Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Персонал в современной организации↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Персонал в современной организации Вы узнаете: ♦ что такое персонал и на какие категории он подразделяется; ♦ когда возникает управление персоналом и как оно развивается; ♦ в чем особенности индустриального, тейлористского этапа управления персоналом; ♦ чем вызвано повышение роли персонала и управления им в современном, постиндустриальном обществе; ♦ что такое человеческий и социальный капиталы; какую роль они играют в современном производстве; ♦ что считается этичным в бизнесе и деловой деятельности в целом; ♦ как проверять себя и других на искренность и слушать коммуникационного партнера.
Самостоятельно: Историческое развитие труда и деловой предприимчивости [1: 13-27] Контроль: установление таких стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности; проверка соответствия выполнения работ этим стандартам; их корректировка при необходимости. В данном курсе мы будем рассматривать одну из этих функций - управление персоналом. Управление персоналом (сейчас более известное, как управление человеческими ресурсами) отвечает концепциям и методам, которые управляющему необходимо использовать при работе с персоналом – административным, экономическим, социально-психологическим. К технологиям УП относятся: анализ работы (определение характера работы каждого сотрудника), деловая оценка; Профориентация, адаптация и обучение новых работников, Организация и нормирование труда, Управление оплатой труда, Обеспечение мотивации и льгот, Управление деловой карьерой, обучение и развитие, Оценка исполнения, Создание у работников чувства ответственности, Здоровье и безопасность работников, Работа с жалобами и трудовые отношения, Управление конфликтами и стрессами, Обеспечение социального развития организации, Высвобождение персонала, Многие менеджеры добиваются успеха только при использовании нетрадиционных планов организации или управления. Они добиваются успеха потому, что умеют нанимать нужных людей на соответствующую работу и мотивировать, оценивать и развивать их. Изучая этот курс, помните, что достижение результата - это основная задача управления, и как менеджер Вы должны добиться этого результата с помощью людей. Персонал в традиционном и индустриальном производстве Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе Примерно в 1970-е годы управление персоналом, как и вся система управления организациями, претерпевает глубокие качественные изменения. В общей форме это было связано с вступлением ряда промышленно развитых стран Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с действием целого ряда факторов экономического, политического и социально-культурного характера. Содержание труда Ведущим и первым в нашей классификации фактором повышения роли персонала в современном производстве являются принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда сильно повлиял начавшийся уже в середине XX в. процесс автоматизации производства. Он отделил работника от предмета труда, поставив между ними сложную систему машин и оборудования. Это освободило человека от большинства механических функций, резко увеличило удельных вес задач по осмыслению идущих от машин сигналов и другой информации. Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе устранила прямую связь м^жду интенсивностью труда и его производительностью, сделав ненужной характерную для управления персоналом в тейлористской модели функцию «максимального выжимания пота». На первый план выдвинулись функции обеспечения непрерывности работы системы агрегатов, обслуживания и наладки оборудования. Все это повысило интеллектуальное содержание труда, значимость ответственности и самоконтроля работника. Большое влияние на содержание труда оказала компьютеризация производства, произошедшая в 1980-е годы в связи с миниатюризацией и удешевлением компьютеров. ЭВМ в соединении с другими приборами освободили работников от однообразных, монотонных операций по контролю за аппаратами. Автоматизация и компьютеризация производства позволяют передавать технике не только физические, но и сложные интеллектуальные операции, оставляя человеку неалгоритмизируемые, т.