ТЕМА 1. Цены в механизме функционирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Цены в механизме функционирования экономики



ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Функции цены. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен

На современном этапе в Республике Беларусь в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 21 мая 1999 года основными понятиями в системе ценообразования (ст.3) являются:

- цена – это денежная оценка стоимости единицы товара;

- тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги;

- ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования субъектами ценообразования.

Законом предусмотрены способы прямого регулирования цен (тарифов) соответствующими органами путем установления:

- фиксированных цен (тарифов);

- предельных цен (тарифов);

- предельных торговых надбавок к цене;

- предельных нормативов рентабельности;

- декларирования цен (тарифов).

Законом определены государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль за ценообразованием, их полномочия; права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования; предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Цены выполняют ряд важнейших функций:

1. Балансирующая – заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением (например, дефицит товаров→рост цен→привлекательность производства данного товара→инвестиции→предложение данного товара увеличивается→цены постепенно снижаются).

2. Функция цены как средства рационального размещения производства. Вытекает из балансирующей функции цены, проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня прибыли в цене.

3. Планово-учетная функция означает, что цены используются субъектами ценообразования для разработки планов, для учета потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчета всех отчетных стоимостных показателей.

4. Распределительная функция состоит в распределении ВВП между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообменных операций.

5. Перераспределительная функция усиливается при значительном отклонении от нормальной стоимости: относительно низкие и относительно высокие цены за счет включения в них косвенных налогов и отчислений

6. Информационная – состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах. Цена служит индикатором

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием различных групп факторов. По степени воздействия на ценообразующий фактор все факторы можно разделить на две основные группы – внутренние и внешние.

Во внутреннюю группу можно отнести следующие факторы:

- индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью;

- особые свойства продукции, уникальность ее обработки;

- способ производства;

- мобильность производства;

- ориентация на рыночные сегменты;

- жизненный цикл товара;

- объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;

- уровень продажного сервиса и срок послепродажного обслуживания;

- длительность цикла товародвижения;

- затраты на рекламу и эффект от рекламных мероприятий;

- имидж предприятия и другие.

Во внешнюю группу факторов можно отнести факторы, на которые невозможно воздействовать напрямую специалистам предприятия, а только возможно учитывать в ценообразовании. К ним относят:

- политическая ситуация в стране;

- обеспеченность страны основными ресурсами;

- масштабы государственного регулирования экономики страны, в том числе ценообразования;

- налоговое законодательство;

- наличие и уровень конкуренции;

- общий уровень инфляции;

- характер совокупного спроса;

- внешнеэкономическая политика государства и другие.

Классификации цен

Взаимосвязь всех видов в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей экономики.

Система цен подвижна и состоит из ряда из видов и разновидностей.

1. Важнейший признак классификации – в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются:

- отпускная цена предприятия изготовителя;

- оптово-отпускная цена оптового предприятия;

- розничная цена.

2. По способу установления:

- свободные;

- регулируемые (фиксированные, предельные).

3. В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли различают:

- отпускные цены на промышленную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- сметные цены в строительстве;

- тарифы на жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные, медицинские и другие услуги.

4. В зависимости от рынка, на который поставляется продукция:

- цены для внутреннего рынка;

- цены для внешнего рынка или экспортные.

5. С учетом территориального распределения цены различают:

- единые республиканские цены;

- местные цены.

Данная классификация описывает цены для внутреннего рынка.

6. В зависимости от сроков действия:

- постоянные;

- скользящие;

- ступенчатые;

- сезонные.

7. Отдельный блок цен – цены, используемые в планировании, учете, статистике:

- цена производства;

- цена потребления;

- сопоставимая цена;

- текущая цена;

- планово-расчетная;

- учетная.

 


ТЕМА 2. Цены в экономике предприятия

1. Поэлементный состав цены. Метод прямого и обратного счета при обосновании цены предприятия - производителя.

