Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая культура В российском общесгвеСодержание книги Поиск на нашем сайте
В науке существуют три группы подходов к культуре: антропологический, социологический, философский. При антропологическом подходе культура понимается как все созданное человеком, в отличие от того, что создала природа. В культуру включаются практически все без исключения сферы человеческой деятельности (экономика, политика, право, наука и др.). Последователи данной концепции при определении правовой культуры включают в нее все без исключения компоненты правовой жизни: право, правосознание, правоотношение, законность, правопорядок, правовую деятельность. Социологический подход трактует культуру в виде совокупности духовных ценностей (культура здесь выступает как элемент общественной жизни). При философском подходе культура рассматривается среди явлений, выделенных чисто аналитически, не связанных с общественным развитием. В юридической литературе можно встретить достаточно широкие определения правовой культуры, например, как системы «овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей»1, или как «объективированных результатов правовой деятельности общества... а также отражение правовых явлений в сознании людей (правовое сознание)»2. Другой, широко представленный в литературе подход -ценностный, заключается в выявлении и описании ценнос- 1 См.,например: К а м и н с к а я В.И., Р а т и н о в А.Р. Пра 2 См., например: Моралева К.А., Могилевский тей, которые входят в совокупность, обозначаемую правовой культурой1. В работах некоторых ученых (А.Л. Ли-кас, Е.В. Аграновской, Е.А. Зорченко и др.) правовая культура рассматривается как способ деятельности, своего рода технология (приемы, способы, процедуры) деятельности в сфере права2. Правовая культура характеризуется и как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития: юридических актов и иных текстов правового характера, уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом3. Правовая культура и культура вообще соотносятся между собой как частное и общее, что предполагает включение в состав общей культуры элементов правовой культуры. Важным методологическим подходом в изучении культуры является ее анализ как определенного творческого процесса и как специфического способа человеческой деятельности. Такой подход ориентируется на выделение двух параметров правовой культуры - творческого и личностного. Правовая культура с этих позиций понимается как система ценностей и процесс их реализации. Правовую культуру можно рассматривать с разных позиций. С позиций функционально-содержательного аспекта ее можно определить как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, созданные людьми в сфере права. 1 См., например: Шишкин В.Д. Правовая культура в условиях социализма // Советское государство и права. 1980. № 6. С. 123-124. 2См., например: Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 12-15. 3 См.: С е м и т к о А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. М., 1990. С. 21. По сути дела - это совокупность всех проявлений правовой деятельности, воплотивших достижения юридической мысли, юридической техники и правовой практики. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность. Л.К. Суворов определяет правовую культуру личности как совокупность социально-полезных качеств правосознания и основанного на нем правомерного поведения, отражающих степень освоения человеком правовых достижений общества1. Правовая культура личности является необходимой предпосылкой и созидательным началом правового состояния общества, его целью и составной частью, но вместе с тем и степенью и характером правового развития самой личности. Уровень правовой культуры лиц, занимающихся юридической деятельностью, оказывает на результаты этой деятельности очень сильное воздействие. Это справедливо и в отношении лиц, осуществляющих правотворчество, и для субъектов, применяющих право. А.Ф. Гранин указывает: «Правовая культура в сочетании с нравственной являются важными идеологическими факторами, от которых зависит не только строжайшее соблюдение законности, но и обоснованность, справедливость, разумность применения норм права»2. В литературе можно встретить различные точки зрения по поводу элементов структуры правовой культуры. А.П. Семитко, например, указывает 4 таких элемента: правовые тексты и деятельность, правовое сознание и субъект3. ' См.: Суворов Л.К. Правовая культура работников органов внутренних дел. М, 1991. С. 7. 2 Гранин А.Ф. Правовая культура работника учреждений внутренних дел. Киев, 1969. С. 17. 'Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. М., 1990. С. 50. В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте, например, выделяют: - право как систему норм; - правоотношения; - правосознание; - правовые учреждения; - правовое поведение, деятельность1. 1) правоидеологические элементы; 2) правопсихологические элементы; 3) поведенческие элементы (правомерное поведение). права, его понимание. Некоторые ученые не отождествляют знание права с его пониманием2. Однако, думается, во избежание терминологической путаницы целесообразно было бы считать понимание смысла правовой нормы необходимым составным компонентом знания, наряду с механическим запоминанием. Важнейшая роль в структуре знания принадлежит, безусловно, правовым принципам. Знание принципов - это системообразующий фактор, придающий логическую стройность, завершенность, осмысленность конгломерату юридических сведений. В то же время знания и понимания правовых норм еще недостаточно для правомерного поведения. Ю.В. Кудрявцев пишет по этому поводу: «Криминологическими исследованиями установлено, что для совершения умышленных антисоциальных действий, особенно корыстного характера, знание или незнание конкретной нормы права 1 См.: К ам и н с к а я В.И., Ратинов А. Р. Правосозна 2 См.: например, Сальников В.П. Социалистическая пра не играет существенной роли. Здесь важно отношение к обществу и его принципам, прежде всего нравственным, убеждение субъекта в справедливости своих действий, практическая оценка им возможных выгод или потерь в результате совершенного деяния. Все это, в свою очередь, связано тесно с обстоятельствами среды и воспитания человека, его статусом и образом жизни, отношением с окружающими, позитивным или негативным личным опытом, мировоззрением»1. Таким образом, неотъемлемым элементом правовой культуры должно являться уважение к праву - прочное убеждение в его высокой ценности для всех членов общества, выражающееся в установке субъекта на безусловное, правомерное поведение. Л.