Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и практика правового воспитания гражданСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отечественной правовой литературе можно встретить разнообразные определения понятия «правовое воспитание». Например, А.С. Пиголкин определяет правовое воспитание как комплекс мер и приемов воздействия на сознание трудящихся с целью привития устойчивых и прочных юридических знаний, убежденности в правильности и справедливости норм законодательства, непримиримости в борьбе с антиобщественными проявлениями1. |£Под воспитанием в широком смысле слова понимают процесс влияния на личность как объективных (общественный строй, микросреда и др.), так и субъективных (целенаправленная сознательная деятельность) факторов} Под воспитанием в узком смысле слова имеется в виду только целенаправленная идеологическая деятельность2. Необходимо отметить, что понятие воспитания в двух смыслах берется некоторыми авторами-юристами в качестве «базисного» понятия при определении правового воспитания. Так, один из основоположников отечественной правовой педагогики И.Ф. Рябко утверждал, что правовое воспитание - это определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и индивидуальных факторов3. Аналогичной позиции придерживается А.Д. Бойков, который выделяет два смысловых значения термина «правовое воспитание». £в широком смысле - это всеохватывающий процесс воздействия на сознание объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения, учебного коллектива, наблюдения за правовой действительностью, личного право- ' См.: Пиголкин А.С. Право, законность, гражданин. М., 1976. С. 79. 2 См.: Общие основы педагогики. М, 1967. С. 114-125. 3 См.: Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание вого опыта и прочего] В узком смысле правовое воспитание следует рассматривать как вид целенаправленного воздействия на сознание, как специфический вид специально организованной деятельности1. По мнению М.М. Галимова и О.Ф. Мураметса, употребление термина «правовое воспитание» в широком и узком понимании, ведет к тому, что за исходное берется понятие воспитания в широком смысле, и поэтому не удается показать специфику воспитательной деятельности. Получается, что любая деятельность того или иного органа является воспитательной, что не соответствует действительности2. Необходимо различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование» ее. Под первым понимается целенаправленный, организованный, управляемый педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью специальных правовоспитательных форм и средств. Второе понятие - более широкое и объемное. Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности социальных факторов. Можно предложить следующее определение правового воспитания. Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале 1 См.: Бойков А.Д. Некоторые вопросы теории правового 2 См.: Г а л и м о в М.М., Мураметс О.Ф. Правовое воспи современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Правовое воспитание выполняет две основные _функции: 1) передача воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений; 2) формирование правовых идей, убеждений, чувств в правосознании граждан. Исходя из этого, следует различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым - процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего комплекса правовых средств. Главными особенностями правовоспитательного процесса являются: а) его исходной базой, при помощи и на основе которой б) при его осуществлении до сведения воспитуемых до в) он опирается на гарантированную возможность в не г) его воздействием охватываются не только законопос д) осуществляется он в специальных правовых воспита е) осуществляющие его лица, как правило, имеют юри Одни авторы считают, что правовое воспитание призвано распространять правовые знания, формировать правовые убеждения и правовую культуру, воспитывать чувство уважения к нормам права и убежденность в их исполнении1. Другие полагают, что целью правового воспитания являются развитие навыков правомерного поведения, выработка привычки соблюдать и исполнять законы2. Как представляется, основная задача правового воспитания состоит в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности. Исходя из этой задачи, правовое воспитание следует, сосредоточить на формировании в правосознании граждан России таких компонентов, как: а) знание системы основных правовых предписаний, пра б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, за в) умение самостоятельно применять правовые знания г) привычка поведения в точном соответствии с полу д) прочный и устойчивый духовный правовой иммуни В юридической литературе иногда допускается неоправданное смешивание и отождествление таких понятий, как «система» и «механизм» правового воспитания. Однако эти понятия не однозначны. Система правового воспитания - это совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. В систему правового воспитания вхо- 1 См.: Б у т к о И.