Перечень методов и методик психодиагностического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень методов и методик психодиагностического обследования



Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций:

1) «Корректурная проба»;

2) счет по Крепелину;

3) отыскивание чисел по таблицам Шульте;

4) пробы на переключение внимания с помощью модификации таблиц Шульте («Красно-черная таблица»).

Методики для исследования восприятия:

1) «Компасы».

2) «Часы».

3) методика изучения восприятия времени.

Методики для исследования памяти:

1) тест зрительной и слуховой памяти.

2) пробы на запоминание:

· пробы на запоминание искусственных звукосочетаний;

· проба на запоминание 10 слов;

· проба на ассоциативную память.

3) метод пиктограмм (по А. Р. Лурия).

Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов:

1) «понимание рассказов»;

2) «понимание сюжетных картинок»;

3) «установление последовательности событий»;

4) «классификация»;

5) «исключение»;

6) «выделение существенных признаков»;

7) «образование аналогий»;

8) «выделение закономерностей»;

9) «определение и сравнение понятий»;

10) «понимание переносного смысла пословиц и метафор»;

11) «пиктограммы»;

12) «подбор слов-антонимов».

Психометрические методы исследования интеллекта:

1) методика Векслера;

2) прогрессивные матрицы Равена.

Методики для исследования личностных особенностей:

1) исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн;

2) личностные опросники (Айзенка, Кеттела, ММР1, Шмишека, Кейрси, Личко, Русалова, Басса – Дарки);

3) шкалы оценки тревожности Спилбергера, Тейлора;

4) опросник САН.

Проективные методы исследования личности:

1) ТАТ;

2) тест фрустрации Розенцвейга;

3) метод незаконченных предложений;

4) «Дом. Дерево. Человек»;

5) «Несуществующее животное»;

6) «Рисунок семьи»;

7) «Автопортрет»;

8) цветовой тест Люшера.

Приложение 10

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕСТ Е.В. КЛИМОВА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ

 

Вопросы для самооценки Типы профессий
П Т   X Ч
1. Подолгу могу заниматься любимой художественной работой          
2. С удовольствием провожу время в кругу любителей математики          
3. Охотно читаю литературу на темы о воспитании          
4. Окружающие признают мои технические способности          
5. Люблю посещать технические выставки          
6. Часто решаю кроссворды, головоломки, трудные задачи          
7. Люблю общаться с детьми, рассказывать им что-либо          
8. Люблю читать книги о природе          
9. Друзья считают, что у меня есть способности к искусству          
10. Люблю возиться с растениями и животными          
11. Охотно и часто посещаю зрелищные мероприятия          
12. С удовольствием провожу время в беседах с друзьями          
13. Подолгу могу что-либо мастерить          
14. Часто читаю техническую литературу          
15. Охотно наблюдаю за растениями или животными          
16. Учителя считали, что у меня хорошие математические способности          
17. Легко схожусь с людьми, у меня много друзей          
18. Точные науки считаю интересными и нетрудными          
19. Многие признают меня хорошим цветоводом (пчеловодом и т. д.)          
20. Охотно читаю книги об искусстве          

 

Обработка результатов

Подсчитайте сумму чисел, отмеченных в каждом столбце. Наибольшая положительная сумма – показатель наиболее выраженной склонности на данное время – 10 баллов.

Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе профессий оценивались:

эмоциональное отношение

(нравится – не нравится) 1 балл;

познавательная активность личности 2 балла;

наличие некоторого опыта 3 балла;

факт признания способностей окружающими 4 балла.

Если вы набрали 10 баллов в графе «Человек», у вас максимальный показатель склонности к типу профессий «Человек–Человек», есть хорошие предпосылки стать педагогом.

ТЕСТ В.В. СИНЯВСКОГО И Б.А. ФЕДОРИШИНА «САМООЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестирования старшеклассников при выборе профессии.

Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицательный.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-то занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших планов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку, компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

Итак, вы ответили на сорок вопросов.

Коммуникативные способности оцениваются по ответам на нечетные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус – против вопросов 3, 7,11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на 20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра – коэффициент коммуникативных способностей.

0,10–0,45 – низкий уровень проявления способностей;

0,46–0,55 – ниже среднего;

0,56–0,65 – средний;

0,66–0,75 – высокий;

0,76–1,00 – очень высокий.

Организаторские способности оцениваются при сравнении ответов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус – против 4, 8, 12, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20 (количество четных ответов).

Вы получили коэффициент организаторских способностей.

0,20–0,55 – это низкий уровень проявления организаторских способностей;

0,56–0,65 – ниже среднего;

0,66–0,70 – средний;

0,71–0,80 – высокий;

0,81 –1,00 – очень высокий.

Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и профессионального развития. Желаем успехов.

Для суждений под номерами 1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19: «согласен» – 2 балла; «не согласен» – 0 баллов;

Для суждений под номерами 2, 3, 4, 6, 10, 14, 17, 18, 20: «согласен» – 0 баллов; «не согласен» – 2 балла.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности. Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью, тем ниже уровень эмоциональной напряженности, ниже уровень тревожности, выше эмоциональная устойчивость, тем выше уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.018 с.)