Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вызов интеллектуального терроризма↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин интеллектуальные трудности плохо запоминается и производит впечатление чего-то мелкого. Он не способен зажечь сердца, вызвать эмоции и показать планетарный масштаб проблемы. Поэтому мы заменили его на яркое и броское название “интеллектуальный терроризм”. Интеллектуальный терроризм ослабляет умственный потенциал человечества, серьезно тормозит развитие цивилизации. Он уменьшает творческую продуктивность мозга, мешает использовать богатейшие ресурсы симультанного восприятия, обрекая интеллектуальных работников и учащихся на “частичную слепоту” (см. гл. 5). Он многократно увеличивает сложность интеллектуальных задач и резко замедляет их решение. В результате умственная работа, которую можно выполнить за месяцы, нередко затягивается на годы. Это прискорбное замедление касается почти всех видов интеллектуальной работы в науке, технике, образовании, управлении, государственной службе и т. д. Бессилия интеллекта У медали есть и другая сторона. В последнее время развитие цивилизации сталкивается с серьезными трудностями, глобальные проблемы обостряются. Попытки их решения не приводят к ощутимому успеху. Все отчетливее проявляет себя неспособность человеческого разума найти решение многих жгучих проблем современности. К числу последних относятся: непрерывные военные конфликты, огромные военные расходы, расползание ядерного оружия, преступность, перенаселенность, нищета, социальные взрывы, религиозный экстремизм, загрязнение среды, утоньшение озонового слоя, опасные процессы в биосфере, рост концентрации парниковых газов, глобальное потепление и возможное повышение уровня океана, исчерпание невозобновимых ресурсов, астероидная опасность и пр. Для решения названных проблем необходимы беспрецедентные усилия. Роль интеллекта в судьбах мира становится решающей — без целенаправленного вмешательства разума, разума всего человечества, решить этот клубок проблем за приемлемое время вряд ли удастся. Вместе с тем приходится констатировать, что нынешний интеллект человечества слишком слаб и явно недостаточен для решения столь сложных задач. В результате ситуация нередко выходит из-под контроля, вызывая серьезные негативные последствия локального или глобального характера. Цена ошибок, бездействия и слабости интеллекта стала недопустимо высокой. Цель — значительное улучшение интеллекта Можно предположить, что улучшение интеллекта может внести весомый вклад в решение глобальных проблем, преодоление системного кризиса цивилизации. С учетом этих и других соображений в книге выдвинута “Стратегическая интеллектуальная инициатива”, цель которой — существенное усиление человеческого интеллекта. Она позволит кардинально увеличить интеллектуальную мощь общества, ускорить решение многих жизненно важных проблем, которые сегодня не поддаются решению. Материалы и предложения, изложенные в книге, — результат 40-летних интенсивных исследований, которые показали, что человеческий интеллект действительно можно улучшить. Применяя описанные в книге и другие аналогичные методы на практике, автор многократно убеждался, что они работают, причем работают эффективно. Размышления об этом и привели к выводу о необходимости крупномасштабной реформы интеллектуального труда. К сожалению, сегодня проблема улучшения интеллекта находится в тени. Современное общество фактически игнорирует ее, не рассматривая вопрос об улучшении интеллекта в числе приоритетных. Еще вчера такое положение, вероятно, было оправданно, так как надежного метода улучшения интеллекта просто не было. Но ситуация изменилась — в этой книге удалось сделать важный шаг к его созданию. Опираясь на достижения многих ученых, автор разработал теорию эргономичных алгоритмов и на конкретных примерах показал, что такие алгоритмы действительно позволяют улучшить работу ума (см. гл. 6—18). Конечно, это всего лишь частный случай. Однако есть уверенность, что предлагаемый подход окажется эффективным и в других случаях. Например, в гл. 19 автор подверг