Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социально-психологические задачи связаны с индивидуальным регулированием процессов становления самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждения, а также: - развития понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим; - адаптации к реальным условиям жизни; - установления позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; - предотвращения, минимизации, разрешения внутриличност-ных и межличностных конфликтов. Самосознание — достижение личностью в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения, меры самопринятия. Самоопределение — нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработка планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация — реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений, признаваемая и одобряемая значимыми для данного человека лицами. Самоутверждение — достижение человеком субъективной удовлетворенности результатами и (или) процессом самореализации. К числу ведущих направлений индивидуальной помощи в решении социально-психологических задач и проблем, получивших наибольшее распространение в школе, можно отнести следующие. Помощь в становлении субъектной позиции школьника. С субъектной позицией учащихся напрямую связана активность. Анализ позиций в учебной деятельности позволяет выделить четыре основных типа учебной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию педагогической деятельности (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе): нулевая активность (выраженная объектная позиция). Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, а включается в деятельность только под давлением педагога. У него не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии, налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе. Тактика учителя основана на создании атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых» (прежде всего самим педагогом). «Прокручивая» прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче, и поэтому очень важно нейтрализовать их негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить положительно окрашенные отношения, должно стать так называемое «эмоциональное поглаживание» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с этой группой учителю не следует ждать немедленного включения в работу, так как активность детей может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно дается импровизация. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную. Перевод школьников в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию возможен благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: обеспечение комфортности, открытости -> снятие страха перед совместной работой -> готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками -» ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности; ситуативная активность (преимущественно объектная позиция). Характерные показатели — проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (увлекательное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее всего, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они способны удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но лишь эпизодически.
Педагогическая тактика предполагает подкрепление субъектного (активного) состояния учебной деятельности школьников не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес. Примеры активизации: «Отсроченная отгадка» (в начале урока учитель предлагает учащимся загадку или удивительный факт, отгадка которых произойдет в процессе работы над новой темой); «Опрос-кроссворд» (ученики заполняют кроссворд по изучаемой теме). Школьникам данного типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунка-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом); большинство таблиц, изготовленных типографским способом, к сожалению, не пользуются у этих школьников интересом. Стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать благоприятную эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего уроки. Тогда ученик будет переживать чувства радости и подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. Испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия; исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция). Как правило, носители этой активности любимы учителями. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на них опирается учитель при изучении новой (непростой) темы, и они же выручают его в трудных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т. п.). Главный плюс таких учащихся — стабильность и постоянство, однако и у них есть свои проблемы. За усидчивость и прилежание их нередко называют «зубрилками», «ботаниками», а некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но забывают о том, что кажущаяся легкость — результат более ранних усилий: умения сосредоточиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз) всю эту цепочку. Как и все дети, они также требуют участия, поскольку порою начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они при- выкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить не за что-то сверхурочное, а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала. Основными приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило — никакой критики) -> анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей) -> представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации: оценивать устные и письменные ответы одноклассников, т.е. брать на себя роль «экспертов»; творческая активность (выраженная субъектная позиция). Школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С.Парнса: устранять внутренние препятствия творческим проявлениям; воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможность использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Таким образом, деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Индивидуальная помощь в ситуации школьной дезадаптации. Один из особых объектов педагогического внимания — социально-психологическая дезадаптация. Данный термин характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, потеря одного или обоих родителей, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, физический недостаток и т.д.).
Ее разновидностью является школьная дезадаптация — те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием школы, школьных воздействий или спровоцированы учебной деятельностью, учебными неуспехами. Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения, школьной жизни подчас превосходят возможности ребенка, а отсюда изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма. Процесс школьной адаптации, представляющий собой приспособление психики ребенка к условиям и требованиям школьного обучения, продолжает оставаться стихийным: дети сами как-то приспосабливаются друг к другу и к школе. Им приходится преодолевать такие негативные факторы, как различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, нерациональную организацию образовательного процесса и учебной деятельности, искаженное восприятие и отношение к школьной жизнедеятельности ребенка со стороны его семьи, негативные характеристики стиля родительского поведения, внутрисемейного климата, установок и ожиданий родителей, связанных со школьными успехами ребенка. В психолого-педагогической литературе выделяют четыре уровня приспособления ребенка к школе: высокий уровень адаптированности — высокий уровень развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке; средний уровень адаптированности — высокий уровень произвольности, недостаточная мотивация (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке; низкий уровень адаптированности — при внешней сформированное™ учебной деятельности, при хорошей и отличной успеваемости отсутствие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности, связанный с неудовлетворенностью своим образом Я, неадекватная самооценка, трудности в общении с окружающими; дезадаптированность — низкий уровень развития произвольности, отсутствие мотивации при наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, неадекватная самооценка. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируются и используются в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.. Неадекватные механизмы приспособления, единожды возникнув, усугубляют имеющиеся у человека психические и соматические нарушения, приводя к еще большей дезадаптированности и дальнейшим отклонениям в развитии. К числу педагогических причин школьной дезадаптации относят: - несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей. Санитарно-гигиенические условия, существующие в обычных школах и ориентированные на здорового ребенка и средневозрастные показатели психического развития, оказываются неадекватными для большинства детей, так или иначе не соответствующих «норме». Нормативно определенная наполняемость обычных классов несет в себе непосильное для множества детей количество раздражителей. Не соответствует их особенностям и нормативный режим обычного школьного дня, определяемый расписанием уроков, чередованием труда и отдыха. Возрастают проявления неадекватного поведения на уроке, которые объясняют недисциплинированностью, нежеланием учиться, тогда как чаще всего это лишь реакция на непосильные требования, способ защиты организма от переутомления и истощения; - несоответствие темпа учебной работы возможностям отдельных детей. Некоторые дети в силу прежде всего психофизиологических особенностей в 2—3 раза отстают от своих сверстников по темпу деятельности на уроках в обычных классах, не успевают осознать, понять объяснение учителя. В результате знания оказываются неусвоенными или усвоенными неправильно. Неизбежный в этом случае дискомфорт травмирует детей, приводит к вторичным отклонениям в деятельности — падению активности, самостоятельности; - экстенсивный характер учебных нагрузок. Слабые ученики в обычных классах продуктивно работают 10—15 минут, остальное время они заняты формально. Педагогическая эффективность учебного времени проблематична: не успевая за темпом класса, эти дети списывают, надеются на подсказку, привыкают заниматься посторонними делами; - преобладание отрицательной оценочной стимуляции. Дети с проявлениями дезадаптации оказываются в наименее благоприятных условиях: получают наибольшее количество замечаний, отрицательных оценок, поскольку работают они медленнее, соображают хуже, ошибок делают больше. Повышенная тревожность, страх перед порицанием и плохой отметкой становятся постоянными, развиваются и углубляются болезненные реакции на ситуации школьной жизни. Угнетающе действует на мотивационную сферу и сам факт отставания от сверстников; - конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов школьников. Если ребенок не оправдывает ожиданий родителей, и его учебные успехи, поведение в школе не соответствуют их притязаниям, увеличивается конфликтность в отношениях между детьми и родителями. Семейный разлад способствует постепенному отчуждению ребенка от дома и родителей, становится дополнительным источником его травмирования, новых отклонений (рис. 10). В рамках школьной жизни объективно присутствуют как минимум три адаптационных периода: в первом, пятом и девятом классах. В адаптационном периоде, приходящемся на первый класс, для ребенка все ново: начиная от коллектива, в котором он будет учиться, заканчивая классно-урочной системой. Переход из начальной в среднюю школу сопряжен с необходимостью приспособления к новым образовательным условиям:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.142 (0.009 с.) |