Психологические проблемы преодоления болезни, кризизы личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические проблемы преодоления болезни, кризизы личности.



Критические ситуации в самом общем виде можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.

Современная психологическая наука предлагает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Имея в виду отдельного человека, можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения деятельности в ситуацию, когда трудность оказывается непреодолимой.

Результатом фрустрации является изменение поведения личности. Прежде всего может наблюдаться потеря волевого контроля поведения и, как следствие, его деградация (от странностей в поведении до ярко выраженного девиантного). Не исключается снижение мотивации достижения цели, отказ от нее в результате переключения на другую или потеря ее актуальности. Это же может произойти в результате изменения физического состояния человека. Именно в защитных целях, как пишет В.А. Ташлыков, и формируется внутренняя картина болезни, которая обеспечивает снижение эмоционального напряжения и преодоление трудностей, вызванных заболеванием. Механизмы первой группы ведут к недопущению информации в сферу сознания или вытеснению ее из сознания без переработки этой информации. К ним относятся вытеснение (самый примитивный и, как правило, малоэффективный способ), перцептивная защита, подавление, блокирование, отрицание. Защитные механизмы второй группы связаны с преобразованием (искажением) значения содержания мыслей, чувств, поведения больного. Она включает такие механизмы, как рационализация, интеллектуализация, реактивные образования, проекция, идентификация. Например, в первом случае больной находит «псевдоразумные» объяснения своих неприемлемых желаний, убеждений, поступков, по-своему интерпретирует негативные проявления некоторых личностных черт (раздражительности, агрессивности и т.д.). Пример реактивного образования — неосознанное принятие установки на поведение послушного и уступчивого человека при вытесняемой враждебности по отношению к окружающим. Проекция ведет к тому, что больной приписывает другим людям свои непризнаваемые мысли, чувства, мотивы. К третьей группе способов защитного реагирования относятся механизмы разрядки эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация и, возможно, сублимация. При реализации в действии активируется экспрессивное поведение, в результате чего может развиться психологическая зависимость от алкоголя, наркотиков, медикаментов. Этот защитный механизм иногда лежит в основе суицидальных попыток. Соматизация тревоги и отрицательных аффектов проявляется в конверсионном и психовегетативном синдромах, о которых уже упоминалось. Наконец, в четвертую группу попадают защитные механизмы личности манипулятивного типа: регрессия, фантазирование, уход в болезнь. В случае регрессии больной возвращается к более ранним, инфантильным личностным реакциям, демонстрируя беспомощность, зависимость, чтобы уйти от требований реальной действительности. Фантазирование позволяет, приукрашивая себя и свою жизнь, повысить чувство собственной ценности и контроль над окружением. Уход в болезнь дает возможность, отказываясь от ответственности за решение жизненных проблем, оправдывать болезнью свою несостоятельность. Многие описанные здесь защитные механизмы как реакция на болезнь уже упоминались.Ту же роль играют и некоторые типы отношения к болезни, выделяете Л.И. Вассерманом с соавторами (апатический, эгоцентрический, эйфорический, анозогнозический, эргопатический). Во многих случаях трудно решить вопрос о том, вызвано ли формирование и доминирование определенных защитных механизмов болезнью или же это было характерно и для преморбидной личности. Часто ответ на этот вопрос в отношении конкретного больного вообще невозможно дать, особенно если речь идет о психосоматических болезнях. Неэффективные, незрелые психологические типы преморбидной личности здесь рассматриваются многими исследователями как важные (или даже главные) этиологические факторы психопатических болезней либо как факторы риска.Не случайно эмпирические исследования механизмов психологической защиты проводятся в основном на материале психосоматических заболеваний, а их коррекции у больных придается особенно важное значение. Приведем несколько примеров подобных исследований. В них для диагностики структуры механизмов психологической защиты использовался опросник Келлермана-Плугчика, с помощью которого определяется степень выраженности следующих 8-ми механизмов: отрицание, подавление или вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, рационализация или интеллектуализация, реактивные образования (или гиперкомпенсация). Доминирующим типом психологической защиты является механизм реактивных образований. Отрицание, проекция и интеллектуализация используются данными больными одинаково часто, реже — регрессия и еще реже — вытеснение и замещение.

