Микроинформация и микроителлект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроинформация и микроителлект



Каким образом можно повысить умственную продуктивность не только отдельного человека, но и всего человеческого общества?

Тезис 42. Мироинформация (мировая диоинформация) — полный объем диоинформации, созданной всем человечеством, включая компьютерную диоинформацию, профессиональную и учебную литературу, книги и документацию. Суть в том, что мировая диоинформация является мощным средством познания окружающего мира и важнейшим элементом социальной памяти человечества, имеющим уникальные когнитивные свойства. Поэтому она во многих случаях оказывает определяющее влияние на такие глобальные интеллектуальные характеристики, как интеллектуальная производительность и интеллектуальные возможности населения.

Тезис 43. Мироинтеллект (мировой разум) — совокупный интеллект коллективного мозга всего человечества.

Тезис 44. (Принцип детерминации мироинтеллекта). Среди многих факторов, влияющих на развитие и интенсификацию мироинтеллекта, мироинформация является главным, ключевым.

Чтобы убедиться в этом, полезно задать вопрос: что произойдет, если диоинформация внезапно и навсегда исчезнет с лица нашей пла­неты? Ответ очевиден: погаснут экраны дисплеев, замрут принтеры и плоттеры, факсы, ксероксы и печатные станки. Исчезнет письменность, и люди навсегда разучатся читать и писать. Учреждения и банки, заводы и стройки — все остановится и канет в небытие. Цивилизация исчезнет. Это означает, что современная интеллектуальная жизнь и современный интеллект перестанут существовать.

Из принципа детерминации мироинтеллекта вытекают важные следствия. Прежде всего отметим, что сегодня, как и тысячи лет назад, процесс когнитивного развития мироинформации не имеет научной основы и осуществляется стихийно, методом проб и ошибок, что серьезно тор­мозит развитие мироинтеллекта.

Чтобы устранить недостаток и серьезно улучшить работу ума, необходимо рассматривать мироинформацию как:

! одно из важнейших понятий современной науки;

! самостоятельный объект научного исследования;

! объект управления, причем целью управления является улучшение (развитие и интенсификация) мироинтеллекта, достигаемое путем улучшения когнитивного качества (эргономизации) мироинформации.

 

Решение этой проблемы является одной из перспективных задач проектоники.

Стратегическая
интеллектуальная инициатива

Развитие идей проектоники создает условия и стимулы для осуществления крупномасштабной реформы интеллектуального труда “Стратегическая интеллектуальная инициатива”. Реформа должна быть комплексной и всеобщей, охватывая интеллектуальный труд в области науки, техники, образования, управления, экономики, политики, идеологии,
а также в армии, службах безопасности и т. д. Она должна проводиться на основе метода когнитивно-эргономического проектирования мироинформации, совершенствования диоязыков, развития когнитивных информационных технологий.

Цель реформы — качественным образом улучшить мощь и могу­щество мироинтеллекта, резко увеличить его возможности, чтобы при­вести их в соответствие с принципиально новыми задачами немыслимой прежде сложности, которые встают сегодня перед мировой цивилизацией и требуют неотложного решения.

Для предварительного обсуждения можно предложить программу реформы из 20 пунктов, имея в виду, что этот перечень заведомо не полон и должен быть скорректирован и расширен по результатам обсуждения и критики.

1. Развертывание фундаментальных и прикладных исследований для организации научного обеспечения реформы. Резкое расширение программы исследований человеческого интеллекта и мозга. Тщательно продуманная координация этих исследований с изучением системы “мозг—мироинтеллект—мироинформация”.

2. Формирование новой научной и учебной дисциплины, ориентированной на решение проблемы интенсификации интеллекта.

3. Формирование нового (когнитивного) мировоззрения в области интеллектуализации и информатизации общества.

4. Внесение соответствующих изменений в учебные программы системы образования, включая подготовку кадров государственной службы и международных организаций.

5. Подготовка специалистов и создание организационных структур, способных обеспечить практическую реализацию реформы интеллектуального труда и добиться существенного роста эффективности интеллекта на индивидуальном, локальном и глобальном уровнях.

6. Разработка нового поколения когнитивных информационных технологий, цель которых — максимизация продуктивности человеческого мозга.

7. Разработка когнитивных диоязыков, когнитивных компьютеров, программного обеспечения, сетей и средств телекоммуникации, обеспечивающих переход к массовому использованию когнитивной письменности в интересах улучшения интеллекта.

8. Создание нового полиграфического оборудования для выпуска когнитивных книг и периодических изданий, основанных на принципах когнитивной письменности для улучшения работы ума.

9. Разработка когнитивных компьютерных издательских систем, включая новое поколение когнитивных текстовых, графических и формульных редакторов для усиления социального интеллекта.

10. Переподготовка авторов книг и редакционно-издательских работников, обучение навыкам эргономизации и создания когнитивной научной, учебной и деловой литературы.

11. Использование когнитивных форм обучения в школах, лицеях, колледжах и университетах, выпуск когнитивных учебников и учебных пособий для интенсификации интеллекта.

