Соотношение с уголовным, административным, гражданским и трудовым правом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение с уголовным, административным, гражданским и трудовым правом



 

Нормы перечисленных отраслей обеспечивают возможность привлечь нарушителей экологического законодательства к соответствующему виду ответственности.

 

  1. Экологическое право как система знаний и учебная дисциплина.

 

Одним из закрепленных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры.

 

Общие нормы об экологическом образовании и просвещении установлены в гл. 13 указанного Закона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законодательством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

 

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию.

 

Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.

 

Согласно ст. 71 Закона об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовой формы.

 

Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах защиты прав, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права.

 

При определении структуры экологического права как учебной или научной дисциплины применяется комбинация оснований, позволяющая наиболее полно и успешно решить стоящие перед ними задачи. При этом структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли экологического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению рационального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды).

 

В рамках общей части изучаются следующие темы:

· предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права РФ;

· источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды;

· плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны;

· экологические бедствия и чрезвычайные ситуации;

· ответственность за нарушение экологического законодательства.

 

Особенная часть экологического права включает в себя изучение:

· правового регулирования использования и охраны отдельных видов природных объектов: лесного, водного фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель;

· правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

 

  1. История развития экологического права.

 

Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах Российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам: а) до 1917 г., б) в советский период и в) на современном этапе.

 

А. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в "Русской правде" (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В "Русской правде" устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, то есть дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 "Пространной правды" за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа <26>. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

 

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. (Засека - преграда из срубленных и наваленных деревьев). Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

 

Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. Так, по указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для профилактики в Москве предписывалось, чтобы "...падежные лошади и всякую скотину за Земляным городом на голых местах копали в землю не мелко... а в улицах и за городом, в слободах падежных лошадей и всякую падежную скотину и собак мертвых и кошек и... ничего мертвого... нигде не метали...". В соответствии с правовым актом "Учреждения для управления губерний" 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав благочиния, или полицейский, 1782 г. возлагал обязанности "смотрения о чищении, о мощении улиц" на частного пристава. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., "если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и вне города, но выше онаго по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей" <30>. В 1833 г. были изданы Правила "О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в С.-Петербурге", которые предусматривали, что "все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы". В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе <31>.

 

Б. Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем.

 

Вплоть до 70-х годов в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В начале 20-х годов был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), Декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920 г.), Постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921 г.), Декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919 г.) и др.

 

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е годы применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

 

Правда, в начале 60-х годов в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны, в период развернутого строительства коммунизма на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР" <34>. Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира. Но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы этот Закон не сыграл. Он не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения.

 

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

 

Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены не в законах, а в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" <35>. Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это Постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

 

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х годов ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, "остаточный" принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" <37>.

 

Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

 

Если не считать Закона "Об охране природы в РСФСР", правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как интегрированного объекта осуществлялось главным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем "работающего" механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды - эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

 

в) Новые подходы к развитию права окружающей среды получают реализацию на современном этапе развития российского общества. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового и социального государства, к установлению правовых норм по природопользованию и охране окружающей среды преимущественно в законах, а не в подзаконных актах - это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.

 

На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений; перспектив создания правового и социального государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения ряда форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и экологического права в мире. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

 

  1. Наука экологического права. Современные научные школы.

 

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

 

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

· окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

· природные комплексы;

· отдельные природные объекты или ресурсы;

· человек как органический элемент природы.

 

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие - дифференцированными объектами.

 

Предметом науки экологического права являются:

· отрасль экологического права. Наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

· эколого-правовые отношения. Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения.

 

Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

 

В настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды являются крайне актуальными и, как следствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.

 

При ответе на этот вопрос не забудьте сказать про Томскую школу экологического права!

 

  1. Понятие внешней формы экологического права РФ. Классификация и система источников, опосредующих экологические отношения.