е. наиболее творческие виды деятельности, связанные с уникальными свойствами мозга и социализацией индивида. Для современного производства все более актуальным становится девиз фирмы «Ай-Би-Эм» «Машина работает, человек думает». С такого рода уровнем развития производства несовместима низкая квалификация рабочей силы. Напротив, от работника требуется постоянное накопление знаний и навыков, необходимое для освоения непрерывно обновляющихся продукции и технологий. Компьютеризация и развитие телекоммуникаций не только повышают роль персонала в производственном процессе, но и порождают некоторые проблемы в области управления им. Так, внедрение компьютерных систем и телеработы, позволяющих передавать всю необходимую информацию с помощью Интернета, нередко ведут к росту надомного труда и индивидуализации труда в целом, в значительной степени заменяют межличностные коммуникации общением посредством электронной связи. Это в свою очередь ослабляет чувство организационной принадлежности и интерес к делам всего предприятия, подрывает мотивационную значимость корпоративной культуры. Нейтрализация этих негативных факторов компьютеризации — одна из новых задач управления персоналом. Современный уровень НТП во многом опроверг основной постулат тейлористской модели управления, гласивший, что максимизация прибыли достигается максимальным упрощением трудовых функций. В исторически новых условиях упрощение функций работника часто препятствует эффективности производства, несовместимо с использованием ряда новых технологий и методов, требующих от работника не только добросовестного выполнения собственных задач, но и коллективной ответственности, более четкой организации труда в целом. К таким методам, или технологическим цепочкам, относится, например, изготовление и поставка продукции «точно в срок», впервые получившая массовое распространение в Японии. Этот метод предполагает чрезвычайно высокую четкость поставок всех компонентов производственного процесса: сырья, материалов, финансовых ресурсов и т.п.; высочайшую ответственность всех работников и в случае необходимости их взаимозаменяемость, безукоризненное качество продукции, отсутствие брака. Простой пример технологической цепочки «точно в срок» — работа птицефабрики, у которой нет складских помещений для кормов и яиц, поскольку поставки кормов и отгрузка яиц осуществляются строго в установленное время соседями-кооператорами [49]. Использование данного метода позволяет существенно сокращать издержки производства за счет экономии на складских помещениях и обслуживающем их персонале, а также охране. Второй, достаточно распространенный метод эффективного производства, существенно повышающий требования к персоналу, — «опережение во времени». Суть этого метода состоит в резком (в 2-4 раза) сокращении производственного цикла, времени от планирования и проектирования изделия до его изготовления. Подсчитано, что сокращение производственного цикла в среднем на 25% снижает общие издержки производства на 20%. Уплотнение времени так же, как и уже названный метод «точно в срок», требует от работника высокой ответственности за качество продукции, налаженных коммуникаций и коллективизма, стремления к общему успеху. В рамках метода «опережение во времени» в современных условиях все чаще используется технология «компьютерной интеграции производства» (CIM). Она позволяет избегать потерь во времени при переходе от одних операций и фаз производства к другим, а также при коммуникациях руководства, менеджеров с различными цехами и службами фирмы. Устраняется несогласованность в деятельности различных подразделений. Системы компьютерной организации производства позволяют практически мгновенно получать информацию о любом участке предприятия, ускоряют контроль и процесс принятия решений и их корректировки. С помощью единой компьютерной системы и ориентации на нее организационных структур предприятия достигается гармонизация процессов принятия решений, труда и циркулирования информации, обеспечивается синхронизация и экономизация производства. В результате удается перейти от стремления к максимизации отдельных производственных результатов к их оптимизации. От работников же и в первую очередь менеджеров все это требует высокого профессионализма, культуры общения, чувства коллективизма, заботы об интересах всего предприятия. Повышение требований к работнику одновременно означает и возрастание его роли в производстве, и усложнение функций управления персоналом. Контроль за персоналом Вторым фактором повышения роли персонала в современном обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Контроль — одна из важнейших функций управления персоналом. Как уже упоминалось, тейлористская модель управления предусматривала жесткий авторитарный контроль руководителя за подчиненными и строгость наказаний. Современные техника, технология и методы хозяйствования ослабляют возможности и необходимость такого контроля, особенно контроля непосредственно в трудовом процессе. Это вызвано усложнением труда (например, работу наладчиков практически невозможно непосредственно контролировать), повышением роли знаний и навыков в трудовом процессе. Особенно трудно осуществлять текущий