Правовая сфера духовного мира человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая сфера духовного мира человека



В философской и психологической научной литературе под духовным миром человека понимается внутренний, нрав­ственный мир людей1, совокупность тесно связанных с орга­низмом различных психических явлений (чувств, пережива­ний, настроений, стремлений и т.д.)2, создающих индивиду­альную выраженность в системе мотивов личности двух фун­даментальных потребностей: идеальной потребности позна­ния и социальной потребности жить и действовать*.

Категория духовного мира весьма объемна и многомер­на. Многие ученые трактуют сферу духовного мира очень широко. Например, немецкий философ Николай Гартман, говоря о духовном мире народа как об общем духовном дос­тижении людей, относил к нему язык, производство, технику, нравы, действующее право, господствующие ценности и мо­раль, традиционные формы воспитания и образования, гос­подствующий тип взглядов и настроений, моду, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в различ­ных формах4.

Своеобразную и специфическую часть духовного мира людей, что видно даже из одного вышеприведенною мнения, составляют правовые явления.

Традиционно в науке общей теории права к таким явле­ниям относят правовое сознание и правовую культуру.

По нашему мнению, правовая сфера духовного мира че­ловека включает в себя следующие духовные проявления:

1 См., например: Словарь русского языка. М., 19X1 Г I. С.
455; Словарь современного русского литературного шика. М.,
1993. Т. 4. С. 531.

2 См.: Краткая философская энциклопедия. М., 19W <' 147.

3 См.: Психология. Словарь/ Под ред. А.В. П с г р ■> и с к о г о
и М.Г. Ярошевского.М., 1990. С. 112.

4 См.: Краткая философская энциклопедия. М, I')'>-• С 147.


правовое сознание, правовую культуру, правовое мировоз­зрение, правовое мышление.

Понятия «правосознание» и «правовая культура» доста­точно глубоко изучены в отечественной и зарубежной лите­ратуре, являлись объектами многочисленных научных иссле­дований. Можно даже утверждать, что на сегодняшний день в отечественной юридической науке практически создана те­ория правосознания и правовой культуры.

Ф Правосознание определяется как система правовых чувств, эмоции, идеи, взглядов, оценок, установок, представ­лений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям'.

Правовое сознание - сложное и многогранное явление общественной жизни. Будучи целостным духовным образо­ванием, правосознание имеет различные стороны, сложную структуру. Структура правосознания, рассматриваемого в гносеологическом аспекте (как одна из форм познания пра­вовой действительности), состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой гшихологии.

ij\ - ^-Правовая идеолог ия- это система проникнутых внут­ренним единством научных положений, идей, теорий и уче-5ий, характеризующих взятую в развитии правовую систему. -{■Правовая психология - это сумма правовых психических роявлений (эмоций, желаний, чувств, настроений), опреде­ляющих различные правовые аспекты общественной жизни и характерных для конкретной личности, социальной группы или общества в целом.

Правосознание оказывает определяющее влияние на юридически значимое поведение человека, которое включает в себя две большие группы: а) поведение общественно полез-

' См.: Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 474-475.


ное, желательное с точки зрения интересов права: социально-"правовая активность, выполнение обязанностей, исполь­зование своих прав; б) поведение нежелательное и социаль­но-вредное: неиспользование прав, неисполнение обязаннос­тей, преступление'.

Правосознание всегда «ближе» к поступку, поведению, чем правовая норма. Именно оно, а не правовая норма, «пре­дотвращает противоправное поведение» и придает поступку «желательное юридическое значение». «Право, как один из регуляторов общественных отношений, - подчеркивает А. Тамаш, - действует через правосознание и с его помощью, не растворяясь и не исчезая при опосредовании правосознани­ем...»2 То, что мы называем правом, возникает и действует через правосознание, - отмечает И. Сабо3.

До того как поведение осуществится, оно формируется в сознании человека, складывается на основе свойств индиви­да и особенностей окружающей среды4.

Наравне с законами и иными нормативными актами правосознание регулирует общественные отношения, на­правляя в определенное (правомерное) русло социально зна­чимые действия и акты индивидов и социальных групп.

Важнейшим методологическим принципом рассмотре­ния проблемы правовой культуры в юридической науке при­нято считать выделение соответственно правовой культуры общества и правовой культуры личности. При пом правовая культура общества представляется как разновидность обще

ственной культуры, отражающей определе... л\\ уровень np;i

восознания, законности, юридической практики и охватыва­ющей все ценности, которые созданы людьми Правовая культура личности, будучи компонентом прановой куныуры

1 См.: К у д р я в це в В.Н. Право и нот vh Ml''78. С. 40.

2 Т а м а ш А. Судья и общество. ДиаЛМГТИКУ при восознания и
правоприменения. М.,1980. С. 118.

3 См.: С а б о И. Основы теории пр:им М г» и Г. 205.

4 См.: Кудрявцев В.Н. Правовое ПОИ п.... с норма и пато­
логия. М., 1982. С. 101.


общества, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и пра­вомерную деятельность человека1.

Правовая культура личности предполагает ее позитивное правосознание в действии и выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельнос­ти по их реализации и в результатах реализации этих ориента­ции. Это дает основание исследователям в структуре правовой культуры личности выделять три группы элементов, рассмат­риваемых в непосредственном единстве: идейно-теоретичес­кие, правовые представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность человека в правовой сфере2.

Правовая культура личности несомненно связана с пра­восознанием, опирается на него. Однако она представляет собой самостоя тельную и более широкую категорию, так как включает в себя не только само правосознание (правовые чувства, эмоции, идеи, взгляды, оценки, установки), но и юридически значимое конкретное поведение людей, их пра­вомерную деятельность.

