Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия и математика пифагорейцев.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пифагор (ок. 570 - 500 гг. до Р. Х.) основал философскую школу, которая в то же время была своеобразным монашеским орденом, религиозно-философским союзом, в центре деятельности которого стояли две взаимосвязанные проблемы: очищение души (приобщение к божественному) и осмысление числа (постижение устройства Космоса или мировой гармонии). Исходя, видимо, из открытия музыкальной гармонии, т. е. из того, что гармоническое созвучие получается при отношениях длин колеблющихся струн, выражающихся в точности отношениями целых чисел: 1:2 (октава), 2:3 (квинта), 3:4 (кварта) и т.д., пифагорейцы пришли к общей мысли, что сущность каждой вещи и Космоса в целом раскрывается числом и отношением чисел (гармонией). Числа создают порядок космоса тем, что ограничивают и тем самым определяют неопределенное (апейрон). Материя – принцип множественности, число – принцип единства. В этом смысле все вещи «состоят из чисел», так как «сущность» вещей - это их строение, их строй, структура, т.е. воплотившаяся в бесформенной самой по себе материи «гармония», или форма. Таким образом и у пифагорейцев единство в многообразии связывается уже не с материей, а с нематериальным принципом, рассматривается как «идеальное» (хотя этого термина у них ещё нет). «Единица» при этом стоит выше всех чисел как порождающее их «первоначало», так как все числа получаются последовательным присоединением единицы к себе самой. Зачатки философского идеализма появляются у пифагорейцев не случайно. Дело в том, что они впервые в истории создали чистую математику, а именно – математику не как искусство вычислений и решения ряда конкретных практических задач по определению площади или объёма, но как науку о числах (арифметику), а также о точках, линиях и фигурах (геометрию). Математика для пифагорейцев – это «феория», созерцание сущности Космоса, созерцание вечного и божественного. Они создали также своеобразную математическую физику, концепцию Космоса, согласно которой все небесные светила движутся строго по окружности вокруг неподвижного центра на расстояниях, находящихся в гармонических числовых отношениях. «Космос», собственно, и есть числовая гармония, которую чувства воспринимают воплощённой в материи, а разум способен мыслить в чистом виде, как идеальную числовую структуру. Благодаря трению при движении небесные тела издают звук, высота которого пропорциональна расстоянию от центра мира, вследствие чего в Космосе вечно звучит космическая музыка («хор светил»). Понятие «гармонии» определяет и этику пифагорейцев, вплоть до того, что различные добродетели человека отождествляются ими с определенными числами. Исследования в области математики и теории музыкальной гармонии погружены у пифагорейцев в религиозно-мистический контекст, они подчинены главной цели, определяемой их учением о перевоплощении души - очищению и освобождению души от всего телесного, чувственного, преходящего, изменчивого и слиянию души с божественным – вечным, бестелесным, неизменным. Именно в числах и их отношениях пифагорейцы усматривали эти свойства истинного и божественного бытия. Познавая вечные, неизменные и бестелесные числа, душа постепенно освобождается от чувственного и телесного, привыкает к умозрительному созерцанию бестелесного и становится подобной этим числам, т.е. также вечной и неизменной. Поэтому лучший способ «богослужения» и богопознания и достижения бессмертия – это занятия математикой, научное познание, познание вечной гармонии Космоса. Пифагореизм сыграл огромную роль во всей последующей истории науки, философии, да и культуры вообще. Об актуальности и своеобразном бессмертии пифагореизма говорил в XX в. один из классиков точной науки о природе В.Гейзенберг. По его мнению, современная наука снова «повернула» от Демокрита к Платону (к Демокриту же она повернула в XVII в.). Говоря о Платоне, Гейзенберг, однако, скорее имеет в виду пифагорейцев (Платон также был в известной степени пифагорейцем). В самом деле, возьмём любую вещь и спросим, что даёт ей бытие? Согласно физике – те частицы, из которых она состоит. Начнём делить эту вещь на части, проведём деление «до конца» и спросим, что же находится в самой глубине вещи, из чего же она состоит в конечном счёте? До XX в. физика отвечала на этот вопрос «по Демокриту» – «из неделимых далее твёрдых частиц вещества». Однако современная физика, согласно Гейзенбергу, думает уже иначе. Она говорит, правда, об «элементарных частицах», но что такое элементарная частица в современной физике? В