Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема первоначальных действий, предпринимаемых в ответ на серьезные ситуацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
НЕМЕДЛЕННО ПРИСТУПАЙТЕ К МЕРАМ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПАЦИЕНТА. Прекратите введение любых анестетиков (двойной контроль). Увеличьте концентрацию кислорода до 100 % и убедитесь, что она действительно приближается к 100 %. Любой ценой поддерживайте оксигенацию. Если есть сомнения в отношении системы вентиляции или кислоро-доснабжения, включите запасную систему или запасной источник кислорода. Обеспечьте наличие пульса у пациента и приемлемый уровень артериального давления. Если давление или пульс отсутствуют, приступайте к реанимационным мероприятиям. Обеспечьте двойной контроль за введением вазодилататоров. По мере необходимости поддерживайте циркуляцию крови с помощью жидкостей и вазопрессоров. В учебном курсе по управлению ресурсами экипажа (УРЭ), предназначенном для пилотов Американских авиалиний, такая ситуация описана как «авторитет и участие, уверенность и уважение» (личное сообщение Rand McWally, д-р медицины, инструктор программы УРЭ, Американские авиалинии, 1991). Объявить о чрезвычайной ситуации лучше рано, чем поздно Нередко случается, что клиницисты медлят переключиться на режим кризисной ситуации, даже если она усугубляется. Иногда за этим кроется нежелание признать реальность катастрофы (ошибка фиксации типа «все в порядке»), порой — опасение вывести из равновесия хирургов, страх перед перспективой изменить обычный порядок работы операционной или предстать перед всеми в роли слабого и некомпетентного человека. Между тем объявление чрезвычайной ситуации дает возможность мобилизовать нужные ресурсы и быстро довести до сведения бригады тот факт, что приближается кризис. Есть определенный риск в том, чтобы объявить о чрезвычайных обстоятельствах преждевременно или делать это слишком часто: при наличии повторных ложных тревог вам могут не поверить в том случае, когда тревога не будет напрасной. Однако еще больший риск связан с отсутствием оперативного реагирования на чрезвычайные обстоятельства. Руководитель по мере необходимости может варьировать неотложные меры, а если проблема будет разрешена, всегда можно объявить «отбой». Хорошую работу бригады обеспечивает контакт между ее членами В критической ситуации жизненно важен контакт между членами бригады. Общение между ними — как раз то, что связывает отдельных лиц в единый сильный коллектив. Руководитель должен суметь внушить окружающим необходимость срочных мер, не вызывая при этом паники. Вам следует оповестить о создавшейся проблеме хирургов и медицинских сестер, точно передать им ее сущность, объяснить, что они должны делать (или не делать), а также ваши ближайшие планы. Если нужно, распорядитесь приостановить или прекратить операцию. Со своей стороны вы должны быть готовы оказать хирургам и медицинским сестрам всяческую поддержку, когда у них возникают трудности, — в той мере, в какой вам это позволяет необходимость поддерживать постоянное наблюдение за состоянием пациента и контролировать ход анестезии. Хороший контакт между членами бригады наладить непросто. Мы наблюдали множество примеров его отсутствия как в реальной обстановке, так и при моделировании условий операционной. Ниже приведено несколько принципов установления хороших взаимоотношений, которых следует придерживаться, если вы хотите эффективно осуществлять свои руководящие функции. Не повышайте голос без крайней необходимости, но можете попросить о тишине, чтобы ваши распоряжения были услышаны. Формулируйте свои команды и требования максимально ясно и четко. Избегайте безадресных обращений (например, «Мне нужен лидокаин»). По возможности направляйте свои заявления и вопросы к конкретному лицу и убедитесь, что тот, к кому вы обращаетесь, осознал это. Обеспечьте обратную связь. Требуйте ответа на важнейшие сообщения. От пилотов по закону требуется отрапортовать о готовности, например «готов к взлету». Персонал операционной может и должен делать то же самое. Уточняйте неясные сообщения и, если не уверены в смысле сказанного, проясните его с человеком, произнесшим соответствующие слова. Способствуйте атмосфере открытого взаимодействия среди всех, кто работает в операционной. Прислушивайтесь к тому, что хотят сказать окружающие, независимо от их должностных обязанностей и служебного статуса. Они могут знать нечто важное о пациенте или о ситуации, оставшееся вам неизвестным. Если ответственность за действия лежит на вас, вы должны решить, принимать ли к сведению полученную информацию, однако не получив ее, вы не можете принять такого решения. Окружающие могут выявить упущения в вашей работе или в действиях других членов бригады, предупредив таким образом значительные ошибки с вашей стороны