СМИ в политической коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМИ в политической коммуникации



Средства массовой информации (Гуторов) - структуры (учреждения, предприятия и

организации) создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального

технического инструментария различных сведений любым лицам.

Отличительные черты: публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг

потребителей; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве

и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от

коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены их ролей; непостоянный,

дисперсный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего

внимания, проявленного к той или иной передаче или статье (В.П.Пугачев).

Способ кодирования информации, по разному, влияет на ее потребителей. Любое событие,

отраженное в журналистской статье, радиорепортаже или телевизионном сюжете, имеет

различную кодировку и, следовательно, представляют собой различные способы воздействия на

аудиторию. Так, если радиосообщения и, тем более, газетные (журнальные статьи) о

забастовке, демонстрации или военном столкновении связаны с непосредственным

комментарием, отражающим точку зрения журналиста или «линию» редакции, то показ

видеосюжета об этих же событиях, несмотря на то, что он сопровождается комментарием и,

зачастую, монтируется, означает радикально иной способ кодировки информации, поскольку он

переносит событие непосредственно в дом зрителя, создавая эффект присутствия, придавая

тем самым информации большую достоверность и правдивость (часто вполне обманчивую). Избирательно «выхватывая» отдельные моменты из процесса, видеосюжет может создавать

устойчивое единичное впечатление о событии, которое в дальнейшем трудно изменить при

помощи комментария.

В современную эпоху газеты, радио, телевидение, компьютерные сети претендуют

непосредственно на регулирование социального и политического поведения, психологического

настроя и даже самого способа мышления своей аудитории.

В этой связи заговорили об информационной власти, которую связывают с управлением

коммуникациями, их содержанием и направленностью посредством манипулирования

информацией. Эта власть способна воздействовать на поведение людей, прежде всего, двумя

способами: побуждая людей к определенным действиям, через навязывание их цели;

предотвращая или блокируя возникновение нежелательных (антисистемных) общественных

движений, протестов, действий.

Исследователи вычленяют следующие важнейшие политические функции, выполняемые СМИ:

 Информационная

 Образовательная

 Политической социализации

 Критики и контроля

Повышению политической роли СМИ прежде всего способствовало, то, что средства массовой

информации, особенно электронные, «перехватили» у партий функции политической

социализации – распределенную теперь между семьей, школой и телевидением, и политической

мобилизации, особенно в период избирательных кампаний. Причем СМИ выполняют эти функции

гораздо результативнее партий (пример кампаний Росса Перо в США (1992г.), Бернара Тапи во

Франции, Сильвио Берлускони в Италии (1994г.) или Владимира Жириновского в 1993).

Французский социолог Ж.-П.Гурвич утверждает, что сегодня в странах Запада установилась

«телекратическая государственная система», в рамках которой большая политика делается в

телестудиях.

В 40-50-е гг. многие американские и западноевропейские аналитики полагали, что пресса и

радио, контролируют процесс осмысления людьми политических проблем.

В 60-70-е годы господствующим стал, скорее, противоположный взгляд на эту проблему:

влияние СМИ на формирование политических позиций, отношение к обществу в целом и сфере

политики в частности имеет минимальный эффект.

В последние полтора десятилетия исследователи снова возвращаются к признанию

существенного влияния СМИ. По мнению французского исследователя Р.Дебре, который ввел в

научный оборот термин «медиократия», СМИ сегодня выполняет функции, принадлежавшие в

средневековой Европе церкви, где она принимала участие во всем.

2. основные теоретические модели изучения политического влияния СМИ:

1. исследование воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное поведение и на

социальную жизнь в целом.

2. модель «исследования воздействия» и модель «анализа текста».

Главным признаком становления информационного общества является постоянно возрастающая

роль информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

По словам Мануэля Кастельса, происходит «трансформация нашей материальной культуры через

работу новой технологической парадигмы, построенной вокруг информационных технологий». По

мнению Норберта Винера, «человек разумный», превращается в Homo communicans – «человека

коммуникационного», для которого «действенно жить – это значит жить, располагая правильной

информацией».

Познавая окружающую действительность, человек воздействует на происходящие события и

процессы в свою пользу, управляет ими, властвует над ними, препятствует мировой тенденции к

уменьшению упорядоченности, количественно выражающейся в росте энтропии, посредством ее

погашения противоположной по знаку информацией, извлекаемой в результате коммуникации, то

есть направленного и осмысленного взаимодействия с внешней средой. С данной точки зрения

власть рассматривается как некое созидательное начало, основанное именно на обладании

информацией, на знании, постоянное совершенствование которого влияет на понимание

целесообразности и своевременное изменение существующего порядка. В данном контексте

следует согласиться с А.И. Соловьевым в том, что контакты между властью и обществом в сфере

власти превратили политическую коммуникацию в своеобразный эпицентр политики,

ключевое условие и одновременно источник репродуцирования данной формы социальной жизни в целом». В этой связи понятия «информация» и «коммуникация», приобретающие на

рубеже ХХ и XXI вв. в результате философско-мировоззренческой интерпретации общенаучный

характер и оказывают определенное влияние на способы и приемы формирования современных

социально-политических теорий, заслуживают отдельного рассмотрения в политологическом

контексте.

