ТОП 10:

Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных



Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:

экземпляров нормативных правовых актов;

сведений о выявленных случаях заразных болезней животных;

иной информации.

Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются:

предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;

обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;

защита населения от болезней, общих для человека и животных;

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Государственный ветеринарный надзор направлен на:

выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;

организацию противоэпизоотических мероприятий;

Главный государственный ветеринарный инспектор РФ, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов РФ и их зам. имеют право вносить в высшие ИОГВ субъектов РФ представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

К ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации.

Карантин растений - правовой режим, предусмат ривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов (вредных организмов) на территории Российской Федерации;

К полномочиям Российской Федерации на обеспечение карантина растений относятся:

разработка и проведение в Российской Федерации единой государственной политики;

осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля;

установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима;

разработка и утверждение правил и норм обеспечения карантина растений, перечня карантинных объектов;

проведение контрольных обследований подкарантинных объектов;

установление карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации;

разработка и установление порядка ввоза на территорию вывоза подкарантинной продукции

организация и проведение обеззараживания подкарантинных объектов;

При выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами ФОИВ устанавливает фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин.

В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения.

Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в местах назначения,

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

Предмет и метод АП

 

АП сформировалось с начала 1990 года и рассматривается как правопреемник

1 русского, крестьянского и поземельного права (до 1917)

2 земельного (крестьянского) права (1920-е)

3 колхозного права (1920-е-1970-е)

4 с-х права (1970-е-1990-е)

Термин аграрное право впервые в научный оборот был введен в 1908 профессором Хааком Рихардом, который в 1927 издал отдельную книгу об основах прусского аграрного права.

Демьяненко В.Д., Казьмин И.Ф., Понкратов И.Ф., Янчук В.З. признавали наличие аграрного законодательства, но отрицали существование аграрного права как основной и комплексной отрасли права.

Лаптев В.В., Мартемьянов В.С. считали, что аграрное право – подотрасль хозяйственного права.

Павлович З.А. относил нормы права, регулирующие аграрные отношения, к отрасли агропромышленного права.

Аксенюк Г.А., Беляева З.С., Быстров Г.Е., Козырь М.И., Палладина М.И., Чубуков Г.В. признавали и признают аграрное право в качестве специализированной отрасли права.

Бобырев А.И., Веденин Н.Н. считают, что АП – самостоятельная отрасль российского права.

В основе формирования АП лежат факторы

1) предмет

1 общественные отношения, связанные с организацией с-х предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм ведения с-х

2 общественные отношения, связанные с деятельностью с-х предприятий и организаций

3 отношения по социальному развитию села (ФЗ о развитии с-х)

4 отношения по организации и деятельности с-х предприятий и организаций зарубежных стран, деятельности международных организаций в аграрной сфере, международные соглашения и договоры, участником которых является РФ (ВТО?)

Специфика общественных отношений в с-х связана особенностями организации с-х производства.

1 использование земли как основного средства производства

2 использование в качестве средств живых организмов: животных и растений, которые развиваются на основе биологических законов

3 несовпадение рабочего периода с периодом производства

2) методы

3) принципы

4) источники

АП – самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих организацию, деятельность с-х товаропроизводителей в сфере производства, переработки, реализации, транспортировке с-х продукции, сырья, продовольствия + меры по государственному регулированию и поддержке АПК

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Исходя из общей теории права, существует один метод правового регулирования, который состоит из конкретных способов воздействия на поведение субъектов права и субъектов правоотношений: дозволения, предписания и запрещения. В зависимости от сочетания этих способов каждая отрасль права имеет

Для аграрного права характерно органическое сочетание публично-правовых и частноправовых методов регулирования.

 

Правовая охрана ОС в с-х

В сельском хозяйстве применяется весь комплекс эколого-правовых мер, предусмотренных законодательством, как экологи­ческим, включая природоресурсное, так и уголовным, административным и др. В систему важнейших для аграрной сферы мер, в частности, входят экологическое и гигиеническое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экс­пертиза, планирование, мониторинг земель, контроль, ответствен­ность и др.

Экологическое и гигиеническое нормирование — важнейшая правовая мера, направленная на предупреждение экологического и экогенного вреда (т. е. вреда, причиненного здоровью человека и имуществу загрязненной окружающей средой). Применитель­но к сельскому хозяйству эта мера проявляется преимущественно в нормировании качества земель сельскохозяйственного назначения и предельно допустимых воздействий на землю, воды, атмосферный воздух. Речь идет о химическом воздействии на землю (почву), свя­занном с применением минеральных удобрений и ядохимикатов, хотя сельскохозяйственные земли загрязняются и иным образом, например, когда осадки (дождь, снег) вымывают загрязняющие ве­щества из атмосферы и они попадают в почву; используются загряз­ненные воды для ирригации, полива сельскохозяйственных расте­ний и т. п.

Нормативы качества земель — составная часть нормативов качества окружающей среды. Такие нормативы в механизме экологического права выполняют ряд функций:

а) устанавли­вают предельные величины вредных химических и иных воз­действий на природную среду;

б) служат для оценки состояния почв по химическим характеристикам.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружаю­щей среды» нормативы качества окружающей среды устанавлива­ются для оценки ее состояния в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Соблюдение нормативов качества почв (нормативов ПДК) обес­печивается в основном путем регулирования предельно допустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Гигиеническое нормирование содержания пестицидов в объ­ектах окружающей среды регулируется федеральными законами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1, «О безо­пасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

Гигиенический норматив — это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное ко­личественное и (или) качественное значение показателя, харак­теризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 49) установлено, что юридические и физические лица обязаны выпол­нять правила производства, хранения, транспортировки и приме­нения химических веществ, используемых в сельском и лесном хо­зяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хо­зяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных послед­ствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохра­нения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон запрещает применение токсичных химических препара­тов, не подвергающихся распаду.

При разработке нормативов градостроительного проектирова­ния, схем территориального планирования а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промыш­ленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфра­структуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдать­ся санитарные правила.

При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдать­ся требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельско­хозяйственные организации, осуществляющие производство, за­готовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации в своей деятельности обя­заны соблюдать требования в области охраны окружающей сре­ды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

Планирование охраны окружающей среды в сельском хо­зяйстве регулируется рядом законов и подзаконных актов. Со­гласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель разрабатываются фе­деральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охра­не земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, при­родных и других условий.

Мелиорация земель — это специфический технологический способ поддержания в благоприятном состоянии земель — важ­нейшего для сельского хозяйства природного ресурса. Мелиора­ция земель представляет коренное улучшение земель путем про­ведения гидротехнических, культурно-технических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Закон предусматривает следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культурно-техническая мелиорация, химическая мелиорация.

Консервация деградированных земель производится в це­лях восстановления плодородия почв и загрязненных территорий с изъятием деградированных земель из оборота

Данные экологического мониторинга охраны окружающей сре­ды в сельском хозяйстве и мониторинга земель, вод служат осно­вой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений, в частности, связанных с использованием того или иного природного ресурса.

Контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяй­стве (экологический контроль) — важнейшая правовая мера обе­спечения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды.

В природоохранительной практике России выделяются следу­ющие виды экологического контроля: государственный, ведомст­венный, муниципальный, производственный, общественный.

Задача государственного экологического контроля — проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предпри­ятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, над-ведомственный характер.

Особую роль играет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агро-химикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), а также функции по защите населения от болезней, общих для че­ловека и животных.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.006 с.)