Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация школой индивидуального подхода в воспитании↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В личностном плане человек предстает в качестве участника историко-эволюционного процесса — носителя социальных ролей, выбирающего определенный жизненный путь и преобразующего в соответствии с этим выбором природу, общество и самого себя. В индивидуальном плане он олицетворяет неповторимое своеобразие, воплощает совокупность только ему присущих свойств и качеств. К их числу традиционно относят темперамент и характер, своеобразие мышления, чувствования, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, проявлений воли, перцептивных качеств, интеллекта, склонностей, способностей и т. п. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат биопсихологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, что порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальный подход в социальном воспитании — это учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровнях. Традиционный алгоритм индивидуального подхода к работе с воспитанником предстает в виде совокупности следующих этапов: - диагностический — обнаружение проблем ребенка, осознание им их значимости и желание их разрешить; - поисковый — совместный с ребенком поиск причин и способов решения; - проектировочный — построение договорных отношений между педагогом и ребенком с целью продвижения к решению проблемы; - деятельностный — взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка. В основном действует сам ребенок; то, что он не может сделать, выполняется педагогом и его коллегами; - рефлексивный — анализ совместной деятельности по решению проблемы. Обсуждение полученных результатов, способов разрешения проблем. Исследования показывают, что большая продуктивность индивидуального взаимодействия достигается при запросе самого ученика (в обязательном случае — его согласии). Подобная работа требует от педагога чрезвычайного такта и профессионализма. Она строится на владении навыками педагогической культуры, проявлении лучших человеческих качеств и знании основ психологии личности. Очень важен момент установления контакта с учеником, способность услышать голос самого ребенка. Одно из возможных инновационных направлений, позволяющих обеспечить индивидуальный подход в социальном воспитании в рамках школы, — организация деятельности по формированию социальной компетентности (адаптированный вариант разработок нидерландских специалистов). Социальная компетентность рассматривается как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями. О компетентности говорят в случаях, когда человек обладает достаточным количеством навыков и умений, чтобы справиться с обязанностями, которые на него накладывает повседневная жизнь. Если обязанности слишком сложны и у ребенка нет навыков для их выполнения или они тяжелы и их слишком много, равновесие может быть нарушено (эффект качелей), и тогда возникают проблемы. Представим сказанное на рис. 11.
1. Стрессовые ситуации — ситуации, из которых человеку трудно найти выход, решение и которые оказывают на него негативное влияние
(развод родителей, межличностный конфликт, чья-то агрессия, плохая оценка и т.п.). Стресс зависит от того, каким образом события и обстоятельства переживаются и интерпретируются. Это значит, что стрессо-генной может стать ситуация, при которой негативное влияние объективно невелико, но переживается очень сильно. Накопление стрессовых ситуаций с течением времени ведет к проблемам или помогает обретению гибкости. 2. Защитные факторы — наличие условий, окружения человека, которые способны защитить его от риска и неудач. Это: важный (референтный) человек, который предоставляет возможности и придает смысл жизни; поддержка (хорошие взаимоотношения), исходящая от родных и близких; положительный школьный опыт; вступление в общественные организации и тесная связь с ними; хорошие отношения с воспитателем, оценивающим поведение и личностные качества ребенка. 3. Обязанности — это требования, с которыми сталкивается человек в повседневном контакте с обществом. Речь идет о самых разных требованиях, предъявляемых к детям определенного возраста: хорошо учиться, общаться с другими детьми, разрешать с ними конфликты и т. п. 4. Патология — не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдание (например, страх, горе, боль у самого человека или у других), увеличение риска. 