Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Через весь центральный Тянь-шань с севера на югСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Г. Впервые за восемь лет наших путешествий по долинам и перевалам Небесных гор Центральный Тянь-шань встретил нас так негостеприимно. Было это поздней осенью 1935 г. Тяжелые метеорологические условия преследовали нас буквально с первого же дня, как только экспедиция вступила в горы, и вплоть до середины декабря, когда мы покидали их пределы. Первое внушительное предупреждение мы получили на перевале Чон-ашу1. Наш длинный караван, в сто с лишним лошадей, подтягивался к перевалу в густом снегопаде. Снежная мгла сливалась с белесыми тучами и не позволяла видеть очертаний гребня, по которым обычно приходилось ориентировать дорогу к перевалу. Ветер бил в лицо ледяной крупой. Острые камни, среди которых петляет капризная тропка, были закрыты глубоким снегом, и ее никак нельзя было нащупать. Одна из наших лошадей сорвалась, сломала себе ногу, и ее пришлось пристрелить. На десятые сутки пути, после работ в долинах Оттук и Сары-джаса, мы поднялись в ущелье Малой Талды-су, где верховья были забиты флювио-гляциальными отложениями2. Показались высокие береговые морены. Пришлось спешиться и лезть на левый склон. С высокого гребня мы увидели три долинных ледника, не нанесенных на топографическую карту. 'Главный из них, залегавший в верховьях Талды-су, тянулся на 4,5 км, а два остальные, спускавшиеся с противоположных друг другу поперечных долин, были длиной по 2 км... К 20 сентября с Тянь-шаня уехали все экспедиции, работавшие в районе Каракола3. Последними из долины Каинды отправились в обратный путь ленинградские геологи. Здесь им уже нечего было делать, так как склоны от гребней и до подошвы были закрыты снегом. Снегопад неотступно преследовал нас на Сары-джасе, Иныльчеке и Каинды. Здесь внезапно наступило резкое потепление, отовсюду неслись потоки талой воды, стоял грохот лавин и камнепадов. Кинооператор И. Лозиев пытался заснять эту внезапно проснувшуюся бурную деятельность природы и едва не попал под обвал. Могучая скала, стоявшая незыблемо на гребне хребта Каинды, стала неожиданно крениться, оседать и вдруг со страшным грохотом, потрясшим всю долину, рухнула вниз грудой обломков с высоты 700 м. Срезанные обвалом стройные тянь-шанские ели неслись в воздухе, как спички. Потепление продолжалось в течение трех дней. Уже у перевала Чичар нас встретил такой буран, что о дальнейшем следовании не могло быть и речи. Мы развьючились, отвели лошадей под прикрытие скалы и принялись устраиваться на бивуак. Были пущены в ход лавинные лопаты, ведра, кастрюли, крышки ящиков, и меньше чем за час площадка под лагерь была расчищена и на ней поставлены палатки. Через час они уже напоминали снежные сугробы. Утром снежный покров достигал почти метра; все, что мог видеть глаз — от самых вершин и до глубоких долин — было закрыто сплошной снежной пеленой без единого темного пятна. Мы не могли вести караван по снежной пустыне, где никто не решался определить для нас путь. Лошади поминутно проваливались в снег. Пришлось всем идти топтать снег. Сзади вели неоседланных лошадей. Только к вечеру мы вернулись усталые, вьючили караван, и он медленно двинулся в урочище Кара-арча. По пути к перевалу Чичар старший караванщик Толканбой, за которым вслед шел я, неожиданно вскрикнул и отскочил назад. В эту самую минуту у его ног с сухим, наподобие выстрела, треском отделился огромный пласт снега и, изламываясь на куски, нагромождаясь друг на друга, пополз вниз, ускоряя все время ход. Через несколько секунд пластовая лавина неслась уже по склону с характерным гулом. За перевалом Чичар, в долине Кизил-капчигай, снега было уже заметно меньше. У нас поднялось настроение. Река Кизил-капчигай от устья и до слияния с рекой Кара-арча имеет длину 7,5 км. Исток ее находится на высоте 1723 м, а устье — 1047 м. Таким образом, на 1 км падение реки равно почти 100 м. В рыхлых