контроль за представителями нестандартизированного труда, связанного с творчеством, новациями. Здесь требуется прежде всего самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным результатам. Растущая несовместимость в современном производстве знаний и творческого, инновационного мышления с текущим контролем за тем, кто ими обладает, расширяет область индивидуальной и групповой свободы, автономии, самостоятельного принятия решений. Использование этих новых возможностей в организационных целях требует наличия у работника соответствующих качеств и мотивации. Отражением повышения значимости индивидуального и группового самоконтроля в трудовом процессе явилось, в частности, распространенное в ряде стран Запада предоставление работникам возможности с помощью специальных устройств самостоятельно регистрировать результаты своего труда и тем самым определять размеры заработной платы. Повышение роли самоконтроля и самодисциплины в трудовом процессе изменяет соотношение различных методов мотивации работника, повышает удельный вес функций формирования более сложной, по сравнению с методом награждения-наказания по схеме «стимул-реакция», мотивации в управлении персоналом. Макроэкономические факторы Третья группа причин, обусловивших радикальное повышение роли персонала в производстве и управлении им, — макроэкономические факторы и прежде всего изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции. Примерно с 1960-1970-х годов под влиянием экономического роста и повышения благосостояния населения происходит постепенная переориентация производства с массовой, многосерийной продукции на мелкосерийную. «Диверсифицированная серийность» и адекватная ей гибкая адаптивность производства, по мнению ряда ученых, станут производственной парадигмой XXI в. Быстрая приспособляемость к непрерывно изменяющемуся спросу повышает потребность в уровне общего и профессионального образования, непрерывном обучении работников, развитии у них способности к творчеству и постоянному обновлению. Наличия у персонала этого рода качеств требует также обострение конкуренции на мировом рынке, общая ситуация на котором характеризуется примерным сближением используемых различными странами техники и технологий. В этих условиях качество персонала все чаще становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе. Первостепенная значимость персонала в современном производстве во многом определяется выдвижением на первый план в конкурентной борьбе качества продукции. Причем качество сегодня понимается не только как надежность продукции, но и как ее способность максимально удовлетворять потребности людей. Такое «тотальное» качество обеспечивается на всех этапах производственного процесса: от проектирования продукции до ее реализации. Оно требует высокой производственной культуры персонала, образцом которой являются такие крупнейшие японские, американские и транснациональные корпорации, как «Сони корпорейшн», «Миннесота, Майнингэнд Мэньюфэкчуринг (ЗМ)», «Ай-Би-Эм» и др. [8]. Развитие демократии Все это нашло свое проявление в шестом факторе повышения роли персонала в современной организации —развитии демократии на производстве и в обществе. Демократия на макроуровне, в масштабах государства влияет на персонал и управление им, в частности: ♦ через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, в том числе ее трудовых и социальных прав, ожидание демократического стиля руководства и готовность к партиципации, участию в делах организации и т.п.; ♦ посредством создания и укрепления организаций, защищающих интересы персонала, наемных работников. Самой массовой из них являются профсоюзы; ♦ путем принятия законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве. Непосредственное воздействие на положение персонала и управление им оказывает производственная демократия. Сегодня в большинстве стран мира существуют те или иные формы демократии на производстве: производственные (рабочие) советы, профессиональные организации, тарифные соглашения и т.п. Многие предприятия вообще являются коллективной собственностью их работников, которые имеют право принимать важные управленческие решения. В США, например, существуют примерно 40 тыс. самоуправляющихся предприятий, работники которых обладают и правами собственника. Управление персоналом таких предприятий имеет большую специфику. Разнообразные права на производстве имеют профсоюзы. Налаживание взаимоотношений с профсоюзами и другими органами производственной демократии — важное направление деятельности современного управления персоналом. Хотя производственная демократия не распространяется на технологический процесс, однако с ее помощью работники могут участвовать в решении многих жизненно