и помогая вам преодолеть последствия допущенного. Сосредоточивайте внимание не на том, кто прав, а на том, что нужно для пациента. Если между членами бригады возникают конфликты, вы можете перенести выяснения отношений на другое время, руководствуясь тем, что состояние пациента зависит от согласованных усилий. Распределите рабочую нагрузку При возникновении критической ситуации руководитель обязан распределить задачи между всеми окружающими. При критических ситуациях в операционной часто можно столкнуться с тем, что лишь горсточка людей трудится вовсю, в то время как остальные бездействуют. Вы должны реализовать свои функции руководителя, распределив конкретные задачи среди отдельных работников в соответствии с их профессиональными возможностями. В принципе наиболее важные задания следует поручать наиболее опытным сотрудникам. Операционная, где возникла серьезная критическая ситуация, — не место для студентов-медиков, интернов или анестезистов-стажеров, обучающихся методам интубации или установке капельниц. По возможности руководитель должен оставаться свободным, чтобы наблюдать за состоянием пациента, за датчиками и направлять работу бригады. Он должен участвовать в технических ручных манипуляциях только в том случае, если для правильного и своевременного их выполнения требуются специальные навыки. Нужно следить за перегрузками и неудачами в своей работе и работе окружающих. Если вы видите, что кто-то начинает уставать, позаботьтесь о том, чтобы ему была оказана дополнительная помощь или передайте другому часть его нагрузки. Если человек не справляется с порученным заданием, попросите выполнить его кого-нибудь еще, параллельно с тем, кому вы поручили эту работу раньше, или вместо него. Если вы чувствуете, что сами перегружены, придется по возможности передать некоторые свои функции другим или ограничиться только наиболее важными делами. Обращайтесь за помощью В любой серьезной критической ситуации задач возникает больше, чем может выполнить обычная операционная бригада, даже если все работают с максимальной самоотдачей, поэтому очень важно вовремя получить помощь. Вам предстоит решить, понадобится ли персонал, обладающий специальными навыками и, если да, то немедленно мобилизовать его. Надо решить заранее, кого вы позовете, как вы будете контактировать с прибывшими и как вы будете использовать их возможности. В крупных клиниках такую помощь можно получить сразу же, чего нельзя сказать о менее крупных больницах, о ночных часах, а также о периоде праздников или отпусков. Иногда бывает нужно обратиться в отделение неотложной помощи или интенсивной терапии или даже вызвать централизованную службу. Если вы обратились за внешней помощью, убедитесь, что об этом осведомлен персонал хирургического отделения и помощников пришлют к вам, а не выставят за дверь! Нужно знать, какую помощь можно получить от каждого члена бригады. Анестезисты и хирурги Поскольку у других анестезистов, а также у хирургов основные профессиональные знания и навыки такие же, как у вас, их можно привлечь для выполнения важнейших задач или для контроля за их выполнением с тем, чтобы получить еще одно мнение относительно решения тех или иных трудных вопросов и проверить точность и правильность своих собственных действий. Чаще всего у хирургов больше навыков в осуществлении таких важных процедур, как трахеостомия, однако некоторые из них, в частности работающие в узкоспециальных областях, например в офтальмологии, возможно, имеют в этой области меньше навыков, чем вы сами. Эти аспекты необходимо принимать во внимание, планируя дальнейшие этапы выхода из кризиса. Средний персонал Квалифицированных работников, не являющихся анесте-зистами (медицинских сестер, помощников анестезистов), можно привлечь для выполнения тех задач, которые соответствуют их профессиональной подготовке, например к измерению кровяного давления, вентиляции вручную, установке капельниц и другого оборудования и для наблюдений за больным или за датчиками под вашим руководством. Такой персонал обычно знает, где находятся нужные препараты и инструментарий. Старайтесь не загружать весь средний персонал мелкими поручениями за пределами операционной, если он может потребоваться вам при выполнении более важных манипуляций. Немедицинский персонал Вы можете привлечь к выполнению важных заданий под своим руководством даже работников, не имеющих профессиональной подготовки, например санитаров или хозяйственников. Они могут откачивать кровь, получать нужные вам медицинские материалы, убирать лотки или оказывать помощь в перемещении пациента. Их можно посылать за кровью в банк, отправить в лабораторию или аптеку. Если они выполняют обязанности курьеров, они должны твердо знать, куда нужно направиться, что именно передать, и получить конкретные инструкции о том, что нужно доставить в операционную.