известняках река вырезала глубокий каньон. Подмытая порода беспрестанно падает, забивая выход воде. У одной из таких «пробок» мы заостряли на целый день, пока не пробили под камнями, забившими русло, ходы, куда, подмывая грунт, хлынула вода. Караванщики наши, Кутан, Калык и Мадыке, работали по пояс в ледяной воде... Долина Койкап долго считалась непроходимой. Ее узкий каньон, вплоть до середины июля, на большую глубину заполняется талой водой, не оставляя места на берегу, где могла бы пройти лошадь. От Койкапа повернули назад в свое время экспедиции итальянского альпиниста Боргезе, немецкого путешественника Мерцбахера и известного русского путешественника профессора В.В. Сапожникова. Наша экспедиция впервые проникла сюда в 1932 г. Она выправила совершенно искажавшие топографию района старые карты, составленные лишь на основании опросных данных. Больше недели свирепствовала непогода. День и ночь перед глазами стояла сплошная пелена беспрерывно падавшего снега, бушевал буран, ревел, крутил вихрями. Все время приходилось протаптывать тропу. Люди чувствовали себя бодро, по лошади вызывали у нас большие опасения: выдержат ли? На остановках они с унылым видом ходили возле лагеря, грызли веревки палаток и вьючные корзины. Фураж был на исходе, и мы давали по две горсти овса только наиболее отощавшим лошадям. А впереди самое большое испытание — перевал Майбаш, самый крутой и самый трудный из караванных перевалов Тянь-шаня. Три дня весь состав экспедиции прокладывал путь в забитом лавинами ущелье, ведущем к подошве Майбаша. Четверо суток беспрерывно бились мы на крутых склонах самого перевала. Сначала топтали узкую тропку люди, затем приводили лошадей. Лошади погружались в снег по шею, делали судорожные скачки, срывались с тропы и катились вниз по склону. Под вечер их отводили километров за восемнадцать от Майбаша к долинке, где под снегом было немного травы, а утром приводили вновь топтать проделанную людьми тропу. Всего было пробито на северном склоне Майбаша 178 зигзагов, общим протяжением 7½ км. Верхняя часть тропы — это траншеи в человеческий рост. На гребне Майбаша нависал мощный снежный карниз. Прежде чем идти, надо было выяснить, не вызовем ли мы лавину. Калык выстрелил из винтовки; Агутин бросил гранату — снег не тронулся. Мы двинулись выше. За Майбашем в урочище Каракия мы одолели еще один очень трудный участок пути — забитый лавинным снегом каньон — и вышли в долину Майбулак. Разбили лагерь на дне высохшего озерца, запруженного древней мореной. Морена спадает глубоким обрывом в долину и беспрерывно подмывается бешено мчащейся рекой.. День и ночь здесь стоит грохот, и столбы пыли поднимаются от камнепадов и обвалов. Вода промыла ходы под площадкой, созданной, невидимому, старым силевым потоком, и образовала глубокие, зияющие темными жерлами пустоты, у краев которых также происходят обвалы. И ниже по долине стоит пыль от камнепадов. Наши киргизы назвали это урочище «Джиндыташ» — «Сумасшедшие камни». Дальше по долине для лошадей хода нет: река здесь течет между отвесными скалами, а если и попадаются террасы, то они сплошь завалены глыбами от обвалов. Оставив часть группы подготавливать переход через последний к Темир-су перевал Бозкыр, я с частью экспедиции вышел вниз по долине к Сары-джасу. Веревки мы оставили висящими в месте спуска в долину, рассчитывая облегчить себе подъем на обратном пути. Мы шли по запутанному лабиринту в хаосе камней, загромоздивших промытый в скалах узкий каньон. Гигантские глыбы, сорвавшиеся с гребней, повисли, упираясь краями в противоположные склоны и образуя темные тоннели; другие упали вниз и запрудили тысячетонной массой русло, подняв на десятки метров воду; третьи стояли торчком, вода кипела вокруг них и била пеной. Только к концу вторых суток измученные, голодные и прозябшие вернулись мы в лагерь, чтобы на следующий день чуть свет начать подъем на Бозкыр. 