5. Гибкость — индивидуальные качества человека, помогающие ему успешно приспосабливаться, несмотря на риск и неудачи. Положительную роль играют уверенность в себе (чувство того, что трудности преодолимы), позитивные качества личности (доброжелательный взгляд на себя, легкий характер, склонность к самостоятельности), ум. 6. Навыки и умения — необходимый поведенческий набор для выполнения предъявляемых требований к ребенку определенного возраста. Приведенная модель сознательно упрощена. Ее задача — привлечь внимание педагога (психолога) не только к проблемам, патологии, но прежде всего направить на содействие здоровому функционированию человека. Так, если ребенок начинает рано проявлять компетентность, то он обретает большую уверенность в себе или проявляет более широкий интерес к окружающей жизни и миру. У него формируется гибкость как фактор, который может облегчить исполнение очередных обязанностей в более старшем возрасте. Уверенность в себе и широкие интересы могут сделать его привлекательнее для окружения. Педагогическое содействие начинается с этапа диагностики. Диагноз — предположение, касающееся проблем ребенка, сделанное на основе бесед, наблюдений, специализированных исследований. Для реализации индивидуального подхода важно формирование комплексного представления о личности ребенка. При этом бывает недостаточно наблюдений педагога, традиционной системы экспресс-диагностик. В практике многих школ действенным инструментом выступает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), позволяющий со- ставить для каждого воспитанника индивидуальный вариант воспитания и обучения. Одно из распространенных педагогических заблуждений заключается в том, что в услугах ПМПК нуждаются лишь неблагополучные дети. ПМПК — объединяющий фактор, способ интеграции знаний о ребенке, полученных в результате исследования психического, физического, социального и интеллектуального развития личности. Информация психологической и социальной служб дополняется наблюдениями педагогов и помогает молодым, неопытным учителям или, наоборот, педагогам, верящим в свою непогрешимость, преодолеть одностороннее, часто ошибочное представление о ребенке, и всем вместе выстроить более точную траекторию развития личности с наименьшими потерями. ПМПК реализует следующие функции: диагностическая — предписывает обязательность тесного взаимодействия различных специалистов (педагогов, дефектолога, психолога, медработника и т. п.) в ходе изучения личности и проблем ребенка. Сопоставление исследований, проведенных каждым специалистом, позволяет получить обобщенный результат. Особое внимание уделяется трактовке социальной ситуации развития воспитанника, определению доминанты его развития, потенциальных возможностей и способностей, распознаванию характера отклонений в его поведении, деятельности и общения, а также состояния здоровья; воспитательная — включает разработку проекта коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых педагогам, родителям, учащимся. Эти меры могут иметь различный характер: лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный и т.п.; реабилитационная — предполагает защиту интересов ребенка. Рекомендуются программы семейной, школьной или комплексной реабилитации. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса ребенка как члена семьи, росте заинтересованности родителей жизнью и делами ребенка. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и сверстников, в преодолении дискомфорта и незащищенности. Состав консилиума формируется с учетом его цели и вида. Выделяют: - первичный консилиум — проводится при зачислении учащегося в класс. Цель — определение индивидуальных особенностей, возможных и необходимых условий и форм педагогического сопровождения, поддержки, помощи; - плановый консилиум — проводится с установленной в школе периодичностью. Цель — оценка динамики личностных изменений, в случае необходимости — внесение поправок и дополнений в работу с воспитанником; - внеплановый (срочный) консилиум — проводится по просьбе педагога, кого-либо из специалистов, родителей. Цель — выяснение причин возникшей проблемы, разработка адекватных способов их преодоления; - заключительный консилиум — проводится по завершении обучения на одном из этапов и переходом на новую ступень или в связи с
