Теория и практика правового воспитания граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика правового воспитания граждан



В отечественной правовой литературе можно встретить разнообразные определения понятия «правовое воспитание». Например, А.С. Пиголкин определяет правовое воспитание как комплекс мер и приемов воздействия на сознание трудя­щихся с целью привития устойчивых и прочных юридичес­ких знаний, убежденности в правильности и справедливости норм законодательства, непримиримости в борьбе с антиоб­щественными проявлениями1.

|£Под воспитанием в широком смысле слова понимают процесс влияния на личность как объективных (обществен­ный строй, микросреда и др.), так и субъективных (целенап­равленная сознательная деятельность) факторов} Под воспи­танием в узком смысле слова имеется в виду только целенап­равленная идеологическая деятельность2.

Необходимо отметить, что понятие воспитания в двух смыслах берется некоторыми авторами-юристами в качестве «базисного» понятия при определении правового воспита­ния. Так, один из основоположников отечественной право­вой педагогики И.Ф. Рябко утверждал, что правовое воспи­тание - это определенное и систематическое влияние на со­знание, психологию воспитуемых (индивидов и обществен­ных групп) всего уклада общественной жизни и индивиду­альных факторов3.

Аналогичной позиции придерживается А.Д. Бойков, ко­торый выделяет два смысловых значения термина «правовое воспитание». £в широком смысле - это всеохватывающий процесс воздействия на сознание объективных условий жиз­ни: ближайшего бытового окружения, учебного коллектива, наблюдения за правовой действительностью, личного право-

' См.: Пиголкин А.С. Право, законность, гражданин. М., 1976. С. 79.

2 См.: Общие основы педагогики. М, 1967. С. 114-125.

3 См.: Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание
масс в советском обществе. Ростов-на-Дону, 1969. С. 135.


вого опыта и прочего] В узком смысле правовое воспитание следует рассматривать как вид целенаправленного воздей­ствия на сознание, как специфический вид специально орга­низованной деятельности1.

По мнению М.М. Галимова и О.Ф. Мураметса, употреб­ление термина «правовое воспитание» в широком и узком понимании, ведет к тому, что за исходное берется понятие воспитания в широком смысле, и поэтому не удается пока­зать специфику воспитательной деятельности. Получается, что любая деятельность того или иного органа является вос­питательной, что не соответствует действительности2.

Необходимо различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование» ее.

Под первым понимается целенаправленный, организо­ванный, управляемый педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществ­ляемый с помощью специальных правовоспитательных форм и средств.

Второе понятие - более широкое и объемное. Оно вклю­чает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизован­ных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности социальных факторов.

Можно предложить следующее определение правового воспитания.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный про­цесс воздействия на сознание, психологию граждан Российс­кой Федерации всей совокупности многообразных правовос­питательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале

1 См.: Бойков А.Д. Некоторые вопросы теории правового
воспитания. В кн.: Правовая культура и вопросы правового воспи­
тания. С. 13; его же: Методологические и методические вопросы про­
паганды права. В кн.: Вопросы теории и практики правового воспи­
тания. М., 1976. С. 24.

2 См.: Г а л и м о в М.М., Мураметс О.Ф. Правовое воспи­
тание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, 1976.
С. 17.


современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых зна­ний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек право­мерного поведения.

Правовое воспитание выполняет две основные _функции: 1) передача воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений; 2) формирование правовых идей, убеждений, чувств в правосознании граждан.

Исходя из этого, следует различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым - процесс целенаправленного и систе­матического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего комплекса правовых средств.