Оптимизируйте свои действия Когда вы оказываетесь в критической ситуации, важно оптимальным образом организовать свои действия. Если состояние пациента ухудшается, нужно быстро принять меры общего характера, с тем чтобы освободить время для более конкретных мероприятий. Один из примеров — схема первоначальных действий по поддержанию жизнеспособности пациента. При кризисе необходимо быстро перейти к методам лечения, у которых есть высокие шансы на успех в том случае, если обычные средства не помогают. Никогда не исходите из того, что последующая мера обязательно поможет. Нужно постоянно продумывать, что вы станете делать, если то, что вы предпринимаете, окажется невозможным или останется неэффективным. Прежде чем приступить к серьезным необратимым вмешательствам, таким как экстубация или нейромышечная блокада, хорошо продумайте их последствия. Потом будет поздно. Постоянно заново анализируйте и оценивайте ситуацию В главе 1 подчеркивалось, насколько важно постоянно заново оценивать состояние пациента. Ни на одной стадии критической ситуации нельзя сказать наверняка, что кризис удалось преодолеть. Нужно продолжать мыслить перспективно. Не считайте, что вы на каком-то этапе добились окончательного успеха — дважды проверяйте все наиболее существенные моменты. В острых ситуациях причинами кризиса часто являются передозировка анестетических препаратов, случайная подмена шприцев или ампул, гиповентиляция или гипоксия. Мысленно пересмотрите все действия, предпринятые вами в последние несколько минут. Заставьте себя взглянуть на испарители и все вазоактивные препараты, даже если вы считаете, что они не использовались. После того, как начаты меры по поддержанию жизнеспособности больного и его состояние стабилизировалось, вы можете позволить себе абстрактно поразмыслить над ситуацией. Подумайте о цепи причинных факторов, обусловивших проблему, с которой вы столкнулись, постарайтесь понять, в чем заключается начальная причина, и проследите за тем, чтобы она была устранена. Помните, что любой отдельно взятый источник данных может привести к ошибочной информации; произведите перекрестную проверку обильно поступающих к вам данных и проверьте наиболее важные источники. Убедитесь, что все имеющиеся данные используются, включая наблюдения, результаты лабораторных исследований, рентгенограммы и сведения из текущих и прежних историй болезни. Ошибки под влиянием субъективной оценки Самый главный аспект таких ошибок заключается в том, что они имеют устойчивый характер. Следовательно, предупредить их может постоянный пересмотр ситуации. Ниже приведено несколько практических предложений по предупреждению ошибок, связанных с субъективностью оценки происходящего. «Так и только так» Наилучшим средством предупреждения такой ошибки является сам акт повторной переоценки ситуации с учетом всех имеющихся данных. Перекрестная проверка источников информации и постоянный анализ своей умозрительной модели обычно выявляют ошибку. «Все, что угодно, только не это» Вопрос внутренней решимости — непростой вопрос. В какой момент вы перестаете собирать информацию и соглашаетесь признать серьезность ситуации? Точно ответить невозможно, но лучше ошибиться, назначив определенное лечение, при любых подозрениях на состояние, которое может этого потребовать, особенно если риск, связанный с лечением, низок по сравнению с опасностью предполагаемого состояния (например, ЗГ). «Все в порядке» Помните, что все нуждается в доказательстве и вы за это отвечаете. При каждом отклонении от нормы следует исходить из того, что не все в порядке до тех пор, пока вы сами себе не докажете обратное. Аналогичным образом следует предполагать, что речь идет о самом худшем варианте диагноза, пока вы не определите, что происходит на самом деле.
