Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественной юридической наукойСодержание книги Поиск на нашем сайте
Правовая сфера духовного мира человека была в центре внимания многих дореволюционных русских ученых-юристов. Так М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.) основу происхождения политической власти видел в конечном счете не в материальных производственных отношениях, а в свойствах человеческой психики. В «психическом», «гипнотическом» воздействии инициаторов на пассивную массу, способную лишь к «подражательным процессам», заключалась, по мнению этого видного представителя позитивистской социологии, причина возникновения политической власти, государства и права1. Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.) утверждал, что «основой всего права в конце концов является все-таки индивидуальное сознание». Право, по мнению этого выдающегося ученого, выражает не «объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о данном порядке общественных отношений»2. Психологическая трактовка права Н.М. Коркунова оказала весьма существенное воздействие на психологическую теорию Л.И. Петражицкого (1867-1931 гг.). Представители психологической школы исходили из постулата, что само право коренится в характере человека, его переживаниях, а эмоции лежат в основе поведения человека. Профессор Л.И. Петражицкий и его последователи уделяли большое внимание анализу этических переживаний и нравственного и правового типа. В их интерпретации исчезает различие между правом и правосознанием. Заслугой теоретиков психологической школы права было стремление привлечь внимание к правовым переживаниям, эмоциям человека. Л.И. Петражицкий трактовал право всецело как элемент 1 См.: История политических и правовых учений/ Под ред. B.C. Нерсесянца.М., 1988. С. 609. 2 Там же. С. 611. К) И психики индивида. Право, по его мнению, это этические пре-живания императивно-атрибутивного характера (переживание чувства обязанности и правомочия). Л.И. Петражицкий рассматривал право как позитивное и интуитивное. Позитивное право предполагает внешние источники, на которые оно опирается (кодексы, законы, обычаи). Интуитивное право есть результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида. Отсюда следует, что существует столько систем интуитивного права, сколько самих индивидов (правовой плюрализм)1. Сам Л.И. Петражицкий писал, что право «остается индивидуальным, индивидуально-разнообразным по содержанию, не шаблонным правом, и можно сказать, что по содержанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, интуитивных прав столько, сколько индивидов»2. По существу, здесь утрачивается различие между правом и индивидуальным правосознанием. Центральное место категория «правосознание» занимает в учении замечательного русского философа И.А. Ильина. В этой категории ученый усматривал основную сущность права - сущность душевно-духовную. И.А.Ильин был ярким представителем этико-нормативной теории права. Право, по мысли И.А. Ильина, несмотря на свою объективность являегся атрибутом духа, способом жизни, его необходимым проявлением. Ученый различает естественное и положительное право. Для него естественное право представляет собой «прообраз положительного права», данную от бога и от природы свободу самовоспитания и самостроительства, котирую надо искать в глубине собственного духа3. Положительное право всегда содержит ■• Себе естественное право и становится объективным правом и зависимости от уровня и состояния правосознания ЧОЛОВСКЙ Но мысли 1 См.: указ. соч. С. 714. 2Петражицки й Л.И. Теория прам " п«удирства в связи с теорией нравственности. Т. П. СПб, 1909 < ШО 3 См.: Ильин И.А. О государств и чемокритии// Советское государство и право. 1991. № 11. С. П2. И.А. Ильина, существование положительного права вытекает из ущербности правосознания, которое не способно удержать своим предметом естественное право во всем объеме. Таким образом, И.А. Ильин выделяет две наиболее характерные черты права: объективность и духовность. Правосознание определяется ученым как «знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обязательности и признающая его потому, что она признает его цель». Именно поэтому правосознание выступает как «воля к цели права» и для него проистекает необходимость «знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т.е. бороться за право»1. По мнению И.А. Ильина, правосознание в своем целостном виде представляет неразрывную совокупность четырех элементов: 1) знание права; 2) признание права; 3) прочувствование права; 4) претворение права в жизнь. Взаимообусловленность и взаимозависимость права и правосознания И.А. Ильин выразил следующей формулой: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность»2. И.А. Ильин одним из первых ученых-юристов поднял важную проблему деформации и дефективности правосознания. Раскрывая сущность этой проблемы, он указывал: «...Уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право»5. Безусловный интерес вызывает постановка и решение И.А. Ильиным оригинальной проблемы аксиом правосозна- 'Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 22. 2 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 40. 3 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 20.
