Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Президента РФ в сфере реализации исполни-тельной власти

Поиск

Ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ. Президент РФ представляет из себя некий орган власти, который находится как бы в системе разделения властей и как бы над ней. Одним из ос-новных полномочий Президента РФ является то, что Президент определяет структуру и систему органов исполнительной власти. Сейчас действует структура модели 2004 года, до этого было 7-8 видов органов исполнительной власти. Это была система, созданная Б. Н. Ельциным. В 2004 году была образована 3-звенная система органов исполнительной власти во главе с министерствами. Появилось по 2 подчиненных каждому министерству вида органов - федеральная служба и федеральное агентство. Система утверждается Ука-зом Президента РФ. Это означает, что как только избирается новый Президент РФ, он может изменить структуру по себя. Нужно четко понимать, что та система, которая дей-ствует в стране, в абсолютной степени зависит от действующего Президента РФ.

Президент РФ в значительной степени взаимодействует с Президентом РФ. Отсутствие согласия между Председателем Правительства и Президентом РФ ведет к конституцион-ному конфликту. Это всегда два единомышленника. С чем это связно? Председатель Пра-вительства РФ назначает Президентом РФ, после получения согласия Государственной Думы РФ. Именно Президент РФ фактически определяет, кто будет Председателем Пра-вительства. Президент РФ также принимает решение об отставке Правительства. Учиты-вая положения Президента РФ, он вправе председательствовать на заседаниях Правитель-ства. По предложению от Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает заме-стителей Председателя Правительства, а также руководителей федеральных министерств. Президент РФ в 2004 году разделил все федеральные органы исполнительной власти на 2 группы:

• Подчиненный Президенту РФ – федеральные органы исполнительной власти, осу-ществляющие управления в административно-политической сфере – Министерство Обороны, Минюст, МВД, МИД, МЧС, ФСБ, Служба Внешней Разведки и др.

• Подчиненные Правительству РФ – все остальные.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Президент, хоть и не является главой ис-полнительной власти, может дать указание и министру обороны, и министру внутренних дел и многим другим министрам, подчиненным ему. Степень влияния Президента на ис-полнительный органы власти связана с тем, что почти весь состав этих органов назначается им. Если во второй группе органов он назначает только министров, в первой группе – он полностью формирует их состав. Президент является инициатором назначения Генерального Прокурора РФ. Президент РФ по должности является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ. От действий Президента как Верховного главнокомандующего зависит развитие в той или иной военной сфере. Именно Президент утверждает Доктрину национальной безопасности, Доктрину военной безопасности. Президент РФ при осуществлении своих полномочий может в экстренных случаях принимать решение об использовании Вооруженных Сил РФ на территории иностранного государства

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ действует не только непосредственно, но и через созданный в 2000 году институт Полномочных представителей Президента в Феде-ральных округах. Вся страна разделена на 8 Федеральных округов, в каждом округе есть назначенный Президентом Полномочный представитель Президента. В каждом субъекте РФ назначен Федеральный инспектор, и в настоящий момент задача этого института направлена в первую очередь не на территориальное разделение страны, а на приближе-ние президентской власти к населению РФ. Обращаясь к представителю Президента РФ, граждане обращаются к Президенту РФ. Создание этого института привело к созданию окружных прокуратур, окружных подразделений Министерства внутренних дел.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, помимо собственных нор-мотворческих полномочий. Полномочия Президента РФ реализуются не только в части непосредственных действий, связанных с реализацией исполнительной власти, но у Пре-зидента есть и ряд нормотворческих полномочий. На определенных этапах развития Рос-сии Указы Президента носили революционный характер. Примерами таких указов можно назвать указы 1991, 1993 годах, связанных в частности с введением частной собственно-сти на землю. Последний указ был издан с грубейшими нарушениями требований и норм Конституции, и норм законов РФ. В настоящий момент такая деятельность носит больше эволюционный характер, а указы носят служебный характер. В частности, именно указами Президента устанавливается структура федеральных органов исполнительной власти. Также примером того, насколько велика роль Президента в осуществлении законодательной инициативы, можно привести Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Закон приняли в 1999 году, и он являлся актом, который закреплял характер взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти. Каждый субъект РФ, подписав договор с РФ, разграничивал свои полномочия и сферы ведения по отдельным вопросам, и так вышло, что какие-то субъекты находились в более выгодном положении, какие-то – в менее выгодном. Поэтому закон носил некий рамочный характер, гласящий, что все органы государственной власти должны быть построены по «образу и подобию» федеральных органов. Затем федеративный договор стал носить некий препятствующий характер. Ряд субъектов в своих нормативных актах закрепили такие положения, что природные ресурсы субъекта принадлежат народу субъекта, например, Тыва. Возникла необходимость приведения таких нормативных актов в соответствие с законом. По этому поводу существовала точка зрения, что эти вопросы нужно вывести из сферы регулирования договоров в закон. Закон стал укрупняться, туда стали прописывать все вопросы, касающиеся предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ. Необходимость федеративных договоров отпала. Теперь Президент является инициатором назначения высшего должностного лица субъекта. По этим законом Президент РФ получил большие полномочия по дисциплинарному воздействию на глав субъектов РФ, в частности, Президент получил право отлучать должностное лицо от должности по мотивам утраты доверия. В этом случае Президент вправе назначить временного исполняющего обязанности. Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица в случае, если он противоречит Конституции РФ, законам РФ, международно-правовым обязательствам РФ либо если он нарушает права и свободы человека и гражданина. Таким образом, в настоящей момент исполнительная власть субъектов РФ является реальным объектом контроля Президента РФ.

Помимо того, что Президент РФ непосредственно реализует ряд полномочия исполни-тельной власти, а на региональном уровне контролирует исполнительную власть, Прези-дент имеет еще один способ воздействия на региональные власти. 1 сентября 2000 года был создан Государственный Совет РФ – шаг навстречу губернаторам. Это некий совеща-тельный орган, членами которого являлись высшие должностные лица субъектов РФ, это то место, где они могли на высоком федеральном уровне изложить свои проблемы Прези-денту. Сейчас роль такого Совета начала возрастать. Это показывает то, что и Президент РФ, и иные высшие должностные лица прекрасно понимают, что многие решения должны приниматься с учетом мнения субъекта РФ.

Организационно-правовой статус Администрации Президента РФ. По своей сущности Администрация Президента РФ представляет собой совокупность определенных под-разделений, цель которых – обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации его полномочий, это его аппарат. Фактически в ряде случаев Администрация конкурирует с Правительством РФ. Нормативно-правовые акты, определяющие положения Администрации, называют ее государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ. То есть, установить, к какой ветви власти относится Администрация, сложно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.006 с.)