Документация кризиса Ваша самая главная задача — прежде всего заботиться о пациенте. Никогда не позволяйте себе отвлекаться на ведение записей в ущерб оказанию помощи пациенту. Однако четкое протоколирование критической ситуации весьма важно для ее успешного разрешения. Оно поможет вам определить, что случилось и как избежать дальнейших осложнений. Эти документы будут иметь решающее значение в обеспечении качества лечения и при возможном судебном процессе. Если ваше внимание приковано к пациенту, можно впоследствии прибегнуть к ретроспективному документированию важнейших симптомов и ваших собственных действий. Ход событий нетрудно восстановить по копиям графиков, данным мониторов или записям медицинских сестер. Не выключайте ни одного монитора, пока не получили копии на бумаге полученных данных, иначе в электронную память может закрасться ошибка. Если вы не уверены, что сумеете отпечатать все копии, оставьте на приборах записку для персонала операционной с просьбой их не выключать и попросите кого-нибудь выполнить нужную вам работу. Если во время критической ситуации в операционной нет недостатка в квалифицированных сотрудниках, предложите кому-нибудь из них вести записи, отмечая время принятия тех или иных мер. Позаботьтесь, чтобы этот человек точно знал, какие препараты вводятся больному и каковы результаты лабораторных анализов (включая время направления в лабораторию каждого материала). После окончания работы над кризисной ситуацией сверьте время на всех часах (включая часы на мониторах). Никогда не вносите изменений в записи. Если туда закралась ошибка, которая может повлиять на схему лечения пациента в будущем, можно внести соответствующие замечания в следующей записи. Если абсолютно необходимо внести ясность, вы можете зачеркнуть написанное тонкой линией, что не мешает при необходимости разобрать документ. На каждой записи нужно проставлять дату и время, а при любых вносимых в назначения изменениях необходимо подписаться или проставить свои инициалы.
После кризиса Не оставляйте наблюдений за ходом помощи пациенту Если во время операции случилось что-то экстраординарное, вы продолжаете нести ответственность за больного и после того, как его переведут в палату или в отделение интенсивной терапии. В такой ситуации еще важнее, чем раньше, продолжать участвовать в оказании ему помощи. Убедитесь, что приглашены консультанты, нужные для диагностики и ведения больного, а также для того, чтобы составить прогноз или приступить к реабилитации. Мнения и заявления хирургов и консультантов не всегда абсолютно безошибочны. Поддерживайте контакт с консультантами и анализируйте их замечания. Позаботьтесь о том, чтобы они располагали полной информацией по данному случаю и не допускайте искажений сведений или непроверенных заключений консультантов в историях болезни. Следуйте протоколу, принятому в вашем учреждении Во многих учреждениях принята официальная схема действий при серьезных ситуациях, связанных с анестезией. В приложении, помещенном в конце этой главы, приведена схема, которой придерживается отделение анестезии Гарвардской медицинской школы. Недавно авторы этого протокола опубликовали его полностью [10]. Как уже говорилось, первый пункт его гласит, что прежде всего нужно заниматься пациентом. Следующий шаг — оповещение старшего должностного лица в отделении (это может быть клинический директор или заведующий отделением). Это лицо контролирует работу по данному инциденту и координирует связанные с ним административные меры, находясь в тесном контакте с теми, кто отвечает за действия в чрезвычайных условиях и за анестезиологическое оборудование (или со службой медико-биологических приборов). Данная схема также предусматривает назначение клиническим директором или заведующим отделением инспектора, который впоследствии будет координировать всю деятельность, обусловленную данной критической ситуацией. Следующее важное мероприятие — это изъятие из применения любого предположительно неисправного оборудования. Достаточно трагично уже то, что какая-то неполадка в оборудовании могла нанести вред одному больному, однако известно, что за одной неполадкой может последовать целый ряд критических ситуаций. Проследите за тем, чтобы аналогичным образом не пострадал и следующий пациент. Даже если маловероятно, что в инциденте сыграло роль неисправное оборудование, по Гарвардской схеме, нужно произвести его рутинную проверку, прежде чем им можно будет пользоваться. Если остаются сомнения относительно исправности оборудования, его нужно поместить в надежное место и снабдить табличкой с надписью «Не трогать». С ним манипулировать не нужно. Не поддавайтесь искушению испытать прибор, чтобы установить, исправен ли он: вы можете воспрепятствовать вскрытию истинной причины критической ситуации. Возможно, вам придется сообщить об отказе прибора изготовителю, а в США — и в Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, руководствуясь Законом об оповещении о безопасных медицинских приборах. Служба риска или служба медико-биологической техники в вашем учреждении должна помочь вам составить такое сообщение, если оно, по их мнению, понадобится. Если есть какое-либо подозрение в отношении случайной подмены лекарств, ампул или шприцев, нужно изъять из обращения все шприцы, ампулы, флаконы и лотки. Не исключено, что понадобится обследовать все эти предметы или даже описать содержавшиеся в них препараты. При обнаружении ошибки или загрязнения препарата, возможно, придется уведомить Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов.