важных, прежде всего социальных вопросов. Права же руководителей во многом ограничены. Так, в государственных учреждениях ФРГ без согласия совета по персоналу руководитель, имея вакансию, не вправе принять на нее даже секретаршу. Еще более ограничены компетенции руководителя в решении социальных вопросов в Италии. Здесь с 1971 г. действует Устав прав трудящихся, который ограничивает власть собственника и администрации рамками технологического процесса. Такие же жизненно важные социальные вопросы, как прием на работу, перемещение внутри предприятия, оплата, увольнение, и другие решаются с согласия профсоюза. Скажем, в случае увольнения работника руководство обязано доказать, при необходимости через суд, обоснованность мотива увольнения и, если это будет признано, выплачивать увольняемому работнику в течение Двух лет почти полную зарплату. Очевидно, что в таких условиях одна из функций управления персоналом — освобождение работников г— становится весьма непростым и дорогостоящим делом и коренным образом отличается от характерной для тейлористских методов управления упрощенной процедуры увольнения, когда работника об этом извещали по почте. Рост цены труда Развитие демократии в обществе и на производстве прямо связано с седьмым фактором повышения значимости персонала в современном производстве — ростом цены рабочей силы. В современных западных демократиях весьма велика цена труда. Самые высокие затраты на труд последние годы были в ФРГ и Швейцарии, хотя по величине зарплаты эти страны уступают США и некоторым другим государствам (в частности, в США минимальная почасовая оплата труда составляет около 6 долларов, а в ряде штатов она значительно выше). Помимо расходов на зарплату в затратах на персонал велика доля социального страхования (одну половину этих затрат в ФРГ оплачивает предприниматель, другую половину — наемный работник), оплаты отпусков (в ФРГ они составляют 4—6 недель) и социальных услуг на предприятии (медицинское обслуживание, психологические и юридические консультации, бесплатные туристические путевки, а иногда и финансирование жилья и т.п.). В странах Запада с социальной рыночной экономикой затраты на оплату труда существенно превышали оплату труда в бывших социалистических государствах. Так, в старых землях ФРГ расходы на зарплату составляют в среднем около 20% всей выручки предприятий от реализации продукции, товаров и услуг, в то время как в бывшей ГДР их доля была 8—9% [64. С. 57]. Некоторые фирмы, например «Ай-Би-Эм», оценивают затраты на одного своего сотрудника в течение всей его работы на предприятии (включая обучение, пенсионные и иные социальные расходы) примерно в миллион фунтов стерлингов [40]. Если сотрудник стоит очень дорого, если его трудно уволить и при этом дорого найти ему достойную замену, если содержание труда требует все большей квалификации, самоотдачи, ответственности и инициативы работника и внешний контроль за ним затруднен, то все это повышает значимость персонала в современном производстве и одновременно науки о его эффективном использовании.
Деловая этика Резкое возрастание роли персонала в современном производстве нашло отражение в теориях человеческого и социального капитала, которые можно объединить под общим названием — теории личностного капитала. Они обосновывают особое место работника среди различных видов капитала, используемого на производстве. К таким видам капитала (т.е. ценностным компонентам производства, способным приносить прибыль) относятся: финансовый, выражаемый главным образом в деньгах; физический — техника, оборудование, сырье, материальные элементы производства в целом, и личностный, включающий человеческий и социальный капиталы. Что же представляют собой человеческий и социальный капиталы, отражающие роль персонала в производственной деятельности? Определяемый в общей форме, человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе. Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, сама она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 1950-1960-е годы прошлого столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований оказались во многом сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного выше инвестиций в новую технику и оборудование. Многочисленное подтверждение этих выводов и ознакомление с ними представителей бизнеса дало сильные импульсы для интенсивного развития на предприятиях стран Запада сферы профессионального обучения. Во многих отраслях экономики это оказалось очень прибыльным делом. Причем повышение общего и особенно профессионального образования давало предпринимателям не только прибыль, но и в основном соответствовало интересам работников, повышало возможности их профессионального и карьерного