Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы обследованияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Психологическое изучение детей предполагает получение сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Результативность психодиагностического обследования детей и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам этого изучения. В рамках консультативной практики представляется целесообразным говорить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка, под которым понимаются возможные варианты его онтогенеза при реализации различных условий. Подобная экстраполяция касается ближайших возрастных этапов развития и должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития. Таким образом, круг важнейших вопросов, ответы на которые можно получить с помощью психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития, потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере. Однако исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В связи с этим при проведении психологического обследования используются следующие основные методы. Метод изучения документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и других узких специалистов. Кроме того, в документацию должна входить педагогическая характеристика обследуемого, которую дает то детское учреждение, в котором он находился до поступления в ПМПК. Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка. Метод беседы. В процессе личного общения с родителями ребенка, с лицами из его микросоциального окружения, с ним самим выясняются особенности его психических проявлений. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Ценные материалы может дать беседа с самими ребенком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы поведения обследуемого, его отношение к семье и школе, состоянию своего здоровья, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы. Содержание беседы варьируют в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значение этот метод имеет для установления контакта с дошкольником. Метод изучения результатов деятельности. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка: рисунки, различные поделки, письменные и учебные работы и т.д. Цель этого метода – сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития обследуемого. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражается его отношение к действительности, уровень развития сенсорных и моторных навыков, патологические проявления. Метод наблюдения. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Оно должно быть целенаправленным, то есть определяться задачей исследования. В условиях ПМПК наиболее ценные результаты с использованием метода наблюдения могут быть получены в диагностических, психотерапевтических и коррекционных группах, так как изучение ребенка совмещается с его обучением и воспитанием, то есть обследование носит активный характер. Ценность этого метода состоит в том, что в течение относительно короткого промежутка времени можно изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения за ним и определения его «зоны ближайшего развития». Результаты наблюдения за дошкольником в условиях различных видов его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в кратком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение при этом имеют точность, тщательность и непредвзятость. Регистрировать наблюдения можно с помощью магнитофона, фото- и видеосъемки. Наиболее важно наблюдение за игрой ребенка, его поведением, общением и работоспособностью. Большую роль этот метод играет и в изучении личности дошкольника. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод может быть применен при изучении различных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности. Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение. Это позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные психологические методики исследования. Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий, обеспечение адекватности понимания того, что ребенок должен сделать, моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понятной ему мотивировкой. Обследование с помощью этого метода проходит в несколько этапов. В первую очередь следует установить контакт с ребенком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Отказ может быть связан как с самой ситуацией эксперимента – ребенку не нравится, что его изучают, но может быть и показателем нарушений в его эмоционально-волевой сфере. Инструкция может быть дана в различной форме – вербальной или невербальной. Руководство должно быть достаточно простым, так как правильное понимание задания определяет ход эксперимента. При необходимости можно дать инструкцию в наглядно-действенной форме или с помощью жестов. Процесс выполнения задания фиксируется в протоколах, которые прилагаются к каждой из методик. Задание выполняется под наблюдением психолога учреждения и при затруднении ребенку оказывается помощь, что также отмечается в протоколе. Результаты оцениваются количественно и качественно. Количественная оценка – подсчет баллов, набранных ребенком при выполнении каждого задания, и времени, затраченного на его выполнение. Качественный анализ позволяет оценить тактику деятельности испытуемого, способы действий, степень самостоятельности выполнения заданий, обучаемости, факторы, влияющие на характер работы, полноту и глубину понимания смысла задания, учет влияния побочных раздражителей на результат работы, утомляемость и т.д. Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личном деле ребенка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изучения этого ребенка. Метод тестирования. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей, умственного развития применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросники с целью изучения позиций, мнений, установок, мотивации личности. Другой разновидностью являются тесты-задания. Результаты и особенности процесса выполнения предложенных заданий дают основание для заключения о каких-либо психологических качествах обследуемого ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.007 с.) |