Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карл мангейм – немецкий социолог и философ, его основная работа – «идеология и утопия»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(1929) В первую очередь стоит подметить связь концепции идеологии Мангейма с концепцией Маркса. Оба мыслителя выдвигали тезис о зависимости общественного сознания от общественного бытия, подчеркивая тем самым социальную обусловленность идей. Однако Мангейм не сводил сам источник изменения общественного бытия только лишь к экономическим отношениям, как это делал Маркс. Для него общественное бытие может выстраиваться и по религиозному фактору, как, например, в средневековом обществе. Мангейм буквально привязывает разные типы мышления к определенным социальным группам, утверждая, что мышление само по себе детерминировано коллективным бессознательным той группы, к которой принадлежит ее носитель. Противопоставляя коллективные бессознательные правящих и угнетенных групп, Мангейм утверждает, что именно они и лежат в основе теоретических концепций политических соперников. Образовавшись в разных социальных условиях, эти бессознательные мотивы формируют искаженное восприятие мира. Например, мышление правящих групп не в состоянии увидеть ряд фактов, которые поставили бы под сомнение и подорвали их уверенность в своем господстве. Выдвигая и теоретически обосновывая свою систему идей как единственно истинную, правящий класс создает духовное образование, называемое идеологией. При этом должно быть совершенно ясно, что понятие “идеология” не предполагает наличия сознательной политической лжи, его назначение – указать на аспект социальной обусловленности мышления бытием. Любая идеология – это апология существующего строя, защита статус-кво. В этом состоит стабилизирующая роль идеологий. По Мангейму, идеологиям противостоят утопии – “духовные образования”, столь же субъективно пристрастные, как и идеологии, но порожденные сознанием оппозиционных классов. Угнетенные группы, заинтересованные в уничтожении статус-кво и своем освобождении, невольно видят в окружающей их действительности только то, что соответствует их настроениям. Они не принимают в расчет все то, что может поколебать их веру или парализовать желание изменить положение вещей. С приходом к власти ранее угнетенных слоев утопии автоматически переходят в идеологии. Такое противопоставление «консервативной идеологии» и «революционной утопии» оказалось в конечном итоге несостоятельным. Деидеологизация и реидеологизация. Концепция «деидеологизации» появилась во времена торжества позитивизма. Рассматривая идеологию как некую форму ложного сознания, сторонники концепции деидеологизации утверждали, что идеология не выдержит соперничества с наукой. Растущий авторитет науки породит в людях сомнение в тезисах какой бы то ни было идеологической системы, и в разработке таковой просто не будет нужды. Так, например Д. Белл в своей работе «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах» (1960) провозгласил, что человечество исчерпало сам запас политических идей, поскольку впредь политические партии в западных государствах могут соперничать между собой, попросту обещая ускорить экономический рост и повысить уровень жизни в обществе. По Беллу, экономика одержала верх над политикой. Схожие с Беллом мысли высказывал и другой знаменитый политолог С. Липсет, согласно котором, идеологии к сер. XX в. утратили какую бы то ни было идейную состоятельность, а современное индустриальное общество способно решать свои проблемы вне идеологических догм. Также нельзя забыть про критику концепции идеологии франкфрутской школы. Известна полемика Ю. Хабермаса с Н. Луманом, представлявшим школу структурного функционализма. Функционалисты отрицательно относились к теории “деидеологизации”, поскольку в их концепции общества идеологии отводилась интегрирующая и стабилизирующая роль. В работе “Техника и наука как идеология” Хабермас предложил различать две формы идеологии – политическую идеологию, свойственную прошлым эпохам, и современную “идеологию”, возникшую в условиях индустриального общества – технократическое сознание. Она свободна от некоторых элементов “ложного сознания”, присущих предыдущей форме. Техника стала элементом «репрессивного управления» и социального контроля, и таким образом обрела политическое и идеологическое измерение. Под впечатлением новых социальных движений, Д. Белл, С. Липсет и др. признали ошибочность концепции «деидеологизации». А в 70-е гг. как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения возникла концепция «реидеологизации», которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии. Сам дискурс конца идеологии появился вновь вскоре после падения советского союза в период ощущения победы либеральных идей. Концепция американского политолога Френсиса Фукуямы, изложенная в книге «Конец истории и последний человек» (1992), отражает идеи «победившего» запада, выдвигая тезис о том, что с падением советского союза марксизм пал как идеология, окончив, тем самым, период идейной эволюции победой либеральных ценностей.
Характеристика либеральной демократии Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения. Основные принципы демократии классического либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т.д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализма как политической идеологии. На основе этих принципов формируется современная модель либеральной демократии, основными характеристиками которой являются: 1) индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства; 2) свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности; 3) ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие - его невмешательство в частную сферу и в экономику 4) либеральная демократия — это форма непрямой и представительной демократии; власть здесь получают те, кто одержал победу на выборах; выборы основаны на принципе формального политического равенства всех граждан; 5) ограничение власти большинства над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности. 6) Либеральная демократия основана на состязательности, в ней все определяется выбором избирателя, для общества же характерен Политический плюрализм, толерантность по отношению к самым разным взглядам и наличие самого широкого круга социальных философий и конкурирующих между собой политических движений и партий; 7) государство и гражданское общество строго отделены друг от друга: общество складывается из независимых социальных групп и организовано на принципах рыночной, то есть капиталистической, экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.011 с.) |