2. Формирование себестоимости как составляющего элемента цены.

3. Обоснование нормы рентабельности для включения прибыли в цену изделия.

4. Учет в цене транспортных расходов с применением различных условий поставки.

5. Отражение косвенных налогов в цене.

 

1. Поэлементный состав цены. Метод прямого и обратного счета при обосновании цены предприятия - производителя.

Cп П Косвенные налоги Надбавка  
А НДС оптовая розничная (торгавая)  
Цена производства      
Отпускная цена предпр. – изготовителя
Оптово - отпускная цена
Розничная цена
             

 

где С – себестоимость производства единицы продукции,

П – прибыль,

А – акцизный налог,

НДС – налог на добавленную стоимость.

В практике предприятий используются два затратных метода обоснования цены на продукцию:

Метод «прямого счета»

1. Сп – сумма всех затрат на производство единицы продукции;

2. П=Сп*Нр;

3. ;

4. ;

5. .

 

Метод «обратного счета»

1. Определяется ориентировочная цена (Ц ориент.);

2. ;

3.

4. Сп;

5. ;

6. ;

Если полученная рентабельность будет больше или равна нормативной (плановой), то выпуск и продажа данной продукции по этой цене будет выгоден для предприятия и наоборот.

Скидка в цене. Виды скидок

Скидка рассматривается в качестве вознаграждения для покупателей за определенные действия, приносящие продавцу определенную выгоду. Основное условие в применении системы скидок – продавец должен следить за тем, чтобы сумма скидок не превышала его суммы экономии по издержкам в связи с увеличением объемов продаваемого товара. Эта экономия может складываться за счет сокращения издержек.

Размер скидок зависит от характера сделки; условий поставки и платежа; взаимоотношений покупателя и продавца, которые могут быть основаны на длительном сотрудничестве или носят разовый характер; конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

Наиболее распространенными являются:

1. Скидка за объем покупаемого товара – соразмеримое уменьшение цены для покупателей, закупающий большое количество аналогичного товара. Обычно скидка устанавливается в процентах к общей стоимости или единичной цене установленного объема поставки.

2. Скидка за оборот (бонусная) – предоставляется постоянным покупателям на основании специальной доверенности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок, в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок.

3. Дилерские скидки – предоставляются производителями своим постоянным покупателям или посредникам по сбыту.

4. Функциональная скидка (скидка сфере торговли), предлагается производителем товара службам товародвижения, которые выполняют определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учета.

5. Прогрессивная скидка – скидка за количество или серийность. Предоставляется покупателю при условии покупки заранее определенного им и увеличивающегося в количестве товара.

6. Специальные скидки – предоставляются привилегированным покупателям в покупках которых заинтересованы продавцы (например, VIP-покупатели (реклама), продажа пробной партии, скидки за регулярность покупок).

7. Экспортные скидки – предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям. Цель – повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

8. Сезонные скидки – предоставляются потребителю за покупку товара или услуги вне периода активного сезона. Сезонные скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года.

9. Скрытие скидки – предоставляются покупателю в виде льготных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.

10. Скидки за ухудшенное качество имеет место тогда, когда продукция не удовлетворяет требованиям по расфасовке, упаковке, маркировке товара, а также по каким-либо технико-эксплуатационным характеристикам.

Тарифы на водном транспорте

Водный транспорт (речной и морской) по грузообороту занимает второе место после железнодорожного. Этот транспорт требует относительно меньших капитальных вложений и имеет самую низкую себестоимость перевозок, Он особенно эффективен при перевозках грузов на дальние расстояния. Велика его роль для тех районов страны, где нет еще железных дорог и во внешних связях с другими странами. Однако водный транспорт имеет и недостатки: малая скорость доставки грузов, сезонность работы и др.