К. Суворов подчеркивает, что «уважение к праву включает в себя следующие элементы: уважение к действующему законодательству и принципам законности, к правам, законным интересам и достижениям личности, уважение к своей профессии»2. Поведенческий элемент правовой культуры представляет собой правомерное поведение - социально-правовую активность. В.В. Копейчиков и В.В. Бородин справедливо отмечают, что «правовая культура - это не только высокий уровень юридического мышления, но и высокое качество юридической деятельности, независимо от того, кто ее конкретно осуществляет»3. При рассмотрении сущности социально-правовой активности можно отметить различия в подходах к данной проблеме. 1 Кудрявцев Ю.В. Знание правовой нормы // Советское 2 Суворов Л.К. Правовая культура работников органов 3 Копейчиков В.В., Бородин В VB. Роль правовой Одни авторы исследуют данный вид активности, выводя ее из правового сознания личности, отношения к правовым нормам и правовым явлениям как готовности к практической деятельности людей в сфере применения права1. Вторые относят социально-правовую активность к добровольной общественно значимой деятельности в правовой сфере2, либо к деятельности, связанной со стремлением специального субъекта к познанию правовых явлений и практическому участию в функционировании правовой сферы3. Социально-правовой активности личности присущи следующие характерные черты: - она является самостоятельной разновидностью право - это социально полезная деятельность. Она определяет По мнению В.И. Гоймана, правовая активность предполагает в структуре личности такие свойства, как: - информативные, определяющие характер и объем пра - ценностно-ориентирующие, обеспечивающие выбор 1 См.: Сабикенов С.Н. О правовой активности личности 2 См.: Козимирчук В.П. Социалистический образ жизни 3См.:Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения (философско-методологический очерк). Киев, 1976. С. 202. - поведенческие, то есть правовые навыки, умения, привычки, установки и иные стереотипы и образцы правомерного поведения1. Н.Н. Вопленко по отношению к работникам органов внутренних дел отмечает, что социально-правовая активность сотрудников органов внутренних дел, предопределяемая их убежденностью в справедливости правовых норм и законностью, должна выступать высшим показателем индивидуальной правовой культуры2. Таким образом, правовая культура характеризуется сочетанием трех важнейших компонентов: знания права, уважения к праву и социально-правовой активности. Дравшая культура выполняет следующие функции: познавательно-преобразовательную (теоретическая и организаторская деятельность), праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую (формирование правовых качеств личности), коммуникативную (правовое общение людей всех времен), прогностическую (научное прогнозирование, предвидение). Правовое сознание по своему содержанию значительно уже правовой культуры, является ее компонентом. В силу этого правовое сознание и правовая культура соотносятся между собой как часть и целое. Правовая культура, помимо правового сознания, включает и иные личностные характеристики субъектов права (правовые навыки, правовые умения, правовые привычки, стереотипы (образцы) правомерного поведения). Вследствие неоднородности российского общества в нем всегда присутствуют группы людей с очень высоким и чрез- 1 См.: Гойман В.И. Правовая активность работника ОВД и 2 См.: Вопленко Н.Н. Индивидуально-психологические вычайно низким уровнем правосознания, правовой культуры, социальные слои, располагающиеся «посередине» условной шкалы. Поэтому о правовой культуре общества в целом мы говорим, подразумевая наиболее характерные, распространенные, массовидные ее проявления. В настоящее время, увы, о подлинной юридической культуре населения в целом говорить преждевременно. Далеко не все граждане имеют необходимые правовые познания, осознанную необходимость строгого выполнения требований законности. Большинство мало верит в справедливость правовых норм, в способность правоохранительных органов отстоять и защитить права личности в случае их нарушения. Такому отношению граждан можно найти объяснение: На процесс правового формирования личности огромное влияние оказывают та духовная атмосфера, тот правовой климат, которые господствуют в данном обществе. Чем прочнее правопорядок в обществе, чем выше организованность и дисциплина его членов, чем глубже уважение к законам и законности, тем успешнее процесс овладения правовой культурой, правовыми знаниями, правовыми убеждениями. И напротив, атмосфера беззакония, неуважительного отношения к закону, расхлябанности, недисциплинированности тормозят процесс правового формирования личности, порождают антисоциальную направленность, антисоциальное поведение. К сожалению, сами должностные лица, те, кого принято именовать «властью», очень часто демонстрируют пренебрежение ценностями права, правовой нигилизм, а то и прямо совершают преступления. Особенно удручает низкий уровень правовой культуры работников юридических профессий, тех, кто непосредственно связан с процессом правотворчества, реализации права. Следует отметить низкое качество многих современных нормативно-правовых актов, как с содержательной стороны, так и с точки зрения соотношения с другими нормативно-правовыми актами. Низкая культура нормативных актов проявляется в обилии двусмысленных, неясных формулировок, понятий, терминов, нечетком определении правового статуса субъекта, неоправданно большом количестве оценочных понятий в обозначении одних и тех же явлений различными терминами, или наоборот, одним термином - различных явлений. Отмеченный недостаток проявляется и в массе юридических противоречий: новые акты слабо согласованы с предыдущими, друг с другом, подчас не обеспечивается связь между материальным и процессуальным законом. Ю.А. Тихомиров указывает, что нечеткость и неточность понятий и терминов, заложенных в концепциях проектов законов, их недооценка, мстят за себя потом юридическими ошибками, ложными взглядами и ошибочными позициями правоприменителей1. Низкий уровень правовой культуры правоприменителя может проявиться в недостаточности правовых знаний, неуважении к праву, как следствие - в ошибочном правоприменительном акте. Важнейшей задачей государства, от успешного решения которой зависит успех всех правовых преобразований, всей юридической политики, является в настоящий момент распространение высокой юридической культуры на все слои населения. Эта цель может быть достигнута только с помощью правового воспитания. 1 См.: Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М, 1994. С. 81-82.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.89 (0.012 с.) |