Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация в школе индивидуальной помощи по преодолению социально-культурных проблемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К социально-культурным задачам относятся: - осознание и развитие способностей, умений, установок, ценностей; - приобретение знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; - овладение способами взаимодействия с людьми (с развитием или коррекцией необходимых установок); - понимание и восприимчивость проблем семьи, других групп, социума. Индивидуальная помощь в решении социально-культурных задач достигается за счет дифференцированных заданий, индивидуального подхода к каждому ученику, организации в классах неоднородной обучающей среды, предметно и социально жестко не ориентированной, но преследующей задачу разностороннего развития каждого ребенка с помощью системы различных курсов по выбору, факультативов. Как правило, школа в организации помощи в данном направлении избирает одну из трех возможных стратегий. Подход с позиции культурной ассимиляции. В его основе представление о школе как массовом по охвату институте, а также идея «плавильного котла» (приобщение к достижениям более «развитой» культуры). Опыт работы зарубежных школ в начале 70-х гг. XX в. показал, что социокультурные различия между группами учеников преодолеть не удается, и представители социальных меньшинств все равно остаются в ущемленном положении: культурное наследие сопротивляется ограничению только приватными, семейными рамками. Багаж своих предков, конкретного социального локуса ученик не может оставить за дверью школы. Плюралистический подход. При его осуществлении всеобщие тотальные идеи, программы вытесняются локальными представле-
ниями, укорененными в конкретных историко-культурных контекстах. Своеобразие не только провозглашается ценностью, но вводится запрет на процедуру противостояния. Школа становится гостеприимным пространством для различных социальных «языков», при этом все более отчетливо заявляет о себе проблема фрагментарности, несистематизированности знания и аморфности детской картины мира. Критический подход. Школа пытается способствовать более тесному контакту между «социальным большинством» и «социальным меньшинством». Инаковость не только ценится, но ей предоставляется соответствующая социальная ниша. Признается ее позитивное значение в обогащении жизни доминирующей группы. Соответственно должны происходить существенные изменения в деятельности, установках доминирующей группы — образуется «культурный капитал» школы. «Каждый из участников диалога привносит идентичность и укорененность в собственной группе, но в то же время пытается осуществить некое перемещение с целью поставить себя в ситуацию обмена с теми, кому присуща иная укорененность и идентичность» (С. Мэй). В зависимости от избранной стратегии школа практикует систему направлений индивидуальной помощи. К числу ведущих из них относятся следующие. Социальное закаливание. В науке сложилась целостная концепция закаливания, главной идеей которой специалисты считают придание большей твердости, выносливости, устойчивости человеческому организму по отношению к неблагоприятным воздействиям природной или социальной среды с помощью специальных упражнений. Особое значение для школьной жизнедеятельности имеют идеи и практика: нравственного закаливания (П. Ф. Каптерев) как развития у ребенка душевной энергии, стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, способности отказаться от удовольствий для достижения поставленных целей, способности к продолжительному и высокому напряжению своих духовных сил для преодоления неблагоприятных поворотов судьбы. Следовательно, целью нравственного закаливания становится воспитание нравственной выносливости, твердости убеждений, стойкости, душевной уравновешенности; педагогического закаливания (П. Ф. Каптерев, Я. Корчак, А. С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), суть которого заключается в том, чтобы в процессе воспитания дети познакомились со светлыми и мрачными сторонами человеческой жизни, с ее радостями и горестями и научились сопереживать, помогать; социальное закаливание (М. И. Рожков) — система педагогически целесообразных воздействий на социальный опыт человека с целью повышения социального иммунитета к неблагоприятным факторам окружающей среды. Основное назначение социального закаливания — воспитание ребенка в таком режиме самостоятельности, при котором он может, руководствуясь знаниями своих возможностей, общепринятыми нормами социального поведения, собственным опытом, принимать решения, адекватные социальной ситуации, в том числе сопротивляться негативному влиянию. Ученые сравнивают социальное закаливание со своего рода акупунктурой — точечной технологией прикосновения к резонансным зонам социального опыта человека, которая позволяет продуктивно реагировать на типичные ситуации трудностей во взаимоотношениях со средой. Социальное закаливание ориентировано на включение учащихся в такие обстоятельства, которые предвосхищают будущие жизненные ситуации, требуют волевого усилия для преодоления заключенных в них трудностей, противоречий, стимулируют выработку способов этого преодоления, адекватных реальной расстановке сил и индивидуальным способностям человека. Успешность социального закаливания зависит от особенностей школьной среды, в которых происходит социальное взросление. Школьная среда, обладая определенной принуждающей силой, игрой своих стихий, многообразием ниш и видов деятельности создает для ребенка возможности следовать некими коридорами, требующими овладения и реализации соответствующих наборов социальных действий, включающих в разнообразные взаимодействия. Школьная среда может быть типичной, а именно: доброжелательной, в которой учащиеся ощущают себя субъектами деятельности. В их сознании школа ассоциируется с оазисом и характеризуется согласием, уютом, многообразием интересных и полезных дел, сотрудничеством, равноправием всех возрастных групп, защищенностью. Здесь равномерно распределены воспитательные воздействия между школой и классом, воспитательными воздействиями педагогов, классного коллектива, отдельных личностей. Взрослые и дети совместно создают и управляют жизненным пространством школы; формализованной — схожа с доброжелательной, но жизненное пространство организуется для детей взрослыми, следовательно, преобладает позиция ребенка как объекта воспитания. Взрослыми задаются и реализуются все параметры школьной жизни и позиция учащихся; аморфной — присутствует все понемногу, но отсутствуют связи, отношения между людьми, видами деятельности, всем происходящим. Данная среда безлика, ее контуры не имеют определенных границ;