Психологическая защита (в строгом толковании понятия) не исчерпывает всех средств адаптации к болезни. Часто она оказывается патологической, потому что зависит от возможностей личности, от ее характерологической предрасположенности и конкретной жизненной ситуации больного. Как будет показано ниже, в целом значительно эффективней сознательно вырабатываемые больным способы противостоять болезни. Есть также сведения о том, что типы психологической защиты связаны с определенными типами личности: отрицание — с истероидным типом, вытеснение — с пассивной личностью, регрессия — с психопатией, компенсация — с депрессивными чертами, замещение — с агрессивными чертами, интеллектуализация — с обсессивной личностью, реактивные образования — с манией.

Е. Хейли выделяет три группы механизмов совладали*, различающихся по тому, в какой сфере функционирования личности больного они проявляются — когнитивной, эмоциональной или поведенческой. К когнитивной или интеллектуальной сфере относятся следующие механизмы совладения: отвлечение или переключение мыслей на темы, не связанные с болезнью; принятие болезни как чего-то неизбежного; игнорирование болезни; проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск информации, расспрос врачей, обдумывание решений; сравнение себя с более тяжелыми больными; религиозность, стойкость в вере; придание болезни значения и смысла, например, отношение к ней как к вызову судьбы, проверке; самоуважение, более глубокое осознание собственной ценности как личности. Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д. В процессе деятельного переживания кризисов происходит перестройка социально-профессиональной направленности и компетентности.. К эффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления относятся психопрофилактика кризисов, диагностика социально-профессиональных качеств личности как информационная основа коррекции профессионально-психологического профиля личности, тренинги личностного и профессионального роста, рефлексия профессионального развития и составление альтернативных сценариев профессиональной жизни, индивидуальное консультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений. Разработанные психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления создают условия для прогрессивного целенаправленного профессионального становления, способствуют профессиональной самоактуализации педагогов. К нормативным относятся кризисы учебно-профессиональных ориентаций (стадия оптации), профессионального выбора (стадия профессиональной подготовки), профессиональных экспектаций (стадия профессиональной адаптации), профессионального роста (стадия первичной профессионализации), профессиональной карьеры (стадия вторичной профессионализации), социально-профессиональной самоактуализации (стадия мастерства) и утраты профессиональной деятельности (стадия утраты профессиональной деятельности). Время наступления нормативных кризисов обусловлено логикой профессионального развития, ненормативные кризисы не имеют хронологически выраженного характера. Время их наступления, жизненные обстоятельства и участники случайны. Эти кризисы возникают в результате стечения неблагоприятных обстоятельств, которые нарушают линию профессионального развития. В качестве объективных факторов выделены смена ведущей деятельности, изменение способа выполнения деятельности, изменение социальной ситуации развития, возрастные психологические и психофизиологические изменения, развитие профессионально обусловленных деформаций, профессиональная стагнация, ухудшение или улучшение социально-экономической ситуации, случайные ненормативные события и неблагоприятные обстоятельства. Субъективные факторы обусловлены активностью самой личности, потребностью человека постоянно выходить за свои пределы, достигать возможной полноты воплощения. В качестве субъективных факторов рассматриваются социально-профессиональная активность, совершенствование способов выполнения деятельности (инновации), полная поглощенность профессиональной деятельностью, неудовлетворенность социальным и профессионально-образовательным статусом, неудовлетворенность потребностей личности (материальных, духовных), субъективное чувство остановки в развитии, стремление к самореализации и самоактуализации.

Основываясь на типах жизненной стратегии и теории переживания как деятельности, мы выделили две стратегии преодоления кризисов: инициативную и ситуативную. Выбор способа преодоления кризисов обусловлен развитием таких параметров личности, как активность, устойчивость, целостность и ценностные установки, уровень субъективного самоконтроля, ответственность, прогнозирование своего будущего, интегративность, динамические и энергетические условия протекания эмоциональных реакций.

Ситуативные способы преодоления кризисов обусловлены отсутствием надорганической структурированности и сопряженности отдельных моментов жизни; экстернальной направленностью личности, астеничностью, низким уровнем оптимизма, преобладанием в планируемой деятельности мрачных прогнозов. В ситуативной стратегии преобладают механизмы психологической защиты и приспособления к окружающей действительности. Инициативная стратегия обусловлена представленностью в структуре субъекта деятельности сопряженности и связанности между собой отдельных его единиц (жизненных отношений) во внутреннем пространстве и времени, способностью к самосозиданию и самостроительству, устойчивостью личности, ценностными ориентациями, динамической направленностью личности, оптимистическим прогнозированием, личностной ответственностью, ориентацией на успех и достижения. Инициативная стратегия предполагает деятель-ностное преодоление кризисов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.008 с.)