Лекция 4. Деструктивное общение и методы управления конфликтами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Деструктивное общение и методы управления конфликтами



Деструктивность – это отрицательное отношение к самому себе или к другим и соответствующее этому отношению поведение.

К деструктивному общению следует отнести те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. Примерами такого рода контактов могут служить манипулятивное общение, авторитарный стиль, формы распада и осложнения отношений вследствие патологической ревности, зависти, нарциссизма. Деструктивным характером может обладать даже молчание, если оно принимает форму наказания партнера.

В основе деструктивного общения может лежать немало личностных черт: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, ханжество и др. такое общение не обязательно преследует личную материальную выгоду. Оно может руководствоваться неосознаваемыми мотивами самоутверждения, злорадства, мести, соперничества и т.д. Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие много других людей, заражая их негативными эмоциями, выбивая из привычного жизненного ритма.

Основными формами деструктивного общения являются:

 корыстные формы общения;

 агрессивные формы общения;

 конфликтные формы общения.

Корыстные формы общения

Корыстные формы общения включают в себя ложь, обман и эгоизм.

Ложь – это умышленное введение в заблуждение других людей, искажение истины. Известно, что психопатические личности часто, самозабвенно и с наслаждением лгут и при этом не испытывают раскаяния или стыда. Разоблачение не избавляет их от этого порока.

Людей, которые лгут, испытывая при этом «восторг надувательства», П. Экман описывает следующим образом: «Прирожденные лжецы знают о своих способностях так же, как и те, кто с ними хорошо знаком. Они лгут с детства, надувая своих родителей, учителей и друзей, когда захочется. Они не испытывают боязни разоблачения вообще. Скорее наоборот – они уверены в своем умении обманывать. Такая самонадеянность и отсутствие боязни разоблачения являются признаками психопатической личности».

Однако, в отличие от психопатических личностей, прирожденные лжецы способны учиться на собственном опыте, могут испытывать муки совести за свой обман, дальновидны, не причиняют вреда другим и не обладают патологической эгоцентричностью.

Обман, в отличие от лжи, есть сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при этом прямых искажений истины не допускается. Сообщаемая полуправда приводит к тому, что обманутый становится невольным соучастником обмана. Поэтому обман предполагает такое взаимодействие, в основе которого лежит стремление утаить правду, чаще всего из корыстных побуждений.

Таким образом, обман есть форма замаскированного манипулирования.

Ложь и обман всегда вызывают у партнера по общению чувство незаслуженного унижения, они оскорбительны и наполняют человека чувством бессилия и обиды, разрушают взаимоотношения.

От обмана трудно защититься, но его можно распознать. Этому весьма помогает внимательное наблюдение за невербальными средствами общения собеседника в процессе разговора.

Эгоизм – это выдвижение на передний план своих интересов и целей в ущерб интересам партнера. Корыстные устремления эгоистичного партнера могут выражаться в стремлении не только достичь материальных целей, но и получить дополнительную психологическую выгоду от принижения партнера для того, чтобы лучше выглядеть на его фоне.

Пример корыстно-деструктивного общения.

Существуют любители доводить до сведения коллег и приятелей адресованные им недобрые слухи и оценки, а затем злорадно наблюдать смятение и огорчение человека, слушать его запоздалые оправдания. Якобы «дружеские» чувства «доброжелателей» не позволяют им открыто выказать неудовольствие успехами, служебным продвижением, или иными позитивными поступками опороченного человека, однако у них есть возможность тайно присоединиться к передаваемым слухам.

Агрессивные формы общения

Существуют другие деструктивные формы взаимодействия, где страдают, хотя и в неравной мере, обе стороны. Это общение, пронизанное агрессией.

Агрессивность как черта личности неизбежно придает общению и взаимодействию деструктивный оттенок. Агрессивные формы общения разнообразны: мстительность, враждебность, попреки и угрозы, обиды и самонаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, неотступная критика (у других – самобичевание) и т.д. Часто за этим стоит неосознанное желание задеть, оскорбить, унизить собеседника.

