Пути преодоления коммуникативных барьеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути преодоления коммуникативных барьеров



Вот некоторые советы по преодолению коммуникативных барьеров.

Пути совершенствования искусства общения:

1. Проясняйте свои идеи перед началом их передачи, т.е. выберите тему своего сообщения, систематизируйте его.

2. Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам. Не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова и утверждения. Употребляя точные слова, - не фразы общего характера, вы выигрываете в результативности.

3. Следите за языком собственных поз, жестов и интонациями, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Постарайтесь при этом взглянуть на себя и услышать себя так же, как видит и слышит вас собеседник.

4. Излучайте эмпатию и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, готовность “влезть в их шкуру”. Старайтесь увидеть, прочувствовать и понять ситуацию и затрагиваемые проблемы в контексте собеседника. Это вовсе не значит, что вам следует соглашаться с тем, что говорит собеседник, это значит, что вы должны попытаться понять его слова.

5. Добивайтесь установления обратной связи. Способы установления обратной связи:

а) задавайте вопросы;


б) попросите человека пересказать ваши мысли;

в) оценивайте язык поз, жестов и интонаций человека, свое замешательство непониманием задачи он может выдавать ими;

г) контролируйте первые результаты работы, они помогут вам оценить, правильно ли понято ваше сообщение;

д) проводите с подчиненными политику «открытых дверей», пусть они знают, что вы готовы обсудить с ними любые вопросы и подкрепить свои слова действиями.

Методы совершенствования коммуникаций в организациях:

1. Регулирование информационных потоков. Руководители и специалисты организации, чья работа связана с обработкой больших объемов информации, должны научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потоков. Они должны определить, что такое «слишком мало» и «слишком много» информации и из каких источников ее лучше получать.

2. Управленческие действия. Помимо регулирования информационных потоков руководитель может практиковать короткие встречи с подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.п. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей и назначений, необходимых для реализации намеченного, контроль за ходом выполнения работ по плану-графику, отчеты по результатам такого контроля - вот дополнительные действия, подвластные руководителю для совершенствования информационного обмена.

3. Системы обратной связи. Примером таких систем может быть опрос работников по самым разнообразным вопросам. Например: 1) четко ли доведены до них цели их деятельности; 2) с какими проблемами они сталкиваются или могут столкнуться; 3) получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы; 4) информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе и др. По результатам таких опросов можно принимать меры по совершенствованию информационных потоков.

4. Системы сбора предложений. Они разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Их цель – сделать процесс передачи идей снизу вверх более простым и быстрым. Это могут быть ящики для предложений, телефон с автоответчиком, на который работники могут звонить анонимно, создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес.

5. Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Периодический выпуск таких бюллетеней предоставляет информацию для всех работающих. Они могут содержать самый разнообразный материал: предложения по поводу управления; информацию об охране здоровья работников; обсуждение нового контракта или нового вида продукции; ответы руководства на вопросы рядовых работников.

6. Современные информационные технологии. Применение сети персональных компьютеров в обработке и передаче информации. Использование электронной почты - это возможность посылать письменные сообщения любому члену организации, особенно хороша для сообщения между людьми находящимися в разных конторах, городах и даже странах. Система телефонной связи сейчас позволяет одному человеку направлять несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения. Проведение видеоконференций позволяет людям находящихся в разных местах, обсуждать всевозможные проблемы, глядя друг другу в лицо. Технологические возможности информационного обмена постоянно совершенствуются и обновляются и организации должны ими активно пользоваться.

В отечественной научной литературе представление о проблеме преодоления барьеров речи связаны именем ученого Б.Ф. Поршнева.

Рассмотрим некоторые из них.

1) Пути преодоления барьеров отрицательных эмоций.


 Барьер общения.


Рационального способа поведения для преодоления барьеров общения, возникающих на основе отрицательных эмоций (гнев, агрессия и т.д.), который можно предложить всем без исключения, не существует, поскольку у людей степень их выраженности и контроля различается в зависимости от наследственности и социальной среды воспитания.

В процессе общения мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия, смелость, решительность человека могут многократно возрасти. В такой ситуации человек склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер становится объектом, на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком неэффективно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому выход из такой ситуации - не в демонстрация слабости, а наоборот, смелость или даже великодушие.

 Барьер плохого настроения.

В случае, если у собеседника плохое настроение, то встает вопрос имеет ли смысл вести с ним дальнейший диалог. Так как плохое настроение часто передается собеседнику, ожидать достижения соглашения, взаимопонимания невозможно. Поэтому выходом из такой ситуации является перенесение беседы на другое время, либо вовсе отказ от нее.

 Барьер первого впечатления.

Первое впечатление, как правило, обусловлено двумя факторам: внешний вид человека и умение выражать свои мысли. Преодоление данного барьера связано с умением правильно одеваться и вырабатывать располагающие манеры, а также умением правильно излагать свои мысли.

2) Пути преодоления барьеров речи


- Логический барьер


Логический барьер можно преодолеть лишь путем: «идти от партнера», пытаясь понять, как он строил свои умозаключения.


- Стилистический барьер.
 Преодоление стилистического барьера основывается на двух приемах структурирования информации:

а) правило рамки.

Суть состоит в том, что начало и конец разговора должны быть четко ограниченными. В начале любого разговора выясняется цели и намерения, ожидание и результаты. А в конце, как правило, подводятся итоги и формулируются выводы. Это способствует наилучшему восприятию информации, так как существует психологический феномен, которым пользуются многие ораторы: люди, запоминают лучше начало и конец информационного сообщения. Начало информации способствует возникновению симпатии, а конец остается в памяти.

В повседневной жизни правило рамки часто нарушается. Зачастую начав разговор по поводу одной проблемы, партнеры забывают о ней и завершают общение совсем другим вопросом. В этом случае не понятно к какому выводу пришли собеседники и нужно возвращаться к этой проблеме снова.

б) правило цепи.

Правило цепи определяет строение информации как бы «изнутри». Информация необходимая для анализа проблемы соединена в цепь по каким- то признакам.

Способы соединения информационных цепей могут быть разные: информация может быть проранжирована, а может выстраивается в логические цепи. Например, «если это так, то это тоже так». Использование правила цепи облегчает партнеру понимание информации.

- Семантический барьер.

Чтобы преодолеть семантический барьер нужно понять особенности мышления партнера, понять его лексику, в каком смысле использовано то или иное значение слова.

- Фонетический барьер.

Для преодоления данного барьера необходимо работать больше над своей дикцией, учиться говорить внятно и достаточно громко.

Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важным компонентом эффективного общения.

Правила эффективного слушания:

 перестаньте говорить, т.к. невозможно слушать разговаривая;

 помогите говорящему раскрепоститься;

 покажите готовность слушать;

 устраните раздражающие моменты;

 сопереживайте говорящему;

 сдерживайте свой характер, т.к. рассерженный человек может придать 
неверный смысл словам;

 не допускайте спора или критики;

 не перебивайте;

 задавайте вопросы.

В заключение раздела хочется сказать, что важно признавать наличие коммуникативных трудностей и не бояться проявлять творчество, гибкость, индивидуальное своеобразие при решении сложившейся ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 14293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.009 с.)