Внутри Беларуси используется речной транспорт. Реки подразделяются на магистральные и малые. Эксплуатация магистральных речных путей осуществляется Управлением речного флота в Беларуси. Поэтому и тарифы на перевозку магистральными реками разрабатываются и утверждаются в централизованном порядке. Тарифы на перевозку малыми реками формируются местными органами власти.

Тарифы на речном транспорте дифференцируются по пароходствам, а внутри пароходств - по видам перевозок и по видам отправок.

По видам перевозок тарифы подразделяются на следующие виды:

- за транспортировку продукции сухогрузами;

- за перевозку нефтяных грузов;

- за буксировку леса;

- за перевозку песчано-гравийных смесей.

По видам отправок применяются следующие тарифы:

1) тарифы на судовые отправки;

2) тарифы на сборные отправки;

3) тарифы на отправки мелкими партиями.

На речном транспорте применяются двухставочная система тарифов. Но она отличается от аналогичной системы на железнодорожном транспорте.

На речном транспорте первая ставка - это тариф за перевозку грузов в первом поясе, вторая ставка представляет собой плату за 1 т/км (за 1 м3 плота и 1км) на всем расстоянии перевозки груза сверх первого пояса (ставка наращивания). К первому поясу отнесено расстояние перевозок сухогрузами и танкерами до 50 км, буксировки плотов - до 25 км и перевозки песчано-гравийной смеси - до 10 км включительно.

На речном транспорте, так же как и на железнодорожном, тарифы дифференцированы по родам грузов в зависимости от степени использования грузоподъемности и вместимости судов и по видам отправок грузов, основными из которых являются судовые, сборные и отправки мелкими партиями. Судовой партией перевозок считается такое количество предъявленного к перевозке груза одного наименования, которое достаточно для загрузки отдельного судна полностью. При этом груз должен отправляться в один порт (пристань) назначения или для передачи смежному виду транспорта. Сборной партией считается количество груза, предъявляемое к перевозке весом свыше 20 т, но недостаточное для загрузки целого судна. К малой партии относится количество предъявляемого к отправке груза по одной накладной не свыше 20т. Самые высокие тарифы определены на перевозку груза мелкими партиями. Они, как правило, превышают уровень тарифов на судовые перевозки в 1,6 раза.

На речном транспорте сравнительно широко применяются исключительные тарифы (пониженные и повышенные). Пониженные тарифы устанавливаются для некоторых направлений при перевозке грузов в смешанных железнодорожно-водных сообщениях. При этом плата за водную часть пути при таких перевозках взимается не за фактическое расстояние, а за кратчайшее, которое определяется по железным дорогам, связывающим пункты отправления и назначения. Исключительные (пониженные) тарифы применяются для перевозки гравийно-песчаной смеси на расстояние до 320 км и других перевозок.

Республика Беларусь не имеет морей, но морской транспорт имеет большое значение для республики в международной торговле. Системе тарифов морского транспорта присущи некоторые общие черты с тарифами речного транспорта и вместе с тем она имеет и существенные особенности.

На морском транспорте устанавливаются раздельно тарифы по внутренним и заграничным перевозкам (на перевозку экспортных и импортных грузов).

При установлении тарифов на заграничные перевозки обязательным является учет мировых тарифов.

Наряду с тарифом, на морском транспорте применяются и другой вид цены - фрахт. Фрахт представляет такую цену за перевозку груза, которая определяется в каждом отдельном случае соглашением между судовла­дельцем и отправителем грузов и фиксируется в договоре перевозки.

В каждом из видов плавания (внутреннее и заграничное) тарифы установлены отдельно для сухогрузов и нефтегрузов наливом. Для внутренних сообщений, кроме того, устанавливаются отдельно тарифы на буксировку плотов, судов и других плавучих объектов.

Тарифы на перевозку грузов строятся на двухставочной основе: ставка по стояночной операции за 1 т груза и ставка по движенческой операции за 1 т/милю.