 

Вопрос фактически сводится к характеристике особенностей источников экологического права. Экологическое право – комплексная отрасль российского права. Источники права в теории рассматриваются в материальном и формальном аспектах. В материальном смысле источники экологического права уже были названы в предыдущих лекциях. Опасна ситуация, когда законодатель не обращает внимания на материальные источники права. Не соответствующая реально сложившимся общественным отношениям норма (формальный источник) работать не будет. Очевидна необходимость тесной связи материальных и формальных источников. Соотношение материальных и формальных источников – важнейшая задача изучения дисциплины экологического права.

 

Источники экологического права в формальном смысле – нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет экологического права. Система источников экологического права отражена ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно в ст.2 («Законодательство в области охраны окружающей среды»).

 

Особенности источников экологического права. Источники экологического права по предмету правового регулирования классифицируются на общие и специальные. К общим относятся те нормативно-правовые акты, которые регулируют как экологические, так и иные общественные отношения, а к специальным – специализированные акты, регулирующие отдельные институты экологического права.

· В соответствии с Конституцией РФ законодательство об охране окружающей среды отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Соответственно, особенность в том, что система источников экологического права включает в себя нормативно-правовые акты как федеральные, так и региональные. Поэтому всегда возникает вопрос о разграничении полномочий в пределах совместного ведения, а также об иерархии нормативно-правовых актов.

· Следующая особенность обусловлена тем, что экологическое право является комплексной отраслью. Соответственно, экологические нормы имеют «двойную прописку». Нормы экологического права могут содержаться как в специальном законодательстве об окружающей среде, так и в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

· Экологическое законодательство характеризуется очень значительным массивом нормативно-правовых актов, что порождает определенную сложность в его применении. При этом также количество подзаконных нормативно-правовых актов также значительно.

· В экологическом законодательстве достаточно часто используется специальная естественно-научная и техническая терминология. Кроме того, большое значение придается актам технического регулирования, которые также рассматриваются в качестве источников экологического права (см. ФЗ «О техническом регулировании»).

 

Систему источников экологического права образуют:

- Конституция РФ,

- федеративные договоры,

- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

- федеральные законы,

- нормативные правовые акты Президента РФ,

- нормативные правовые акты Правительства РФ,

- нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

- конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

- локальные нормативные правовые акты,

- судебные решения.

 

Классификация

 

  1. По уровню органов, которые их приняли:
    1. Федеральные
    2. Региональные
    3. Муниципальные
  2. По сфере действия:
    1. Общие

Распространяют свое действие на всю территорию РФ (например, Закон «об экологической экспертизе»)

    1. Специальные

Обусловлены территориальным критерием их действия (например, ФЗ «Об охране озера Байкал», так как положение данного закона обеспечивают охрану непосредственно озера Байкал, а также примыкающую к нему территорию, что в совокупности образует Байкальскую природную территорию)

  1. По юридической силе:
    1. К РФ

Содержит нормы, определяющие начало экологического права и законодательства. В статье 42 К РФ получили закрепление основные экологические права граждан, в частности:

o Право на благоприятную окружающую среду;

o Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

o Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением

Эти права рассматриваются, как фундаментальные, основные и получают свое развитие на уровне отдельных нормативных актов.

В соответствии со статьей 72 К РФ к совместному ведению РФ и ее субъектов относится:

o Природопользование

o Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особоохраняемой природной территории.

o Законодательство об охране окружающей среды (экологического законодательство); обеспечивает возможность в пределах своих полномочий и территорий самостоятельно разрабатывать и принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

    1. В соответствии со статьей 15 К РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с ФЗ «О международных договорах» не могут быть ратифицированы РФ международные договоры, противоречащие К РФ. Международные договоры по вопросам охраны окружающей среды делятся на:

i. Межгосудартсвенные

ii. Межправитеьлственные

iii. Договоры межведомственного характера

    1. ФКЗ, принимаемые по вопросам, предусмотренным в К РФ (например, ФКЗ «О Правительстве РФ»)
    2. ФЗ, которые делятся на:

i. Кодифицированные

ii. Некодифицированные

    1. Указы Президента РФ нормативного характера (например, Указ Президента РФ «О переходе РФ к устойчивому развитию»)
    2. Постановления правительства РФ нормативно характера
    3. Нормативно-правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти
    4. Нормативно-правовые акты субъектов РФ (например, закон Томской области «об экологической экспертизе», закон Томской области «об особо охраняемых природных территорий», закон «об экологическом аудите»)

 

  1. Международные нормы и принципы.

