Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ниже мы представляем фрагмент урока “нумерация чисел в пределах 1000” с использованием приемов сравнения и классификации. В 3-ем классе. На уроке присутствовали 20 учащихся.

Поиск

Мы преследовали следующие цели:

1. Образовательная: Закрепить знания по нумерации чисел в пределах 1000 cиспользованием приемов сравнения и классификации.

2. Развивающая:Развить словесно логическое мышление (на математическом материале), словесно логическую память, произвольность внимания, математическую речь.

3. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение и интерес к математике.

- На уроке мы совершим большое космическое путешествие, в ходе которого повторим знания о трехзначных числах, закрепим умения решать задачи и числовые выражения, уметь сравнивать числа, находить похожие и разные по разным признакам числа.

- Представьте, что мы запускаем 3 космические межпланетные станции.

Нам необходимо выбрать командиров экипажей и определить девиз путешествия.

Нужно найти значение данных выражений, тогда узнаем девиз.

станция– 1 станция– 2 станция– 3
Д 348+1=349 Р 320-20=20 Т 400+56=456
У 500-1=499 Е 108-8=100 В 550-50=500
М 305+1=306 Ш 432+1=433 О 70+200=270
А 745-1=744 А 890-90=800 Р 600+42=642
Й 699+1=700 Й 750-700=50 И 315-10=305

С помощью приема сравнения учащиеся вспоминают, что каждое предыдущее число, которое стоит в ряде меньше на 1 следующего числа.

С использованием логического мышления учащимся предстоит закрепление десятичного состава числа в пределах 1000.

Учитель предлагает школьникам приготовиться к полету на Марс и в своих бортовых журналах записать дату полета.

Затем учитель рассказывает детям, что Марс меньше Земли и легче в 9 раз. Как и на Земле есть времена года, об этом ученые догадались, глядя в телескоп и увидев на полюсах снежные шапки, которые то появлялись, то исчезали.

- Пока летим, необходимо определить режим работы:

       
Подъем 36=6*6 Завтрак 56=7*? Связь с Землей 10*?=100 Отбой 7*3=?    

Для успешной посадки:Год на Земле – 12 месяцев, а на Марсе в 2 раза длиннее. Сколько длится год на Марсе?

Учащиеся должны определить, сколько месяцев длится год на Марсе.

Далее мы предложили учащимся методом приема классификации чисел выделить разряды в трехзначных числах.

- На этой планете нам необходимо выделить разряды в трехзначных числах (заменить суммой разрядных слагаемых).

324=300+20+4 909=900+9
530=500+30 25=20+5

- Какое число лишнее? Почему?

Дальше наш путь лежит к планете Юпитер.

Учитель рассказывает школьникам, что Юпитер - планета – гигант. Он больше Земли в 1310 раз, по массе в 318, температура около 131°. Юпитер не твердое тело, а газообразный шар. Ученые зафиксировали сильные молнии. Самое близкое приближение к Юпитеру – 131 000 км.

Т.к. посадку совершить не можем, то займемся расчетами и вычислениями.

зел. 71 – 42: 7 – 8 • 5 кр. 8 • 4 + 7 • 5
кр. 9 • 9 – 7 • 8 зел. 12 + 7 • 4 + 9 • 3
ж. (34 + 12) – 7 • 3 ж. (48-26) + 5• 9

Вывод: Через 67 часов 25 минут космического времени совершим посадку на удивительную планету, а пока отдохнем.

- Только что с Земли поступила радиограмма, расшифровав которую, мы узнаем, к какой планете приближаемся.

Вам необходимо расставить порядок действий, а затем цифры заменить буквами, тогда вы узнаете название планеты.

Учитель рассказывает учащимся, что Сатурн – необычная планета. Окружена кольцами – они вращаются вокруг планеты, как Луна вокруг Солнца. Это космическая пыль. Сатурн холодный и большой.

На этой планете нам предстоит решить следующую задачу(упр. 2 стр.11)

Назови номер той последовательности чисел, которая составлена по правилу.

“Каждое следующее число на 3 меньше предыдущего”

1) 8 11 14 17 20

2) 32 29 26 23 20

3) 48 45 43 40 38 35

По каким правилам составлены остальные ряды? (См. прил. 1)

Следующая планета Нептун, морей и океанов на ней нет. Она очень далеко. С Земли ее почти не видно. Это планета вращается очень быстро и год равен 16 часам.

На этой планете нам необходимо выполнить сравнение чисел:

485 * 489 305 * 35 185 * 815
500 * 499 96 * 960 218 * 228

- Объясните, какие знаки поставили и почему?

Младшие школьники по группам решают задачу.

И конечно самое прекрасное – это возвращение домой. Нет лучше планеты, чем Земля.

Затем вместе с учащимися мы подвели итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что узнали нового?