Ф. Правовое воспитание молодежи// Советс 2 См.: Кейзеров Н.М. Воспитание привычки соблюдать со дят такие элементы, как субъекты (органы, организации и т.д.), объекты (индивиды или социальные группы), совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов. Механизм правового воспитания являет собой внутреннее устройство правовоспитательного процесса, механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых. Субъектами правового воспитания населения являются государственные органы и учреждения, общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения. Основную работу по правовому воспитанию населения выполняет государство. Одной из важнейших его функций является культурно-воспитательная, в которую входит составной частью и правовое воспитание. В распоряжении государства находятся стройная система органов и учреждений, а также основные материально-технические средства, с помощью которых проводится правовоспитательная работа, средства, создающие реальную возможность оказывать эффективное воздействие на правовое сознание и поведение граждан. Второй составной частью системы правового воспитания являются объекты. В юридической литературе по вопросу об определении объекта воспитания существуют различные точки зрения. Одни объектом воспитательного воздействия считают человеческую личность и человеческий коллектив1, вторые - сознание и поведение личности, социальной группы2, третьи - конкретную реальную личность3. Как представляется, объекты правового воспитания - это граж- 1 См.: Предмет и система этики. Москва-София, 1973. С. 332. 7 См.: Лазарев Л.В. Местные Советы и правовое воспитание граждан// Советское государство и право. 1973. № 8. С. 79. 3 См.: Васина Э.Л. Социализм и воспитание масс. М., 1973. (.102. дане, различные категории населения и широкие массы, с которыми должна проводиться правовоспитательная работа. Точнее говоря, объектом правовоспитательною воздействия является сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания - мнения, оценки, суждения и, как конечный результат, - правомерное поведение. Третьей составной частью системы правового воспитания являются правовоспитательные_действия. Они проводятся для достижения намеченных целей, прогнозированных результатов, положительного эффекта, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержание - правовоспитательное воздействие субъектов на объекты, цель - воспитание граждан в духе уважения, соблюдения и исполнения законов, содействие формированию у них правосознания, привитие им навыков правомерного поведения и повышение их социально-правовой активности. В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь взаимосвязанных звеньев: 1) общестаенное_правосознание; 2) систему норм права; 3) формы и средства правового воспитания; 4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в общественном правосознании. 4 ' В юридической литературе существуют различные подходы к понятию «формы правового воспи тания». Л.М. Корниенко полагает,' что формы правового воспитания - это «различные виды организационной деятельности государственных и общественных организаций, сознательно создаваемые и используемые в целях правового воспитания граждан»1 Т.Н. Леонтьева определяет формы правового воспитания как способ связи различных элементов его содержания2. Иначе определяет форму правового воспитания . 'Корниенко Л.М. Проблемы формирования правосознания школьников. Автореф. канд. дисс. М., 1974. С. 13. 2 См.: Леонтьева Т.Н. Вопросы деятельности трудовых коллективов в свете современной теории права. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1975. С. 18. Л.И. Лйзенберг. Под формой правового (и нравственного) воспитания он понимает «... фактически осуществляемые мероприятия, с помощью которых воспитуемым прививаются соответствующие знания и необходимое поведение»1. Любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление правовоспитательного воздействия, его определенная внешняя организация. От формы правового воспитания необходимо отличать правовоспитательное средство канал, источник правовой информации, с помощью которого осуществляется правовое воспитание. Если" правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное средство при помощи чего оно осуществляется. В отечественной юридической литературе существует несколько классификаций форм правового воспитания. Так, Т.Н. Леонтьева к формам правовоспитательной работы относит: правовое обучение или просвещение; правовую пропаганду; непосредственное участие граждан в правовой практике; проведение на предприятиях показательных судебных процессов, выездных сессий арбитража; правовоспитательную агитацию2. Разумеется, сейчас некоторые из названных форм изменили свое содержание, а другие вообще не применяются. М.М. Галимов полагает, что к формам правового воспитания можно отнести правовую пропаганду, правовую учебу и индивидуальную воспитательную работу3. Иногда в юридической литературе формы правового воспитания конкретного лица называют индивидуальными, 1 Айзенберг A.M. Задачи и формы правового и нрав 2 См.: Леонтьева Т.