Отечественной юридической наукой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественной юридической наукой



Правовая сфера духовного мира человека была в центре внимания многих дореволюционных русских ученых-юристов. Так М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.) основу происхождения политической власти видел в конечном счете не в материаль­ных производственных отношениях, а в свойствах человечес­кой психики. В «психическом», «гипнотическом» воздействии инициаторов на пассивную массу, способную лишь к «подра­жательным процессам», заключалась, по мнению этого видно­го представителя позитивистской социологии, причина воз­никновения политической власти, государства и права1.

Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.) утверждал, что «основой всего права в конце концов является все-таки индивидуаль­ное сознание». Право, по мнению этого выдающегося учено­го, выражает не «объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о данном порядке общественных отношений»2.

Психологическая трактовка права Н.М. Коркунова оказала весьма существенное воздействие на психологичес­кую теорию Л.И. Петражицкого (1867-1931 гг.). Представи­тели психологической школы исходили из постулата, что само право коренится в характере человека, его переживани­ях, а эмоции лежат в основе поведения человека. Профессор Л.И. Петражицкий и его последователи уделяли большое внимание анализу этических переживаний и нравственного и правового типа. В их интерпретации исчезает различие меж­ду правом и правосознанием. Заслугой теоретиков психоло­гической школы права было стремление привлечь внимание к правовым переживаниям, эмоциям человека.

Л.И. Петражицкий трактовал право всецело как элемент


1 См.: История политических и правовых учений/ Под ред. B.C. Нерсесянца.М., 1988. С. 609.

2 Там же. С. 611.


К)


И


психики индивида. Право, по его мнению, это этические пре-живания императивно-атрибутивного характера (пережива­ние чувства обязанности и правомочия). Л.И. Петражицкий рассматривал право как позитивное и интуитивное. Пози­тивное право предполагает внешние источники, на которые оно опирается (кодексы, законы, обычаи). Интуитивное пра­во есть результат внутреннего, интуитивного самоопределе­ния индивида. Отсюда следует, что существует столько сис­тем интуитивного права, сколько самих индивидов (право­вой плюрализм)1.

Сам Л.И. Петражицкий писал, что право «остается ин­дивидуальным, индивидуально-разнообразным по содержа­нию, не шаблонным правом, и можно сказать, что по содер­жанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, ин­туитивных прав столько, сколько индивидов»2. По существу, здесь утрачивается различие между правом и индивидуаль­ным правосознанием.

Центральное место категория «правосознание» занимает в учении замечательного русского философа И.А. Ильина. В этой категории ученый усматривал основную сущность права - сущ­ность душевно-духовную. И.А.Ильин был ярким представите­лем этико-нормативной теории права. Право, по мысли И.А. Ильина, несмотря на свою объективность являегся атрибутом духа, способом жизни, его необходимым проявлением.

Ученый различает естественное и положительное право. Для него естественное право представляет собой «прообраз положительного права», данную от бога и от природы сво­боду самовоспитания и самостроительства, котирую надо искать в глубине собственного духа3.

Положительное право всегда содержит ■• Себе естествен­ное право и становится объективным правом и зависимости от уровня и состояния правосознания ЧОЛОВСКЙ Но мысли

1 См.: указ. соч. С. 714.

2Петражицки й Л.И. Теория прам " п«удирства в связи с теорией нравственности. Т. П. СПб, 1909 < ШО

3 См.: Ильин И.А. О государств и чемокритии// Советское государство и право. 1991. № 11. С. П2.


И.А. Ильина, существование положительного права вытека­ет из ущербности правосознания, которое не способно удер­жать своим предметом естественное право во всем объеме. Таким образом, И.А. Ильин выделяет две наиболее характер­ные черты права: объективность и духовность.

Правосознание определяется ученым как «знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обя­зательности и признающая его потому, что она признает его цель». Именно поэтому правосознание выступает как «воля к цели права» и для него проистекает необходимость «знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т.е. бо­роться за право»1.

По мнению И.А. Ильина, правосознание в своем целост­ном виде представляет неразрывную совокупность четырех элементов: 1) знание права; 2) признание права; 3) прочув­ствование права; 4) претворение права в жизнь.

Взаимообусловленность и взаимозависимость права и правосознания И.А. Ильин выразил следующей формулой: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность»2.

И.А. Ильин одним из первых ученых-юристов поднял важную проблему деформации и дефективности правосозна­ния. Раскрывая сущность этой проблемы, он указывал: «...Уродливое, извращенное правосознание остается право­сознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, из­вращенным содержанием; возникает неправовое право, кото­рое, однако, именуется «правом» и выдается за право»5.

Безусловный интерес вызывает постановка и решение И.А. Ильиным оригинальной проблемы аксиом правосозна-

'Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 22.

2 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 40.

3 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 20.


 




ния. Под аксиомами правосознания ученый понимает его ос­новные истины, которым в реальной жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования1. Первой аксиомой является закон духовного достоинства. И. А. Ильин убедительно показывает, что без чувства соб­ственного духовного достоинства немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Второй аксиомой правосознания является за­кон автономии, под которым ученый понимает способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной и воле­вой самодисциплине. Под третьей аксиомой правосознания И.А. Ильин понимает закон взаимного признании, представ­ляющий собой взаимное духовное признание людей, их ува­жение и доверие друг к другу.