завершением работы по разработанной ранее программе педагогического сопровождения или коррекции. Цель — оценка состояния, принятие решения о завершении или продлении действия программы; - экспресс-консилиум — организуется, как правило, по окончании учебного года, объектом рассмотрения становятся материалы обследования всех детей по классам и в параллели. Цель — определение проблемного поля, выделение «групп риска», а также анализ позитивного опыта, формирование рекомендаций»; - «адресные» консилиумы — проводятся с учетом рекомендаций специалистов, объектом рассмотрения становятся материалы обследования детей «группы риска». Цель — постановка медико-психолого-педагогического диагноза, определение рекомендаций педагогам, родителям, ребенку. На этапе подготовки консилиума ведутся необходимые обследования, с которыми обязательно знакомятся все участники консилиума до его начала. Непосредственно перед началом консилиума (как правило, за две недели) организуются динамические обследования, собеседования, консультации. Во время проведения консилиума оформляется протокол, где в краткой форме фиксируется процесс обсуждения и его результаты. По итогам консилиума разрабатывается комплексная программа работы с воспитанником, определяется круг специалистов, участие которых необходимо в реализации данной программы. В ряде случаев следует выделить ведущее направление и ведущего специалиста. Система воспитательных мер и мероприятий, предлагаемых по результатам консилиума, как правило, направлена на изменение отношения учащегося к своей деятельности, самому себе, своему окружению, а также на реализацию способов и приемов достижения актуальных для личности задач. Следующим этапом становится анализ компетенции. Он дает возможность увидеть и затем задействовать сильные стороны. Нидерландские специалисты используют следующую схему: - опрашивайте подростка, а также его окружение по разным вопросам (школа, спорт, свободное время, семья, что он умеет делать хорошо, в чем он силен, чем может гордиться); - наблюдайте подростка по возможности в большем количестве ситуаций, чтобы получить максимально полное представление о нем (в том числе, какие факторы окружения играют роль при выработке нежелательного/неадекватного поведения и при уклонении от желательного/адекватного); - сделайте для себя анализ компетенции (разделите лист бумаги по вертикали на две части, в левой напишите как можно больше сильных сторон подростка, а в правой — проблемы, с которыми ему приходится иметь дело); - сосредоточьте анализ компетенции на одной или нескольких обязанностях, где проявляются проблемы, над которыми надо работать (используйте при этом вопросы: с какими обязанностя- ми сталкивается подросток в данный момент; какие подобязан-ности добавляются к ним в возможной новой школьной ситуации; какие навыки по отношению к этим под обязанностям подросток еще не проявил; какие могут быть из этого выведены рекомендации к действиям; какие уже существующие навыки, а также гибкость или педагогическая поддержка могут быть при этом использованы?). Проводя более детальный анализ соотношения между обязанностями и навыками на уровне специфических обязанностей, постоянно используйте обзор сильных сторон личности подростка. Анализ может быть дополнен вопросами, касающимися патологии, гибкости, стрессоров и защитных факторов: с какой патологией и(или) стрессорами сталкивается подросток сейчас; какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные обязанности; есть ли факторы, помогающие справиться со всем этим; какие факторы можно активизировать. На основе диагноза и анализа проектируется этап педагогического воздействия, которое может быть направлено: - на уменьшение патологии или проблемного поведения. Подходят все действия, дающие эффект, вплоть до медикаментозной помощи. Воздействие должно быть направлено на конкретные изменения поведения. Объектом воздействия может стать и сама стрессовая ситуация, и ее последствия; - на освоение нового необходимого опыта (могут быть использованы обратная связь, инструкции, показ, упражнения, совместное определение жизненных ориентиров и целей и т.п.). Для нахождении цели, над которой воспитанник сам захочет работать, педагог может воспользоваться различными вспомогательными средствами: карточка желаний: результат ответа воспитанника на вопросы, касающиеся его желаний на короткий и длительный период (что бы ты хотел изменить в своей жизни; что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время; какой бы ты хотел видеть свою жизнь, что бы ты хотел в ней изменить; каковы твои планы на будущее и т.п.), которые фиксируются на специальной карточке; линия жизни: в случае, если воспитаннику трудно определить планы на будущее, таковых планов нет или ребенок не видит возможности внести изменения в ситуацию, используется метод прорисовки линии жизни. Педагог чертит горизонтальную линию и слева направо отмечает годы (например, 0, нынешний возраст, 20, 50, 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, спрашивая ребенка, как он себе представляет свою жизнь в этом возрасте. Так, двигаясь в обратном направлении, специалист вместе с воспитанником постепенно переводит на язык желаний далекие планы на будущее на более близкое время; целевые карточки: данный метод используется в случаях, когда: а) с помощью других средств удается поставить малое количество целей или эти цели не имеют отношения к делу; б) подростки не говорят о важных