Медицинская документация и обеспечение качества работы Следует позаботиться о полноте медицинской документации, включая краткое изложение того, что случилось. Записи должны правдиво отражать события, чтобы вы смогли наилучшим образом их объективно воспроизвести. Регистрируйте факты, очевидцем которых вы были, не пытаясь их анализировать или интерпретировать. Если речь пойдет о медицинской страховке, ваш адвокат может попросить вас написать отдельное краткое изложение события. Проявите осторожность и не обсуждайте инцидент с другим персоналом, за исключением тех случаев, когда это отвечает стандартной практике помощи пациенту и гарантии качества, ибо такие обсуждения могут впоследствии фигурировать при возбуждении судебного дела и осложнить доказательства справедливости ваших действий. Всякое существенное событие должно быть занесено в отчет по обеспечению качества по форме, принятой в вашем отделении, куда следует приложить копию анестезиологического протокола и записей, внесенных в историю болезни. Таким образом, вы и ваши коллеги смогут тщательно проанализировать данный случай на конференции. Позаботьтесь, чтобы все материалы по обеспечению качества были снабжены надписью, гарантирующей их конфиденциальность. Нет единого мнения в отношении того, как следует поступать с распечатками и бумажными лентами, содержащими данные мониторов: вклеить ли их в историю болезни, вложить ли в анестезиологический протокол, хранить отдельно или вообще уничтожать? Если их вклеивать не во все истории болезни, возникнет вопрос о том, от чего зависит принятое решение. Если их помещать в анестезиологические протоколы, в случае судебного иска их будет нелегко отыскать среди всех подшивок и файлов. Уничтожение распечаток привело бы к невозможности проанализировать случившееся и понять, какие изменения требуется произвести, чтобы избежать подобной ситуации в будущем. Прежде чем вводить тот или иной порядок у себя в отделении или в учреждении, необходимо посоветоваться со службой риска или с адвокатом. Информируйте семью пациента Если в операционной произошел серьезный инцидент и есть опасность, что исход может быть неблагоприятным, необходимо соответствующим образом информировать семью или опекуна пациента. Bacon [11, 12] сформулировал несколько практических рекомендаций в отношении того, как это сделать. В идеале с родственниками должны разговаривать вы вместе с хирургом. Нередко это оказывается невозможным, поскольку вы еще долго будете заняты стабилизацией состояния пациента или его транспортировкой, в то время как хирург уже освободится. Но даже после него вы все же должны поговорить с членами семьи больного. Обсуждая с семьей пациента создавшуюся ситуацию, укажите, какие меры принимаются в целях оказания ему помощи. И опять же, рассказывайте родственникам больного только факты и не размышляйте вслух о том, что могло бы случиться. Если у членов семьи пациента возникают какие-либо неправильные представления о случившемся, можно внести ясность, однако старайтесь не вводить в свой рассказ излишних подробностей. Вы должны быть в пределах досягаемости, если семья пациента снова захочет с вами встретиться, но, возможно, перед такой встречей следует посоветоваться с адвокатом или службой страхования. Не показывайте родственникам больного конфиденциальные документы — они служат только целям оценки той помощи, которую получает пациент, и ее совершенствования.
