Основные методы обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы обследования



Психологическое изучение детей предполагает получение сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Результативность психодиагностического обследования детей и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс эксперименталь­ных методик адекватен объекту и задачам этого изучения.

В рамках консультативной практики представляется целесообразным говорить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка, под которым понимаются возможные варианты его онтогенеза при реализации различных условий. Подобная экстраполяция касается ближайших возрастных этапов развития и должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологи­ческих факторов развития.

Таким образом, круг важнейших вопросов, ответы на которые можно получить с помощью психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития, потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере. Однако исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его по­знавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В связи с этим при проведении психологического обследования используются следующие основные методы.

Метод изучения документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и других узких специалистов. Кроме того, в документацию должна входить педагогическая характеристика обследуемого, которую дает то детское учреждение, в котором он находился до поступления в ПМПК. Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу опре­делить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.

Метод беседы. В процессе личного общения с родителями ребенка, с лицами из его микросоциального окружения, с ним самим выясняются особенности его психических проявлений. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С ее помощью мож­но выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения.

Ценные материалы может дать беседа с самими ребенком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы поведения обследуемого, его отношение к семье и школе, состоянию своего здоровья, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы. Содержание беседы варьируют в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значение этот метод имеет для установления контакта с дошкольником.

Метод изучения результатов деятельности. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка: рисунки, различные по­делки, письменные и учебные работы и т.д. Цель этого метода – сбор фактического материала для изучения осо­бенностей психического развития обследуемого. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражается его отношение к действительности, уровень развития сенсорных и моторных навыков, патологические проявления.

Метод наблюдения. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной дея­тельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Оно должно быть целенаправленным, то есть определяться задачей исследования.

В условиях ПМПК наиболее ценные результаты с использованием метода наблюдения могут быть получены в диагностических, психотерапевтических и коррекционных группах, так как изучение ребенка совмещается с его обучением и воспитанием, то есть обследование носит активный характер.

Ценность этого метода состоит в том, что в течение относительно короткого промежутка времени можно изучить особенности и воз­можности развития ребенка, создавая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения за ним и определения его «зоны ближайшего развития».

Результаты наблюдения за дошкольником в условиях различных видов его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в крат­ком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение при этом имеют точность, тщательность и непредвзя­тость. Регистрировать наблюдения можно с помощью магнитофона, фото- и видеосъемки. Наиболее важно наблюдение за игрой ребенка, его поведением, общением и работоспособностью. Большую роль этот метод играет и в изучении личности дошкольника.

Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное прояв­ление изучаемых явлений. Метод может быть применен при изучении раз­личных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности.

Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение. Это позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные психологические методики исследования. Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий, обеспечение адекватности понимания того, что ребенок должен сделать, моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понятной ему мотивировкой.

Обследование с помощью этого метода проходит в несколько этапов. В первую очередь следует установить контакт с ребенком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Отказ может быть связан как с самой ситуацией эксперимента – ребенку не нравится, что его изучают, но может быть и показателем нарушений в его эмоционально-волевой сфере.

Инструкция может быть дана в различной форме – вербальной или невербальной. Руководство должно быть достаточно простым, так как правильное понимание задания определяет ход эксперимента. При необходимости можно дать инструкцию в наглядно-дей­ственной форме или с помощью жестов.

Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые при­лагаются к каждой из методик. Задание выполняется под наблюдением пси­холога учреждения и при затруднении ребенку оказывается помощь, что также отмечается в протоколе.

Результаты оцени­ваются количественно и качественно. Количественная оценка – подсчет баллов, набранных ребенком при выполнении каждого задания, и времени, затраченного на его выполнение. Качественный анализ позволяет оценить тактику деятельности испытуемого, способы действий, степень самостоятельности выполнения заданий, обучаемости, факторы, влияющие на характер работы, полноту и глу­бину понимания смысла задания, учет влияния побочных раздражителей на результат работы, утомляемость и т.д. Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личном деле ребенка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изучения этого ребенка.

Метод тестирования. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей, умственного развития применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросники с целью изучения позиций, мнений, установок, мотива­ции личности. Другой разновидностью являются тесты-задания. Результаты и особенности процесса выполнения предложенных заданий дают основание для заключения о ка­ких-либо психологических качествах обследуемого ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.02 с.)