зависит от структуры и характера объекта анализа. Если это ситуация, то данными могут быть участники ситуации, их характеры и действия, в т.ч. словесные и практические; способы взаимодействия участников, содержание взаимодействия с точки зрения достижения цели. Если объектом анализа выбран процесс, то его данные – это цели, причины, содержание, методы взаимодействия участников (как сегодня говорят, субъектов), используемые средства, формы организации взаимодействия, их результативность. Данные подсистем: кадровое, экономическое, техническое, юридическое, методическое обеспечение, структура систем и структура управления ею, субъекты деятельности. Каждый из объектов по-своему сложен. Все дело в том, кто пишет отчет. Анализ как вид исследовательской деятельности включает в себя: определение стратегии и тактики исследования деятельности; выбор вида и типа анализа; разработку технологии анализа; применение анализа (реализация) и описание результатов анализа. Сравнительный анализ – составление явлений, имеющих единую природу и общие характеристики. Сравнительный анализ целесообразен так, где есть сходные явления, и делается он на единых логических основаниях. Сопоставление идет по внешним и внутренним признакам, по условиям и степени эффективности. Структурный анализ – это выявление роли и значения какого-либо фактора в успешности функционирования определенной структуры. Структурный анализ применяется при попытке сохранить и повысить эффективность существующих структурных образований или при потребности их модернизировать. Системный анализ – выявление в объекте различных структур и способов их взаимосвязи и взаимодействия. Функциональный анализ – это характеристика объекта с позиций его прав и обязанностей, т.е. функций, выполняемых в ситуации, процессе, системе, а также установление зависимостей этих функций. Именно функции определяют роль и место отдельных личностей в организации деятельности, в достижении ее эффективности. Критический анализ направлен специально на выявление слабых сторон деятельности личности. Критика всегда связана с оценкой, определением качества, результатом чего бы то ни было в ситуациях, процессах, системах. Детерминационный анализ основан на установлении причинно-следственных связей между явлениями, структурами, функциями, признаками, состояниями. Среди типов рефератов особо выделяется самый сложный тип – концептуальный, где автор излагает свою точку зрения по то или иной проблеме, выражая свое авторское видение. Тогда литературные источники превращаются из объекта изучения в средство доказательства или иллюстрации авторских, т.е. своих собственных посылок. Ознакомление с источниками – это их просматривание, осмысление выходных данных (кем, где, когда и каким тиражом изданы), знакомство с аннотацией, оглавлением, библиографией, если она есть, и даже с введением и заключением. Затем предлагается прочесть книгу или статью «по диагонали», т.е. выбирая основные понятия, схватывая логику и тему, обнаруживая проблему, знакомясь со стилем написания. Эта процедура позволяет увидеть тему целостно, в системе, и эмоционально – с отношением к ней и к изложению. Именно такое, пока еще неглубокое чтение позволяет увидеть главные идеи, общую логику, присутствие доказательств и многое другое. Уточнение темы, ранее сформулированной, возможно только после ознакомительного чтения источников. Корректировка происходит после того, как исследователь проанализировал информацию и убедился, что он наберет достаточно материала для раскрытия данной и именно так сформулированной темы. Это мысленное соотнесение темы и материала к ней исследователь проводит быстро и принимает решение: либо тему подкорректировать под материал, либо, сохранив ее, искать новые источники. Выбор типа конспектирования, а точнее сказать, выбор форм записи прочитанного диктуется характером текста и выбранным типом реферата. В каких-то случаях достаточно несколько «свободных выписок мыслей», в других – цитат, а иногда требуется план-конспект. Могут также быть уместны простые тезисы. Самым подробным фиксированием текста является конспект, соединяющий признаки всех записей. Конспектирование желательно осуществлять только после овладения другими более простыми формами записи прочитанного. Это непростая операция, основанная на глубоком и неторопливом чтении текста. В русском языке «кон» означал начало, предел, сужение пространства действий. В этом предельном сокращении, свертывании информации заключен главный смысл конспекта. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и др., т.е. вторичное предъявление, как бы второе рождение, но в ином виде – свернутом, сжатом. Конспект нужен для того, чтобы: – научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей вид, тип, форму; – выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения определенной учебной или научной задачи; – создавать модель проблемы (понятийную или структурную); – упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; – накопить информацию для написания более сложной формы в виде доклада, реферата, статьи и т.д.; – обеспечить многократное обращение к нему, в случае надобности, его использование. Таким образом, конспект – это не просто краткое изложение первичного текста, а изложение, имеющее адресный характер, пригодное для личного пользования, упражняющее в способах переработки информации и используемое для выполнения более сложных видом работы. Разработка плана реферата состоит в определении его структуры как логической последовательности изложения результатов реферирования. Общий алгоритм давно выработан и включает в себя: введение, основную часть реферата (по параграфам, частям, пунктам плана, разделам), заключение (вывод, резюме), б
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.014 с.) |