Снятие стресса у анестезиста после разразившейся в операционной катастрофы Оказание помощи больному в период экстремальной ситуации в операционной может повлечь за собой очень сильный стресс. Иногда такой стресс влияет на вашу работоспособность, а также на ваше психическое и соматическое состояние. Могут развиться синдромы, аналогичные посттравматическим расстройствам [12—13]. Пережив серьезную катастрофическую ситуацию, вы можете оказаться не в состоянии сразу же заняться следующим больным. Вы будете заняты стабилизацией последующего состояния вышедшего из кризиса пациента, а возможно, попытаетесь проанализировать произошедшее, выяснить, где была допущена ошибка и какой урок можно извлечь на будущее. В этом случае надо попросить кого-нибудь еще заняться следующими пациентами, ведь эти больные потребуют всемерного внимания со стороны анестезиолога. Некоторые аспекты преодоления стресса у анестезиолога после критической ситуации в операционной рассматривал Bacon [11, 12]. Он предлагает следовать программе под названием «Доклады о стрессовых ситуациях при критических инцидентах». Еще раньше она была описана Mitchell [13] применительно к работникам, оказывающим чрезвычайную помощь при крупных стихийных бедствиях. Во многих анестезиологических отделениях под руководством заведующих или в учреждениях под эгидой отдела кадров существуют службы поддержки анестезистов и других членов хирургических бригад, переживших в операционной критическую ситуацию. Возможно, вам поможет ваш страховой агент или адвокат, если вам понадобится квалифицированный совет. Литература 1. Aeronautical Decision Making. Advisory Circular Number 60—22. Federal Aviation Administration, Washington, DC, 1991. 2. Gaba D. M., Maxwell M., DeAnda A.: Anesthetic mishaps: breaking the chain of accident evolution. Anesthesiology 66:670, 1987. 3. Buffington С. W., Ramanathan S., Turndorf H.: Detection of anesthesia machine faults. Anesth Analg 63:79, 1984. 4. Norman D. A.: Turn Signals Are the Facial Expressions of Automobiles. Addison-Wesley, Reading, MA, 1992. 5. Rendall-Baker L.: Better labels will cut drug errors. Anesth Patient Safety Newsletter 2:29, 1987. 6. Tenney Y. J., Adams M. J., Pew R. W. et al.: A principled approach to the measurement of situation awareness in commercial aviation (NASA Contractor Report 4451). National Aeronautics and Space Admi-nistration, Washington, DC, 1992. 7. Aircraft Accident Report NTSB-AAR-73-14: Eastern Air Lines, Inc. L1011, N310EA. National Transportation Safety Board, Washington, DC, 1973. 8. Kestin I. G., Miller B. R., Lockhart C. H.: Auditory alarms during anesthesia monitoring. Anesthesiology 69:106, 1988. 9. Quinn M.: A philosophy of alarms, p. 169. In Gravenstein J. C., Newbower R. S., Ream A. K.. et al. (eds): The Automated Anesthesia Record and Alarm Systems. Butterworths, Boston, 1987. 10. Cooper J. В., Cullen D. J., Eichhom J. H. et al.: Administrative guidelines for response to an adverse anesthesia event. J Clin Anesth 5:79, 1993. 11. Bacon А. К.: Death on the table. Anaesthesia 44:245, 1989. 12. Bacon А. К.: Major anaesthetic mishaps — handling the aftermath. Curr Anaesth Crit Care 1:253, 1990. 13. Mitchell J. Т.: When disaster strikes... the critical incident stress debriefing process. J Emerg Med 9:36, 1983.
Приложение Руководство на случай чрезвычайных ситуаций во время анестезии*
* Из: Cooper J. В. и соавт., с разрешения.
Кафедра анестезиологии, Гарвардская медицинская школа Принято 13 февраля 1989 г. Цели: минимизация повреждений пациента вследствие специфических чрезвычайных происшествий, связанных с анестезией, установление их причин и предотвращение их повторения. Протокол: в случае смерти или повреждения организма пациента вследствие причин, которые, возможно, связаны с ведением анестезии, должны быть предприняты указанные ниже действия.