Шакурова агрессивной — здесь все происходящее выталкивает ребенка за пределы школьной среды. Ученик чувствует себя незащищенным, он лишен связей, не включен в деятельность. При внесении в жизнедеятельность ребенка в школе «планируемых трудностей» следует руководствоваться рядом предписаний: - вмешательство педагога никому не должно наносить ущерб; - из-за содержания деятельности дети не должны страдать, не должно унижаться их достоинство; - трудности, закладываемые в ситуацию закаливания, должны быть соразмерны возможностям социального опыта ребенка; - смысловое содержание ситуации закаливания должно быть доступно пониманию конкретного ребенка с учетом его личностного и интеллектуального развития; - предъявляемая трудность должна содержать минимум исходной информации для принятия правильного решения; - предлагаемые ситуации должны быть многолики и много-уровневы, чтобы благодаря этому разнообразию ребенок был способен переживать пропорционально ситуации успеха и неудачи, находить опору для выбора в будущем; - планируемые ситуации закаливания в равной мере должны быть рассчитаны как на обретение новых знаний, формирование новых представлений о среде, так и на освоение новых действий, образование социальных умений; - взаимодействие педагогов с учащимися должно обеспечиваться через многообразие способов содействия школьнику, исходя из его индивидуальных и личностных особенностей, — от сопровождения, помощи, поддержки до перестраховки, дублирования по аналогии, замены действия на другое. Индивидуальная помощь в разрешении смысло-жизненных проблем. Истощение ресурсов, ограничение в их реализации приводит к различного рода проблемам. Смысло-жизненные проблемы, столь характерные для подростков и юношей, возникают тогда, когда есть противоречие между имеющимся у человека опытом и требованиями адаптации, окультуривания, определения собственной позиции, системы ценностей, смысла собственной жизни, которые предъявляет к нему общество, в том числе — в лице педагогов, родителей, сверстников. Алгоритм работы с проблемами, возникающими у школьников, можно представить следующим образом (модель обучения — аналог совладающему поведению). 1. Когнитивная оценка проблемной ситуации проводится в три этапа. Первичная оценка — заключение о ситуации как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожающей и т. п.) и нейтральной. От того, как оценивается ситуация, зависят эмоции (положительные, отрицательные) и поведение человека. Вторичная оценка — рассмотрение альтернатив преодоления ситуации, своеобразный ответ на вопрос что делать? Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, которыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы (что может мне помочь, кто может помочь, как я делал это раньше?). Переоценка — результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нем. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ресурсы личности и среды и может повлиять на выбор другой стратегии поведения. 2. Процесс решения проблемы включает преодоление проблемных и стрессовых ситуаций. Он может проходить в соответствии с тремя возможными стратегиями: разрешение проблемы, поиск социальной поддержки, избегание. Первый шаг. Ориентация в проблеме предполагает точное узнавание возникновения проблемы (проблема есть); понимание того, что проблемы в жизни — это нормальное и неизбежное явление; выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы; понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности. Последнее замечание особенно важно, поскольку смысло-жизненные проблемы являются «тлеющими», возвратными и беспокоят человека длительное время. Второй шаг. Определение, оценка и формулирование проблемы. Предполагает поиск всей доступной информации о проблеме; отделение информации, относящейся к делу, от информации субъективной, непроверенной, к делу не относящейся; предостерегает от преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов; определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, т. е. препятствуют достижению цели; постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхода. Третий шаг. Генерация инициатив. Четвертый шаг. Принятие решения. Предполагает выбор лучшего варианта из возможных (генерированных). Эффективными являются решения, которые полностью разрешают ситуацию и увеличивают ее положительные последствия. Следует рассматривать четыре категории последствий: кратковременные или непосредственные, долговременные, направленные на себя, направленные на окружающих. Надо иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится решать поэтапно. В таком случае следует рассмотреть каждый из этапов последовательно. Пятый шаг. Выполнение решения; эффективное выполнение решения, изучение последствий разрешения, оценка эффективности разрешения, самоподкрепление (самопоощрение).
Специфика смысло-жизненных проблем подростков и молодежи—их сиюминутная неразрешимость. Отдельное прояснение ситуации, остановка на какой-либо позиции уже могут рассматриваться как определенная победа. Вот почему в практике работы школ педагоги часто используют дискуссии. Участвовать в групповых обсуждениях каких-либо проблем человеку приходится в течение всей жизни, поэтому умению делать это эффективно и с учетом своих интересов следует обучать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.008 с.) |