Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчёт о прохождении преддипломной практике.

Поиск

Цель исследования: апробировать программу тренинга на членах трудового коллектива и доказать необходимость использования данного метода как совокупности психологических приемов формирования команды.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме.

2. Диагностика сплоченности, психологического климата и других особенностей команды до и после проведения тренинга.

3. Подбор психокоррекционных и развивающих упражнений для разработки тренинга и дальнейшая его апробация.

4. Сравнительный анализ полученных результатов и оценка критериев эффективности тренинга.

Объект исследования: трудовой коллектив из 15 человек Ногинского центра культуры и творчества «Глухово».

Предмет исследования: формирование команды.

Гипотеза исследования: тренинг как совокупность психологических приемов является эффективным способом формирования команды.

Описание методов и техники сбора данных

В эмпирическом исследовании приняли участие 15 человек – члены одного трудового коллектива, которые непосредственно участвовали в программе тренинга.

Все члены группы прошли псииходиагностическое обследование на начальном и контрольном этапах эмпирического исследования.

В исследовании использовались следующие методики:

1.Определение индекса групповой сплоченности Сишора [6, с.357].

2. Вопросник эффективности организации [17, с.135].

3. Методика определения психологического климата в группе [41, с.115].

4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В. [52, с.76]

5. Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Назначение и инструкция. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. Текст опросника «см. Приложение 1».

В качестве важнейшего психологического проявления сплоченности рабочей группы в системе управления выделяют феномен психологической совместимости, которая сказывается на эффективности труда [15, с. 174].

 

Вопросник «Эффективность организации»

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на представленные вопросы.

Ключ:Один балл засчитывается, если вы ответили «да» на вопросы 1, 3, 5, 7-1 1, 14 и «нет» на вопросы 2, 4, 6, 1 2, 1 3, 15, 16.

Итак, ответив на все вопросы, вы набрали определенное количество баллов.

15 или 16 — система управления в вашей организации уже является высокоэф­фективной. В принципе, вам ничего не нужно менять, но необходимо поддержи­вать то, что имеете. Если вам хочется чего-нибудь новенького, лучше сосредото­чить свои усилия на совершенствовании микроклимата в коллективе, создании комфортной среды для сотрудников и клиентов. С другой стороны, если вы хотите расширить бизнес, сейчас у вас есть надежный тыл.

От 1 до 14 система управления в вашей организации допускает нововведе­ния. Причем, если вы набрали:

12-14 баллов— ваша система управления достаточно эффективна, но можно не останавливаться на достигнутом, улучшать и обновлять ее;

9- 11 баллов — вашей орагнизации, в принципе, не помешает обновление системы управления;

1 -8 баллов у организации еще есть шанс изменить систему управления, но следу­ет действовать незамедлительно.

Текст вопросника «см. Приложение 2».

 

Социально-психологический климат определяется системой сложившихся в коллективе отношений между членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез межличностных и общественных отношений. Их единство предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничество, соревнования, сплоченность, совместимость, дружба и др.) [47, с.97].

2. Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то и, и другое свойство

Бланк опросного листа «см. Приложение 3».

Обработка полученных данных. Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
+22 и более - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;

от 8 до 22 - средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 8 - низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (8) - начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от (8) до (10) -средняя неблагоприятность;

от (10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из тих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные),
так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

Методика диагностики уровня эмпатических способностей

Бойко В.В.

Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34

5. Проникающая способность к эмпатии: +5, —1, -17, -23, -29, -35

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.

Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 - средний уровень, 21-15 - заниженный, менее 14 баллов - очень низкий. Бланк методики «см. Приложение 4».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.008 с.)