Немедленно 1. Непосредственно работающий с пациентом анестезист (анестезиолог) должен сконцентрироваться на продолжении оказания помощи пациенту. Он должен поставить в известность о происходящем врача, ответственного за выполнение анестезии в данном секторе (например, заведующего отделением анестезиологии, администратора по анестезии данного оперблока, старшего операционной бригады), как можно скорее (по крайней мере до того, как анестезист передаст прямую ответственность за пациента). Должностное лицо, информированное таким образом, будет направлять процесс немедленного предупреждения возобновления происшествия (если необходимо), документирование происшествия, продолжение его расследования или перепоручит ответственность за это кому-нибудь другому. Выполняющий эти обязанности назначается старшим по данному инциденту. Обоснование. Информация, жизненно важная для последующего восстановления картины происшествия, может быть случайно утрачена. Высшим приоритетом врача, изначально ведущего пациента, должна быть забота о его благе, таким образом, ответственность за административные и следственные действия должна быть возложена на других. Как правило, анестезиолог, контролирующий действия анестезиста (анестезиолога), непосредственно работающего с пациентом, не должен быть старшим по инциденту. Однако вне рабочего времени первый анестезиолог или контролирующий его работу специалист могут по своему усмотрению выступать в качестве старшего по инциденту, что дает ему большую свободу действий при обращении за помощью или советом. 2. Анестезиологическое оборудование или расходные материалы, имеющие отношение к данному случаю, независимо от того, пользовались ли ими или нет, должны быть секвестрированы до того, как они будут применены снова. Ничего нельзя ни менять, ни выбрасывать. Первый анестезист (анестезиолог) или старший по инциденту должен немедленно связаться с сотрудником госпитальной администрации, ответственным за анестезиологическое оборудование и расходные материалы. Либо он сам, либо специально назначенный для этого сотрудник будет наблюдать за изъятием оборудования (включая наркозный аппарат) и материалов, консультируясь при этом с менеджером по ситуациям риска. Обоснование. Оборудование или материалы, имеющие отношение к происшествию, могут быть случайно изменены или утрачены, а это затрудняет установление его причины. 3. Старший по инциденту или присутствующий анестезиолог должны установить контакт с менеджером по ситуациям пика сразу после начала анестезии, чтобы получить дополнительную административную поддержку. Обоснование. Лицо, непосредственно ведущее анестезию, редко имеет опыт преодоления чрезвычайных обстоятельств. Менеджер по ситуациям риска может дать совет о том, как информировать пациента или его родственников честно, но вместе с тем не внушая им ненужной тревоги и не заставляя их делать необоснованные выводы. 4. Первый анестезист (анестезиолог) или другое лицо, вовлеченное в ситуацию, обязаны документировать всю информацию, имеющую отношение к инциденту. а. Первый анестезист (анестезиолог) после обсуждения со старшим по инциденту обязан письменно изложить в истории болезни пациента всю относящуюся к делу информацию о том, что произошло и какие меры были приняты. В истории болезни не должно быть неясной информации, подчисток или исправлений. Если исправление необходимо, первоначальная запись должна быть аккуратно перечеркнута, а изменения датированы и подписаны. Дополнения и пояснения в истории болезни могут быть сделаны, например, в том случае, если они касаются профессиональных суждений. б. Первый анестезист (анестезиолог) обязан закончить и оформить записи настолько быстро, насколько это практически возможно. в. Другие лица, вовлеченные в инцидент, вскоре после него должны документировать свои наблюдения. Эти записи должны быть переданы больничному координатору лечебного процесса или другому уполномоченному лицу. г. Описывая происшествия: 1) излагайте только то, что вы знаете о фактах; 2) не пускайтесь в рассуждения о том, в чем причина и кто виноват; 3) избегайте категоричных суждений и фраз. 5. Первоочередное внимание следует уделять участию в дальнейшей помощи пациенту. а. Консультируйтесь с хирургом своевременно и часто. б. Сразу же вызывайте других консультантов, от которых можно ждать помощи в долгосрочном лечении и восстановлении состояния пациента. Дальнейшее расследование 1. Заведующий отделением или руководитель отдела должен быть информирован о каждом происшествии и назначает сотрудника, который будет инспектировать дальнейшие действия и расследование уже по окончании периода экстренных действий. Такой инспектор должен: а) извещать сотрудников об их обязанностях, определяемых этим документом; б) отвечать за продолжение всех мероприятий до тех пор, пока это необходимо, обосновано и возможно; в) поддерживать контакт с теми, кто продолжает анестезию, при необходимости обеспечивая руководство и рекомендации; г) обеспечивать передачу информации о происшествии по соответствующим каналам в программу контроля качества, имеющуюся в отделении. 