ней не осталось ровно ничего от наглядно-вещественного атома Демокрита. Элементарная частица – это «группа симметрии», иначе говоря, чисто математический, идеальный объект, идеальная структура. Несомненно, что популярность и сила пифагореизма объясняются тайной математики и её значением в жизни людей. Поэтому необходимо поглубже вдуматься в его сущность. Несомненно, далее, что пифагореизм можно понять и объяснить как первую философскую интерпретацию чистой математики. В самом деле, разработав общее понятие числа, и науку о числах «самих по себе», пифагорейцы не могли не задуматься над тем, что такое «число», где и как существуют числа и в каком отношении они находятся к чувственно воспринимаемым материальным предметам? Это – начальные вопросы философии математики. Ведь самого небольшого размышления достаточно для того, чтобы понять, что число не существует так, как существуют вещи. У них – особенный «способ существования». Число «два» не следует отождествлять с двумя деревьями, двумя камнями, двумя людьми и т.д., т.е. с предметами, которые мы считаем при помощи чисел. Число два не следует отождествлять и с цифрой 2, при помощи которой мы это число обозначаем или записываем. Цифра – это лишь видимый знак невидимого самого по себе числа. Предметы я вижу и могу сказать, что их «два», но само число два я не вижу – это не тело, хотя в то же время это – нечто существующее, некоторая «сущность», отличная от «единицы» или «тройки». Я не могу сказать поэтому, что число «находится в уме», что это лишь «моё понятие». Ведь то же самое число может мыслить и любой другой человек. Два плюс два равно четыре совершенно независимо от меня и от кого бы то ни было. Существует множество отношений между числами, которые ещё никто не открыл – но они существуют – их не «придумывают» произвольно, а именно открывают, как открывают новые виды жуков в природе. Ряд положительных целых чисел бесконечен – я это знаю совершенно точно, но ни я, ни кто-либо другой не в состоянии мыслить все числа, которые содержит в себе этот бесконечный ряд. Так где же он существует, если его нет ни в природе, ни в конечном человеческом уме? Может быть, понятие бесконечного ряда натуральных чисел доказывает, что существует некоторый бесконечный ум, «божественный», в котором этот ряд и находится? Или наряду с миром тел и миром психики или сознания есть ещё некоторый третий мир – мир идеальных сущностей? И в каком смысле числовой ряд вообще существует? Заметим, что и в современной математике проблема «существования» её объектов весьма спорна. Пифагорейцы, однако, впервые осознали проблему, но ещё не выработали теории особого, идеального бытия (это сделал Платон). Они дают первое и простейшее решение вопроса, попросту отождествляя вещи и числа. Аристотель пишет по этому поводу следующее: «… так называемые пифагорейцы, впервые занявшись математическими науками, двинули их впрёд, и поскольку они были воспитаны на них, то сочли их начала началами всех вещей. А так как первые по природе [начала] этих наук – числа, в числах же, как им казалось, наблюдается много подобий с сущими [вещами] и процессами, … дескать, такое-то свойство чисел есть справедливость, такое-то – душа и ум, другое – удобный момент, … поскольку, как им казалось, все остальные вещи уподобляются числам по всей совокупности своих характерных свойств и числа первичны по отношению ко всей природе, то они стали полагать, что элементы чисел есть элементы всех вещей и что вся Вселенная – гармония и число». Таким образом, пифагорейцы находили некоторые сходства или подобия между числами и их отношениями с одной стороны и вещами и их отношениями – с другой. Они сделали, очевидно, общий вывод о том, что всякое число и всякая пропорция имеют некоторый эквивалент в мире, в котором они как бы материализуются или воплощаются. Познать вещь, т.е. найти её сущность – это и значит найти воплощённую в ней гармонию, её идеальную структуру. Можно, конечно, найти эти числовые гармонические соотношения эмпирически, в самих вещах, и таким образом познать сущность этих вещей a posteriori. Но ведь вещи приходят и уходят, а числа неизменны, и одни и те же числовые структуры воплощаются во всё новых и новых вещах. Поэтому можно сущность Вселенной и всех вещей узнать и a priori. Познать вещи можно лишь при помощи чисел, но числа можно познать и сами по себе, в чистом виде. Поэтому арифметика и геометрия дают универсальный ключ к познанию тайн мира и человеческой жизни. Они описывают само «божественное», вездесущее и всем управляющее. Оперируя числами, мы познаём скрытую в вещах вечную сущность Вселенной. Нужно