критике когнитивно-эргономические основания математики и показал возможность ее эргономизации, т. е. улучшения работы ума при решении математических проблем и задач. Проблема улучшения интеллекта созрела для практического решения. Пришла пора поместить ее в центр внимания, привлечь к обсуждению не только ученых, но и общественность, а также политиков, так как успех крупномасштабных преобразований во многом зависит от общественного одобрения и политической воли. И последнее. Вести работу по улучшению интеллекта чрезвычайно трудно. Но трудность эта особого рода. Она связана с необходимостью болезненной ломки устаревших представлений, которые до сих пор владеют умами многих уважаемых ученых. Речь идет о серьезной переоценке ценностей, так как предлагаемый принцип эргономизации науки требует изменения взглядов на саму сущность науки, пересмотра критериев научности. Повторим сказанное в гл. 20: данная работа представляет собой осторожную и вместе с тем решительную попытку поставить под сомнение господствующие, повсеместно распространенные, но устаревшие стереотипы научного мышления и предложить альтернативный подход под названием “проектоника” (теория интенсификации интеллекта). Но главная цель книги лежит не в области теории, а в области практики. Нужно во много раз увеличить продуктивность человеческого ума в реальной жизни — в условиях каждодневной умственной работы в организациях, фирмах, офисах, научных центрах, учебных заведениях и т. д. Это можно и обязательно нужно сделать. Список литературы Интеллектуальный терроризм: 1. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. С. 6, 7. 2. Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука, 1988. 3. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990. 4. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. 5. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 6. Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990. 7. Альтшулер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. 8. Скотт Д. Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев: Век, 1991. 9. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1989. С. 424. 10. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987. С. 10. 11. Трофимов Ю. Л. Техническое творчество в САПР. (Психологические аспекты). Киев: Вища школа, 1989. С. 6. 12. Декарт Р. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1950. С. 80, 89. 13. Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993. С. 32. Глава 1 1. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985. P. 81–120, 208–350. 2. Martin J. Recommended Diagrammed Standards for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985. 3. Martin J., McClure C. Action Diagramms: Clearly Structured Specifications, Programs and Procedures. Second Edition. N. J.: Prentice Hall, 1989. 4. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 399–439, 611–640. 5. Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования. М.: Мир, 1999. С. 146–158. 6. Nassi I., Schneiderman B. Flowchart Techniques for Structured Programming // ACM SIGPLAN Notices. 1973. Vol. 8. No 8. P. 12–26. 7. Belady L. A., Evangelisti C. J., Power L. R. GREENPRINT: a Graphic Representation of Structured Programs // IBM Syst. J. 1980. Vol. 19. No 4. P. 542–553. 8. Modern Software Engineering. Foundations and Current Perspectives. Edited by A. Ng. Peter, T. Yeh Raymond. N.-Y.: Van Nostrand Reinhold, 1990. 9. Паронджанов В. Д. Перспективы информационных технологий и повышение продуктивности интеллектуального труда // НТИ. Сер. 1. 1993. № 5. 10. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 11. Симонов П. В. Предисловие // Д. Норман. Память и научение. М.: Мир, 1985. С. 5. Глава 3 1. Сергеев Б. Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л.: Наука, 1986. С. 189. 2. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество // Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. С. 274. 3. Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда. Ч. 1. М.: МИСИС, 1976. С. 60. 4. Кибернетика и логика. Математико-логические аспекты становления идей кибернетики и развития вычислительной техники. М.: Наука, 1978. С. 192, 207, 208. 5. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. Prentice Hall, 1985. P. 1–3. 6. Паронджанов В. Д. Знаковая революция как движущая сила НТР // Теоретические вопросы истории техники и научно-технического прогресса. М.: Наука, 1994. 7. Кибернетика и вычислительная техника. Вып. 1. М.: Наука, 1985. С. 207. 8. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1993. С. 143–158, 265–299. 9. Программные средства вычислительной техники. Толковый терминологический словарь-справочник. М.: Изд-во стандартов, 1990. С. 21. 10. Краткий экономический словарь. М.: Политиздат, 1987. С. 331. 11. Научно-технический прогресс. Словарь. М.: Политиздат, 1987. С. 293, 349. 12. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992. С. 36. 13. Джорджеф М. П., Лэнски Э. Л. Процедурные знания // ТИИЭР. 1986. Т. 74. № 10. С. 101. 14. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. Москва—Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 1996. 15. Социальные технологии: Толковый словарь: Центр социальных технологий. Москва—Белгород: Луч, 1995. 16. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 2–6, 36–40. 17. Woodward J. F. Science in Industry: Science of Industry. An Introduction to the Management of Technology-Based Industry. Aberdeen: Aberdeen University Press, 1982. P. 13. Глава 5 1. Хухо Ф. Нейрохимия. Основы и принципы. М.: Мир, 1990. С. 9–14. 2. Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. М.: Наука, 1988. С. 46, 117, 136, 153. 3. Parondjanov V. D. Intensification of the Students' Intellect and the Theory of Intensive Distance Education // Distance Learning and New Technologies in Education: Proc. of the First International Conference on Distance Education in Russia. M.: Association for International Education, 1994. P. 415, 416. 4. Глезер В. Д. Зрение и мышление. СПб.: Наука, 1993. С. 14, 253. 5. Венда В. Ф. Средства отображения информации (Эргономические исследования и художественное конструирование). М.: Энергия, 1969. С. 165, 167, 168. 6. Шнейдерман Б. Психология программирования. Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь, 1984. С. 12, 22–46. 7. Кертис Б. и др. Психология программных систем: о необходимости междисциплинарной комплексной программы исследований // ТИИЭР. 1986. Т. 74, № 8. С. 43. 8. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 607. 9. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985. P. 26, 27. 10. Modern Software Engineering. Foundation and Current Perspectives. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1990. 11. Боэм Б. У. Инженерное проектирование программного обеспечения. М.: Радио и связь, 1985. С. 488. Глава 6 1. Shu N. C. Visual Programming. N.-Y.: Van Nostrand Reinhold Comp., 1988. 2. ГОСТ 19.701–90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. М.: Изд-во стандартов, 1991. 3. Вельбицкий И. Знакомьтесь, Р-технология // НТР: проблемы и решения. 1987. № 13. С. 5. 4. Шнейдерман Б. Психология программирования. Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь, 1984. С. 90, 92. 5. Лингер Р., Миллс Х., Уитт Б. Теория и практика структурного программирования. М.: Мир, 1982. С. 124–126, 139–146. 6. Йодан Э. Структурное проектирование и конструирование программ. М.: Мир, 1979. С. 185–196. Глава 13 1. Кемп П., Арнс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988. С. 612, 613. 2. Руководство по профилактической медицине. М.: Новая слобода, 1993. С. 40. 3. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. С. 114, 115. 4. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 101–103. 5. Математическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1977. Т. 1. С. 202–210. Глава 16 1. Bohm C., Jacopini G. Flow Diagrams, Turing Machines and Languages with Only Two Formation Rules // Comm. ACM. 1965. Vol. 9, N 5. P. 366–371. 2. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. М.: Мир, 1975. С. 25–28. 3. Лингер Р., Миллс Х., Уитт Б. Теория и практика структурного программирования. М.: Мир, 1982. С. 100, 102, 120, 121, 123, 141, 142. 