 

Охрана окружающей среды – это одна из самых актуальных проблем человечества, особенно на современном этапе его развития. Это обуславливает возрастающее с каждым годом внимание правительственных и неправительственных организаций к проблемам качества окружающей среды. Но даже высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не обеспечивает полного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Во-первых, имеются природные ресурсы, которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества, и при том они находятся вне пределов национальной юрисдикции какого-либо из государств. Это, например, Мировой океан, Антарктика, ближний космос и др.). Для сохранения благоприятного состояния природы этих районов мировое сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов. Во-вторых, в процессе хозяйственной и иной деятельности на территории одного государства, может оказываться негативное воздействие на состояние окружающей среды соседних государств, что также обуславливает необходимость международного сотрудничества. И, наконец, в-третьих, для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне государства вынуждены принимать согласованные меры по охране собственной окружающей среды. В настоящее время особую заботу мирового сообщества представляют глобальные экологические проблемы. Среди них: изменение климата, сокращение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сохранение биологического разнообразия, рост населения, который обуславливает рост потребления и нагрузки на природные ресурсы, а также ресурсный кризис.

 

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм и правоотношений в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов Земли и охраны глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, то есть отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

 

Для международного экологического права в настоящее время характерны следующие принципы:

1. Принцип предусмотрительности, который реализуется в защите людей от снижения качества окружающей среды, от вредных факторов среды обитания и выражается в необходимости управления рисками их минимизации.

2. Принцип компенсации, который способствует охране окружающей среды путем соединения потребительских интересов граждан.

3. Принцип полного возмещения вреда за экологический ущерб.

4. Принцип ответственности государства за использование им природных ресурсов и окружающей среды перед Мировым Сообществом. Этот принцип тесно связан с принципом равенства прав различных поколений, а именно – нынешнего и будущих. Равенство внутри поколения – равенство между развитыми и развивающимися странами, что выражается в частности в запрете ввоза для захоронения опасных отходов и веществ.

5. Обязательность учета экологических интересов общества и участия общественности в принятии экологически значимых решений.

6. Принцип интегрированного сочетания охраны окружающей среды и экономического развития. Декларация 1992 года в Рио-де-Жанейро:

· Предметом основной заботы и главными проводниками устойчивого развития являются люди. Они имеют право на здоровый и продуктивный образ жизни в согласии с природой.

· В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать свои собственные ресурсы в осуществлении собственной политики в области окружающей среды и развития и несут ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национально юрисдикции.

· Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.

· В целях достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматривать в отрыве от него.

· Все государства и все народы должны сотрудничать в осуществлении важнейшей задачи искоренения бедности как необходимого условия устойчивого развития с тем, чтобы сократить разрыв с уровнем жизни и лучше удовлетворять потребности большинства людей в мире.

· Самое первоочередное внимание должно уделяться особому положению и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых и наиболее уязвимых в экологическом отношении. Международные действия в области окружающей среды и развития должны также учитывать интересы и потребности других стран.

· Государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства с целью сохранения, защиты и восстановления здоровья и целостности экосистемы Земли. Ввиду различного вклада в ухудшение состояния окружающей среды глобальной окружающей среды государства несут общую, но дифференцированную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в международных условиях по обеспечению устойчивого развития ввиду давления, которое их общества оказывают на глобальную окружающую среду и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они располагают.

· В целях достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить и ликвидировать нерациональные модели производства и потребления и проводить в жизнь надлежащую демографическую политику.

