Политики. Основные парадигмы политической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политики. Основные парадигмы политической науки



Теоретическая политология в структуре политического знания.

Для понимания места теоретической политологии в структуре политического знания, прежде

всего, необходимо разграничить понятия политическая наука и теория.

Наука – это сложная система знаний, полученная человеком, она занимается собором и

анализом данных, систематизацией данных о действительности. Важно отменить, что

политическая наука, как совокупность знаний об объективной реальности, имеет: а) предмет

исследования (те объективные свойства, связи и отношения, которые включены в процесс

познания); б) методы (познавательные приемы и способы), с помощью которых достигаются

знания о предмете; в) категории (понятия), в которых выражается содержание познанного; и,

наконец, г) формы знания (законы, теории, описания), в которых выражаются суждения об

объективной реальности.

Понятие «теория» имеет несколько значений. Иногда оно отождествляется с разного рода

догадками и гипотезами, но обычно ассоциируется с конкретным типом взаимодействия между

идеями, объектами, различными переменными. Теория – это множество логически

взаимосвязанных символов, которые отражают то, что по нашему мнению происходит в мире;

система обобщений, основанных на поддающихся проверке эмпирических данных. Важно

понимать, что критерий истинности нельзя применять к теории, ее можно оценивать с точки

зрения полезности. Карл Поппер в работе «Открытое общество и его враги» говорит, что каждая

теория должна быть открыта для опровержения, ложная теория заставляет людей мыслить. По его

мнению, самая лучшая теория – та, которая заставляет людей спорить.

Выделяют следующие уровни политической теории:

- метатеория, теория «высшего уровня»: стремится дать самую общую концепцию понимая

политики, механизм формирования политики во взаимосвязи с общими процессам;

- теория «среднего уровня»: говорят о развитии какого-то одного процесса, разрабатываю

подходы, рассчитанные на изучение каких-то специфичных проблем;

- теории «низшего уровня»: разрабатывают процесс принятия решений в конкретных

ситуациях.

Выделяют следующие функции политической теории:

- методологическая

- теоретико-познавательная

- прогностическая

- практическая

- описательная

- объяснительная

- обобщающая

Предметное поле и сущность теории политики.

Важную роль в изучении вопроса о предмете политологии и в интернационализации ее

академического признания сыграл Международный коллоквиум по вопросам содержания и

структуры политической науки (Париж, 1948), созванный по инициативе ЮНЕСКО. Политологи

из различных стран договорились о едином международном стандарте в понимании объекта,

предметного поля и границ политической науки, согласно которому последняя должна включать в

себя следующие основные компоненты: 1) политическую теорию (теорию политики и историю

политических идей); 2) теорию публичных (государственных) институтов (государственных,

центральных и региональных, местных; законодательных, исполнительных и судебных), их

структуры и функционирования; 3) теорию политического участия и давления граждан (партии,

групповые объединения, общественное мнение) и 4) теории международных отношений

(международных организаций и мировой политики).

Стандарт современной политической науки был разработан в 1975 году под редакцией

Ф.Гринстейна и Н.Полби в восьмитомной книге «Руководство по политической науке». В 1996

году формулируется стандарт интегрированной политической науки. Таким образом,

интегрированная политическая наука включает:

- политические институты

- политическое поведение

- компаративная политическая наука

- международные отношения

- политическая теория - политическая экономия

- политическая методология

В широком смысле политология (как политическая наука) включает в себя все политическое

знание, представляя собой комплекс дисциплин, изучающих политику, тогда как в более строгом

значении политология (или общая теория политики) связана лишь со специфической группой

закономерностей отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, исследуя особый

тип механизмов властеотношений и взаимодействий между властвующими и подвластными,

управляемыми и управляющими.

Основные парадигмы политической науки.

В 60-х гг. XX столетия американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие

«парадигма» в работе «Структура научных революций». Всего он дал более двадцати определений

этого понятия, связывая их с этапами развития научного знания и определения статуса науки.

Однако в наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель

постановки и решения познавательной проблемы.