4. Майерс Г. Надежность программного обеспечения. М.: Мир, 1980. С. 134, 135, 137, 138, 150. 5. Хьюз Дж., Мичтом Дж. Структурный подход к программированию. М.: Мир, 1980. С. 24, 73, 80. 6. Брусенцов Н. П. Микрокомпьютеры. М.: Наука, 1985. 7. Сауле Я. В. Перспективы построения программного обеспечения // Программирование. 1985. № 6. С. 34. 8. Знакомьтесь, Р-технология // НТР: проблемы и решения. 1987, № 13, 7–20 июля. С. 4, 5. 9. Толковый словарь по вычислительным системам. М.: Машиностроение, 1991. С. 463. 10. Очков В. Ф., Пухначев Ю. В. 128 советов начинающему программисту. М.: Энергоатомиздат, 1992. С. 21. 11. Котов В. Е., Сабельфельд В. К. Теория схем программ. М.: Наука, 1991. С. 71, 76–78. 12. Касьянов В. Н. Оптимизирующие преобразования программ. М.: Наука, 1988. С. 35. 13. Евстигнеев В. А. Применение теории графов в программировании. М.: Наука, 1985. С. 5. 14. Янов Ю. И. О локальных преобразованиях схем алгоритмов // Проблемы кибернетики. 1968. Вып. 20. С. 201. 15. Ершов А. П. Современное состояние схем программ // Проблемы кибернетики. 1973. Вып. 27. С. 87–110. 16. Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1982. С. 300–302. 17. Криницкий Н. А. Алгоритмы вокруг нас. М.: Наука, 1984. С. 102. 18. Питерс Л. Дж. Методы отображения и компоновки программных средств // ТИИЭР. 1980. Т. 68, № 9. С. 60. 19. Рейуорд-Смит В. Дж. Теория формальных языков. Вводный курс. М.: Радио и связь, 1988. С. 28, 30, 44. 20. Левкин Г. Н., Левкина В. Е. Demo Turbo C. 98 тем для начинающего программиста. Витебск: Прок, 1992. С. 35. 21. Уэйт М., Прата С., Мартин Д. Язык Си. М.: Мир, 1988. С. 237, 239, 240. 22. Дейкстра Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978. Глава 17 1. Ершов Ю. Л., Палютин Е. А. Математическая логика. М.: Наука, 1979. С. 12, 13. 2. Клини С. К. Введение в метаматематику. М.: ИЛ, 1957. С. 59–61. 3. Колеватов В. А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. С. 133. 4. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 1991. 5. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. С. 101, 285. 6. Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988. С. 41. 7. Котов В. Е., Сабельфельд В. К. Теория схем программ. М.: Наука, 1991. С. 67–82. 8. Касьянов В. Н. Оптимизирующие преобразования программ. М.: Наука, 1988. С. 35, 228. 9. Ершов А. П. Введение в теоретическое программирование. М.: Наука, 1977. С. 226–281. 10. Андерсон Р. Доказательство правильности программ. М., 1988. С. 152. 11. Грис Д. Наука программирования. М.: Мир, 1984. С. 303. 12. Хлебцевич Г. Е., Цыганкова С. В. Визуальный стиль программирования: понятия и возможности // Программирование. 1990. № 4. С. 78. 13. Ершов А. П. Операторные алгоритмы. III (Об операторных схемах Янова) // Проблемы кибернетики. Вып. 20. М.: Наука, 1968. С. 187, 189. 14. Бульонков М. А., Кочетов Д. В. Схема эффективной специализации императивных программ // Программирование. 1995. № 5. С. 33. 15. Hепейвода Н. Н. Выводы в форме графов // Семиотика и информатика. Вып. 26. М.: ВИНИТИ, 1985. Глава 18 1. Зараковский Г. М., Зинченко В. П. Анализ деятельности оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 1. М.: ВНИИТЭ, 1970. 2. Галактионов А. И. Инженерная психология // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. С. 136–143. 3. Человеческий фактор: В 6 т. М.: Мир, 1991. Т. 3, 4. 4. Хоггер К. Введение в логическое программирование. М.: Мир, 1985. С. 14. 5. Осуга С. Обработка знаний. М.: Мир, 1989. С. 179. 6. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. С. 420, 421, 443. 7. Доорс Дж. и др. Пролог — язык программирования будущего. М.: Мир, 1990. 8. Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Т. П. Зинченко, Г. В. Суходольский, М. А. Дмитриева и др. Л.: ЛГУ, 1983. С. 146. 9. Разумов А. Н., Косолапов О. А., Пикалов Д. А. Психофизиологическая подготовка членов экипажей многоместных летательных аппаратов к взаимодействию в аварийных ситуациях // Военно-медицинский журнал. 1991. № 12. С. 47, 48. 10. Зайдельман Я. Н., Лебедев Г. В., Самовольнова Л. Е. Три кита школьной информатики // Информатика и образование. 1993. № 3. С. 19; № 4. С. 14. 11. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. 12. Философские проблемы деятельности (Материалы круглого стола) // Вопр. философии. 1985. № 2, 3, 5. 13. Игнатенко Е. И. Чернобыльская авария и ликвидация ее последствий // Информационный бюллетень, 1989. М.: ЦНИИ атоминформ, 1990. 14. Чернобыльская катастрофа: Причины и последствия (Эксперт. заключение). В 4 ч. Ч. 1: Непосредственные причины аварии на Чернобыльской АЭС. Дозиметрический контроль. Меры защиты и их эффективность. Минск: Тест, 1993. С. 3–122. 15. Всемирный день окружающей среды. Информационные материалы 1990. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 32, 37. 16. Авиженис А., Лапри Ж.-К. Гарантоспособные вычисления: от идеи до реализации в проектах // ТИИЭР. 1986. Т. 74, № 5. С. 8. 17. Паронджанов В. Д. Кризис цивилизации и нерешенные проблемы информатизации // НТИ. Сер. 2. 1993. № 12. 18. Болошин И. А. Еще раз о кризисе цивилизации и нерешенных проблемах информатизации // НТИ. Сер. 2. 1994. № 9. 19. Перминов О. Н. Программирование на языке Паскаль. М.: Радио и связь, 1988. С. 4, 5. 20. Дейкстра Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978. С. 9. 21. Лекции лауреатов премии Тьюринга. М.: Мир, 1993. С. 392, 393. Глава 19 1. Барабашев А. Г. Будущее математики. Методологические аспекты прогнозирования. М.: МГУ, 1991. С. 19, 20. 2. Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1985. С. 269. 3. Диофант. Арифметика. М.: Наука, 1974. 4. Никифоровский В. А. В мире уравнений. М.: Наука, 1987. С. 47–57, 104–124. 5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллекта. Киев: Вища школа, 1985. С. 236, 237. 6. Стройк К. Л. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, 1990. С. 83–118, 139–143, 213, 214. 7. Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда. М.: МИСИС, 1976. С. 134–136, 141. 8. Сrowe M. J. A History of Vector Analysis. The Evolution of the Idea of a Vectorial Systems. N.-Y., 1985. P. 217. 9. Кузнецова Н. И. Наука в ее истории. Методологические проблемы. М.: Наука, 1982. С. 103–105. 10. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.; 1968. С. 67. 11. Алиев Т. М., Вигдоров Д. И., Кривошеев В. П. Системы отображения информации. М.: Высшая школа, 1988. С. 10, 57–64. 12. АСМ SIGGRAPH Computer Graphics. 1987. Vol. 21. No 6. 13. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество // Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. С. 270–274. 14. Гантмахер Ф. Р. Теория матриц. М.: Наука, 1988. C. 141, 142. 15. Паронджанов В. Д. Операторная теория сопровождающих матриц и линейные переключающие схемы. Рукопись статьи депонирована в ЦНТИ “Поиск”. Реферат рукописи опубликован в журнале “Промышленно-технический опыт”, 1982, № 5. Глава 20 1. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 80. 2. Полторацкий А., Швырев В. Знак и деятельность. М.: Политиздат, 1970. С. 6. 3. Роль сенсорного притока в созревании функций мозга. М.: Наука, 1987. 4. Сахаров Д. А. Предисловие редактора перевода / Г. Шеперд. Нейробиология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1987. С. 6. 5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. С. 73. 6. Вартанян Г. А., Пирогов А. А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. Л.: Наука, 1991. С. 153–156. 7. Научное знание: логика, понятия, структура. Новосибирск: Наука, 1987. С. 154. 8. Born-Andersen N. Are “Human Factors” Human? // Computer j. British Computer Society. 1988. Vol. 31, N 5. P. 386–390. 9. Visualization. Using Computer Graphics to Explore Data and Present Information / J. R. Brown, R. Earnshow, M. Jern, J. Vince. John Wiley & Sons, Inc., 1995. 10. Педагогика, 1996. № 5. С. 20, 21. 11. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1991. С. 3, 9. 12. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. С. 13, 18. 13. Представление и использование знаний. М.: Мир, 1989. С. 5.
