Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема маркетинговых стратегий
Корпоративные маркетинговые стратегии намечают пути наилучшего использования ресурсов предприятия для удовлетворения нужд рынка. Портфельные стратегии отвечают на вопрос, куда вкладывать деньги с учетом привлекательности сегмента и потенциальных возможностей фирмы. Стратегии роста — на вопрос, в каком направлении развиваться. Конкурентные стратегии обеспечивают конкурентное преимущество и выбор политики по отношению к конкурентам. Функциональные маркетинговые стратегии (стратегии целевых рынков) позволяют предприятию выбрать целевые рынки и разработать комплекс маркетинга. Стратегии сегментации дают компании возможность выбора участков рынка (сегментов) по различным признакам. Стратегии позиционирования позволяют продукции предприятия занять определенную позицию в глазах потенциальных потребителей относительно продукции конкурентов. Стратегии комплекса маркетинга (инструментальные) формируют маркетинг-микс, обеспечивающий предприятию решение поставленных маркетинговых задач на выбранном сегменте рынка (рост продаж, доли рынка, формирование положительного отношения потребителей к продукции предприятия). Инструментальные стратегии позволяют наилучшим образом использовать элементы маркетинг-микса. Продуктовые стратегии обеспечивают соответствие качества товаров и услуг компании потребностям целевого сегмента. Ценовые стратегии позволяют компании получать прибыль и служат для потребителя отражением ценности приобретаемого товара (услуги). Стратегии распределения обеспечивают доступность товаров предприятия целевым потребителям. С помощью стратегий продвижения компания распространяет сведения о достоинствах товара и других элементах комплекса маркетинга и убеждает целевых потребителей покупать его. Корпоративные маркетинговые стратегии Портфельные стратегии Портфельные стратегии позволяют определить потребность в инвестициях для входящих в состав компании бизнес-единиц и разработать меры, позволяющие повысить их прибыльность. Разработчики портфельного анализа определяют эффективность работы бизнес-единицы двумя факторами: во-первых, общей привлекательностью ее базового рынка, во-вторых, силой ее конкурентной позиции по отношению к прямым соперникам по рынку. Использование матриц портфельного анализа помогает принимать стратегические решения, предлагая определенные маркетинговые стратегии, обеспечивающие сбалансированность портфеля и достижение целей долгосрочного роста и прибыльности.
Цель анализа продуктового портфеля в том, чтобы помочь многопрофильной фирме распределить ограниченные ресурсы между товарными рынками, на которых она конкурирует. Для решения данной задачи разработаны различные методы портфельного анализа. Матрица БКГ – один из методов портфельного анализа, разработанный специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group). В основе лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"трудный ребенок"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака"). Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса (товаров) используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста спроса (рынка) определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие. Разделительная линия между высоким и низким темпом роста спроса на рынке обычно устанавливается на значении 10%. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента. Если это отношение меньше 1, то доля на рынке маленькая, если больше - большая. Товары располагаются на матрице в виде кругов.
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2–3 товара – "коровы", 1–2 – "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров – "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
Стратегии роста Цель большинства стратегий в фирмах направлена на рост. Это может быть увеличение объемов продаж, доли рынка, прибыли, размера компании. Цели роста: • интенсивный рост — рост на обслуживаемом базовом рынке; • интеграционный рост — рост в рамках производственной цепочки; • диверсификационный рост — рост, в основу которого положены возможности за пределами основного вида деятельности. Рассмотрим наиболее популярный и часто используемый маркетологами метод анализа и разработки стратегий — продуктово-рыночную матрицу Ансоффа (названа по фамилии создателя). Матрица Ансоффа — инструмент для классификации продукции и рынков в зависимости от перспектив продаж и проникновения. Эта матрица включает в себя показатели интенсивного роста и диверсификационного роста и основывается на той предпосылке, что наиболее подходящая стратегия для роста объема продаж может быть определена решением продавать существующие или новые продукты на существующих или на новых рынках.