Агрессивное взаимодействие держит партнера в напряжении и активизирует у него разнообразные способы психологической защиты. Агрессия имеет разные проявления: хамство, садомазохизм, зависть, злорадство и т.п.

В деловых коммуникациях могут проявляться разные виды агрессии:


инструментальная агрессия применяется для достижения позитивных целей, сопровождается временным отрицательным эффектом (например, делается серьезный выговор подчиненному с целью стимулирования его трудовой мотивации);


 преднамеренная агрессия – нанесение вреда с осознанием последствий; ее отличает получение удовольствия от достижения деструктивной цели (например, запланированное оскорбление сотрудника в присутствии коллег с целью подорвать его авторитет).

Обида также является формой деструктивного и агрессивного по своей психологической природе воздействия. Она соединяет подчеркнутую жалость к себе с не всегда осознаваемыми мстительными побуждениями.

Конфликтные формы общения

Пожалуй, самой распространенной формой деструктивного общения в организации является конфликтное взаимодействие.

Слово «конфликт» происходит от латинского глагола, который в переводе означает «противостоять», «противоборствовать».

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания оппонентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения.

Большое значение для конфликта имеет фактор времени, так как конфликт чреват разрастанием.

Конфликт как социальное действие может иметь как негативный, так и позитивный эффект.

Любой конфликт начинается с возникновения ситуации, связанной с конкуренцией или ущемлением интересов сторон.

В своем развитии конфликт проходит несколько этапов:

1. Осознание конфликтующими сторонами своих интересов.

2. Осознание законности своих притязаний.

3. Инцидент, то есть открытое вступление в конфликт, проявление враждебности. Здесь, как правило, делается первая попытка урегулирования конфликта. Применяется управленческое воздействие.

4. Если попытка урегулирования не удается, то конфликт углубляется. Всплывают скрытые причины противоречий, конфликтующие стороны занимаются поиском сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. На этом этапе надо разработать правила поведения, которых должны придерживаться все стороны конфликта или обратиться за помощью к третьей стороне, которая является авторитетной для конфликтующих сторон.

5. Если конфликт не удается разрешить и на этом этапе, он переходит в антагонизм.

6. Разрешение конфликта (конфликт может быть разрешен полностью или частично).

7. Постконфликт – напряженная психологическая обстановка после конфликта.

Наибольший урон организациям наносит неразрешенный конфликт.

По некоторым оценкам, более 65% проблем в трудовых коллективах связаны с нарушением отношений между сотрудниками в связи с неразрешенными или неэффективно разрешенными конфликтами.

К чему приводят неразрешенные конфликты?

1. К потере управленческого времени.

Исследование проблем управления показало, что 25% времени руководители тратят на улаживание конфликтов. Для руководителей низшего звена эта цифра увеличивается до 30%.

2. К ухудшению качества принимаемых решений. Для правильного решения необходима достаточная и достоверная информация, а в процессе конфликта обмен информацией между конфликтующими сторонами замедляется, содержание информации часто заведомо искажается, что не может не влиять на качество решений.

3. К потере квалифицированных работников.

В США, например, подсчитали, что увольнение руководителя низшего звена или опытного технического работника ведет к потере организацией суммы, приближающейся к его годовой заработной плате.

4. К реорганизации. Перестановка сотрудников, разъединение конфликтующих (например, смена непосредственного руководителя) могут понизить напряжение, но увеличить расходы.

5. К саботажу. Нанесение ущерба репутации, намеренная порча оборудования, нарушение производственного процесса – достаточно частые последствия конфликта.

6. К снижению желания работать. Трудно сохранить энтузиазм и обязательность, если внимание сотрудников занято разногласиями с коллегами и руководством.

7. К потере рабочего времени. Конфликт может стать причиной прогулов.

Кроме того, медики установили, что большинство болезней имеет психогенное происхождение. Поэтому при неразрешенных конфликтах в организации увеличивается количество дней пропущенных сотрудниками по болезни.

Конфликты, возникающие в сфере деловых коммуникаций, могут быть классифицированы по ряду признаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 7024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.013 с.)