Основными парадигмами политической науки являются следующие:

- теологическая: Бог (демиург, абсолют) полностью определяет земные порядки, источая

власть и повелевая человеком (св. Августин). В рамках заданных им отношений «царь» и «народ»

полностью зависят от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую-

либо самостоятельность в сфере власти. Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении

небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее

человека из числа творцов политики (государства) свидетельствовало о неспособности полити-

ческой мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его

внешние и внутренние связи. Фома Аквинский меняет теологическую парадигму и исходит из

наличия трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит

от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права. Таким образом, и

власть, и субъекты власти определялись не только сверхъестественным проявлением

божественной воли, но и волей Человека. Божественный промысел формировал самые общие

установления власти, а ее реальное, земное пространство и формы наполнялись действиями

услышавших глас Божий людей, обладавших собственной волей и имевших собственные

интересы.

-натуралистическая: ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доми-

нирующего значения факторов внесоциального характера. В отличие от принципов

теологического подхода в основе этой группы идей лежат воззрения рационального толка.

* географическая: основателями можно считать Бодена, Монтескье, Ратцеля, Маккиндера,

Зигфрида и др. Политические процессы неизменно зависят от географической среды в целом или

ее отдельных компонентов. Территория географического положения страны – уникальный

политический ресурс, определяющий возможности государства в деле своего жизнеобеспечения,

развития торговых, финансовых и других отношений. Геополитические методы политического

регулирования в настоящее время способны оказывать серьезное влияние на решение правящими

режимами многих внешних и внутренних политических проблем.

* биополитическая: появилась в 70-е гг. 20 века, опирается на Дарвина, Н.Тинбергена, К.

Лоренца, Ч. Ломброзо. В качестве ведущего источника политического поведения человека

рассматриваются его чувственные, физиологические, инстинктивные факторы или так называемые

ультимативные (первичные) причины, отражающие видовое своеобразие человека как живого

существа играющего решающую роль в его адаптации и условиям существования. Примат

инстинктивных, генетически врожденных свойств и качеств людей только может служить

достаточным основанием для существования политической сферы. Положения этой теории можно

использовать в прикладных исследованиях, однако невозможно всю гамму мотивов и стимулов

поведения человека редуцировать к его биологическим основаниям.

* психологизаторская: разработчиками являются Г. Тард, Г. Лебон, Л. Гумплович, А. Дильтей,

Э. Дюркгейм и др. Полагают, что источником и фактором, объясняющим социальное и

политическое развитие, являются психологические свойства людей. Основной идеей

психологизаторских теорий служит сведение (редуцирование) всех политических явлений к

преобладающему влиянию психологических качеств человека. Причем в качестве таких

доминирующих свойств выступают, как правило, психологические качества индивида или малой

группы. Вся политическая жизнь в ее временном протяжении объясняется скрытыми мотивами

поведения индивидов и широких социальных слоев. Психологические факторы рассматриваются не как звено, опосредующее влияние внешних и внутренних факторов политического поведения, а

как его самостоятельный и приоритетный источник.

*социоцентрическая: основоположниками можно считать М. Вебера, Р.Даля, К. Шмитта, Ж.

Мейно и др. Политика рассматривается как та или иная форма социальной организации жизни

человека, определенная сторона жизни общества. Сторонники этих подходов пытаются

объяснить природу политики двумя основными способами. Одни из них исходным моментом

признают определяющее воздействие на политику тех или иных собственно социальных

элементов (отдельных сфер общественной жизни, ее институтов, механизмов, структур). Иными

словами, в данном случае ученые оперируют внешними по отношению к ней факторами. Другая

группа теоретиков пытается объяснить сущностные свойства политики как типа социальности,

опираясь на внутренние, присущие самой политике источники самодвижения и формы

саморазвития.

*культурологическая: развивали М. Шеллер, Ф. Боас, Э. Канетти, X. Арендт и др.

Рассматривают политику как продукт смыслополагающей деятельности людей, а ее главным

назначением признают осуществление творческой функции человека. Культурные качества ин-

дивидуализированы, через них человек воспринимает окружающий мир, реакция на который

строго персональна и оттого непредсказуема. Именно путем приращения индивидуальной

культурной оснащенности происходит развитие и человека, и политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.106 (0.025 с.)