Психолого-педагогический анализ урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогический анализ урока



Дата____________ Класс ____ Учитель______________ Предмет ___________________

Тема_________________________________________________________________________

Задачи урока:

Учебная:______________________________________________________________________

Коррекционная:________________________________________________________________

Воспитательная:_______________________________________________________________

Психологическая цель урока___________________________________________________

1. Соответствие урока перспективному плану_____________________________________

2. Реализация целей в результате проведения занятия_______________________________

3. Соответствие учебного материала:

· программным требованиям

· целям урока

· возможностям учащихся

4. Объем материала____________________________________________________________

5. Характер усвоения знаний:

а) продуктивные отработки материала_____________________________________________

б) задания с опорой на несколько анализаторов_____________________________________

в) задания, предусматривающие смену доминантного анализатора_____________________
г) задания, предполагающие перенос знаний на индивидуальные задания 6. Самостоятельная работа учащихся_____________________________________________
7. Наглядность________________________________________________________________

а) как интеллектуальный компонент______________________________________________

б) как эмоциональный фон______________________________________________________

Требования к структурным элементам урока

1. Проверка домашнего задания:

а) количество опрошенных______________________________________________________

б) затраченное время___________________________________________________________

в) формулировка вопросов______________________________________________________

г) объективность оценки знаний__________________________________________________

д) использование разнообразных методов проверки_________________________________

2. Изложение нового материала:

а) выбор методов сообщения знаний______________________________________________
б) соблюдение принципа «от простого к сложному»_________________________________

в) умение создать проблемные ситуации___________________________________________

г) использование ТСО__________________________________________________________

д) наглядность_________________________________________________________________

3. Закрепление нового материала:

а) использование разных форм и методов__________________________________________
б) эффективность методов_______________________________________________________

в) реализация индивидуального и дифференцированного подходов____________________
г) самостоятельная работа учащихся_____________________________________________

д) организация деятельности и мышления учащихся________________________________

· уровень формирования знаний_____________________________________________

· приемы активизации мышления____________________________________________

· уровень понимания_______________________________________________________

е) использование установок______________________________________________________

4. Домашнее задание:

а) наличие разъяснений по его выполнению________________________________________

б) объем______________________________________________________________________

в) целесообразность задания_____________________________________________________

г) доступность_________________________________________________________________

5. Коррекционная направленность урока:

а) упражнения на развитие высших психических функций____________________________
_____________________________________________________________________________

б) включение заданий на несколько анализаторов___________________________________
_____________________________________________________________________________

в) смена видов деятельности_____________________________________________________

г) наличие физкультурной паузы_________________________________________________

д) упражнения на коррекцию двигательных нарушений______________________________

е) учет индивидуальных возможностей____________________________________________

Организационная сторона урока

1. Подготовка к уроку:

учителя___________________________________________________________________

учащихся__________________________________________________________________

классной комнаты___________________________________________________________

2. Распределение времени на отдельных этапах урока_______________________________
_____________________________________________________________________________

3. Поддержание дисциплины____________________________________________________

4. Поведение учащихся________________________________________________________

5. Сосредоточенность на уроке__________________________________________________

6. Прилежание________________________________________________________________

7. Работоспособность__________________________________________________________

8. Отношение к учителю_______________________________________________________

Особенности самоорганизации учителя

Уверенность, собранность, инициатива___________________________________________

Культура речи_________________________________________________________________

Эмоциональный тон____________________________________________________________

Педагогический такт___________________________________________________________

Умение наблюдать за классом и за отдельными учащимися__________________________

Внешний облик, манеры________________________________________________________

Темп ведения_________________________________________________________________

Авторитет учителя_____________________________________________________________

Психологический климат в классе________________________________________________

Результаты урока

1. Выполнение плана__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Достижение целей___________________________________________________________

3. Усвоение знаний____________________________________________________________

4. Коррекционно-воспитывающее назначение_____________________________________

5. Коррекционно-развивающее назначение________________________________________

Вывод

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Выполнил(а) студент(ка) _____________________________________________

Приложение 4

Протокол посещения урока

Дата______________________________

Класс_____________Учитель____________________________________________________

Предмет______________________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

Задачи урока:

1.Учебная________________________________________________________________________

2.Коррекционная__________________________________________________________________

3.Воспитательная_________________________________________________________________

 

Студент(ка)___________________________

Подпись учителя_______________________

 

 

 

 

 

Приложение 5

ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

 

 

Министерство образования И НАУКИ российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

Кафедра специальной психологии

 

 

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

Студента(ки) _________________________________

(Ф. И. О.)