ния. Под аксиомами правосознания ученый понимает его основные истины, которым в реальной жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования1. Первой аксиомой является закон духовного достоинства. И. А. Ильин убедительно показывает, что без чувства собственного духовного достоинства немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Второй аксиомой правосознания является закон автономии, под которым ученый понимает способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной и волевой самодисциплине. Под третьей аксиомой правосознания И.А. Ильин понимает закон взаимного признании, представляющий собой взаимное духовное признание людей, их уважение и доверие друг к другу. И.А. Ильин подчеркивает, что действующее в стране право не может существовать вне живого правосознания, которое предполагает не только восприятие его каждым гражданином государства, но и неуклонное соблюдение. «Человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком, всякий разговор, всякое соседство, не говоря уже о сделках и об участии в любой общественной организации, - ставит немедленно вопрос о праве и не праве, о моем и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение»2. А отсюда, - правосознание является творческим источником права, основой правопорядка и политической жизни. Каждый закон, возникнув в правосознании властвующих людей, обращается к правосознанию множества подчиненных людей. Следовательно, действовать в жизни право может только благодаря тому, что оно обращается к внутреннему миру человека. Поэтому, по Ильину, любой человек призван добровольно вменять себе законы своего государства, стараться правильно понимать их и повиноваться им «по чувству свободно признанной обязанности». По Ильину, вся жизнь человека и нем ei < 1 судьба слагают- ся при участии правосознания и под его руководством. Нужно отметить, что в правосознании участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и вся человеческая душа. Правосознание можно было бы описать, как естественное чувство права или как особую духовную построенность инстинкта в отношении к себе и другим людям. Из вышесказанного следует вывод: правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самоуправлению, взаимное уважение людей друг к другу. В двадцатых годах нынешнего столетия обращались к правовой сфере духовного мира человека, пытались возродить традиции психологической школы права М.А. Рейс-нер, Е.А. Энгель, И.Д. Ильинский. Так, согласно М.А. Рей-снеру, право, как идеологическая форма заключает в себе два основных момента: волевую сторону или одностороннее «субъективное право» и нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права»'. Ученый давал классовое толкование интуитивного права. В целом же самим правоведам в этот период был свойственен правовой нигилизм. Господствующей являлась идеологическая трактовка права, доходящая подчас до отрицания юридической реальности вообще, либо предвещающая скорое исчезновение юридического момента в отношениях людей (Е.Б. Пашуканис). f К настоящему времени в юридической науке созданы основы общей теории правового сознания, правовой культуры, правового воспитания. В последние годы заметно усилился интерес к социологическим исследованиям по данной проблематике, достаточно полно изучены общие вопросы правосознания как формы общественного сознания: понятие, виды, структура, функции и т.д. Значительный вклад в разработку общих теоре-
'Ильин И.А. Указ. соч. С. 147. 2 См.: Ильин А.И. Путь к очевидности. М., 1993. С. 251. 1 См.: История политических и правовых учений/ Под ред. B.C. Нерсесянца.М, 1997. С. 647. тических проблем правового сознания, правовой культуры и правового воспитания внесли П.П. Баранов, К.Г. Вельский, Г.А. Злобин, З.Д. Иванова, К.Е. Игошев, В.П. Казимирчук, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, А.В. Мицкевич, Е.В. Назарен-ко, М.Ф. Орзих, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Пого-пейко, И.Ф. Рябко, И.Е. Фарбер и другие. Анализ социологических и социально-психологических аспектов функционирования правосознания дан в работах А.Д. Бойкова, А.И. Долговой, В.И. Каминской, А.Р. Ратинова, В.А. Щегорцова. Важное значение для изучения рассма!риваемой проблемы имеют работы, специально посвященные профессиональному правосознанию, правовой культуре юристов (В.Н. Кудрявцев, Н.Я. Соколов) или отдельных профессиональных групп юристов, в частности, работников органов внутренних дел (Н.Л. Гранат, А.Ф. Гранин, С.Н. Кожевников, В.П. Сальников). Особое место в ряду имен ученых, заложивших фундаментальные основы общей теории правосознания, принадлежит доктору юридических наук, профессору Исааку Ефимовичу Фарберу, автору одного из первых и наиболее значительных научных трудов по рассматриваемой проблеме1. В своей работе И.Е. Фарбер исследовал вопросы о предмете правосознания и правосознании как о части надстройки, о признаках правосознания и о его структуре, включающей не только правовую идеологию, как это считалось, но и правовую психологию, что явилось в to время новым положением для советской юридической науки. В работе рассмотрены вопросы происхождения и развития правосознания в истории общества, зависимости правосознания от экономических отношений, определяющих содержание правовых представлений и взглядов людей. И.Е. Фарбер пришел к важному и правильному выводу о том, что правосознание отражает, наряду с экономическими, и политические, моральные, семейные, личные и иные общественные отношения, но с одной их существенной стороны - со стороны действий людей, их поведения2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.98 (0.007 с.) |