2. Необходимость продолжать секвестрацию оборудования должна определяться сотрудником, инспектирующим все меры, принимаемые после инцидента, и лицом, ответственным за применение анестезиологических технологий. а. Если маловероятно, что происшествие объясняется неполадками в оборудовании, оно может быть использовано снова после рутинной проверки. б. Если причастность оборудования к инциденту исключить нельзя, должны быть выполнены следующие процедуры под контролем лица, ответственного за применение анестезиологических технологий, или назначенного им сотрудника: 1) данное оборудование должно храниться в безопасном месте с этикеткой «Не трогать!»; 2) нужно описать физическое состояние прибора и его основные свойства, какими они были в момент секвестрации, и зафиксировать его идентифицирующий признак (например, номер серии); 3) не производите с данным оборудованием никаких манипуляций, которые могли бы повлиять на дальнейший ход расследования; 4) тщательно осмотрите оборудование в присутствии первого анестезиста (анестезиолога), представителя страхового учреждения, менеджера по ситуациям риска, изготовителей или заменяющих их лиц. Если обнаружено (или обоснованно подозревается) наличие неполадок или неисправности, ответственный за оборудование технический работник, проконсультировавшись с менеджером по ситуациям риска, должен обдумать, следует ли информировать Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и Научно-исследовательский институт чрезвычайной помощи, чтобы предупредить других пользователей. Иногда закон требует, чтобы изготовитель сам передал эту информацию соответствующим властям. По закону о безопасности медицинских приборов, в случае серьезного ущерба для больного или его смерти от больницы могут потребовать сообщить о данном событии изготовителю оборудования и Управлению по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. 3. Продолжайте проверять и документировать предоставляемую пациенту медицинскую помощь и после окончания критической ситуации. Краткое описание должностных обязанностей при развитии неблагоприятной ситуации Первый анестезист (анестезиолог). Сконцентрируйте внимание на продолжении оказания помощи, известите администратора, занимающегося вопросами анестезии в операционной (или первого из появившихся в операционной резидентов или медицинских сестер-анестезистов). НЕ уничтожайте расходные материалы и аппаратуру и не пытайтесь внести в них какие-либо изменения; внесите соответствующую запись об инциденте в историю болезни пациента; НЕ меняйте записи; занимайтесь оказанием помощи пациенту; при необходимости обращайтесь к консультантам; составьте отчет о положении дел после выхода из кризиса; внесите запись о продолжении лечения в историю болезни. Старший по инциденту. Оказывайте консультативную помощь анестезисту (анестезиологу) и другому персоналу; наладьте тесный контакт с хирургом и другими консультантами; поддерживайте контакт с менеджером по ситуациям риска; войдите в контакт с ответственным по анестезиологическому оборудованию или лицом, его заменяющим. Заведующий отделением или заместитель директора по клинической работе. Следите за расследованием инцидента или делегируйте эту обязанность другому сотруднику клиники. Ответственный за анестезиологическое оборудование. Обеспечьте изъятие оборудования, если это необходимо, и определите место его хранения; если есть сомнения в качестве лекарственных препаратов или расходных материалов и подозрение, что они могут вызвать неблагоприятные ситуации в дальнейшем, свяжитесь с аптекой, с ответственным за материалы медицинского назначения и другими отделениями; проследите за обследованием оборудования и расследованием проблем, связанных с расходными материалами; информируйте Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и за лекарственными препаратами и пищевыми продуктами и Научно-исследовательский институт чрезвычайной помощи или изготовителя. Старший по дальнейшему расследованию. Оповестите сотрудников об их обязанностях в соответствии с данным документом: проследите за тем, чтобы все преду
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.240 (0.014 с.) |