И.А. Ильин подчеркивает, что действующее в стране пра­во не может существовать вне живого правосознания, которое предполагает не только восприятие его каждым гражданином государства, но и неуклонное соблюдение. «Человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком, всякий разговор, всякое соседство, не гово­ря уже о сделках и об участии в любой общественной органи­зации, - ставит немедленно вопрос о праве и не праве, о моем и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение»2. А отсюда, - правосознание явля­ется творческим источником права, основой правопорядка и политической жизни. Каждый закон, возникнув в правосозна­нии властвующих людей, обращается к правосознанию мно­жества подчиненных людей. Следовательно, действовать в жизни право может только благодаря тому, что оно обраща­ется к внутреннему миру человека. Поэтому, по Ильину, лю­бой человек призван добровольно вменять себе законы своего государства, стараться правильно понимать их и повиновать­ся им «по чувству свободно признанной обязанности».

По Ильину, вся жизнь человека и нем ei < 1 судьба слагают-


ся при участии правосознания и под его руководством. Нужно отметить, что в правосознании участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и вся человеческая душа. Правосознание можно было бы описать, как естествен­ное чувство права или как особую духовную построенность инстинкта в отношении к себе и другим людям.

Из вышесказанного следует вывод: правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором чело­век утверждает свою собственную духовность и признает ду­ховность других людей; отсюда и аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самоуправ­лению, взаимное уважение людей друг к другу.

В двадцатых годах нынешнего столетия обращались к правовой сфере духовного мира человека, пытались возро­дить традиции психологической школы права М.А. Рейс-нер, Е.А. Энгель, И.Д. Ильинский. Так, согласно М.А. Рей-снеру, право, как идеологическая форма заключает в себе два основных момента: волевую сторону или односторон­нее «субъективное право» и нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права»'. Ученый давал классовое толкова­ние интуитивного права. В целом же самим правоведам в этот период был свойственен правовой нигилизм. Господ­ствующей являлась идеологическая трактовка права, дохо­дящая подчас до отрицания юридической реальности вооб­ще, либо предвещающая скорое исчезновение юридическо­го момента в отношениях людей (Е.Б. Пашуканис).

f К настоящему времени в юридической науке созданы осно­вы общей теории правового сознания, правовой культуры, пра­вового воспитания. В последние годы заметно усилился интерес к социологическим исследованиям по данной проблематике, до­статочно полно изучены общие вопросы правосознания как формы общественного сознания: понятие, виды, структура, функции и т.д. Значительный вклад в разработку общих теоре-


 


'Ильин И.А. Указ. соч. С. 147.

2 См.: Ильин А.И. Путь к очевидности. М., 1993. С. 251.


1 См.: История политических и правовых учений/ Под ред. B.C. Нерсесянца.М, 1997. С. 647.


тических проблем правового сознания, правовой культуры и правового воспитания внесли П.П. Баранов, К.Г. Вельский, Г.А. Злобин, З.Д. Иванова, К.Е. Игошев, В.П. Казимирчук, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, А.В. Мицкевич, Е.В. Назарен-ко, М.Ф. Орзих, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Пого-пейко, И.Ф. Рябко, И.Е. Фарбер и другие. Анализ социологи­ческих и социально-психологических аспектов функционирова­ния правосознания дан в работах А.Д. Бойкова, А.И. Долго­вой, В.И. Каминской, А.Р. Ратинова, В.А. Щегорцова. Важное значение для изучения рассма!риваемой проблемы имеют рабо­ты, специально посвященные профессиональному правосозна­нию, правовой культуре юристов (В.Н. Кудрявцев, Н.Я. Соко­лов) или отдельных профессиональных групп юристов, в част­ности, работников органов внутренних дел (Н.Л. Гранат, А.Ф. Гранин, С.Н. Кожевников, В.П. Сальников).

Особое место в ряду имен ученых, заложивших фундамен­тальные основы общей теории правосознания, принадлежит доктору юридических наук, профессору Исааку Ефимовичу Фарберу, автору одного из первых и наиболее значительных научных трудов по рассматриваемой проблеме1. В своей рабо­те И.Е. Фарбер исследовал вопросы о предмете правосознания и правосознании как о части надстройки, о признаках право­сознания и о его структуре, включающей не только правовую идеологию, как это считалось, но и правовую психологию, что явилось в to время новым положением для советской юриди­ческой науки. В работе рассмотрены вопросы происхождения и развития правосознания в истории общества, зависимости правосознания от экономических отношений, определяющих содержание правовых представлений и взглядов людей. И.Е. Фарбер пришел к важному и правильному выводу о том, что правосознание отражает, наряду с экономическими, и по­литические, моральные, семейные, личные и иные обществен­ные отношения, но с одной их существенной стороны - со стороны действий людей, их поведения2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.221.121 (0.02 с.)