Функции, структура и типология политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции, структура и типология политической системы



В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы обычно

выделяют следующие:

• институциональный, раскрывающий наиболее характерные для данного общества способы

артикуляции и агрегирования социальных интересов; тип формирования политических

ассоциаций, партий,

групп интересов; набор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной

борьбе за власть; особенности электоральной системы, государственного строя и т.д.;

• нормативный, характеризующий устоявшийся в обществе тип принятия решений;

господствующие методы политического принуждения; формы государственного контроля за

принятыми решениями; технологии контроля общественности за властью; особенности

конституционной и судебной систем; принципы и нормы политической этики и т.д.;

• информационный, демонстрирующий принятый в обществе тип культурного языка;

традиции, обычаи, символы, ритуалы, используемые для обеспечения политического процесса;

особенности политической семантики, форм межличностного и межгруппового общения и т.д.

Каждый из названных компонентов (элементов) является базовой характеристикой

организации публичной политической власти в обществе, необходимым и минимально

достаточным условием ее функционирования и развития. Эти структурные компоненты в

совокупности организуют некую внутреннюю матрицу политической жизни, упорядочивающую

все основные проявления политической активности элитарных и неэлитарных слоев. Благодаря

своему структурному разнообразию политическая система способна обеспечивать исполнение

определенных функций в обществе, к важнейшим из которых можно отнести:

• целенаправленное регулирование общественных процессов, ориентированное на

обеспечение устойчивого продвижения общества по пути социального развития;

• обеспечение оптимального взаимодействия между социальными и политическими,

общественными и природными процессами и структурами; • включение граждан в политическую жизнь на основе господствующих в государстве

принципов и норм;

• обеспечение упорядоченности и стабильности политических порядков и т.д.

Выполнение функций политической системой обеспечивает целостность всего общественного

организма, способствует гармонизации развития социума и природы.

Типологии

Представители марксистского направления, рассматривая в качестве основного для

капиталистической фазы развития человечества противоречие между трудом и капиталом,

традиционно выделяют и описывают особенности «буржуазных» и «социалистических»

политических систем.

Английский ученый Д. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического

мира в историческом аспекте, выделяют «традиционные», «патриархальные», «смешанные» и

«современные» политические системы.

Приверженцы геополитических подходов, используя в качестве критериев типологизации

территориально-пространственные факторы, выделяют, к примеру, «островные» и

«континентальные» политические системы.

Очень широкое распространение получила типологизация политических систем на основе

характеристики правящих режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

По Хантингтону («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», 1996), в

современном, все усложняющемся мире основным источником политических конфликтов

становится уже не идеология, а культурные компоненты. Хантингтон выделяет западную,

конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную,

латиноамериканскую и африканскую цивилизации, которые порождают своеобразные

политические системы.

По Алмонду: в качестве базовой, синтетической характеристики политических порядков он

рассматривает степень соответствия политических идеалов, на которые было сориентировано

общество, со сложившимися в нем основными формами организации власти. На этом основании

ученый выделил политические системы англо-американского (США, Великобритания, Канада,

Австралия) и континентально-европейского типов (Франция, Германия, Италия), кроме того,

политические системы доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия),

а также тоталитарные политические системы.

37. Концепции политической культуры. Подход Г. Алмонда и С. Вербы

В западную политическую науку концепция политической культуры была введена Г.

Алмондом в статье «Сравнительные политические системы» (1965). В совместном исследовании

С. Вербой («Гражданская культура», 1963), Алмонд определяет ПК как «психологическую

ориентацию по отношению к социальным объектам», выделив при этом специфические

политические ориентации, характеризующие отношение индивидов к политической системе и ее

отдельным элементам, роли личности и т.д. По Алмонду, каждая политическая система

«запечатлена» в структуре значений и целей. Стремясь к углубленному обоснованию своей

концепции политической культуры как совокупности «психологических ориентаций на

определенное политическое действие» он с и С.Верба обратились к работе Т. Парсонса и Э. Шилза

«К всеобщей теории действия», в которой любая ориентация индивида в теории может быть

разделена на следующую структуру аналитических компонентов: познавательную, аффективную и

оценочную. Развивая их концепцию, Г. Алмонд и С. Верба выделили 3 типа ориентаций: 1)

когнитивные – различные виды знания о политической системе, ее ролях и их исполнителях на

«входах» и «выходах». 2) Аффективные – характеризующие те чувства, которые порождает у

акторов политическая система, ее роли, характер функционирования институтов. 3) оценочные –

суждения и мнения о политических объектах, возникающие в результате взаимодействия

ценностно-окрашенных стандартов и критериев с более или менее объективной информацией. Т.о.

любая политическая культура состоит в регулярном воспроизведении трех типов ориентаций. Эти

три «чистых» (идеальных) типа ориентации, в свою очередь, выступают основой трех типов

политической культуры - патриархальной, подданнической и культуры участия. Патриархальная

политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана,

племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции.

Индивид мало восприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных

политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в

которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к

политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь

власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и

опасается ее диктата. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью

и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть,

направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются,

они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Например, для политической культуры

Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества (олицетворяющегося институтом

монархии) и участия. Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура

исследуемых стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали

«культурой гражданственности». Наиболее характерная черта культуры гражданственности -

рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической

системе. Результаты эмпирического исследования внесли значительные коррективы в

теоретические предположения Г. Алмонда и С. Вербы. Утопией оказалось предположение о

всеобщем участии граждан в политике. Как они заметили, «в идеальной культуре

гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой

дозой пассивности и неучастия». Итоги обследования выявили «несовершенство» и

«неидеальность» американской и английской моделей политической культуры, которые

наделялись статусом самых развитых культур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.01 с.)