 

 

Направление 050700.62 Педагогика,

Профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии

Степень выпускника: Бакалавр

 

 

Группа:

Форма обучения: очная Учреждение___________________

 

Период практики с ____ по___ 20__ г.

 

 

Новосибирск 20___

 

Вторая страница отчета

 

Цель практики: ________________________________________

Практика проводилась в ________________________________

(название учреждения)

Руководитель практики___________________________________

(Ф. И. О.)

Директор_____________________________________________

(Ф. И. О.)

Завуч_________________________________________________

(Ф. И. О.)

Организатор внеклассной работы________________________

(Ф. И. О.)

Психолог_____________________________________________

(Ф. И. О.)

Классный руководитель_________________________________

(Ф. И. О.)

Адрес учреждения_______________________________________

Телефон_____________________________________

Режим работы учреждения______________________________

 

 

Третья страница отчета:

Задачи на практику:

1. ___________________________________________________

2. ___________________________________________________

3. ___________________________________________________

 

Циклограмма на период практики, режим работы студента.

 

Последующие страницы заполняются на каждый день с учетом плана работы и рефлексии дня.

 

Приложение 6

 

ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Заключение

По данным экспериментального психологического обследования З. П., 7 лет

Дата рождения: 03. 02. 2005 г.

Диагноз при поступлении: Церебрастенический синдром R 47.1. Дизартрия на резидуальном перинатальном фоне. Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа. ОНР II уровень речевого развития.

 

В ходе психодиагностического обследования постепенно вступает в контакт, немногословна. Отмечается значительное снижение уровня общих знаний и представлений, понятийный словарный запас развит недостаточно. Понимает просьбы связанные с обиходным предметным миром, знает названия предметов на отдельных картинках, но с трудом различает действия, изображённые на них. Наблюдается недостаточная способность различать грамматические формы слов единственного и множественного числа существительных, глаголов и т. д.

В процессе исследования уровня мнестических процессов наблюдается медленная врабатываемость, неустойчивый темп работоспособности. Однако в целом обнаруживается формальная сохранность непосредственного механического запоминания (3, 6, 7, 6, 7, 8) отсроченное запоминание (6). При воспроизведении наблюдается значительное количество персевераций, также несколько близких по смыслу псевдовоспроизведений.

Во время обследования отмечаются выраженные колебания работоспособности по мере увеличения интеллектуальной нагрузки. Обнаруживаются трудности вербализации обобщающих понятий. Организация способностей пространственного анализа и синтеза в структуре понятийного мышления значительно слабее на уровне представлений, более развиты конструктивные способности, определяющие наглядно-образный уровень. В процессе обследования задания перцептивно-действенного, конструктивного плана выполняет достаточно быстро, при предъявлении заданий вербального типа, темп деятельности значительно снижается. Методика «Исключение предметов» вызывает некоторые затруднения при выделении таких групп, как измерительные приборы, предметы домашнего обихода, транспортные средства (что может также являться следствием недостаточной сформированности общих знаний об окружающем). Смысловое содержание прочитанного рассказа выделяет при помощи наводящих вопросов, пересказ текста затруднён. При небольшом объёме организующей помощи доступно установление логических связей, причинно-следственных связей в сериях сюжетных картин. Пространственно-временные представления развиты недостаточно, не автоматизированы временные ряды. Характерны трудности ориентации в пространстве. В процессе обследования отмечается значительное снижение темпа психических процессов, замедленная переключаемость активного внимания, неравномерная распределяемость, истощаемость с тенденцией к утомляемости, неустойчивый темп работоспособности.

Характерной особенностью является импульсивность, избегание интеллектуальных нагрузок. Отмечается нарушение развития произвольности. Познавательная и мотивационная деятельность развиты недостаточно. Наблюдается преобладание игровых интересов. Рисунок человека не соответствует возрастным нормам.

 

Таким образом, в результате проведённого обследования отмечается замедленный темп психической деятельности, выраженная недостаточность процессов анализа и синтеза, неустойчивость мотивационного компонента мышления. Характерна повышенная отвлекаемость, сложность концентрации и удержания внимания, слабость процессов восприятия.

