Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный капитал как фактор эффективности организации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие социальный капитал отражает характер отношений между работниками, способы и культуру их общения, развитость межличностных коммуникаций. Содержанием социального капитала являются межличностные связи, отношения доверия, солидарности, готовность к кооперации и поддержке, умение работать в группе, команде. В его основе лежат нравственные отношения, которые иногда называют нравственным капиталом. Однако социальный капитал не сводится лишь к капиталу нравственному, он предполагает и развитость коммуникаций и культуры общения, навыков эффективного взаимодействия. Социальный капитал позволяет быстро и эффективно координировать деятельность людей, мобилизовывать их на достижение организационных целей, обеспечивает оперативность передачи информации. Его развитость резко снижает отклоняющееся поведение, случаи нарушения трудовой дисциплины, недобросовестного отношения к труду, делает излишним текущий внешний контроль за персоналом. Важным отличием социального капитала от капитала финансового и физического является его нарастание по мере его потребления. Социальный капитал накапливается в различных формах непосредственного взаимодействия людей и прежде всего в устойчивых самоуправляющихся социально-психологических общностях или группах («комьюни-ти») [47]. Традиционными формами его формирования являются семья, другие кровнородственные объединения. Однако накопление этого вида капитала возможно и в большей или меньшей степени необходимо также и в других формах взаимодействия работников, особенно в современной производственной деятельности. В России издавна существовали различные формы социального капитала: семейный, общинный, артельный и др. Своеобразным проявлением социального капитала в купеческой среде являлась репутация, которая во многом заменяла правовые отношения. Честное слово купца часто оказывалось крепче вексельных обязательств. У человека же с дурной репутацией было мало шансов на коммерческий успех. Социальный капитал широко используется не только в традиционной, но и в современной рыночной экономике, особенно в Японии и стра-нах Юго-Восточной Азии. Применительно к этому региону иногда даже употребляют специальный термин «сетевой капитализм», т.е. капитализм, основывающийся не на формальной рационализации и отчуждении, а на семейных, клановых и других коллективистских объединениях работников — «ячейках» в общей системе хозяйствования. Развитость социального капитала, особенно в формах современных самоуправляющихся бригад, отделов и целых предприятий, резко увеличивает отдачу от физического, финансового и человеческого капиталов, позволяет сокращать расходы на контроль, обучение, профессиональную адаптацию и информирование персонала. Деловая этика Социальный капитал накапливается в результате соблюдения субъектами хозяйствования деловой этики (этики деловых отношений), а применительно к коммерческим организациям — этики бизнеса. Последняя показывает, насколько руководство корпораций и их сотрудники следуют нормам морали. В этике бизнеса различаются макроэтика — сфера взаимоотношений между коллективными субъектами хозяйствования: корпорациями, государством и обществом — и микроэтика — отношения между сотрудниками внутри организации. В крупных и средних компаниях микроэтические нормы и правила обычно формулируются в этических кодексах или кодексах поведения, являющихся важным элементом организационной (корпоративной) культуры. Как бы связующим звеном между макро- и микроэтикой выступает профессиональная этика — система моральных норм, соблюдение которых принято в определенной сфере деятельности. Например, в медицине существует специальный кодекс поведения врачей, основанный на клятве Гиппократа. Как и любая другая профессия, управление персоналом подчиняется кодексу профессиональной этики, который основывается на следующих принципах [68. С. 181-182]: 1) специалисты, занимающиеся практической работой, должны учитывать общественные цели и защищать общественные интересы, поскольку это более важно, чем слепая лояльность по отношению к интересам работодателей; 2) профессионалы должны тщательно разбираться в имеющихся в организации проблемах и проводить все необходимые работы и исследования для того, чтобы обеспечить постоянное повышение уровня компетентности и профессионального внимания; 3) специалисты-практики должны придерживаться высоких стандартов личной честности и чистоты в повседневной работе; 4) взаимодействуя с работниками, профессионалы должны придавать исключительную важность их личным интересам, благосостоянию и достоинству; 5) профессионалы должны быть совершенно уверены, что организации, в которых они работают, проявляют большое внимание и уважение к интересам общественности и будут всегда уважать интересы личности и достоинство сотрудников. В современном производстве специалисты в области управления персоналом все больше привлекаются к решению этических проблем. По данным опроса, проведенного американским Обществом по управлению человеческими ресурсами (УЧР) и Торговой расчетной палатой, в США наиболее частые нарушения профессиональной этики возникают по следующим вопросам [68. С. 181-182]: ♦ трудоустройство, обучение или продвижение по службе на основе протекционизма (дружеского или родственного); ♦ привилегии в оплате, в выполнении дисциплинарных норм, в продвижении и т.п., полученные благодаря дружбе с высшими руководителями; ♦ сексуальные домогательства; ♦ дискриминация в продвижении по половому признаку; ♦ неодинаковые требования по соблюдению дисциплины, предъявляемые к руководителям и рядовым работникам; ♦ несоблюдение конфиденциальности; ♦ дискриминация по половому признаку при оплате за равный труд; ♦ использование при оценке работы факторов, не имеющих к ней отношения; ♦ заключение договоренностей с поставщиками или консалтинговыми агентствами, приносящих личную выгоду; ♦ дискриминация по половому признаку при распределении работ или найме. Очевидно, что в современной России при управлении персоналом приходится сталкиваться с еще большими нарушениями профессиональной этики. Моральные нормы, действующие внутри корпораций, отличаются большей строгостью по сравнению с принципами макроэкономических взаимоотношений. Внутрикорпоративные нормы обычно включают такие качества, как честность, надежность, уважение прав и самостоятельности других, справедливость, взаимопомощь, должностное старание и т.д. [48]. В современном мире у передовых компаний наблюдается тенденция укрепления микроэтики, составляющей основу корпоративной культуры. Минимальные требования макроэтики бизнеса — соблюдение законов и уплата налогов, более высокие — выполнение обязательств и дого-в°ренностей, ответственность компании перед своими сотрудниками, государством и обществом, благотворительность, забота об охране ок- РУжающей среды. Уровень этики деловых отношений, состояние и использование социального и человеческого капиталов в современных условиях зависят в первую очередь от управления персоналом. Вопросы 1. Что такое персонал и какую структуру он имеет? 2. Существовало ли управление персоналом в доиндустриальном обществе и когда оно возникло? 3. С чем связано превращение управления персоналом в одну из важнейших, относительно самостоятельных сфер управления? 4. Когда и где появились первые отделы кадров? 5. Каково место персонала в тейлористской модели труда? 6. В чем суть неотейлоризма в воззрениях на персонал? 7. Каковы основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе? 8. Что входит в понятие человеческого капитала и какую роль он играет в современном производстве? 9. Насколько реальна опасность переманивания наиболее квалифицированных сотрудников? 10. Что представляет собой социальный капитал и как он влияет на эффективность деловой деятельности? 11. Что такое этика бизнеса и каковы ее минимальные требования?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.011 с.) |