Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие нормы права, нормативно-правового акта.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Система Российского права. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы. Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач. Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т. е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано). Систематизация — это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования. Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу. Все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т. д. Процессуальные нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией 1993 г, в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях. Отрасли права разделяются на профилирующие и базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые. Защита права собственности. Защита права собственности является составной частью боле широкого понятия защиты гражданских прав и представляет собой совокупность предусмотренных гражданским законодательством мер, применяемых к нарушителям правоотношений собственности и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их обладателей. Принципы семейного права Принципы семейного права – руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. К принципам семейного права ст. 1 СК относит: 1) принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Браки, заключенные иным способом (религиозные, церковные и иные обряды), не признаются и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство без государственной регистрации независимо от длительности; 2) принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего вмешательства при решении вопроса о заключении брака. Обязательное условие заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них; 3) принцип единобрачия (моногамия). Одним из обстоятельств, препятствующих заключению брака, является нахождение одного из лиц в другом зарегистрированном браке. Нарушение этого принципа рассматривается как нарушение моральных правил, распущенность, влечет признание брака недействительным; 4) равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера. Женщина и мужчина имеют равные права при вступлении в брак, после чего они приобретают равные личные права, равные права и обязанности в вопросах материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах; 5) разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, заключение брачного договора и др.); 6) приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка. В СК РФ закреплен комплекс прав несовершеннолетних детей, а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, закреплено в ст. 54 СК РФ; 7) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Аналогично трудоспособные совершеннолетние внуки обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бабушек и дедушек. Если обязанные лица добровольно материальную помощь не оказывают – они могут быть понуждены к исполнению данной обязанности в судебном порядке; 8) защиту семьи государством. Охрана и поощрение материнства находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских садов и яслей, школ-интернатов и других детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий одиноким матерям и многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье.
Понятие нормы права, нормативно-правового акта. Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государством, закрепляясь в официальных государственных актах. Она имеет предоставительно-обязывающий характер, т. е. нормой права устанавливается не только свобода действий, но и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо действий. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения, т. е. нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю. Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т. е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, при наличии права на пенсионное обеспечение по возрасту его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста. Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при условиях, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав, и обязанностей. Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Нормативно-правовой акт — это принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права. Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Так как нормативно-правовые акты содержат нормы права, то они обязательны к исполнению. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль. Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые акты и т. д.; по территории действия — федеральные, региональные и местные. Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой. Юридическая сила — это релятивное (сопоставительное) свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года); в случае их отмены; при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений. Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть, что оговаривается в самом акте. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из того общего правила есть исключения. Так, иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, пользующиеся правом экстерриториальности, не могут быть привлечены к ответственности за нарушения административного и уголовного законодательства; иностранные граждане и лица без гражданства, хотя и постоянно проживающие на территории страны, не могут быть носителями некоторых прав и обязанностей (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут быть государственными и муниципальными служащими); отдельные нормативные акты, в частности, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс, распространяют свое действие и на граждан России, которые находятся за пределами страны. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться по другим основаниям, например, по признаку пола, по возрастному цензу (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (военнослужащие), по наличию отношений гражданства (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства). Круг лиц определяется в самом нормативно-правовом акте. Система Российского права. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы. Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач. Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т. е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано). Систематизация — это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования. Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу. Все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т. д. Процессуальные нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией 1993 г, в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях. Отрасли права разделяются на профилирующие и базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право. Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.01 с.) |