роста, увеличивало удовлетворенность трудом и производственную самореализацию, способствовало повышению зарплаты. Человеческий капитал неоднороден, он подразделяется на общий и специальный. Общий (перемещаемый) капитал включает теоретические и другие достаточно универсальные, широко применимые знания, приобретаемые в первую очередь в школах, вузах и других образовательных учреждениях, а также общие профессиональные (специализирую-щие) знания. Это может быть, например, знание учебных предметов: математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной формой наращивания общего человеческого капитала является самообучение. Специальный (неперемещаемый) капитал соотносим лишь с конкретной организацией. Он включает знания особенностей рабочего места, руководства, товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков, клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические навыки по использованию этого рода знаний. Специальный капитал накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения практического опыта. После бума инвестиций в человеческий капитал в ряде стран Запада многие предприниматели опасались переманивания высококвалифицированной рабочей силы и особенно хорошо подготовленных менеджеров другими фирмами, которые, не затрачивая большие средства на долговременное обучение работников, могут предложить им значительно более высокий заработок и другие блага. Реальная ситуация на рынке труда во многом развеяла эти опасения. Хотя переманивание высококвалифицированных работников имеет место в современном производстве, однако масштабы его сравнительно невелики. Главным ограничителем такого рода практики служит специальный капитал, который применим лишь к данному предприятию и накапливается в течение длительного времени. Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированные работники, сменив место работы и попав в иную производственную среду, часто вообще оказываются неспособными достичь своих прежних результатов на новом месте. Одна из наиболее эффективных моделей накапливания и использования человеческого капитала и особенно капитала неперемещаемого — японская система пожизненного найма работников, в более мягких формах широко используемая и рядом транснациональных, американских и западноевропейских корпораций, например компанией «Ай-Би-Эм». Данная система обеспечивает максимальное наращивание и закрепление знаний, умений и навыков работников на определенных предприятиях. В условиях Японии это особенно важно, так как здесь издержки на профессиональное образование, в том числе регулярное повышение квалификации, в среднем в 2-3 раза выше, чем в США. (Это связано прежде всего с высокими нормами амортизации оборудования, его быстрой сменой, а также с частой ротацией и переквалификацией работников.) Накапливание общего и специального человеческого капитала — одна из важнейших предпосылок наиболее эффективного использования персонала. Оно обеспечивает высокую компетентность и неформальную вовлеченность работника в дела коллектива, позволяет ему максимально проявить инициативу, раскрыть свои способности и дарования. В современном производстве многие передовые фирмы непрерывно наращивают человеческий капитал. Наличие персонала высочайшей квалификации и качества делает их практически недосягаемыми для менее богатых человеческим капиталом конкурентов, которые, даже обладая такой же передовой техникой и технологией, обычно не в состоянии использовать их со столь высокой отдачей. Эффективное использование человеческого капитала практически невозможно без наличия капитала социального. Деловая этика Социальный капитал накапливается в результате соблюдения субъектами хозяйствования деловой этики (этики деловых отношений), а применительно к коммерческим организациям — этики бизнеса. Последняя показывает, насколько руководство корпораций и их сотрудники следуют нормам морали. В этике бизнеса различаются макроэтика — сфера взаимоотношений между коллективными субъектами хозяйствования: корпорациями, государством и обществом — и микроэтика — отношения между сотрудниками внутри организации. В крупных и средних компаниях микроэтические нормы и правила обычно формулируются в этических кодексах или кодексах поведения, являющихся важным элементом организационной (корпоративной) культуры. Как бы связующим звеном между макро- и микроэтикой выступает профессиональная этика — система моральных норм, соблюдение которых принято в определенной сфере деятельности. Например, в медицине существует специальный кодекс поведения врачей, основанный на клятве Гиппократа. Как и любая другая профессия, управление персоналом подчиняется кодексу профессиональной этики, который основывается на следующих принципах [68. С. 