27 октября мы были на последнем перевале Бозкыр. Тянь-шань остался позади. Последние хребты Кок-шаал-тау уходили отрогами в ровную, как скатерть, равнину. На запад было видно ущелье реки Сары-джас от Уч-чата и вплоть до прорыва ею Кок-шаал-тау. К западу за Сары-джасом урочище Кара-шалай. Против нас находились последний к югу невысокий гребень, едва превышающий 3000 м, а слева — высокие до 6000 м снежные вершины, принадлежащие к китайский части Тянь-шаня. На горизонте в юго-западном направлении виднелись громады Китайского Памира с колоссом «Муз-таг-ата» («Отец ледяных гор») и далеко, как в мареве, снежные цепи Кунь-луня. Внизу под нами блестела река Кум-арык — продолжение Сары-джаса, а рядом с ней выделялись пятнами уйгурские поселки Синьцзяна... С перевала Бозкыр мы спустились на одну из пяти ясно выраженных террас долины Темир-су. Остатки древних морен, крупные валуны, сброшенные сверху породы и застывшие грязевые выносы создали здесь непроходимый хаос. Мы никак не могли добраться до воды. Шум ревевшей внизу Темир-су («Железная вода») доносился глухо, но до дна долины было еще очень далеко. На рассвете 28 октября мы роздали лошадям жалкие остатки фуража. В долине Кыркы-су мы, наконец, обнаружили чахлую траву. Стоял конец ноября. Все пути были занесены снегом, фуража и продуктов, кроме мяса, которое в изобилии давала нам охота на горных козлов, ничего не осталось, лошади истощены, у большинства участников экспедиции пришла в негодность обувь. Единственно, что оставалось делать, — это идти на запад к перевалу Бедель, через который постоянно ходят караваны из Уч-турфана в Пржевальск. Сложность этого маршрута заключалась в том, что к Беделю можно было отсюда пройти только через территорию Синьцзяна. Если бы нам удалось это сделать, то мы не только выбрались бы сами из тяжелого положения, но и сумели бы подкормить лошадей и достать продукты для участников экспедиции. Я решил взять с собой двух человек, выйти ночью и добраться до первого административного пункта, где можно было бы хлопотать о легализации перехода. 4 ноября глубокой ночью мы выехали из лагеря. Ехали вниз по долине, рассчитывая к утру перевалить через невысокий гребень левого склона и выйти к реке Кумарык, продолжению Сары-джаса на территории Китая. Этой рекой мы и сможем ориентироваться как путеводной питью. Лошади шли медленно, нагнув головы и осторожно ступая. К рассвету мы поднялись на гребень и увидели внизу тропу, которая вела, видимо, от кочевий к ближайшему поселку. За перевалом началась безводная долина. Путь здесь пролегал среди отложений галечника, распространенного вдоль всей южной полосы Тянь-шаня. За галечником начались террасы мощной толщи лёсса и нигде на всем протяжении пути не встречалось растительности. В горах мы привыкли к прозрачной ключевой воде, а здесь встречались лишь мутные потоки, промывшие себе русла в наносах красной глины. Тянь-шань уже был сзади, и его снежные шапки поднимались за нами все выше и выше. Уже несколько часов, как мы идем по территории Синь-цзяна. К двум часам дня сквозь густую пылевую завесу, висевшую в воздухе, мы разглядели зелень уйгурского поселка. Это было селение Шайхлы. Отсюда в сопровождении встреченных нами солдат мы направились в город Ак-су, разыскали уполномоченного Совсиньторга т. Иванцова и при его содействии получили разрешение от губернатора провинции на проход нашей экспедиции через перевал Бедель в пределы Советского Союза. К концу ноября мы покидали территорию Синьцзяна. Позади остались китайские города Ак-су, Дафтар, Баз-Дюшамбе. Постепенно скрываются стены NY4-турфана, где мы соединились с нашей экспедицией. Впереди все выше поднимаются снежные зубцы вершин, и дорога постепенно уползает змеей в горы. Перевал Бедель мы прошли без труда, несмотря да то, что он имеет высоту более 4000 м. Прошедшие здесь недавно караваны протоптали в снегу плотную дорогу. Свирепствовавшие бураны наделали здесь очень много бед. Весь путь был усеян павшими вьючными животными. Вороны и грифы густо обсели трупы. Всюду из-под снега выглядывали мешки с шерстью, кипы хлопка, рулоны подошвенной кожи, баки с керосином. За Беделем опять буран. Температура 38° ниже нуля. 40 км перехода до метеорологической станции у ледника Петрова было пыткой. 26 ноября показалась голубая поверхность озера Иссык-куль, и вскоре началась колесная дорога, появились первые брички, показались здания ветеринарного пункта и школы. Лошади пошли живей. К вечеру мы прибыли в сел. Покровка. Я позвонил по телефону, потребовал машину и сообщил, что мы свою работу выполнили, живы, бодры, здоровы и на следующий день будем в г. Пржевальске.