Рекомендации:

1. Обогащение знаний об окружающем мире, расширение кругозора;

2. Расширение словарного запаса в непосредственной игровой и учебной деятельности ребенка;

3. Развитие эмоционально-волевой сферы;

4. Повышение концентрации и скорости переключения внимания;

5. Развитие пространственной ориентировки;

6. Необходимо проводить занятия на развитие мыслительных операций – сравнение, обобщение, классификация;

7. Развитие аналитико-синтетической деятельности;

8. Формирование мотивационного компонента.

 

 

Педагог- психолог

 

 

Приложение 7

РЕФЛЕКСИЯ

Понятие «рефлексия» трактуется в психологии по-разному. За основу мы взяли следующие:

1. Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Это размышление над собой.

2. Рефлексия – механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, каким средством и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Рефлексия – техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мнение, свое сознание как бы со стороны. После осознаваемых элементов мышления и деятельности, рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождение способов их преодоления. Ее можно считать ключевым моментом развития личности.

Отработка навыков рефлексии будущими психологами включает:

· отработку навыка самодиагностики состояния;

· отработку навыка самоанализа своей профессиональной деятельности.

Выделяют два вида рефлексии:

Рефлексия состояний. Она направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Психолог должен понимать причины возникновения у себя раздражения, напряжения, удовлетворения. В этом случае с ними легче справиться или, наоборот, смоделировать их. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность.

Учиться рефлексии следует так: в какой-то момент сказать себе «Стоп!», заглянуть в себя и задать себе вопрос: «Почему это произошло?» или «Что стоит за тем или иным моим действием?».

Условно этот процесс можно изобразить в виде схемы:

 

 


Описать ее можно следующим образом:

Я» осуществляю рефлексивный выход, то есть осуществляю такой поворот сознания, при котором вижу себя и свою ситуацию извне: осознаю ее;

«Я» нахожусь в рефлексивной позиции, то есть занимаю позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, своей ситуации;

«Я» осуществляю рефлексивное отношение, то есть отношусь к себе, к своей ситуации как к целому, из рефлексивной позиции, смотрю на себя как бы со стороны.

Рефлексия профессиональной деятельности психолога. Она включает:

1) осмысление и осознание своих внутренних психических актов и эмоциональных состояний (преобладание эмоций положительных, отрицательных);

2) осмысление того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;

3) рефлексия происшедшего в процессе деятельности;

4) осмысление качественных изменений, которые произошли.

Для ведения рефлексивных страниц дневника практики описывается то, что с практикантом происходило в течение всего рабочего дня: свои чувства, переживания, мысли. Для начала можете ответить на следующие вопросы:

1. Что для меня было главным в этот день моей работы?

2. Я сегодня произвел(а) впечатление (какое?) … на …, потому что….

3. Удалось ли мне лучше узнать себя?

4. Я понял(а), что я ….

5. Я был(а) удивлен(а) обнаружив, что я ….

6. Насколько я был(а) искренним(ней) сегодня в выражении своих мыслей и чувств?

7. Я испытал(а) сильную агрессию (или раздражение), когда ….

8. Я испытал(а) эмоциональное состояние от этого дня ….

9. Что ты еще хотел(а) сказать самому(ой) себе?

10. Я изменился(лась) качественно в том, что ….

Примечание: это только ориентировочные вопросы.

 

Рефлексивная страница является способом самоанализа, самопознания и самодиагностики практиканта. Записи – это исходный момент для начала работы на следующий день.

Страница с рефлексией является материалом для аналитической работы руководителя практики. По рефлексивным записям руководитель практики делает выводы о психологическом состоянии студента-практиканта, его взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Также это хорошая возможность проследить изменения, происходящие в профессиональном становлении студента от начала практики и до ее конца.

Приложение 8

Фрагмент плана работы психолога

 

Название работы Условие проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат  
           
