Сравнительный анализ результатов исследования психологического климата в группе (на начальном и контрольном этапах) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ результатов исследования психологического климата в группе (на начальном и контрольном этапах)



График 13

Сравнительный анализ результатов показывает, что психологический климат в коллективе стал более благоприятным. Отрицательные значение, определяющие степень неблагоприятности климата – отсутствуют. После проведения тренинга психологический климат в рабочем коллективе для большинства участников группы имеет среднюю степень благоприятности и для двух участников - высокую степень благоприятности, что говорит об эффективности проведенной программы.


Сравнительный анализ результатов исследования эмпатических способностей по В.В. Бойко (на начальном и контрольном этапах)

График 14

Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе воздействия с помощью психологических приемов у 10 членов рабочей группы (66,7%) уровень эмпатических способностей повысился. Низкий уровень эмпатии удалось преодолеть. Таким образом, у всех членов команды достаточно выражены способности к идентификации, т.е. к пониманию другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера.

Сравнительный анализ результатов социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (на начальном и контрольном этапах) График 15

Исходя из данных сравнительного анализа результатов, можно отметить, что результаты самоаттестации группы как команды у большинства участников тренинга изменились в лучшую сторону.

Все главные характеристики команды - ответственность, сплоченность, контактность, организованность, по мнению участников группы, широко представлены в данном коллективе.


Выводы по второй главе

Данные, полученные в результате эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В результате проведения психодиагностического обследования членов рабочей группы были изучены несколько показателей, характеризующих «команду», как коллектив с высоким уровнем развития, сплочённости, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации. К этим показателям относятся: психологический климат, эмпатические способности, сплоченность, организованность, ответственность и др.

Рабочая группа прошла два этапа диагностики (начальный и контрольный) с целью выявления эффективности проведенной в рамках формирующего эксперимента - тренинга.

2. На начальном этапе исследования участники группы характеризовались невысокими показателями эмпатических способностей, выраженным нежеланием к сотрудничеству и кооперации, индивидуальные показатели эффективности организации лишь для 20% коллектива является достаточно выраженными, остальные участники группы считали, что организации необходимо обновление системы управления.

Психологический климат коллектива для некоторых участников группы имел степень неблагоприятности, другие показатели психологического климата являлись стертыми и не отличались выраженной благоприятностью. Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива показала, что многие характеристики настоящей команды: контактность, информированность, коллективизм и др. требуют дальнейшего формирования.

3. В процессе проведения тренинга командообразования, участники рабочей группы выполнили все определенные требования, предъявленные в период программы, правила группы выполнялись, администрация учреждения внимательно следила за реализацией программы и принимала непосредственное участие в тренинге командообразования.

Большее число заданий проходили на высоком эмоциональном уровне. К концу тренинга все участники стали сплоченной командой. Многие изменили свой взгляд на некоторые явления и свое поведение в окружающем мире.

4. После проведения тренинга на контрольном этапе психодиагностического обследования участников рабочей группы показатели команды существенно изменились. У участников рабочей группы заметно улучшились показатели индекса сплоченности, психологический климат коллектива имеет достаточную степень благоприятности, характеристики команды (организованность, ответственность, коллективизм, контактность, информированность и др.) стали более выраженными у большинства членов коллектива.

При обсуждении полученных результатов с участниками группы после проведения тренинга были отмечены положительные изменения в поведении участников и их отношении к коллективу.

5. Данные, полученные в результате сравнительного анализа, свидетельствуют о существенных изменениях в показателях каждого участника рабочей группы, и группы в целом. Построение графических изображений «см. графики 11-15». показывает, что формирующий эксперимент оказался удачным: тренинг как совокупность психологических приемов является эффективным инструментом формирования команды.

Таким образом, эмпирическое исследование показало, что трудовой коллектив, участвующий в формирующем эксперименте, на начальном этапе исследования отличался: низким уровнем сплоченности, неустойчивым психологическим климатом и невысокими показателями самоаттестации группы как коллектива. На контрольном этапе показатели существенно изменились. Внутри коллектива улучшился психологический климат, повысился уровень сплоченности, сотрудничества и другие показатели команды. Это свидетельствует об эффективности программы тренинга.

 

Практические рекомендации

Для того, чтобы сохранить результат, полученный в процессе тренинга по командообразованию, необходимо следовать следующим рекомендациям:

2. Руководителю организации необходимо в дальнейшем использовать некоторые организационные приемы, которые предполагают:

- Приглашение профессионального психолога, проведение совместных деловых игр, посещение психологических семинаров и тренингов с целью устранения конфликтов в коллективе учреждения.