Н. Вопросы деятельности трудовых 3 См.: Г алимов М.М. Система правового воспитания тру а формы правового воспитания групп населения - массовыми1. A.M. Айзенберг к формам индивидуального воздействия относит наставничество, шефство, обсуждение на общем собрании дела по правонарушению2. Формы правового воспитания можно рассматривать и с точки зрения их назначения. По этому критерию они делятся на общие (не специальные) и специальные. К специальным иногда относятся виды правоприменительного воздействия, применяемые органами прокуратуры, судами, министерствами юстиции, внутренних дел и другими органами, выполняющими специальные задачи по обеспечению законности, правопорядка, наделенные для их осуществления соответствующими правами и обязанностями'. Формы правового воспитания можно также подразделять на формы непосредственного и формы опосредованного воздействия на воспитуемых. Опосредованное воздействие производится в основном с помощью средств массовой информации: газет, журналов, телевидения, радиовещания, кино и т.п. Оно рассчитано чаще всего на самую широкую аудиторию. Вместе с тем имеет место и передача правовой информации для определенной категории населения: для рабочих и служащих (например, по вопросам трудового права), для молодежи. При опосредованном воздействии отсутствует непосредственное общение субъекта и объекта правовоспитательной работы. Непосредственное воздействие на воспитуемых наиболее полно проявляется при проведении правовоспитательной работы с конкретным лицом, например, в индивидуальных беседах или при рассмотрении вопроса о конкретном лице на собрании. Такому воздействию свойственны, как правило, 1 См.: Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. М., 1975. С. 114-115. 2Айзенберг A.M. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков. М., 1975. С. 29-30. 3 См.: Г а л и м о в М.М. Партийное руководство системой правового воспитания трудящихся в развитом социалистическом обществе. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1975. С. 12. непосредственное общение воспитателей и воспитуемых, прямая и обратная связь между ними. Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности, характерные черты. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся группы правовоспитательных форм: профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля), правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний), тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации, правовое воспитание правонарушителей (деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел и т.д.) Правовоспитательные средства можно подразделить на материальные (нормативно-правовые акты, акты применения норм" права, газеты, журналы, популярная и художественная литература, кино, TV) и устные (лекции, беседы, семинары). М.М. Галимов и О.Ф. Мураметс полагают, что иногда невозможно провести резкую грань между средствами и формами правовоспитательной деятельности, поскольку одно и то же явление может оказаться средством, если его брать в отношении целей правового воспитания, формой, если характеризовать его по отношению к содержанию правового воспитания1. Данные конкретных социологических исследований говорят о том, что наиболее распространенными источниками познания права населением являются телевидение, печать и радиовещание, а лекции, беседы и другие устные средства правового воспитания не занимают столь важного места. В этом нет ничего удивительного, поскольку в современных условиях средства массовой информации развиваются быстро, совершенствуется их организация, формы и содержание работы. Чтение газет, журналов, просмотр телепередач стали 1 Галимов М.М., Мураметс О.Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, 1976. С. 44. неотъемлемой частью повседневной жизни человека, источниками различной, в том числе правовой, информации. Просмотр телепередач воздействует на зрителя и способствует превращению полученных сведений в знания и устойчивые оценки. Методы правового воспитания - это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание и психику коллектива, группы или одного человека. В каждом конкретном случае субъект воспитания должен найти наиболее целесообразные методы, пути, средства решения задач правового воспитания. Методами правового воспитания являются: убеждение, принуждение, поощрение. М.И. Козюбра пишет, что метод убеждения «предполагает влияние на сознание и волю человека способами морального характера. Вследствие такого влияния, лицо, на которое направлено убеждение, воспринимает волю убеждающего как свою личную, у него формируются взгляды, отвечающие взглядам убеждающего, они приобретают форму моральных мотивов деятельности»1. Метод принуждения - столь же неотъемлемый элемент процесса правового воспитания. Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов правовоспитательного процесса, формирования законопослушного поведения. 'Козюбра М.И. По-управленчески. Киев, 1970. С. 6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.136 (0.01 с.) |