Под мировоззрением пр инято понимать систему обще-ственных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и "самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеж­дения, идеалы, принципы познания и деятельности1.

Характеристика правовою мировоззрении людей пред­ставляется нам весьма существенной задачей при анализе со­стояния правовой сферы их духовного мира. Центр тяжести здесь -1 совокупность идей, взглядов и представлений право­вого характера, которые разделяются человеком. Это та пра­вовая идеология, с которой он внутренне согласен и считает своей собственной. При изучении правового мировоззрения,

1 См.: Сальников В.П. Правовая культура// Общая теория
права/ Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 500-501.

2 См.: Там же. С. 502, 504, 507.

3 См.: Большой энциклопедический словарь. М., СПб, 1997.
С. 737.


на наш взгляд, основной акцент должен делаться уже не на констатации фактического наличия или отсутствия в струк­туре правосознания тех или иных правовых сведений (знает, не знает, недостаточно знает) и не на эмоциональном отно­шении к правовым явлениям, а на феномене их принятая, идентификации с их содержанием. Полнота или неполнота правовых идей и взглядов, которыми вооружен современный человек, степень овладения ими, широта или узость юриди­ческого кругозора - основные вопросы, которые должны на­ходиться в фокусе при исследовании правового мировоззре­ния. На первый план здесь выходит самостоятельность мыш­ления людей в области права, свобода оперирования юриди­ческим материалом, широта взглядов и подходов к праву.

Иными словами, правовое мировоззрение людей харак­теризует их правосознание в качестве своего рода «высшего эшелона». Можно сказать, что это их правовые знания, опосредованные установками, оценками, чувствами в право­вой области, собственным правовым опытом и ставшие в определенный момент ведущим стимулом целенаправленной правовой деятельности.

Выделение в структуре правосознания правовых взглядов, представлений, правового мировоззрения в целом традицион­но для правовой теории. Более того, на ранних этапах ее раз­вития правосознание часто сводилось только к совокупности правовых взглядов. Так, по определению А.Я. Вышинского, правовые представления - это мировоззрение в области воп­росов, регулируемых правом, а правосознание - общая систе­ма правовых, философских и политических взглядов1,

Как справедливо показано Г.С. Остроумовым, привосоз- нание действительно имеет мировоззренческие функции, од­нако это не открытие Вышинского: мысль эта |ЫСКи пиналась задолго до него, она вытекает из общего понимания функций общественного сознания, отдельных его форм3

1 См.: Вышинский А.Я. Теория < уД(I.... к пока'штсльств в

советском праве. М., 1950. С. 180-183.

2 См.: Остроумов Г.С. Правовое ex O'ihuhhc действительно­
сти. М., 1969. С. 30.

К


Основу правового мировоззрения людей образуют пра­вовые взгляды. Последние, как известно, представляют со­бой прежде всего юридические понятия, их различные соче­тания'. В связи с этим понятийный юридический аппарат, которым оперирует человек, можно считать тем фундамен­том, на котором базируется его правовое мировоззрение. Он представляет собой одну из основных форм правового осоз­нания людьми окружающей действительности.

Понятийный аппарат человека дополняется правовыми представлениями - развернутыми, обобщенными формами правового освоения социальной практики.

Мы говорим о правовых представлениях человека, ког­да через них просматривается его общее понимание права, правопорядка, когда с помощью правовых понятий его со­знание отражает объективные связи правовых явлений, их свойства, назначение и роль в общественной жизни.

К весьма малоизученному теорией права правовому яв­лению духовного мира человека относится также правовое мышление. В настоящее время имеются лишь отдельные по­пытки рассмотрения данного правового феномена в тех или иных его аспектах2.

Под понятием «мышление» в психологии и логике пони­мается высшая степень человеческого познания. Мышление позволяет вырабатывать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непос­редственно восприняты на чувственной ступени познания'.

Правовое мышление человека можно определить как процесс активной интеллектуальной деятельности личности, как высшую ступень отражения правовой действительности, связанные с выработкой правовых идей, понятий, убеждений

1 См.: Там же. С. 135.

2 См.: Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление:
проблемы борьбы с преступностью. М., 1989; Фролов Ю.А. Со­
циально-правовое мышление сотрудников органов внутренних дел.
Автореф. лис.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

' См.: Большой энциклопедический словарь. М., СПб, 1997. С. 744.


и использованием правовых средств для разрешения различ­ных правовых ситуаций в жизни либо формирования той или иной четкой позиции по отношению к принятому юридичес­ки значимому решению.

Феномены «правосознание», «правовая культура», «пра­вовое мировоззрение» по отношению к правовому мышле­нию выступают более статичными, так как они складывают­ся у конкретных субъектов деятельности на разных этапах их жизни, с уже сформированными уровнями развития на тот или иной определенный момент. Что же касается правового мышления, то это явление безусловно гораздо более динамич­ное. Интеллектуальная работа при разрешении различных правовых ситуаций - это постоянный каждодневный процесс.

Вполне очевидно, что правовое мышление человека тес­но связано с его правосознанием и правовой культурой. Выс­тупая в качестве высшей ступени познания правовой деятель­ности, оно является ярким и наиболее значимым проявлени­ем познавательной функции как правосознания, так и право­вой культуры.

Таким образом, подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правовая сфера духовного мира человека должна рассматриваться как система, включающая в себя правосознание, правовую культуру, правовое миро­воззрение и правовое мышление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.019 с.)