- Организация «комнаты психологической разгрузки, где можно отдохнуть и восстановить силы после тяжелого трудового дня и поднять настроение.

- Необходимо также повышение материальной заинтересованности сотрудников, улучшение условий труда, применение методов морального и материального стимулирования, разработка кадровой политики по продвижению особо отличившихся работников по служебной лестнице и т.д.

- Привлечение работников организации к совместным занятиям вне рабочего времени (выезды на природу, экскурсии и т.д.).

· В целях развития профессионально-квалификационного потенциала в организации необходимо сотрудников направлять на курсы повышения квалификации, поощрять самоподготовку сотрудников, закупая специальную литературу, обучающие компьютерные программы и другие информационные источники.

3. Также необходима реализация социально-психологических приемов, предполагающих:

· определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

· по мере надобности - социально-психологическая коррекция взаимоотношений в трудовом коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

- осуществление правильного профессионального подбора членов команды, что является залогом эффективной работы. Профессиональная квалификация - важнейшая предпосылка для превращения рабочей группы в высокопроизводительный коллектив.

- поддержка психологически комфортной атмосферы и отношений внутри коллектива, где сотрудники более продуктивно разрешают конфликтные ситуации, более открыто обсуждают проблемы и пути их решения.

- целесообразное распределение ролей в команде, где плодотворно используются ресурсы каждого участника команды и возникает желание сотрудничать с коллегами по работе, делиться опытом, повышается уровень инициативности сотрудников и доверия в коллективе.

- дальнейшее формирование конкретных навыков эффективного командного взаимодействия


Заключение

Формирование команды является первостепенной задачей организации любого типа. Наличие команды специалистов влияет на эффективность всей последующей деятельности учреждения. Руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная субкультура (обычно — в сторону большей открытости); появляются напористость в отстаивании своей позиции, кооперация среди всех членов команды.

Чтобы команда оставалась высокоэффективной, необходимо соблюдать следующие условия: интересы группы должны быть полностью гармонизированны; в процессе деятельности руководителем должны формулироваться ясные и согласованные со всеми участниками цели работы команды; в команде специалистов работа должна иметь приоритетный характер по сравнению со всеми остальными обязательствами; руководитель должен повышать обязательность соблюдения сроков и выполнения работ; необходимо отсутствие конкурентной борьбы внутри рабочей группы и как следствие – напряженной эмоциональной обстановки, уменьшение степени благоприятности морально-психологического климата и возникновение конфликтов; все участники команды должны работать над улучшением внутригруппового общения, преодолению психологических барьеров, стремиться ориентироваться на сотрудничество, с обязательными организационными договоренностями.

Тренинг как совокупность психологических приемов формирования команды помогает участникам группы задуматься о многих аспектах работы в трудовом коллективе, о линиях поведения, выстроенных каждым членом команды, а причинах малопродуктивного взаимодействия и др.

Руководителям и всем членам команды необходимо удержать полученный эффект и не останавливаться в развитии, постоянно стимулировать групповую и индивидуальную творческую деятельность. Тренинг позволяет увеличить уровень группового доверия, поощрению совместной поддержки, а также увеличению внутрикомандных коммуникаций, т.к. межличностная компетентность увеличивает эффективность группы как команды.


Библиография

1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и МП управлении (Руководителям и подчиненным) [Текст] /С.Г. Абрамова. – М.: Сентябрь, 1998. – 160 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.

3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А.Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 2004. – 112 с.

4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления [Текст] / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. – Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. – 464 с.

5. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении [Текст]: пер.с англ. – М., Просвещение, 1961. – 416 с.

6. Большая энциклопедия тестов [Текст] / авт-сост. А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. -416 с.

7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие [Текст] / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с.

8. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окно в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

9. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник [Текст] / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФА – М., 2008. – 352 с.

10. Геллерт Манфред, Новак Клаус. Всё о командообразовании: руководство для тренеров [Текст]: пер. с нем. - М.: Вершина, 2006. - 352 с.

11. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации [Текст] / А.Г. Грецов; под общей редакцией проф. Евсеева С. П. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 48 с.

12. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга [Текст] / Е.А. Горбатова. – С-Пб: Речь, 2008. - 320 с.