Главными особенностями правовоспитательного про­цесса являются:

а) его исходной базой, при помощи и на основе которой
он строится, выступает система общеобязательных правовых
норм;

б) при его осуществлении до сведения воспитуемых до­
водятся, внедряются в правосознание установленные госу­
дарством и связанные с их поведением правовые предписа­
ния, дозволения, запреты;

в) он опирается на гарантированную возможность в не­
обходимых случаях применять принудительную силу госу­
дарства в виде юридической ответственности правонаруши­
телей;

г) его воздействием охватываются не только законопос­
лушные граждане, но и лица, склонные к совершению право­
нарушений, в связи с чем решаются задачи предупреждения
правонарушений;

д) осуществляется он в специальных правовых воспита­
тельных формах с использованием правовых средств и методов;

е) осуществляющие его лица, как правило, имеют юри­
дическое образование или специальную юридическую подго-
говку.


Одни авторы считают, что правовое воспитание призва­но распространять правовые знания, формировать правовые убеждения и правовую культуру, воспитывать чувство ува­жения к нормам права и убежденность в их исполнении1. Дру­гие полагают, что целью правового воспитания являются развитие навыков правомерного поведения, выработка при­вычки соблюдать и исполнять законы2.

Как представляется, основная задача правового воспи­тания состоит в формировании высокого уровня правосозна­ния граждан, ориентированного на повышение их социаль­но-правовой активности.

Исходя из этой задачи, правовое воспитание следует, со­средоточить на формировании в правосознании граждан Рос­сии таких компонентов, как:

а) знание системы основных правовых предписаний, пра­
вильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, за­
конности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания
на практике;

г) привычка поведения в точном соответствии с полу­
ченными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммуни­
тет к совершению любых нарушений правовых норм.

В юридической литературе иногда допускается неоправ­данное смешивание и отождествление таких понятий, как «система» и «механизм» правового воспитания. Однако эти понятия не однозначны. Система правового воспитания - это совокупность всех основных частей, элементов правовоспи­тательного процесса, обеспечивающих его определенный по­рядок и организацию. В систему правового воспитания вхо-

1 См.: Б у т к о И.Ф. Правовое воспитание молодежи// Советс­
кое государство и право. 1971. № 9. С. 143; Павлов А.С. Право­
вое воспитание. М., 1972. С. 3-4.

2 См.: Кейзеров Н.М. Воспитание привычки соблюдать со­
ветские законы. М, 1965. С. 4.


дят такие элементы, как субъекты (органы, организации и т.д.), объекты (индивиды или социальные группы), совокуп­ность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных право­вых средств и методов.

Механизм правового воспитания являет собой внутрен­нее устройство правовоспитательного процесса, механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосозна­нии, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых.

Субъектами правового воспитания населения являются государственные органы и учреждения, общественные орга­низации и объединения граждан, на которые возлагается обя­занность проводить работу среди населения.

Основную работу по правовому воспитанию населения выполняет государство. Одной из важнейших его функций является культурно-воспитательная, в которую входит со­ставной частью и правовое воспитание. В распоряжении го­сударства находятся стройная система органов и учрежде­ний, а также основные материально-технические средства, с помощью которых проводится правовоспитательная работа, средства, создающие реальную возможность оказывать эф­фективное воздействие на правовое сознание и поведение граждан.

Второй составной частью системы правового воспита­ния являются объекты. В юридической литературе по вопро­су об определении объекта воспитания существуют различ­ные точки зрения. Одни объектом воспитательного воздей­ствия считают человеческую личность и человеческий кол­лектив1, вторые - сознание и поведение личности, социаль­ной группы2, третьи - конкретную реальную личность3. Как представляется, объекты правового воспитания - это граж-

1 См.: Предмет и система этики. Москва-София, 1973. С. 332.

7 См.: Лазарев Л.В. Местные Советы и правовое воспитание граждан// Советское государство и право. 1973. № 8. С. 79.

3 См.: Васина Э.Л. Социализм и воспитание масс. М., 1973. (.102.


дане, различные категории населения и широкие массы, с которыми должна проводиться правовоспитательная рабо­та. Точнее говоря, объектом правовоспитательною воздей­ствия является сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания - мнения, оценки, сужде­ния и, как конечный результат, - правомерное поведение.