Ставки стояночной операции дифференцируются по группам грузов в зависимости от трудоемкости переработки различных грузов в портах и по группам самих портов с учетом уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Ставки движенческой операции при перевозке грузов дифференцируются в зависимости от их удельного погрузочного объема, под которым понимается объем в кубических метрах, занимаемый 1 г груза и трюме судна. Чем меньше удельный погрузочный объем, тем больше загрузка судна в тоннах и тем ниже себестоимость движенческой операции, а следовательно, и тарифная ставка может быть ниже.

Например, судовладельцу предъявили три вида груза с разным удельным погрузочным объемом:

- груз 1 имеет удельный погрузочный объем 0,8 м3, т. е. 1 т = 0,8 м3;

- груз 2 имеет удельный погрузочный объем 1,0 м3, т. е. 1 т = 1,0 м3;

- груз 3 имеет удельный погрузочный объем 1,5 м3, т. е. 1 т = 1,5 м3.

Для перевозки используется судно, вместимостью 40 м3. В этом случае перевозка груза № 1 обеспечит загрузку судна в 50 т (40/0,8). При перевозке груза № 2 в судно можно погрузить только 40 т (40/1,0), груза № 3 -26,7 т (40/1,5). Для наливных грузов устанавливаются единые движенческие ставки.

Ставки движенческой операции по перевозкам и малом каботаже дифференцированы по морским бассейнам вследствие существующих различий в условиях плавания.

Система тарифов на морском транспорте предусматривает ряд доплат к основной провозной плате. Например, когда грузы перевозятся вместе с вагонами, за тяжеловесные, длинномерные, рефрижераторные грузы и в других случаях.

Формирование арендной платы

Арендная плата на рынке нежилых зданий (помещений) определяется на основе затратного метода с учетом их потребительских качеств. Ее размер исчисляется в соответствии со специальным порядком расчета, который является обязательным для всех арендодателей, сдающих в аренду нежилые помещения, находящиеся в республиканской собственности, юридическим и физическим лицам Республики Беларусь, в том числе и предприятиям с иностранными инвестициями. Для других арендодателей этот порядок носит рекомендательный характер.

Основными нормативными документами, определяющими в целом порядок установления размера арендной платы, являются:

1) Закон Республики Беларусь от 12.12.1990г. № 460-XII «Об аренде»;

2) Гражданский кодекс Республики Беларусь;

3) Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 № 495 «Об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условия освобождения от арендной платы и предоставления их в безвозмездное пользование»;

4) Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14.04.2005г. № 71 «О порядке определения размеров арендной платы при сдаче оборудования, транспортных средств, находящихся в республиканской собственности» и др.

Договор аренды признается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязуется за это уплатить за это арендную плату.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.

Порядок взимания арендной платы при сдаче в аренду помещений, находящихся в коммунальной собственности, устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, аналогичном порядку сдачи в аренду соответствующих помещений, находящихся в республиканской собственности (Указ Президента РБ от 30.09.2002г. № 495).

В соответствии с нормативными документами размер арендной платы – стоимость аренды общественных, административных и переоборудованных производственных помещений в месяц.

Размер арендной платы определяется исходя из базовой ставки (стоимость одного метра квадратного), коэффициентов, предусмотренным Положением (приложение 10), а также размера арендуемой площади.

Базовые ставки устанавливаются дифференцированно в зависимости от целевого использования помещения (непроизводственное, смешенное, производственное), месторасположения здания, сооружения в населенном пункте и населенного пункта согласно базовым ставкам арендной платы за помещения (приложение 11).

Формирование ставок арендной платы за сдаваемые нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, находящиеся в республиканской собственности, осуществляется на основании Постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 14 апреля 2005г. № 71 «О порядке определения размеров арендной платы при сдаче оборудования, транспортных средств, находящихся в республиканской собственности».

Арендная плата определяется на рынке нежилых зданий (помещений) определяется на основе затратного метода с учетом их потребительских качеств.