13. Горбунов Г.Я. Практический психолог в команде [Текст] / Г.Я. Горбунов. – С-Пб.: ГАФК, 1995. – 24 с.

14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник. Е 63 для вузов [Текст] / М.И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 624 с.

15. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: учебное пособие [Текст] / Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. - 320 с.

16. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие [Текст] / Т.В. Зайцева. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.

17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология созда­ния команд [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко; под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004. - 304 с.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2003. — 128 с.

19. Ильин Г.Л. Социология и психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.Л. Ильин. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 192 с.

20. Кабаченко Т. С. Психология управления: учеб. пособие. ч. 1. Управленческая деятельность [Текст] /Т. С. Кабаченко. - М.: Роспедагентство, 1996. - 147 с.

 

21. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики [Текст] / А.М. Карякин. - М.: ЭКОНОМ-Про, 2004. - 370 с.

22. Кипнис М. Тренинг коммуникации [Текст] / М. Кипнис. – М.: «Ось-89», 2007. – 128 с.

23. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н.И. Козлов– Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144 с.

24. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие [Текст] / А.И. Кочеткова – М.: Дело, 2003. - 944 с.

25. Крюгер В. Руководство командой. (Taschen Guide. Просто! Практично!) [Текст]: пер. с англ.. - Омега-Л. Москва—2005.60с;

26. Куртиков Н.А. Психология и социология управления: Учебное пособие [Текст] / Н. А. Куртиков – М.: Кн. мир, 2005. – 268 с

27. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько. – 3 изд. - М.: Омега-Л, 2006. – 362 с.

28. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Ю.Н. Лапыгин – М.: Издательство: Инфра-М, 2007. - 174 с.

29. Ливак Н.С. Формирование и развитие командной деятельности. Управление персоналом: концепции, технологии, развитие: монография. [Текст] / Н.С. Ливак – Томск, 2005. – с. 251-273

30. Луценко Ю. В. канд.псих. наук Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности [Текст]: Дис.... канд. психол. наук / Ю. В. Луценко. - СПб, 1997. - 141 с.

31. Лютенс Ф. Организационное поведение [Текст]: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 692 с.

32. Майерс Д. Социальная психология [Текст]: пер. с англ. – 7 изд. - СПб.: Питер, 2004. – 794 с.

33. Мелебруда Е. Я. – ТЫ – МЫ - психологические возможности общения [Текст] / Е.Я. Мелебруда. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с.

34. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – С-Пб, «Речь», 2006. – 224 с.

35. Морри Ван Менте. Эффективный тренинг с помощь ролевых игр [Текст]: 3-е международное издание – СПб.: Питер, 2001 – 208 с.

36. Мэддакс Р. Успешная команда. Как ее создать, мотивировать и развивать? [Текст]: пер. с англ. – М.: «Альпина Бизнес Букс», «Альпина Паблишерз», 2007. – 314 с.

37. Мучински П. Психология, профессия, карьера [Текст] / П. Мучински. - 7 изд-е – СПб.: Питер, 2004. – 539 с.

38. Островский Э.В. Психология управления: Учеб. пособие [Текст] / Э.В. Островский – М.: ИНФА – М., 2008. – 368 с.

39. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды [Текст] / Л.А. Петровская – М.: Смысл, 2007. – 688 с.

40. Психология межличностного познания [Текст] / под ред. Бодалева; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 224 с.

41. Практическая психология [Текст] / Под ред. М.К. Титушкиной. – 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. «Дидактика Плюс», 2001. – 368 с.

42. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В.Г. Пузиков. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с.

43. Райзберг Б. А. Психологические основы управления [Текст] / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 239 с.

44. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования [Текст] / Г.Н. Сартан. – СПб.: Речь, 2005. – 179 с.

45. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.

46. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие [Текст] / Л.Д. Столяренко. – изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006.—512 с.

47. Фаткин Л., Морозова К. Командообразование как фактор эффективности совместной деятельности/ Л. Фаткин, К. Морозова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - № 11. – 2004, - с.14-18

48. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Текст] / Перевод с нем. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.

49. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] / Перевод с нем. -М.: Генезис, 2003. - 336 с.

50. Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента [Текст] / Ф.В. Шарипов. – М.: Владос-Пресс, 2008. – 296 с.

51. Шармерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение [Текст]: пер с англ., - 8-е изд. / под ред. Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2004. – 640 с.

52. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. – М.: «Ось – 89», 2004. – 80 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.043 с.)