Владимир Даниелович ПАРОНДЖАНОВ КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ УМА Алгоритмы без программистов — это очень просто! Гл. редактор Ю. В. Луизо Зав. редакцией Г. Г. Кобякова Художники Н. В. Пьяных, С. А. Ульянов Компьютерная подготовка оригинал-макета Ю. С. Лобанов, Т. А. Лобанова Технический редактор Л. А. Зотова Корректоры Л. И. Трифонова, Е. И. Борисова Лицензия ИД № 03590 от 19.12.2000 г. Гигиеническое заключение № 77.99.2.953.П.16308.12.00 от 01.12.2000 г. Подписано в печать 24.08.2001. Формат 60 ´ 90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 899. Изд. № 188 Издательство “Дело” Коммерческий отдел — тел.: 433-2510, 433-2502 E-mail: delo@ane.ru Internet: http://www.delo.ane.ru Отпечатано в Московской типографии № 6
Отзывы о книге В. Паронджанова “Как улучшить работу ума”
[1] Применительно к сфере образования эргономический критерий Декарта есть не что иное, как требование минимизации умственных усилий учащегося, затрачиваемых на единицу прочно усваиваемых знаний, умений и навыков. [2] Когнитивная психология (психология познавательных процессов) уподобляет мозг компьютеру, исследует переработку информации человеком и рассматривает познание как “совокупность процессов переработки информации” [10]. Когнитивная наука (наука об интеллекте) — это более широкое понятие, представляющее собой сплав когнитивной психологии, психофизики, кибернетики, нейробиологии, лингвистики, математической логики и ряда других отраслей знания. [3] Императивный язык — это язык, который описывает работы и процессы, состоящие из действий, а также условия выполнения каждого действия. [4] Автоформализация — это не автоматическая формализация, а самоформализация, т. е. формализация знаний, которую человек выполняет САМ. [5] Мы используем термин “технологические знания” и в качестве синонима “императивные знания” вместо обычно употребляемого в литературе понятия “процедурные знания”, так как последнее сильно привязано к тематике искусственного интеллекта, где оно иногда трактуется слишком узко [12]. Кроме того, термин “технологические знания” соответствует развиваемой точке зрения, согласно которой технология является общим (родовым) понятием по отношению к понятиям “алгоритм” и “техпроцесс”. [6] Речь, разумеется, не идет о внутрикомпьютерных логических описаниях декларативных знаний, которые, в принципе, можно унифицировать; целесообразность подобной унификации — отдельный вопрос. [7] См.: Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. [8] АСУ — автоматизированная система управления. [9] Один из апостолов компьютерного мира Чарлз Хоар говорит: “Разве не привело бы нас в восторг, если бы добрая фея предложила вам взмахом своей волшебной палочки над вашей программой убрать все ошибки с одним только условием — вы должны переписать и ввести всю вашу программу три раза!” [10] Известный русский физиолог И. Сеченов считал, что исходным моментом отражения предмета является его контур, т. е. отделенность по известным граням от окружающего фона. Он называл контур “раздельной гранью двух реальностей”. [11] Требование хорошей структуры имеет некоторое сходство с законом “хорошей формы” гештальтпсихологии (законом прегнантности) [2]. [12] Блок-схема по определению содержит два основных элемента: блоки (фигуры с замкнутым контуром, внутри которых помещается текст) и соединяющие их линии. Блок-схема — широкое понятие, которое охватывает схемы алгоритмов и программ, схемы декомпозиции, схемы зависимости, схемы “сущность—связь”, схемы потоков данных и т. д. [13] Это связано с тем, что в нашем мозгу имеются специальные нейронные механизмы “для сегментации поля зрения, т. е. для разбиения его на участки, имеющие зрительно-смысловое значение” [4]. [14] Два алгоритма называются эквивалентными, если они дают одинаковые результаты для одних и тех же исходных данных. [15] Доказательство теорем 1 и 2 предоставляем читателю. Указание: необходимо опереться на теорему о структурировании и метод Ашкрофта—Манны [5, 6]. [16] Правило “главный маршрут идет по шампуру” — это необходимое, но отнюдь не достаточное условие эргономичности алгоритма. Другое условие — эргономизация текста. Вопрос “Ноги короче, чем брюки?” звучит вычурно, противоестественно и сбивает с толку читателя. Вместо него следует написать: “Брюки слишком длинные?” В итоге