Размер годовой арендной платы за сдаваемы в аренду помещения, находящиеся в республиканской собственности, определяется по формуле:

,

где А – размер годовой арендной платы, руб.;

Со – остаточная стоимость здания, руб.;

Кис – коэффициент изменения стоимости нежилых зданий (помещений) в результате изменения стоимости индексов цен и тарифов, на момент переоценки основных фондов Кис = 1;

Кр – коэффициент рентабельности сдаваемых в аренду нежилых помещений, применяется в расчетах, как правило, от 0,05 до 0,50, в том числе для производственных целей – от 0,05 до 0,20, для служебных помещений – от 0,10 до 0,50, в зависимости от комфортабельности здания по договоренности сторон;

Км – коэффициент, учитывающий месторасположение нежилых зданий (помещений), устанавливается органами местных Советов, как правило, 1,2 – 0,80;

Ксн – коэффициент, учитывающий социальную направленность и вид сдаваемых в аренду нежилых помещений, согласно приведенных данных таблицы:

Вид помещения Коэффициент
Полуподвальное помещений 0,90
Подвальное помещение 0,75
Помещения учебных аудиторий 0,20
Помещения, занимаемые общественными объединениями, предприятиями обществ инвалидов, «Белсоюзпечать», социально-бытовыми учреждениями, учреждениями общественного питания, здравоохранения, библиотеками 0,15

Ам – годовые амортизационные отчисления на полное восстановление здания;

Па – плата за землю, руб.;

Ннд – налог на недвижимость, руб.;

Sа – общая площадь здания, кв.м.;

Sнп – площадь сдаваемого в аренду нежилого здания (помещения) с учетом части площади общего пользования (рассчитывается арендодателем пропорционально занимаемой площади), кв.м.;

Рс – расходы по содержанию и эксплуатации нежилых зданий (помещений), затраты по отоплению, водоснабжению и другие, включаются в размерах по согласованию сторон.


ТЕМА 9 Ценообразование в прочих отраслях экономики

1. Ценообразование в сельском хозяйстве.

2. Формирование тарифов в ЖКХ.


ТЕМА 10 Ценообразование во внешнеторговой деятельности предприятия

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке.

2. Методы определения внешнеторговых цен.

3. Обоснование цены внешнеторгового контракта.

4. Базисные условия поставки INCOTERMS.

5. Влияние государства на внешнеторговые цены.

6. Цены при товарообменных (бартерных) операциях.

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

При анализе процессов связанных с ценообразованием на мировых рынках необходимо внимательно изучить все факторы, которые оказывают влияние на формирование цен, как общего порядка, так и прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации.

Выделяют следующие группы факторов, определяющие уровень и динамику мировых цен:

1. Общеэкономические, действующие независимо от вида продукции и конкурентных условий ее производства и реализации: фаза экономического цикла, с которой находится мировая экономика (или рынок); состояние совокупного спроса и предложения; инфляционные процессы, происходящие в разных странах.

2. Экономические, определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на товар или услугу с учетом взаимозаменяемости, потребительские свойства товара: качество, надежность, внешний вид, престижность и др.

3. Специфические, действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплутационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса.

4. Специальные, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: меры государственного регулирования цен в отдельных странах и группировках стран; изменение курсов различных валют; политические и военные.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1. Отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами.

2. Находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Ориентиром для участников внешней торговли при определении цен на товары служит два вида цен:

1. Публикуемые цены – цены, сообщение о которых можно почерпнуть в специальных фирменных источниках информации. Они. Как правило, отражают уровень мировых цен, если к ним сделать необходимые поправки.

К публикуемым ценам относятся:

- Справочные цены представляют собой цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле зарубежных стран. Публикацию их можно найти в различных печатных изданиях: экономические газеты, журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Справочные цены играют роль отправной точки (базисной цены), с которой начинается согласование цен при переговорах при заключении сделки.