1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  
1. Диагностика готовности детей к школьному обучению. кабинет психолога педагог – психолог сентябрь Оценка психофизиологической готовности детей к обучению в школе (уровень готовности к обучению)  
2. Анкетирование родителей первоклассников кабинет психолога педагог – психолог сентябрь Изучение социально-психологической адаптации первоклассников к школе  
3. Групповая диагностика адаптации учащихся 1-х классов. классные кабинеты педагог – психолог октябрь Оценка уровня адаптации, выявление дезадаптированных учащихся  
4. Групповая диагностика адаптации учащихся 5-х классов при переходе в среднее звено. классные кабинеты педагог – психолог октябрь Оценка уровня адаптации, выявление дезадаптированных учащихся  
5. Повторная диагностика дезадаптированных уч-ся 1и 5 классов. классные кабинеты педагог – психолог апрель Отслеживание динамики развития, эффективности коррекционной работы.  
6. Групповая диагностика учащихся 4–х классов при переходе в среднее звено. классные кабинеты педагог – психолог апрель Исследование уровня интеллектуального развития учащихся при переходе в 5 кл  
7. Групповая диагностика учащихся 4–х классов при переходе в среднее звено. классные кабинеты педагог – психолог апрель Исследование уровня тревожности.  
8. Индивидуальная диагностика учащихся по запросу педагогов и родителей. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Психолого – педагогическая помощь.  
9. Индивидуальная диагностика учащихся, по профессиональному самоопределению. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Исследование личностных особенностей, интересов и склонностей  
10. Индивидуальная диагностика учащихся, состоящих на профилактическом учете. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Исследование личностных особенностей, поведения учащихся.  
11. Индивидуальная диагностика неуспевающих учащихся. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Выявление уровня интеллектуального развития, причин низкой успеваемости.  
12. Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» (по запросу). кабинет психолога педагог-психолог в течение года Исследование профессиональных предпочтений учащихся.  
13. Обследование учащихся младших классов к ПМПК. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Определение вида и степени выраженности отклонений в развитии  
14. Индивидуальная диагностика аттестующихся педагогов. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Определение самооценки педагога, стиля взаимоотношений с учащимися  
15. Посещение уроков. классные кабинеты педагог-психолог в течение года Изучение коммуникативной деятельности учителя и учащихся. Заключение.  
2. КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ  
1. Индивидуальная коррекционная работа с дезадаптированными учащимися 1-х классов. кабинет психолога педагог-психолог ноябрь-март Коррекция познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы.  
2. Индивидуальная коррекционная работа с дезадаптированными учащимися 5-х классов. кабинет психолога педагог-психолог ноябрь-март Коррекция познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы.  
3. Индивидуальные занятия с дезадаптированными учащимися 1, 5 классов кабинет психолога педагог-психолог ноябрь-март Снижение тревожности.  
4. Индивидуальные занятия с учащимися «группы риска», опекаемыми кабинет психолога педагог-психолог в течение года Коррекция психологических проблем.  
5. Индивидуальная коррекционно - развивающая работа по запросу педагогов. кабинет психолога педагог-психолог в течение года Внесение коррекции в проблемные зоны  
6. Индивидуальная коррекционно - развивающая работа кабинет психолога педагог-психолог ноябрь - март Внесение коррекции в проблемные зоны  
  с неуспевающими учащимися          
7. Индивидуальная коррекционно - развивающая работа учащихся (ПМПК). кабинет психолога педагог-психолог в течение года Внесение коррекции в проблемные зоны  
3. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  
1. Групповые адаптационные занятия с учащимися 1-х классов классные кабинеты педагог-психолог сентябрь Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации  
2. Групповые адаптационные занятия с учащимися 5-х классов классные кабинеты педагог-психолог сентябрь Сплочение коллектива, профилактика дезадаптации  
3. Проведение «Недели психологии» в рамках марафона «Мой выбор». классные кабинеты педагог-психолог декабрь Оптимизация отношений «Учитель – ученик», повышение психологической культуры учащихся, повышение уровня общения.  
4. Участие в родительских собраниях: - Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Возрастные особенности первоклассника; - Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Возрастные особенности пятиклассника; классные кабинеты педагог-психолог     октябрь   ноябрь   декабрь   февраль Создание ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.  
  - Кризисы взросления младших школьников (3-4 классы); - Психологическая готовность ребенка к обучению в школе; - Агрессия, ее причины и последствия.     март   апрель    
5. Участие в семинарах, педагогических советах и МО: - Роль школы в социализации ребенка (семинар); - Учебно-воспитательный процесс, как педагогическое взаимодействие (педагогический совет). классные кабинеты педагог-психолог   Октябрь   март Психологическое просвещение педагогов.  
6. Проведение классных часов, бесед, диспутов. классные кабинеты педагог-психолог в течение года Создание ситуации сотрудничества, повышение психологической культуры учащихся.  
7. Профилактика суицидальных попыток. классные кабинеты педагог-психолог в течение года формирование бережного отношения к своему психическому здоровью  
                       

 

Приложение 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.067 с.)