получим действительно понятный и эргономичный алгоритм. [17] Здесь необходимо уточнение. В дракон-схемах слова “да” и “нет” записываются только у выходов иконы “вопрос” и больше нигде. В следующей главе будет показано, что язык ДРАКОН не нуждается в специальных обозначениях для значений логических переменных. Использование слов “да” и “нет” в качестве значений переменных — это скорее педагогический прием для облегчения объяснений, а не принадлежность языка. [18] Указанное выражение можно еще больше упростить — вынести член ┐E за скобки, однако для наших целей это несущественно. [19] Авторами дракон-схем на рис. 105—107 и изображенной на них методологии являются В. Болнов, Д. Шипов и В. Кууль. [20] Автором данного параграфа является главный эргономист Московского вертолетного завода, член Международного эргономического общества А. Макаркин. [21] Как видно из рис. 131, предложенная Дейкстрой форма иконы “вопрос” (?) и конструкции “переключатель” (case), а также топология соединительных линий при переходе к языку ДРАКОН подверглись модернизации и эргономическим улучшениям. В частности, стремясь реализовать третий принцип (принцип единой вертикали), Дейкстра использует “внутренние” наклонные линии и избыточные изломы, что нарушает эргономическую гармонию рисунка. Чтобы устранить эти погрешности, в язык ДРАКОН внесены необходимые уточнения. Например, в блок-схеме конструкции repeat-until Дейкстра использует пять изломов и одну наклонную линию; в дракон-схеме всего два излома, а наклонных отрезков нет вовсе — см. нижний ряд на рис. 131. [22] В дальнейшем мы будем нередко использовать приставку “видео”, трактуя ее как “относящийся к визуальному программированию” или “относящийся к визуальному представлению знаний”. [23] В последнем случае для обозначения блок-схем иногда используют термин “органиграммы”. [24] Заметим, что силуэт на рис. 136 можно интерпретировать как детерминированный конечный автомат [19], показанный на рис. 137 (входной алфавит и переходная функция автомата не показаны). [25] Оперативная единица восприятия — это семантически целостное образование, формирующееся в результате перцептивного обучения и создающее возможность практически одноактного, симультанного и целостного восприятия объектов внешнего мира независимо от числа содержащихся в них признаков [1]. [26] Как и древние греки, Виет придерживался правила: сторону можно складывать только со стороной, квадрат — с квадратом, куб — с кубом и т. д. Поэтому для придания уравнению однородности Виет после входящих в него параметров писал planum (плоскость), solidum (тело) и т. д. [27] Декарт не мог этого сделать, поскольку он не знал действительных чисел. Последнее понятие появляется только в трудах Ньютона, который впервые провел арифметизацию алгебры, окончательно отделив ее от геометрии. [28] Обобщая, можно сказать, что любой рисунок в этой книге, а также его достаточно крупная смысловая часть также является суперзнаком. [29] Игра слов: деизм — религия разума эпохи Просвещения; с другой стороны, d -изм — применение буквы d, которую Лейбниц широко использовал в выражениях dx, dy, dx / dy и т. д. [30] По соображениям удобства на рис. 140 мы изображаем сопровождающую матрицу в транспонированном виде. [31] Экстероцептор — биологический датчик информации (рецептор), передающий в мозг информацию об окружающем мире. [32] Проприоцептор — биологический датчик, расположенный в тканях мышечного и суставного аппарата, воспринимающий их растяжение и сокращение и передающий в мозг информацию о положении мышц и суставов. Благодаря этой информации человек может, например, с закрытыми глазами попасть пальцем в кончик носа. [33] Интероцептор — биологический датчик, передающий в нервную систему информацию о состоянии внутренних органов (желудок, легкие, сердце и т. д.). Эта информация необходима для работы систем автоматического (бессознательного) управления пищеварением, дыханием, кровообращением и т. д. [34] См.: Р. Флиндт. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992. С. 248, 277.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.021 с.) |