Матрица Ансоффа
Существующие товары — товары, выпускаемые и реализуемые компанией в настоящее время. Существующие рынки — рынки, на которых компания работает в настоящее время, т. е. речь идет о потребителях, с которыми работает компания. Новые товары — новые с точки зрения компании постольку, поскольку в ее ассортименте до этого времени подобных товаров не было. При этом товары могут быть (если речь идет об инновациях), а могут и не быть новыми для потребителей. Новые рынки — рынки, на которых компания ранее не действовала. В зависимости от сочетания товар — рынок можно выделить четыре основные группы стратегий. 1. Стратегия проникновения на рынок эффективна, когда рынок растет и еще не насыщен. Компания продолжает работать с существующими товарами на существующих рынках и стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи: • стимулирования потребления (замена старых товаров на новые, увеличение частоты использования товаров), например нанесения на ворсинки зубных щеток цветных индикаторов, показывающих, когда следует заменить щетку на новую; призывов использовать жевательные резинки «каждый раз после еды»; • привлечения тех, кто раньше не использовал товар (популяризация покупок в кредит, распространение сотовой связи и т. п.); • привлечения покупателей от конкурентов. 2. Стратегия развития рынка — уже существующий товар пытаются вывести на новые рынки. Типы новых рынков: • новые потребительские сегменты (стимулируется потребление детских товаров взрослыми, скажем, домашний батут изначально позиционировался как детский товар, а теперь позиционируется еще и как эффективный домашний тренажер); • новые территориальные (географические) рынки (так, в России рынок сотовой связи практически полностью насыщен и перестает расти, поэтому основные сотовые операторы выходят на новые географические рынки постсоветского пространства, где развитие сотовой связи находится на стадии роста);
• новые сбытовые сети (каналы сбыта) (косметические средства компании Vichy («Виши») распространяются только через аптеки, это обусловлено позиционированием средств Vichy, но, чисто гипотетически, компания могла бы начать распространять свои средства и через торговые сети супермаркетов). 3. Стратегия развития товара — новый товар предлагается имеющимся клиентам на существующих рынках. Варианты: • инновация (появление компакт-дисков); • новая марка (для производителей — новый продукт, для потребителей — новая марка: например, компания «Данон» выпустила на рынок новый для себя продукт — глазированный сырок, а для потребителей это всего лишь новая марка); • модификация ассортимента (появление новых вкусов соков, йогуртов и т. д.); • усовершенствование и изменение продукции (старое на лучшее или более усовершенствованное) без расширения ассортимента. 4. Диверсификация — новые товары предлагаются на новых рынках: • пополнение ассортимента изделиями, которые не связаны со старым ассортиментом, но могут интересовать существующую клиентуру фирмы (так, российский производитель керамогранитной плитки компания «Кератон» начала выпуск клея для плитки, затирки и т. д.); • пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам, — новые сферы деятельности (производитель одежды стал производить обувь, или та же компания «Кератон» приступила к выпуску сантехнического оборудования — раковин, унитазов).
Конкурентные стратегии Конкуренция — соперничество предприятий на рынке, направленное на овладение вниманием потенциальных пользователей. Для успешной деятельности на рынке предприятию необходимо создавать и удерживать конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество — это характеристики компании, позволяющие ей превосходить конкурентов по определенным направлениям деятельности, таким как производство, технологии, НИОКР, сбытовая деятельность, менеджмент, маркетинг и т.д. С точки зрения маркетинга создание конкурентного преимущества связано с разработкой и реализацией комплекса маркетинга, более эффективного, чем комплекс маркетинга конкурентов, по одному или нескольким направлениям (товар, цена, распределение, продвижение). В своей работе каждая компания сталкивается с конкурентами. И это не только фирмы, предлагающие аналогичные товары под другой маркой. Конкуренция происходит на различных уровнях деловой активности. Можно выделить следующие уровни конкуренции. • общая конкуренция, или конкуренция на уровне класса продукта: скажем, если потребитель намерен купить алкогольный напиток, то он должен решить, взять ли ему легкий алкогольный напиток, например пиво, или это будет вино, или крепкий напиток; • конкуренция на уровне вида продукта будет означать, что, предпочтя крепкий алкогольный напиток, надо сделать выбор между водкой, коньяком, джином;