- Биржевые котировки - являются официальными ценами по фактическим сделкам, которые заключаются на продажу стандартного, предусмотренного биржевыми правилами качества товара (зерно, сахар, металлы, нефтепродукты) в официальные часы работы биржи.

- Аукционные цены – цены, которые формируются в ходе регулярно проводимых в установленные сроки аукционов по продаже отдельных экземпляров более или менее значительных количеств определенного товара в основном животного и растительного происхождения (табак, чай, шерсть, пушнина).

- Цены, приводимые в общих статистических справочниках.

- Контрактные цены – отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставок и платежей.

- Цены предложений крупных фирм – ориентированы на конкретного покупателя. В ответ на запрос покупателя, заинтересованного в приобретении товара, продавец направляет предложение на продажу, в котором содержатся предполагаемые условия поставки, платежа и цены. Для многих товаров, особенно машин и оборудования, цены предложений по существу единственный источник информации об уровне цен на рынке. Цены предложений отличаются от контрактных цен, так как корректируются в ходе переговоров. Однако в целом цены предложений также отражают уровень реальных цен по сравнению со справочными ценами, поскольку при их установлении продавец учитывает состояние спроса, особенности покупателя, специфику условий сделки и т.д.

2. Расчетные цены применяются тогда, когда отсутствует необходимая ценовая информация, на основании которой может быть произведено определение внешнеторговой цены по конкретной сделке. Расчет делается на основании индексов экспортных и импортных цен, индексов внутренних оптовых цен. Они регулярно публикуются статистическими ведомствами развитых стран по широкому кругу товаров и товарных групп. Индексы цен – это относительные показатели, которые характеризуют их изменения определенного периода времени. Их используют при проведении анализа основных тенденций движения цен по конкретным товарам для определения конъюнктуры, а также при оценке возможного уровня цен на конкретную дату, если отсутствует абсолютное их значение.

Расчетные ценовые показатели можно также почерпнуть из среднестатистических экспортных и импортных цен, исчисленных на основе данных внешнеторговой (таможенной) статистики. Делается это, путем деления суммарной стоимости товара на его количество. Таким образом получают показатель удельной стоимости товара. Такие расчеты можно делать как в целом по экспорту и импорту какой-либо страны, так и по географическому признаку.

2. Методы определения внешнеторговых цен

Из широкого разнообразия применяемых в настоящее время фирмами способов ценообразования на внешнем рынке можно выделить следующие:

1. Установление цен на товар при выходе на новый рынок – состоит в завоевании определенной доли рынка, используя низкие цены (отклонения 5-10% от цен конкурентов) в целях ознакомления потребителя с товаром предприятия и привлечения внимания к нему. Указанный способ имеет краткосрочный характер, и по истечении небольшого срока времени (как правило, 1-2 месяца) цены начинают ступенчато повышаться в целях противодействия инфляционным тенденциям, адаптации к росту производственных и сбытовых расходов, улучшения качества.

2. Установление цен на товар при введении нового товара – в ценовой политике предприятия этот способ именуется как «политика снятия сливок» - предусматривается изначально максимально высокая цена на товар и получение максимально высокой нормы прибыли. Особенностью этого метода является его недолговечность и ограниченность во времени, а ориентация на спрос основывается на потребителя, у которого престижные соображения преобладают над рациональными.

3. Установление цен на товар с точки зрения защиты позиции – используется, когда фирма контролирует определенной сегмент рынка и основные усилия направляет на улучшение потребительских свойств товаров на рынке и за счет этого повышает их цену. У потребителя при соответствующей рекламе «накидка» на цену вызывает положительную реакцию, поскольку принимается во внимание то обстоятельство, что низкая цена – это неудовлетворительное качество. При этом широкий диапазон цен варьируется по принципу «двойной ценовой ситуации»: с одной стороны, предприятия ориентируются на средний уровень внешнеторговых цен, с другой – происходит копирование уровней и структур цен конкурентов. Снижение цен в условиях подобного способа имеет цепной характер, мотивами которого является желание освободиться от излишних товарных запасов, увеличить долю на рынке, определить конкурентов, пополнить кассовую наличность. При этом необходимо иметь в виду, что другие фирмы реагируют на подобные действия адекватным снижением своих цен для сохранения сложившихся ценовых паритетов, что заставляет фирму – инициатора ценовых изменений перестраивать внутрифирменную инвестиционную стратегию, маневрировать загрузкой производственных мощностей, объемом запасов, уровнем занятости, снижать долю накладных расходов.