ТРУДНЫЙ ПУТЬ Г. ...Густой туман сползает со склонов на ледник, обволакивает скалы, и мы попадаем в его пронизывающую мглу. Видимость исчезает, и это усложняет выполнение порученной нам задачи разведать все варианты пути из верховьев урочища Куль-тер в смежную на юге долину Каракол-тер. Переход через гребень, отделяющий верховья реки Каракол от урочища Каракол-тер, должен сократить путь между этими двумя пунктами больше чем на сутки. Мы идем путями, какими в 1916 г. бежали восставшие против царских чиновников киргизы из Каракольского района в Синьцзян. В то время мне также пришлось быть в Тянь-шане, и тяжелая трагедия бегства киргизов от жестокой расправы сатрапов царского правительства свежа в моей памяти. Озверелые карательные отряды травили безоружных киргизов, как на охоте зверей. Теряя имущество и скот, бросая больных, стариков и детей, бежали они через горные перевалы, ледники и снега в Китай. Они вынуждены были идти кратчайшими и недоступными для преследователей путями. «Дорогой», которой мы теперь шли, пробивалась тогда из Каракола в Уч-турфан группа киргизского рода «богу». Брошенные части юрт, седла, обрывки кошмы и кости павших животных, какие нам попадались по пути — следы их панического бегства. Еще в ноябре 1932 г. с альпинистами Барковым, Головко, Кюном, Ирушкиным и пятью пограничниками мы разведали этот путь. Несмотря на глубокий снег, лежавший на леднике, нам удалось найти путь и в конном строю подойти к гребню. Дальше, кони не пошли. Утопая то шею в снегу, они судорожно бились, срывались и катились по снежному склону далеко вниз. В. Барков поднялся на гребень и увидел, что по ту сторону склоны обрываются крутой обледеневшей стенкой. Приближалась ночь, и мы вынуждены были спуститься к лагерю, убедившись, что без предварительной подготовки пути переход невозможен. Летом 1936 г. группа проф. А.А. Летавета, впоследствии заслуженного мастера спорта, известного своими многократными путешествиями в высокогорном Тянь-шане, возвращаясь из долины Куйлю к Караколу, прошла пешком через гребень, разделяющий ледники Каракол-тер и Куль-тер. Конный транспорт группы был послан ею по обходному пути. На этот раз мы получили задание совершить переход в зимних условиях с караваном вьючных и верховых лошадей, снять карту района от ледника Куль-тер до ледника Кара-кол-тер и дать исчерпывающие данные о возможности прокладки вьючной дороги. В состав нашей группы входили пограничники, закончившие в Тянь-шане учебно-тренировочные сборы по альпинизму, и комсомольцы-альпинисты Киргизского комитета по делам физкультуры и спорта. Из «старых» тяньшанцев с нами был только С. Кюн. В верховьях урочища Куль-тер, у языка одноименного ледника, мы разбили лагерь. Лошадей я отправил вниз к склонам, где они, разгребая снег, могли доставать траву, а сами мы вышли проверить предварительно путь. В густой туман и снегопад мы вышли на гребень. Целый час сидели, окоченев от холода, в томительном ожидании прояснения погоды. Наконец, поднялся ветер, разорвал туман и погнал его клочьями вверх. В просветы между облаками мы увидели спуск с «перевала». Над крутым склоном, с падением до 60°, нависали мощные, плотно слежавшиеся снежные карнизы; обледеневшие скалы глубоко внизу упирались в изорванный трещинами ледник. Между скалами был виден широкий, заполненный снегом желоб. Именно по нему предстояло делать «дорогу» для лошадей. Сопровождавшие нас киргизы хмурились, считали спуск конного транспорта невозможным и без конца повторяли: «Джаман, булады, ат ульды» («Плохо будет, лошади погибнут»). Пройти пешком этот маршрут большого труда не составляло, но провести здесь 38 лошадей с вьюками было очень сложно. Правда, в нашей практике были случаи, когда в районе Хан-тенгри мы подняли в 1931 г. лошадей на высоту 4860 м, в 1932 г. — на 5200 м, т.