12. Переподготовка персонала, в частности, специалистов по информатике, которые должны овладеть когнитивной культурой.

13. Эргономизация диодокументации на любые продукты и изделия, включая программное обеспечение. Создание новых (когнитивных) форм документации, обеспечивающих улучшение работы ума.

14. Изменение способов представления информации в науке, технике, образовании, управлении, на производстве и в других сферах профессиональной деятельности, использование когнитивных форм представления диоинформации для облегчения умственной работы.

15. Организация консультационных пунктов для ученых, специалистов, соискателей, работников образования, помогающих овладеть методами когнитивного представления научных проблем, научных работ, докладов, диссертаций, учебников и учебных пособий.

16. Внедрение когнитивной письменности в органах государственной власти: Администрации Президента, Правительстве, Государственной Думе, Совете Федерации, министерствах и ведомствах, региональных органах власти и управления.

17. Создание когнитивных зданий, кварталов, городов и территорий для интеллектуализации населения.

18. Переработка существующих национальных и международных стандартов, определяющих порядок производства и визуального представления любых форм научной, профессиональной, служебной и учебной диоинформации, включая компьютерную, книги и документацию; создание когнитивных стандартов.

19. Аттестация и сертификация когнитивного качества информационных товаров и услуг, в первую очередь диоязыков, информационных технологий, учебников, руководств и т. д. Организация международной системы когнитивной аттестации и сертификации.

20. Разработка и внедрение новых форм интеллектуальной деятельности в науке, технике, управлении, экономике, политике, экологии, других сферах деятельности, чтобы кардинально увеличить мощь и могущество человеческого интеллекта и тем самым обеспечить выживание человечества и устойчивое будущее цивилизации.

* * *

Интеллект, понимаемый как полная совокупность возможностей мозга, есть единственное средство, озаряющее человеческий путь во мраке мироздания. Это единственный инструмент, которым располагает человек, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий своей планетарной деятельности, единственное средство, способное спасти цивилизацию от нарастающего системного кризиса (экологического, демографического, энергетического и т. д.). Однако нынешний уровень мироинтеллекта слишком низок, слаб и недостаточен для решения за­дачи. Поэтому нужно кардинальным образом усилить его возможности. Другого пути просто нет.

Отсюда вытекает лозунг стратегической интеллектуальной инициативы: “Устойчивое развитие и процветание цивилизации — через интенсификацию интеллекта!”


Дорога в будущее
(Вместо заключения)

Интеллектуальные трудности
как глобальная проблема

Подведем окончательные итоги. В этой книге автор попытался показать, что нынешние методы интеллектуальной работы, используемые во всем мире, устарели и нуждаются в радикальном обновлении. Есть множество препятствий, тормозящих работу мозга. Если их убрать, скорость мышления значительно возрастет. Исходя из этого, поставлена амбициозная задача: улучшить человеческий интеллект, т. е. усовершенствовать интеллектуальную деятельность в науке, технике, бизнесе, образовании и т. д.

Предлагаемая идея опирается на критерий Декарта, из которого вытекает важное следствие: чтобы улучшить работу ума, надо минимизировать интеллектуальные усилия, затрачиваемые на получение нужного результата. Человек прилагает интеллектуальные усилия, чтобы преодолеть интеллектуальные трудности. Отсюда вывод: чтобы минимизировать усилия, надо выявить трудности и по возможности их устранить.

Говоря о трудностях, автор имеет в виду микроскопические интеллектуальные затруднения, такие, например, как нарушение правила главного маршрута (см. гл. 6). Каждая отдельная трудность сама по себе ничтожна и не приносит заметного вреда. Проблема в том, что их очень много. Суммируясь, они превращаются в бедствие.

На нашей планете миллионы интеллектуальных работников и миллиарды учащихся. Все они испытывают множество интеллектуальных трудностей, часто неосознанных. Таким образом, трудности воздействуют на огромное число людей, затрагивая почти все человечество. В связи с этим мы рассматриваем интеллектуальные трудности как глобальную проблему, которая наносит людям громадный ущерб. Этот ущерб можно и нужно исключить или уменьшить. Но как это сделать?

Общий ответ таков: необходимо тщательно и скрупулезно выявлять мельчайшие неудобства и препятствия, мешающие людям думать, и последовательно, шаг за шагом, их устранять. Это большая, кропотливая работа. Дело усугубляется тем, что существует вредная привычка игнорировать проблему интеллектуальных трудностей, рассматривать ее как недостойную внимания мелочь.

Вот пример. Авторы трудных, “уму непостижимых” учебников не задумываются о том, сколько слез прольют читатели. Печальная правда такова: по отношению к читателям авторы учебной, научной и профессиональной литературы часто ведут себя как интеллектуальные террористы. Чтобы поправить дело, нужно в корне изменить принципы создания подобных книг. Нужно помочь авторам, вооружить их хорошим методом, позволяющим улучшить когнитивно-эргономические характеристики книг, чтобы они стали удобными для быстрого понимания, помогали читателю не разбазаривать, а экономить драгоценное время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.012 с.)