4. Установление цен на товар с учетом последовательного прохода по сегментам рынка – используется, когда предприятие занимает прочные позиции на рынке и устанавливает первоначально максимально высокие цены на товары, предназначенные для «покупателей - новаторов» (потребительские товары длительного пользования, изделия «высоких технологий» и т.п.). Получив «премиальные» по ценам, предприятие затем снижает цены на рынках с высокой эластичностью спроса, расширяя количество потенциальных покупателей за счет расширения сегмента. Однако предпосылкой использования указанного способа должны быть обязательная эффективная патентная защита и невозможность для фирмы-последователя быстро раскрыть «ноу-хау» продукта и создать имитацию товара.

5. Установление цен на товар с учетом удовлетворительного возмещения затрат – в основе метода лежит либо затратная форма анализа (ориентация на затраты: полные, прямые, усредненные, стандартные, предельные), либо административная (ориентация на средние рыночные цены, на ценового лидера, на спрос). Цены при этом рассчитываются на основе принципа безубыточности: ценообразование исходя из издержек производства, маркетинга, распределение товара с учетом получаемой прибыли, либо на основе принципа «прямые издержки плюс прибыль»: начисление стандартной наценки на себестоимость товара. В некоторых случаях цены устанавливаются на основе уровня текущих цен: в качестве основы для расчетов используются цены конкурентов, а не свои собственные.

6. Установление цен на товар с учетом стимулирования комплексных продаж – применяется при продаже не единичных товаров, а комплексов (трактор и навесные и прицепные орудия к нему). Низкая цена на основное изделие покрывается обширным количеством дополнительных изделий, что ведет к получению запланированного объема прибыли этот способ широко используется машиностроительными компаниями, производящими массовую и крупносерийную продукцию, реализуемую на множестве рынков.

7. Установление цен на основе закрытых торгов – расчет цены происходит исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не на основе показателей издержек и спроса. Применяется в случаях борьбы в процессе торгов.

8. Установление цен на основе ощущаемой ценности товара – ценообразование на основе покупательского восприятия ценностной значимости товара, а не издержек продавца.

9. Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке – определение цены по географическому принципу, когда фирма взимает со всех заказчиком, независимо от их местонахождения одну и ту же цену, приплюсовывая к ней расходы по доставке товара.

10. Установление зональных цен – установление цен по географическому принципу, когда все заказчики в границах зоны платят одну и ту же суммарную цену, а сами цены повышаются по мере удаления от зоны.

11. Установление цен применительно к базисному пункту – установление цен по географическому принципу, когда продавец выбирает тот или иной город в качестве базисного пункта и взимает со всех заказчиков транспортные расходы в суммах, равных стоимости доставки из этого города независимо от места фактической отгрузки товара.

Вышеперечисленные способы ценообразования ни в коей мере не используются фирмами спорадически, а лишь в комплексно, причем один и тот же товар на различных рынках может продаваться по различным ценам в зависимости от вида товара, места и времени продажи, особенностей ценовой стратегии фирмы.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. Цены в механизме функционирования экономики

1. Цены как экономическая категория. Теории ценообразования.

2. Функции цены. Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен.

3. Классификации цен.

1. Цены как экономическая категория. Теории ценообразования

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.

Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро- и макроэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается и заканчивается ценами. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.57.1 (0.111 с.)