• конкуренция на уровне марки: если потребитель остановился на водке, то он выбирает между марками «Флагман», «Русский стандарт», «Гжелка» и т. д. Ясно, что конкуренция марок — наиболее прямая форма конкуренции. Интенсивность конкуренции марок и характер ведения конкурентной борьбы в основном определяется рынком, на котором работает компания. Типы рынка — это условия, в которых компания реализует свой продукт. Большое значение здесь имеет количество участников, действующих на рынке, и их размер, эластичность цены, тип продукта и т. д. Используя эти критерии, можно провести различия между рынками. Мы рассмотрим только самые основные их типы, используя следующие критерии: • количество компаний, предлагающих товары на данном рынке; • тип предлагаемых товаров (однородные или неоднородные товары). 1. Рынок чистой конкуренции. Его характерные черты: большое количество покупателей и продавцов; однородная продукция (потребитель воспринимает продукцию разных производителей как одинаковую); отсутствие препятствий для выхода на рынок. На таком рынке продавец сталкивается с проблемой твердой рыночной цены, которая является результатом свободного движения предложения и спроса. В подобных условиях продавец не имеет влияния на эту твердую цену. Если он предложит товары по более высокой цене, то они не будут проданы, так как мы имеем дело с однородными товарами. Также на однородном рынке нет необходимости предлагать товары по более низкой цене, поскольку продавец является лишь одним из многих и увеличение поставок этим отдельно взятым поставщиком никак не повлияет на твердую рыночную цену. Надо отметить, что такой рынок существует только в теории. 2. Олигополия. Это рынок, на котором продавцов так мало, что их взаимозависимость очень велика: действия одного поставщика оказывают влияние на действия другого. Если продавцы к тому же предлагают однородные товары, то взаимозависимость еще сильнее. При неоднородной олигополии, когда потребители ощущают различия между предложениями разных продавцов, эта зависимость не так сильна и аналогична монополистической конкуренции. Но тем не менее цена на олигопо-листическом рынке более устойчива, ведь если одна компания-продавец изменит цену с выгодой для себя, это резко отразится на продажах других участников рынка — и их действия нетрудно предсказать. Поэтому изменение цены ограниченно. Однако время от времени ценовые войны все же происходят, когда хотят устранить более слабых конкурентов. При однородной олигополии, как и в случае с чистой конкуренцией, поставщики не могут иметь разные цены. 3. Монополистическая конкуренция. Чистая конкуренция и однородная олигополия не очень привлекательны для продавца, поскольку он практически не влияет на продажные цены и на прибыль. Чтобы избежать ценовой конкуренции, поставщики используют дифференциацию товара. Можно дифференцировать свой товар, например, изменяя способ его рекламирования, упаковку или качество. Дифференциация позволяет поставщику завоевать определенную группу «преданных» покупателей, отдающих предпочтение именно этому товару. Тогда не нужно понижать цену на него, чтобы привлечь потребителей: они готовы платить дороже за товар, который подходит им наилучшим образом. Так, применяя дифференциацию товара, продавец оказывается в положении монополиста. Но надо помнить, что, если разрыв в цене станет слишком ощутимым, покупатель всегда может переключиться на другой товар. 4. Монополия. На таком рынке функционирует только один продавец. Здесь нет конкуренции марок или продуктовой формы конкуренции. Тот факт, что у покупателя нет выбора, товар уникален, его нечем заменить, приносит прибыль монополисту. Монополист чувствует себя гораздо более независимо, чем продавцы на других рынках. Для анализа ситуации на рынке и выявления конкурентных преимуществ компании служит конкурентный анализ. Один из ведущих ученых в этой области, М. Портер, предлагает четыре матрицы, позволяющие компании выявлять пути создания конкурентных преимуществ, возможности по достижению конкурентных преимуществ, разрабатывать конкурентные стратегии, прогнозировать реакции конкурентов на действия компании. Цель конкурентных стратегий — на корпоративном уровне — создать и удержать конкурентное преимущество компании на рынке. Обычно для маркетологов это означает поддержание или завоевание определенной доли рынка. Конкурентные стратегии: • общая конкурентная матрица (направления создания конкурентного преимущества); • модель конкурентных сил (основные источники конкурентных угроз); • матрица конкурентных преимуществ (матрица возможных стратегий по достижению и удержанию конкурентных преимуществ); • модель реакции конкурентов (позволяет прогнозировать и предупреждать реакцию конкурентов на действия компании). Рассмотрим подробнее общую конкурентную матрицу. Общая конкурентная матрица
В соответствии с этой матрицей существует три основных направления создания конкурентного преимущества на рынке: продуктовое лидерство, ценовое лидерство, лидерство в нише. Продуктовое лидерство основано на дифференциации товаров. Главное внимание уделяется повышению потребительской полезности, сервисному и гарантийному обслуживанию, марочной политике и т. д. Повышенная потребительская полезность позволяет устанавливать премиальные цены'. В данном случае маркетинг имеет большое значение, так как необходимо постоянно отслеживать предпочтения потребителей, формировать имидж, бренд. Ценовое лидерство основано на возможности устанавливать более низкие цены за счет снижения затрат на производство продукции. Особое внимание уделяется контролю расходов, стандартизации продукции, внедрению рациональных технологий и т. д. Лидерство в нише — ценовое или продуктовое лидерство на узком сегменте рынка. Эта стратегия приемлема для небольших компаний, часто это единственный способ для них выжить, так как небольшие сегменты непривлекательны для крупных компаний.
Маркетинговая среда
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.035 с.) |