Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория политического развития и политических изменений: различные концептуальные подходыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной политологии проблематика политических изменений особенно активно стала разрабатываться с 50-60-х гг. XX века под влиянием процессов деколонизации и образования независимых государств «третьего мира». Как соотнести политическое изменение и развитие? Политическое изменение - специфический тип социальных изменений, связанный, прежде всего, с переменами в механизме властной регуляции общества, он несет на себе самые общие социологические характеристики любого социального изменения. Политическое изменение - это трансформация политических институтов, связанная со сдвигами в балансе социальных акторов, с изменением их потенциалов и позиционной расстановки политических сил, которые обусловлены экономическими, духовными, культурными, международными и внесоциальными факторами. Политическое развитие - трансформация пол. институтов, связанных со сдвигами в балансе социальных акторов, изменение потенциала политических сил и их расстановкой. В вопросе о значении институциональной структуры и ее внешней среды для политических изменений сложилось два основных подхода, «контекстуалистский» и «институционалистский». Складывается два подхода: - контекстуалистский подход: среда является главной причиной, катализатором политических изменений, не может быть политических изменений без серьезных политических перемен. Подход связан с идеей «первичной» роли «социального контекста», «внешней среды», то есть социально- экономической, социокультурной и прочей обусловленности всех развертывающихся политико- институциональных изменений. - институционалистский подход: переводит акценты с их «внешней среды» на «внутреннюю» структуру политической жизни и государственных институтов (С. Хантингтон, Т. Скокпол, Д. Марч и др.). Одна из наиболее серьезных попыток объяснения природы политических изменений при помощи анализа их институциональных механизмов была предпринята в известном исследовании С. Хантингтона «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968). Политические институты здесь представляют собой форму морального консенсуса, организованного согласования интересов и соединения на этой базе линий поведения различных социальных акторов, соотношение сил между которыми постоянно меняется. С. Липсет еще в конце 50-х годов поставил вопрос о зависимости становления демократических институтов от уровня экономического развития и темпов индустриального роста, отмечая при этом, что «чем больше нация преуспевает экономически, тем больше у нее шансов для того, чтобы она стала нацией демократической». С. Хантингтон в работе «Политический порядок в изменяющихся обществах» объясняет природу политических изменений путем влияния институтов. Характер изменения зависит от уровня развития политических институтов. Он подчеркивает важность институтов для поддержания стабильность государства. Характер и успех социальных изменений зависят, прежде всего, от уровня институционализации страны. Изменения в государственных институтах могут осуществляться автономно от их социальных и экономических условий, несмотря на существенную роль последних. Профессор Гарвардского университета Т. Скокпол обосновывает это базовое положение в работе «Государства и социальные революции: Сравнительный анализ Франции, России и Китая» (1979), где он выдвигает гипотезу о том, что современные революции происходят в странах, которые в системе МО занимают геополитически невыгодную позицию. Изменения в государственных институтах могут осуществляться автономно. Типы пол. изменений: - деление изменений в политической динамике на намеренные и спонтанные, эволюционные и катастрофные, революционные и реформационные; - выделение устойчивых и неустойчивых (например, внутрисистемных, репродуктивных и транзитных, переходных изменений); - изменения делятся на «прогрессивные» и «регрессивные» (ведущие, в конечном счете, к социальной деградации или экономической стагнации); - на институциональные и событийные Первым по счету идет фундаментальное деление намеренных и спонтанных политических изменений, ярким примером чего служит ось «революция – реформа». Революции отличаются от реформ целым рядом особенностей: - революции затрагивают все стороны жизни общества: культура, экономика, идеология, психология, реформы же могут затрагивать отдельные сферы общества; - революции как правило связаны с принуждением, радикальные или вынужденные, реформы осуществляются осознанно и намеренно, легальными и мирными средствами; - по времени революции носят быстрый скачкообразный характер, реформы могут быть постепенными и длительными. Л. Пай (бывший президент Американской ассоциации политической науки) определяет политическое развитие как процесс перемен, характеризующийся, во-первых, усилением дифференциации политических структур, во-вторых, возрастанием способностей системы решать социальные проблемы и управлять общественными делами и, в-третьих, развитием участия и равноправия граждан при включении в политику. Существует два подхода к проблеме политического развития: - политипическое развитие - это однолинейный процесс: причинами изменений выступают развитие экономики (У. Ростоу, С. Липсет); ценностные изменений, которые ведут к изменениям моделей поведения (К. Дойч, А. Инкельс, Р. Инглехарт и др); функциональная дифференциация внутри самой политической системы (Т. Парсонс) - политического развитие – это неоднолинейный процесс: в качестве причины изменений рассматривается взаимодействие политической системы (или ее элементов) с внешней средой и роль политических институтов в его осуществлении (Г.Алмонд и Г.Пауэлл, С. Хантингтон, Л.Пай, Б.Мур) Политическая стабильность - состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических акторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данного баланса. В последние годы в политологии и социологии значительное распространение приобрела концепция устойчивого развития. К странам устойчивого политического развития, как отмечено выше, относят прежде всего западные демократии Европы, Северной Америки, Австралии и т. д. Устойчивое развитие - это такое развитие, которое отвечает потребностям людей в обществе. Если устойчивость не обеспечивается, то возникает кризис политипического развития. Выделяют следующие виды кризисов политического развития: - кризис идентичности - распад идеалов и ценностей, лежавших в основе доминировавшей политической культуры - кризис участия - созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами - кризис «проникновения» - снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями - кризис легитимности - рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д. Теория модернизации Этапы развития теории политической модернизации: 1 этап 50-60 гг: копирование, перенос западных образцов, вестернизация; пол. модернизация состояла в: установлении демократии по западному образцу; создание представительных органов власти; изменение ценностных ориентаций 2 этап – 70- 80 гг: ставится под сомнение что возможно восходящее, эволюционное развитие; нет универсальной модели модернизации и нельзя все гос-ва направить по одному направлению; были подвержены критике способы организации модернизации- отказ от насильственного проведения модернизации; рост и усиление централизации гос. власти 3этап – 70- 90 гг: пересмотр проблем модернизации и развития, модернизация- это функция развития; приоритетная цель модернизации- это изменение социально- эконом структур, признается возможность разных вариантов национального гос-ва. Выделяют следующие виды модернизации: - революционная модернизация: начинается когда элиты не могут договориться или эгоистичны; - ограниченная модернизация: происходит естественно и использует все ресурсы общества; когда происходит консолидация элиты; - догоняющая модернизация: государство в этом процессе играет самую большую роль.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.238 (0.01 с.) |