· Государства должны сотрудничать в целях укрепления эндогенного потенциала для устойчивого развития путем улучшения научного понимания посредством обмена научно-техническими знаниями и путем содействия развитию, адаптации, распространения и передачи технологий, в том числе новых и новаторских.

· Вопросы экологии лучше всего решаются при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь надлежащий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которой располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и деятельности, проводимой в их общинах, а также иметь возможность участвовать в процессе принятия решения. Государства должны содействовать информированности и участию населения путем обеспечения широкого доступа к информации. Должен быть гарантирован эффективный доступ к судебному и административному разбирательству, в том числе к внутренним средствам правовой защиты.

· Государства должны ввести в действие эффективное законодательство в сфере экологии. Экологические стандарты, цели и приоритеты в сфере управления должны отражать условия в области окружающей среды и развития, к которым они применяются. Стандарты, применяемые в одних странах могут быть непригодны или сопряжены с чрезмерными социально-экономическими издержками в других странах, в особенности в развивающихся.

· Государства должны сотрудничать с целью содействовать созданию поддерживающей и открытой международной экономической системы, которая вела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах в целях более эффективного решения проблем ухудшения окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях защиты окружающей среды, затрагивающие транснациональные или глобальные экологические проблемы должны быть по возможности основаны на международном консенсусе.

· Государства должны разработать национальный закон, касающийся ответственности за загрязнение и другой экологический ущерб и компенсации его жертвам. Государства должны эффективно и решительно сотрудничать с целью дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации за неблагоприятные последствия экологического ущерба, причиненного деятельностью в пределах их юрисдикции или контроля района, находящегося за пределами их юрисдикции – проблема трансграничного причинения вреда.

· Государства должны эффективно сотрудничать с тем, чтобы не поощрять или предотвращать перемещение или передачу в другие государства любых видов деятельности и материалов, которые ведут к серьезному ухудшению окружающей среды или оказываются вредными для здоровья человека.

· В целях защиты окружающей среды государства должны в соответствии со своими возможностями широко применять меры предосторожности. В случае угроз причинения серьезного или невосполнимого ущерба отсутствие полной научной определенности не должно использоваться как предлог для отсрочки принятия рентабельных мер в целях предотвращения экологической деградации.

· Национальные органы должны стремиться способствовать интернализации экологических издержек и использованию экономических механизмов, принимая во внимание тот подход, что принцип «загрязнитель платит» осуществляется с должным учетом государственных интересов и без ущерба для международной торговли и инвестирования.

· В качестве национального инструмента следует использовать оценку экологических последствий предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду и осуществление которых подлежит решению компетентного национального органа.

· Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях, способных оказать внезапные пагубные последствия для окружающей среды этих государств. Международное сообщество должно принимать все меры для оказания помощи затронутым государствам. Государства предоставляют заблаговременно и своевременно потенциально затронутым государствам уведомления и информацию о деятельности, которая может иметь значительные неблагоприятные последствия для окружающей среды, и проводят консультации с такими государствами на ранней стадии и в духе доброй воли.

· Женщины играют важнейшую роль в освоении окружающей среды и развитии, следовательно, для достижения устойчивого развития важное значение имеет их полное участие в этих процессах.

· Для установления глобального партнерства в целях достижения устойчивого развития и обеспечения лучшего будущего для всех необходимо мобилизовать молодежь творческие возможности, идеалы и мужество молодежи мира.

· Коренное население и его общины, а также другие местные общины играют жизненно важную роль в освоении окружающей среды и развитии в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечить их эффективное участие в деле достижения устойчивого развития.

· Подлежат защите окружающая среда и природные ресурсы народа, живущего в условиях угнетения, господства и оккупации.

· Война по своей сути пагубна для устойчивого развития, поэтому государства должны уважать международное право, предусматривающее защиту окружающей среды в период вооруженного конфликта и сотрудничать в деле его дальнейшего развития по мере необходимости.

· Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неделимы.

· Государства разрешают все свои экологические споры мирными средствами и с помощью механизмов, предусмотренных Уставом ООН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.102 с.)