проблемах и желаниях изменений, как будто их не существует, в то время как, по мнению педагога, они есть; в) трудно прийти к единому мнению о целях. Каждая карточка содержит желания и потребности определенной группы. Работа с целевыми карточками проводится в такой последовательности: - показать подростку целевые карточки, объяснить предстоящую деятельность; - дать подростку карточку и ручку; объяснить, что на каждой карточке, касающейся одного предмета, написаны различные вещи, которые, может быть, он хотел бы изменить в своей жизни; попросить его отметить крестиком, что он хотел бы изменить, или что, по его мнению, является проблемой; - записать все отмеченные цели на отдельных полосках бумаги; - попросить подростка разделить эти полоски на три группы: «очень важно», «важно», «может подождать»; - если в группе «очень важно» оказалось более восьми полосок, попросить подростка отложить восемь наиболее важных из них в сторону; - попросить полоски из группы «очень важно» (или восемь полосок из группы «наиболее важно»), разложить в порядке их важности. Иногда можно пересортировать и целевые карточки в зависимости от того, какие из них требуют немедленного внимания, либо какие могут быть осуществлены только с помощью педагога; - записать восемь самых важных целей в порядке значимости на отдельный лист бумаги; попросить при этом подростка пояснить каждую цель: чего он конкретно хочет; на облегчение обязанностей, если очевидно, что навыки недостаточно выработаны и нет возможности их развить, или обязанности в силу специфических обстоятельств являются непосильными; на новое ознакомление с обязанностями, если некомпетентность способствует уклонению, от каких-либо обязанностей; на усиление защитных факторов (социальное закаливание, включение в группу, объединение и т.п.). Вопросы и задания 1. Раскройте содержание понятия «индивидуальная помощь». 2. Аргументируйте необходимость индивидуальной помощи школьникам в решении ими основных задач социализации. 3. В чем специфика организуемой в школе индивидуальной помощи детям в решении ими естественно-культурных задач социализации? 4. Какие социокультурные проблемы переживает современный школьник? Какие из них представлены в школе? Справляется ли, на ваш взгляд, школа с оказанием индивидуальной помощи в их преодолении? 5. Прокомментируйте ситуацию: «Провели эксперимент. Учителям, работающим в одном классе, дали список класса и просили отметить учащихся, которых они считают трудными. Практически во всех классах получили одну и ту же картину. Один учитель отмечает двоих, второй — четверых (причем названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий — пятерых (но других)! Некоторые педагоги говорили: «Да здесь нет ни одного трудного, все — нормальные дети. С ними можно работать». А одна учительница сказала: «Да хоть всех отмечай, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!» 6. Покажите возможности школы в оказании индивидуальной помощи школьникам, испытывающим затруднения социально-психологического характера. 7. Дайте характеристику основным формам и методам реализации в школе индивидуального подхода в социальном воспитании. Рекомендуемая литература 1. Журавлев Д. В. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. — 2002. — № 8. 2. Камышанова И.В., Черникова Т.В., Чудинова Е.А. Социально-психологическое сопровождение полоролевой социализации молодежи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001.-№3. 3. Коротаева Е.А. Типы учебной активности: Педагогическая тактика и стратегия //Директор школы. — 2000. — № 9. 4. Кумарина Г. Ф. Школьная дезадаптация: Признаки и способы предупреждения // Народное образование. — 2002. — № 1. 5. Матвеева О.А., Львова Е.А. Программа психолого-педагогического сопровождения «Каждому пятикласснику — творческий шанс» // Народное образование. — 2000. — № 8. 6. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учебник. — М., 2000. 7. Слот В., СпанярдХ. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетентность // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. -№1. 8. Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. — 2002. — № 4. 9. Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличност 10. СыродееваА.А. Поликультурное образование: Учеб.-метод. посо
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.009 с.) |