181-182]: 1) специалисты, занимающиеся практической работой, должны учитывать общественные цели и защищать общественные интересы, поскольку это более важно, чем слепая лояльность по отношению к интересам работодателей; 2) профессионалы должны тщательно разбираться в имеющихся в организации проблемах и проводить все необходимые работы и исследования для того, чтобы обеспечить постоянное повышение уровня компетентности и профессионального внимания; 3) специалисты-практики должны придерживаться высоких стандартов личной честности и чистоты в повседневной работе; 4) взаимодействуя с работниками, профессионалы должны придавать исключительную важность их личным интересам, благосостоянию и достоинству; 5) профессионалы должны быть совершенно уверены, что организации, в которых они работают, проявляют большое внимание и уважение к интересам общественности и будут всегда уважать интересы личности и достоинство сотрудников. В современном производстве специалисты в области управления персоналом все больше привлекаются к решению этических проблем. По данным опроса, проведенного американским Обществом по управлению человеческими ресурсами (УЧР) и Торговой расчетной палатой, в США наиболее частые нарушения профессиональной этики возникают по следующим вопросам [68. С. 181-182]: ♦ трудоустройство, обучение или продвижение по службе на основе протекционизма (дружеского или родственного); ♦ привилегии в оплате, в выполнении дисциплинарных норм, в продвижении и т.п., полученные благодаря дружбе с высшими руководителями; ♦ сексуальные домогательства; ♦ дискриминация в продвижении по половому признаку; ♦ неодинаковые требования по соблюдению дисциплины, предъявляемые к руководителям и рядовым работникам; ♦ несоблюдение конфиденциальности; ♦ дискриминация по половому признаку при оплате за равный труд; ♦ использование при оценке работы факторов, не имеющих к ней отношения; ♦ заключение договоренностей с поставщиками или консалтинговыми агентствами, приносящих личную выгоду; ♦ дискриминация по половому признаку при распределении работ или найме. Очевидно, что в современной России при управлении персоналом приходится сталкиваться с еще большими нарушениями профессиональной этики. Моральные нормы, действующие внутри корпораций, отличаются большей строгостью по сравнению с принципами макроэкономических взаимоотношений. Внутрикорпоративные нормы обычно включают такие качества, как честность, надежность, уважение прав и самостоятельности других, справедливость, взаимопомощь, должностное старание и т.д. [48]. В современном мире у передовых компаний наблюдается тенденция укрепления микроэтики, составляющей основу корпоративной культуры. Минимальные требования макроэтики бизнеса — соблюдение законов и уплата налогов, более высокие — выполнение обязательств и дого-в°ренностей, ответственность компании перед своими сотрудниками, государством и обществом, благотворительность, забота об охране ок- РУжающей среды. Уровень этики деловых отношений, состояние и использование социального и человеческого капиталов в современных условиях зависят в первую очередь от управления персоналом. Вопросы 1. Что такое персонал и какую структуру он имеет? 2. Существовало ли управление персоналом в доиндустриальном обществе и когда оно возникло? 3. С чем связано превращение управления персоналом в одну из важнейших, относительно самостоятельных сфер управления? 4. Когда и где появились первые отделы кадров? 5. Каково место персонала в тейлористской модели труда? 6. В чем суть неотейлоризма в воззрениях на персонал? 7. Каковы основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе? 8. Что входит в понятие человеческого капитала и какую роль он играет в современном производстве? 9. Насколько реальна опасность переманивания наиболее квалифицированных сотрудников? 10. Что представляет собой социальный капитал и как он влияет на эффективность деловой деятельности? 11. Что такое этика бизнеса и каковы ее минимальные требования?
Персонал в современной организации Вы узнаете: ♦ что такое персонал и на какие категории он подразделяется; ♦ когда возникает управление персоналом и как оно развивается; ♦ в чем особенности индустриального, тейлористского этапа управления персоналом; ♦ чем вызвано повышение роли персонала и управления им в современном, постиндустриальном обществе; ♦ что такое человеческий и социальный капиталы; какую роль они играют в современном производстве; ♦ что считается этичным в бизнесе и деловой деятельности в целом; ♦ как проверять себя и других на искренность и слушать коммуникационного партнера.
Самостоятельно: Историческое развитие труда и деловой предприимчивости [1: 13-27]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.021 с.) |