Основные направления деятельности СМИ:

1.удовлетворение информационных интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных

организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

Н. Луман в работе «Реальность СМИ» выделяет главную функцию социализации.: Все, что мы

знаем относительно нашего общества и даже мира, в котором мы живем, мы знаем через СМИ».

Т.Ровинская «Общественные функции СМИ и коммуникационные модели в

демократическом обществе»

- при тоталитарных и авторитарны режимах: СМИ - официальная трибуна правительства:

информация подбирается, структурируется и передается по указанию правительственных

чиновников.

- в демократическом государстве: общественный институт, активно принимающий участие в

политическом процессе. При демократии существуют два подхода к вопросу о ролях и функциях

СМИ: Либертарианская концепция дает право освещать все, что вызывает интерес у аудитории;

концепция социальной ответственности: допускает только ответственную информационную

деятельность, направленную на благо общества: важные проблемы превращаются в новости, даже

если ничего нового не произошло, а неблагоприятная информация замалчивается, какой бы

сенсационной она ни была. Сторонники этого подхода считают традиционную американскую

журналистику, основанную на свободе слова, вредной для социальной стабильности и гармонии.

НО даже в концепции социальной ответственности существуют различные подходы: например,

американская пресса стремиться занять положение «привратника» или «простого курьера» между

управляющими и управляемыми. Журналисты не оценивают (как это наблюдается в России), а

исследуют проблему. Журналистика континентальной Европы является скорее «миссионерской»:

например, немецкие СМИ видят свою задачу в активном влиянии на ход политического процесса.

- важнейшим условием деятельности СМИ в демократическом государстве является

плюрализм мнений. Модель внутреннего плюрализма: каждый орган СМИ должен отражать

позиции как можно большего количества различных общественных и политических групп.

Журналисты должны стремиться освещать вопросы как можно более нейтрально, независимо от

своих собственных взглядов и идеологической позиции своего работодателя. Модель внешнего

плюрализма: каждое издание выражает мнение тех общественных и политических групп,

которые стоят за ним (в организационном и финансовом смыслах).

Г.М.Гаджиев выделяет следующие функции СМИ:

 Сбор и распространение информации

 Отбор и комментирование информации

 Развлекательная

 Культурной ориентации

 Формирование общественного сознания и политического поведения

Известны случаи, когда манипуляция сознанием с помощью СМИ (например,

информационный сюжет о потенциально опасных веществах в США) порождали в обществе

страх, разрушая целый отрасли хозяйства и останавливая научные разработки.

С.Краус, П.Дэвис в работе «Эффект массовой коммуникации на политическое поведение»:

раскрывают Коммуникационные (передача информации от источника к аудитории) модели

информационного воздействия:

Модель «игла под кожу» - информационная инъекция прямо в сознание человека; она

хранится там в виде измененных индивидуальных взглядов и установок. Впервые использована

как патриотическая пропаганда во время Первой мировой войны. Модель «социального влияния» (модель двух последовательных потоков): решающее

влияние социальной среды на процесс восприятия информации. Индивидуальное восприятие

находится под контролем посредника – социальной группы, к которой индивид принадлежит.

Модель выборочного потребления: потребление индивидом информации выборочно согласно

4 критериям: образованием, социальной принадлежностью, полезностью информации и историей

взаимодействия индивида со СМИ.

Самая оптимальная модель «диффузии»: диффузия информации зависит от 4 форм

восприятия и использования СМИ аудиторией: внимание, доверие, аккуратность, межличностная

коммуникация.

«Трансакционная модель» - страны Запада признают необходимость широкого социального

участия в развитии любой национальной системы СМИ. У аудитории сохраняется способность

сопротивляться нежелательному информационному влиянию.

В последнее время в современном обществе все большее влияние приобретает Интернет:

Г.Бэхманн в статье «Концепции инф. общества и социальная роль информации» пишет:

«Интернет есть общество, он выражает социальные и политические процессы, интересы, ценности

и институты. Его специфика состоит в том, что образуется материальный и технологический базис

сетевого общества. Интернет является сердцевиной новой социально-технологической парадигмы,

фактически образующий материальный базис нашей системы социальных взаимосвязей,

политических отношений, труда, коммуникации. Он перерабатывает виртуальность и

переформирует нашу реальность, в которой возникает сетевое общество».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.033 с.)