Для успешной посадки, необходимо поработать самостоятельно и выполнить задание с Земли.

станция– 1:

Запиши число, следующее при счете за числом 239, 999

Запиши число, стоящее перед числом 140, 200.

Запиши число, стоящее между числами 499 и 501, 798 и 800.

станция– 2: 899 + 1 * 901 - 1 367 – 60 * 367 - 7
  100 – 1 * 999 489 – 400 * 589 – 500

станция 3:Найди сумму наименьшего трехзначного и наибольшего двузначного числа.

Запищи все возможные числа из цифр 5, 4,

Приемы классификации и сравнения помогали младшим школьникам быть активными и заинтересованными на уроке математики.

Во время проверочной работы мы сосчитали результаты успеваемости учащихся применяющих приемы сравнения и классификации на уроке математики.

За каждый правильный ответ учащиеся получали по 1 баллу. В конце урока мы суммировали полученные младшими школьниками баллы и распределили их на три уровня: высокий, средний и низкий.

Суммировав баллы, полученные в результате исследовательской работы, мы получили следующие результаты, представленные в таблице.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов;

Средний уровень – от 6 до 8 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 5баллов.

В контрольной группе 5 человек имеют высокий уровень, 9 человек – средний уровень, а 6 человек имеют низкий уровень сформированности умения применять приемы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел.

 

Заключение

 

Работа, нацеленная на необходимое формирование у младших школьников умения изучения нумерации чисел ведется по следующим направлениям:

- применения приема сравнения;

- использование приема классификации как способа изучения нумерации чисел;

- обучение нумерации чисел различными способами.

В теоретической части нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения нумерации чисел младших школьников.

Далее были описаны вопросы о психолого-педагогических особенностях использования приемов сравнения и классификации на уроках математики в начальной школе.

Так же нами были изучены методики обучения младших школьников приемам сравнения и классификации в различных методических системах.

Подход к решению задачи, при котором изучение нумерации чисел выступает как объект исследования, а ее решение как объект применения приемов сравнения и классификации, позволил предположить, что целенаправленное и систематическое применение приемов сравнения и классификации в процессе обучения математике и, в частности, изучении нумерации чисел, позволит сформировать у младших школьников умение изучать нумерацию чисел различными способами.
В практической части исследования мы провели экспериментальную работу на первом этапе, которой были сформированы задачи эксперимента, определен объем выборки: проводился выбор контрольной и экспериментальной групп для участия в формирующем эксперименте, проведен констатирующий этап эксперимента с целью установления фактического исходного состояния объекта исследования перед формирующим этапом эксперимента. На данном этапе педагогического эксперимента наиболее адекватными методами исследования были: наблюдение, педагогический эксперимент.

А так же был проведен контрольный эксперимент, и сопоставление результатов с гипотезой, обобщение материалов исследования. Методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической статистики.

Итак, цель наша была достигнута, поставленные задачи выполнены. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении.

Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях:

· Развитие приемов творческой работы над арифметической задачей.

· Использование приемов сравнения и классификации преобразованию и составлению задач на уроках математики в начальной школе.

Список литературы

1. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная пресса,2006.

2. Бантова, М.А., Бельтюкова. Г.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.

3. Волкова, С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. - М.: Просвещение, 1993.

4. Депман, И.Я. История Арифметики. - М. "Просвещение" - 1959.

5. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: Владос, 1999

6. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980.

7. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.

8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие. - М., 1999.

9. Каплан, Б.С. Методы обучения математике. - М., 1981.

10. Леонтьев, А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. - М.: Баласс, 2000.

11. Маркова, А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

13. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989.

14. Метлина, Л.С. Математика в начальной школе. - М.: “Просвещение”, 1984.

15. Моро, М.И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2002.

16. Моршнева, Л.Г. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвешение”, 1999.

17. Носова, Е.А., Непомнящая Р.Л. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвещение”, 1985.

18. Семенова, Н.И., кандидат технических наук. Формирование познавательных учебных действий в начальной школе на примере построения классификации. (Сайт ext.spb.ru)

19. Сергеев, И.Н., Олехин, С.Н. Примени математику. - М.: “Наука”, 1991.

20. Свечников, А.А., "Путешествие в историю математики", изд. "Педагогика-Пресс", 1995 г.;

21. Стойлова, Л.П. Математика. - М.: Академия, 2002.

22. Столяренко, Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000.

24. Суворова, Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в мало-комплектной начальной школе. - М., 1980.

25. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, - М., 1988.

26. Ушинский, К.Д. Педагогика.М. - 2000.

27. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М., 1983.

28. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995.

29. Эрднеев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Просвещение, 1988.

30. Якиманская, И.С. Как развивать учащихся на уроках математики: (Учебно - метод, пособие).- М.: Б.и., 1996. - 106 с.


 

Приложения

1.

 

2.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.007 с.)