Понятие нормы права, нормативно-правового акта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие нормы права, нормативно-правового акта.



Система Российского права.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и раз­вивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, Единство юридичес­ких норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством пра­вовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-тре­тьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т. е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация — это сознательно проводимое упорядочение дей­ствующих правовых норм в целях удобства пользования ими на прак­тике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не система­тизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субин­ститут.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отно­шения с помощью норм других отраслей; г) необходимость примене­ния особого метода регулирования.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органичес­ким единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Все юридические нормы подразделяются на материальные и про­цессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т. д.

Процессуальные нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией 1993 г, в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содер­жащихся во всех непроцессуальных отраслях.

Отрасли права разделяются на профилирующие и базовые отрас­ли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним отно­сят конституционное (государственное), гражданское, административ­ное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-про­цессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.

Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контро­лю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобрета­ют правовую форму и выступают как правовые.


Защита права собственности.

Защита права собственности является составной частью боле широкого понятия защиты гражданских прав и представляет собой совокупность предусмотренных гражданским законодательством мер, применяемых к нарушителям правоотношений собственности и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их обладателей.

Принципы семейного права

Принципы семейного права – руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. К принципам семейного права ст. 1 СК относит:

1) принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Браки, заключенные иным способом (религиозные, церковные и иные обряды), не признаются и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство без государственной регистрации независимо от длительности;

2) принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего вмешательства при решении вопроса о заключении брака. Обязательное условие заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них;

3) принцип единобрачия (моногамия). Одним из обстоятельств, препятствующих заключению брака, является нахождение одного из лиц в другом зарегистрированном браке. Нарушение этого принципа рассматривается как нарушение моральных правил, распущенность, влечет признание брака недействительным;

4) равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера. Женщина и мужчина имеют равные права при вступлении в брак, после чего они приобретают равные личные права, равные права и обязанности в вопросах материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах;

5) разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, заключение брачного договора и др.);

6) приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка. В СК РФ закреплен комплекс прав несовершеннолетних детей, а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, закреплено в ст. 54 СК РФ;

7) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Аналогично трудоспособные совершеннолетние внуки обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бабушек и дедушек. Если обязанные лица добровольно материальную помощь не оказывают – они могут быть понуждены к исполнению данной обязанности в судебном порядке;

8) защиту семьи государством. Охрана и поощрение материнства находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских садов и яслей, школ-интернатов и других детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий одиноким матерям и многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье.

 

Понятие нормы права, нормативно-правового акта.

Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государ­ством, закрепляясь в официальных государственных актах. Она имеет предоставительно-обязывающий характер, т. е. нормой права устанав­ливается не только свобода действий, но и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо действий. Реализация пра­вовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государ­ственного принуждения, т. е. нарушение границ свободы дозволенно­го и необходимого поведения влечет за собой применение мер юриди­ческой ответственности к правонарушителю.

Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т. е. уста­навливает, при каких условиях следует руководствоваться данным пра­вилом поведения. Например, при наличии права на пенсионное обеспечение по возрасту его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при условиях, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав, и обязанностей.

Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, на­граждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Нормативно-правовой акт — это принятый компетентным государ­ственным органом письменный официальный документ определен­ной формы, содержащий нормы права.

Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Так как нор­мативно-правовые акты содержат нормы права, то они обязательны к исполнению. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различ­ным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различа­ют гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-пра­вовые акты и т. д.; по территории действия — федеральные, региональ­ные и местные.

Нормативно-правовые акты обладают определенной юридичес­кой силой. Юридическая сила — это релятивное (сопоставительное) свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодатель­ства. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на за­коны и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во време­ни по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действу­ет только в течение одного финансового года); в случае их отмены; при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с рас­пространением его на всю территорию государства или только на ее часть, что оговаривается в самом акте.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из того общего правила есть исключения. Так, иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, пользующиеся правом экстерриториальности, не могут быть привлечены к ответственности за нарушения административного и уголовного законодательства; ино­странные граждане и лица без гражданства, хотя и постоянно прожи­вающие на территории страны, не могут быть носителями некоторых прав и обязанностей (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут быть государственными и муници­пальными служащими); отдельные нормативные акты, в частности, За­кон о гражданстве, Уголовный кодекс, распространяют свое действие и на граждан России, которые находятся за пределами страны.

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться по другим основани­ям, например, по признаку пола, по возрастному цензу (несовершен­нолетние), по профессиональной принадлежности (военнослужащие), по наличию отношений гражданства (гражданин, иностранный граж­данин, лицо без гражданства). Круг лиц определяется в самом норма­тивно-правовом акте.


Система Российского права.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и раз­вивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, Единство юридичес­ких норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством пра­вовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-тре­тьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т. е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация — это сознательно проводимое упорядочение дей­ствующих правовых норм в целях удобства пользования ими на прак­тике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не система­тизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субин­ститут.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отно­шения с помощью норм других отраслей; г) необходимость примене­ния особого метода регулирования.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органичес­ким единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Все юридические нормы подразделяются на материальные и про­цессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т. д.

Процессуальные нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией 1993 г, в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содер­жащихся во всех непроцессуальных отраслях.

Отрасли права разделяются на профилирующие и базовые отрас­ли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним отно­сят конституционное (государственное), гражданское, административ­ное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-про­цессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.

Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контро­лю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобрета­ют правовую форму и выступают как правовые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.02 с.)