Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стресс и копинг как модераторы психических расстройств.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время большую популярность завоевало понятие стратегии. Оно используется при описании самых разнообразных форм психических проявлений, действий, поступков, переживаний человека, особенностей его взаимодействия с окружающими и самим собой. Этим понятием обозначают явления, относящиеся: к физиологическому уровню функционирования -например, стратегии "спринтера и стайера", "субъективно и объективно ориентированные" стратегии; психологическому уровню эмоциональная, когнитивная, коммуникативная стратегии; социально-психологическому - уверенная, гибкая, социабельная, нормативная, активно и пассивно оборонительны; экзистенциальному уровню - активноинициативная и пассивно исполнительская, стратегии "иметь или быть". Каждая выделяемая стратегия связана с определенным четким набором индивидуально типологических, поведенческих или личностных особенностей человека и поэтому определяет либо успешную адаптацию, либо ведет к дезадаптации. Ход адаптации или дезадаптации может зависеть от используемых личностью коппинг-механизмов. По Р.Лазарусу, коппинг-механизм - это механизм совладания; сознательные действия при психологической угрозе, направленные на адаптацию путем активного изменения ситуации и своего поведения, проявляющегося в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах. Коппинг есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значением жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение коппинг-механизмов состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить и смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача коппинга -обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношения. В широком смысле слова коппинг включает в себя все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера -попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Дополнительные условия - как внешние, характеризующие саму задачу, так и внутренние, представляющие собой психологические характеристики субъекта, заостряют содержание коппинга, отличая его от простого приспособления. Существует также понятие "коппинг-поведение", используемое для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях. Первоначально оно использовалось в психологии стресса и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса и активизации адаптивных возможностей. Коппинг-поведение следует отличать от приспособительного поведения, под которым понимают целостную и единообразную стратегию в большинстве жизненных ситуаций. Для формирования такой стратегии используются как коппинг-механизмы, так и неосознаваемые механизмы психологической защиты. Таким образом, коппинг-поведение выступает частным случаем приспособительного поведения. Понятие психологической защиты пришло в психологию из классического психоанализа. По З.Фрейду, защитные механизмы являются врожденными, они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию "снятия внутреннего конфликта". Последующие представления утвердили мнение, что механизмы психологической защиты относятся к бессознательной психической активности, которая формируется в онтогенезе на основании взаимодействия генотипических свойств с индивидуальным опытом развития личности в определенной социальной среде и культуре. Они способны не только смягчить или нейтрализовать, но и усилить личностные реакции на эмоционально значимые стимулы. На сегодняшний день общепринятого определения и классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям. Например, механизмы защиты можно разделить на проективные и дифензивные. Первые, к которым относятся вытеснение, отрицание, регрессия и т.п., считаются более примитивными и служат для того, чтобы не допускать поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание. Вторые, такие как рационализация, изоляция, сублимация, проекция, допускают травмирующую информацию в сознание, но интерпретируют ее безопасным, безболезненным для себя образом. Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание (см. например, Ф. Е. Василюк (1984)) Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства.Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс — это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов».К ресурсному подходу относят работы некоторых серьёзных исследователей, в которых ранее отсутствовала связь с изучением копингового поведения. В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида) предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) Конструкт самоэффективности, разработанный А.Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение. По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды. Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другими людьми в своем социальном окружении) связаны с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг- стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении и социальными проблемами. При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации. Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях. Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию. Положительной оценки также заслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано, что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большую легкость в адаптации.Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии тревоги, сложностями адаптации в школе. Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью. Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция. Неоднозначно оценивается и такая копинг-стратегия, как «позитивная переоценка ситуации». С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшаетстресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее, представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат. Классификации копинг-стратегий Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.008 с.) |