Третьей составной частью системы правового воспита­ния являются правовоспитательные_действия. Они проводят­ся для достижения намеченных целей, прогнозированных ре­зультатов, положительного эффекта, с помощью определен­ных средств, с использованием соответствующих форм и ме­тодов. Их содержание - правовоспитательное воздействие субъектов на объекты, цель - воспитание граждан в духе ува­жения, соблюдения и исполнения законов, содействие фор­мированию у них правосознания, привитие им навыков пра­вомерного поведения и повышение их социально-правовой активности.

В механизме правового воспитания представляется воз­можным выделить следующую последовательную цепь взаи­мосвязанных звеньев: 1) общестаенное_правосознание; 2) сис­тему норм права; 3) формы и средства правового воспитания; 4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обога­тить идеями, содержащимися в общественном правосознании. 4 ' В юридической литературе существуют различные под­ходы к понятию «формы правового воспи тания». Л.М. Кор­ниенко полагает,' что формы правового воспитания - это «различные виды организационной деятельности государ­ственных и общественных организаций, сознательно созда­ваемые и используемые в целях правового воспитания граж­дан»1 Т.Н. Леонтьева определяет формы правового воспита­ния как способ связи различных элементов его содержания2.

Иначе определяет форму правового воспитания

. 'Корниенко Л.М. Проблемы формирования правосозна­ния школьников. Автореф. канд. дисс. М., 1974. С. 13.

2 См.: Леонтьева Т.Н. Вопросы деятельности трудовых коллективов в свете современной теории права. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1975. С. 18.


Л.И. Лйзенберг. Под формой правового (и нравственного) воспитания он понимает «... фактически осуществляемые ме­роприятия, с помощью которых воспитуемым прививаются соответствующие знания и необходимое поведение»1.

Любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление правовоспитательного воз­действия, его определенная внешняя организация.

От формы правового воспитания необходимо отличать правовоспитательное средство канал, источник правовой информации, с помощью которого осуществляется правовое воспитание. Если" правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное сред­ство при помощи чего оно осуществляется.

В отечественной юридической литературе существует несколько классификаций форм правового воспитания. Так, Т.Н. Леонтьева к формам правовоспитательной работы от­носит: правовое обучение или просвещение; правовую про­паганду; непосредственное участие граждан в правовой прак­тике; проведение на предприятиях показательных судебных процессов, выездных сессий арбитража; правовоспитатель­ную агитацию2.

Разумеется, сейчас некоторые из названных форм изме­нили свое содержание, а другие вообще не применяются.

М.М. Галимов полагает, что к формам правового воспи­тания можно отнести правовую пропаганду, правовую учебу и индивидуальную воспитательную работу3.

Иногда в юридической литературе формы правового воспитания конкретного лица называют индивидуальными,

1 Айзенберг A.M. Задачи и формы правового и нрав­
ственного воспитания подростков. М., 1975. С. 27.

2 См.: Леонтьева Т.Н. Вопросы деятельности трудовых
коллективов в свете современной теории права. Автореф. дис.... канд.
юрид. наук. М., 1975. С. 18.

3 См.: Г алимов М.М. Система правового воспитания тру­
дящихся // Правосознание и правовое воспитание трудящихся в обще­
стве. М., 1975. С. 109.


а формы правового воспитания групп населения - массовы­ми1. A.M. Айзенберг к формам индивидуального воздействия относит наставничество, шефство, обсуждение на общем со­брании дела по правонарушению2.

Формы правового воспитания можно рассматривать и с точки зрения их назначения. По этому критерию они делятся на общие (не специальные) и специальные. К специальным иногда относятся виды правоприменительного воздействия, применяемые органами прокуратуры, судами, министерства­ми юстиции, внутренних дел и другими органами, выполня­ющими специальные задачи по обеспечению законности, правопорядка, наделенные для их осуществления соответ­ствующими правами и обязанностями'.

Формы правового воспитания можно также подразде­лять на формы непосредственного и формы опосредованного воздействия на воспитуемых.