лишь осуществить первоначальную «привязку» чисел к действительности. Делалось это следующим образом. Отличительное свойство справедливости, например, - равенство, или эквивалентность. Поэтому можно считать, что справедливость – это первое «квадратное» (стороны квадрата равны) число. Одни считали справедливостью четыре (первое чётное квадратное), другие – девять (первое квадратное нечётное). «Подходящий момент» - это семь, так как в жизни человека важные, самой природой выделенные моменты происходям по седьмицам: младенец родится в семь месяцев, зубы появляются через семь месяцев после рождения, половая зрелость наступает через две седьмицы, а борода вырастает через три. Так как число 7 не «рождается» ни одним из чисел от 1 до 10 и само не «рождает» ни одного из них, то семь – это Афина (появившаяся прямо из головы Зевса, т.е лишённая матери, и девственница). Женщина – это двоица (видимо, потому, что как бы раздваивается при родах и начало множественности), а мужчина – три. Поэтому брак – это пять, так как брак – соединение мужчины и женщины, а 2+3=5. Ум – это единица, так как он постоянен, тождествен себе и «начальствен» (всему голова), а потому «начинателен», а единица – начало всех чисел. Мнение – двойка, так как мнения разделяются, а первое разделение – надвое. И т.д. Установив подобную первоначальную корреляцию, можно далее, оперируя одними числами, разгадать все тайны мироздания и судьбы. Детальное руководство по пифагорейской мистике чисел (нумерологии) можно найти в «Арифметическом богословии» Ямвлиха (300 г. н.э.) или во «Введении в арифметику» Никомаха (I в. н.э.). С собственно научным, математическим содержанием пифагореизма можно познакомиться по некоторым книгам «Начал» Евклида (VII, VIII, IX книги). В первых двух руководствах – сплошные «тайны» и никаких доказательств. В «Началах» – одни доказательства и никаких тайн. Чистая математика пифагорейцев начинается с интереса к числам самим по себе и к их отношениям. Арифметика – это упорядочивание чисел, которое начинается с их разделения на чётные и нечётные и исследования их отношений. Наибольшее внимание уделяется, разумется, первым числам натурального ряда. Особо выделяются единица (монада), как «начало» всех чисел (то, что все их «порождает), четвёрке и десятке. Десяти придавалось особое значение потому, что известные грекам культурные народы считали с основанием в десять: счёт доводится до десяти, а потом начинается сначала, в следующем порядке. Таким образом, десятка – как бы окружность, возвращающаяся в себя, т.е. символ совершенства, завершённости – «совершенное число». Четвёрка – потому, что сумма первых четырёх чисел 1+2+3+4 даёт десять. Согласно преданию, Пифагор первым догадался натянуть музыкальную струну на линейку, на которую нанёс двенадцать делений, благодаря чему открыл числа, соотвествующие музыкальной гармонии. Октаве, квинте и кварте соответствуют числа 6, 8, 9 – этим числам придаётся особое значение у всех пифагорейских писателей. Далее числам ставятся в соответствие геометрические фигуры. Точка рассматривается как единица, помещённая в пространстве. Пространство, как полагали пифагорейцы, состоит из точек-единиц. Числа также можно изобразить точками, расположенными рядом друг с другом в определённом порядке (правильном, совершенном). В зависимости от количества и расположения точек мы получим числа треугольные, квадратные, прямоугольные, пятиугольные и т.д. Скажем, десять – «совершенный треугольник». Таким образом, далее, можно числам поставить в соответствие правильные многоугольники, а из последних – составить правильные многогранники. Уже Пифагор, видимо, знал куб, тетраэдр, додекаэдр и пытался изучать их свойства. В частности, диагонали додекаэдра (составленного из правильных пятиугольников) образуют пентаграмму – пятиугольную «звезду», символ здоровья у пифагорейцев. Из многогранников, далее, можно составлять уже любые вещества и тела, составляющие Космос. Таким образом, везде и всюду, от мельчайших частиц вещества до Космоса в целом, царит один и тот же вечный порядок, одна и та же «музыкальная» гармония, одна и та же иерархия идеальных числовых пропорций. Такова была пифагорейская программа познания или математического конструирования Космоса. Её достижения и ей красота были омрачены, однако первым в истории кризисом математики, вызванным открытием иррациональности. Оказалось, что длина гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами, равными единице, не может быть выражена никаким числом, ей не соответствует никакое отношение чисел (дробь).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.008 с.) |