е. выше Казбека, а осенью 1935 г., застигнутые буранами, пробивались с лошадьми через снежные заносы, преследовавшие нас от Каинды и до южных склонов Кок-шаал-тау. Устроив надежную страховку на двойной веревке, все по очереди принялись рубить мощную толщу многолетнего фирна, слежавшегося в толстый карниз. Под ударами ледорубов, лопат и кирок полетели вниз комья снега и льда, и потянулась зигзагами и ступеньками крутая дорога по льду и фирну. С соседней крутой осыпи приносили мелкий щебень и засыпали обнаженный лед, чтобы предохранить лошадей от скольжения. Одновременно часть группы подготовляла три промежуточные площадки для переброски грузов на веревках. К вечеру дорога вчерне была готова, и ночью мы вернулись в лагерь. Рано утром следующего дня мы вышли с лошадьми, поднялись к полудню на гребень, развьючили лошадей и до самых сумерек спускали грузы с площадки на площадку, вплоть до ледника Каракол-тер. Покончив с грузом, принялись за лошадей. Каждую из них привязывали двойной веревкой и медленно спускали по крутым ледяным балконам и желобам. Поздно ночью вся переправа была закончена, и измученные лошади смогли уже пастись на мягких травянистых склонах долины Каракол-тер. Ясная погода в день перехода позволила сделать топографическую съемку и внимательно обследовать различные варианты искомого пути. Выяснилась полная возможность устройства вьючной тропы по осыпям и скалам правых склонов водораздельного хребта, минуя ледники с трещинами.
А.А. ЛЕТABET ДЕСЯТЬ ПУТЕШЕСТВИЙ В ГОРАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Среднюю Азию начали исследовать корифеи русской географической науки, первооткрыватели горных хребтов, ледников, речных систем — П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, А.П. Федченко, В.Ф. Ошанин, Н.А. Северцов, В.И. Липский и др. Их славные имена ныне присвоены многим вершинам и ледникам советской Средней Азии. Нельзя не упомянуть о самоотверженной работе топографов, проникавших в трудно-доступные ущелья, на ледники и перевалы, заполняя постепенно белые пятна на карте нашей Родины. После Октябрьской революции, с образованием и расцветом союзных республик Средней Азии — Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской, на территории которых расположены основные горные районы Средней Азии, — исследования ведутся мощными комплексными экспедициями — Таджико-Памирской, Украинской, Тяньшанской и др. В составе экспедиций работают и альпинистские отряды. Начиная с 1929 г. в горы Средней Азии отправляются и самостоятельные группы альпинистов. Некоторым из этих групп удается достичь самых отдаленных и малоисследованных горних районов Средней Азии. В последнее же время в горы Тянь-шаня и Памира ежегодно направляются хорошо снаряженные альпинистские экспедиции. В итоге деятельности этих групп и экспедиций были достигнуты выдающиеся спортивные успехи в виде, восхождений на высочайшие и труднейшие вершины Средней Азии — пики: Сталина, Ленина, Хан-тенгри, 20-летия комсомола, Сталинской Конституции, Мраморной стены, Патхор, Карла Маркса, 30-летия Советского государства и др. Вместе с тем в результате этих путешествий постепенно накапливались материалы научно-исследовательского характера, имеющие существенное значение для географического познания горных районов Средней Азии. Автору этих строк пришлось принять посильное участие в этих как спортивных, так и исследовательских экспедициях. Краткий рассказ о десяти совершенных им путешествиях в горы Средней Азии приводится ниже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.016 с.) |