Опосредованное воздействие производится в основном с помощью средств массовой информации: газет, журналов, телевидения, радиовещания, кино и т.п. Оно рассчитано чаще всего на самую широкую аудиторию. Вместе с тем имеет мес­то и передача правовой информации для определенной кате­гории населения: для рабочих и служащих (например, по воп­росам трудового права), для молодежи. При опосредован­ном воздействии отсутствует непосредственное общение субъекта и объекта правовоспитательной работы.

Непосредственное воздействие на воспитуемых наибо­лее полно проявляется при проведении правовоспитательной работы с конкретным лицом, например, в индивидуальных беседах или при рассмотрении вопроса о конкретном лице на собрании. Такому воздействию свойственны, как правило,

1 См.: Правосознание и правовое воспитание трудящихся в раз­витом социалистическом обществе. М., 1975. С. 114-115.

2Айзенберг A.M. Задачи и формы правового и нравствен­ного воспитания подростков. М., 1975. С. 29-30.

3 См.: Г а л и м о в М.М. Партийное руководство системой пра­вового воспитания трудящихся в развитом социалистическом обще­стве. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1975. С. 12.


непосредственное общение воспитателей и воспитуемых, пря­мая и обратная связь между ними.

Каждая форма правового воспитания имеет свои осо­бенности, характерные черты. В процессе правового воспи­тания должны активно использоваться все имеющиеся груп­пы правовоспитательных форм: профессиональное юриди­ческое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профи­ля), правовое воспитание населения (лектории и кинолекто­рии правовых знаний), тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации, право­вое воспитание правонарушителей (деятельность суда, про­куратуры, органов внутренних дел и т.д.)

Правовоспитательные средства можно подразделить на материальные (нормативно-правовые акты, акты применения норм" права, газеты, журналы, популярная и художественная литература, кино, TV) и устные (лекции, беседы, семинары).

М.М. Галимов и О.Ф. Мураметс полагают, что иногда невозможно провести резкую грань между средствами и фор­мами правовоспитательной деятельности, поскольку одно и то же явление может оказаться средством, если его брать в отношении целей правового воспитания, формой, если ха­рактеризовать его по отношению к содержанию правового

воспитания1.

Данные конкретных социологических исследований го­ворят о том, что наиболее распространенными источниками познания права населением являются телевидение, печать и радиовещание, а лекции, беседы и другие устные средства правового воспитания не занимают столь важного места. В этом нет ничего удивительного, поскольку в современных условиях средства массовой информации развиваются быст­ро, совершенствуется их организация, формы и содержание работы. Чтение газет, журналов, просмотр телепередач стали

1 Галимов М.М., Мураметс О.Ф. Правовое воспита­ние трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, 1976. С. 44.


неотъемлемой частью повседневной жизни человека, источ­никами различной, в том числе правовой, информации. Про­смотр телепередач воздействует на зрителя и способствует превращению полученных сведений в знания и устойчивые оценки.

Методы правового воспитания - это способы целенаправ­ленного воздействия субъекта правового воспитания на право­сознание и психику коллектива, группы или одного человека. В каждом конкретном случае субъект воспитания должен най­ти наиболее целесообразные методы, пути, средства решения задач правового воспитания. Методами правового воспита­ния являются: убеждение, принуждение, поощрение.

М.И. Козюбра пишет, что метод убеждения «предпола­гает влияние на сознание и волю человека способами мо­рального характера. Вследствие такого влияния, лицо, на которое направлено убеждение, воспринимает волю убежда­ющего как свою личную, у него формируются взгляды, отве­чающие взглядам убеждающего, они приобретают форму мо­ральных мотивов деятельности»1.

Метод принуждения - столь же неотъемлемый элемент процесса правового воспитания. Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов пра­вовоспитательного процесса, формирования законопослуш­ного поведения.

'Козюбра М.И. По-управленчески. Киев, 1970. С. 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.029 с.)