На тему: «использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: «использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах»



Курсовая работа

На тему: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах»

 

Выполнил: студентка 4 курса,

Кудрявцева И.А. гр. НОЗ-41

направление

Педагогическое образование

профиль «Педагогика и методика

начального образования»

Руководитель: Зиновьева В.Н.

 

 

Калуга 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………..………...….3

Глава 1. Теоретические основы приемов логического мышления на уроках математики в начальной школе…………………………………………………5 1.1 Приемы сравнения и классификации при изучении математики в начальных классах…………………………………...………………….…….….51.2 Особенности приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальной школе…………………………………………..11

Глава 2. Методика организации использования младшими школьниками приемов сравнения и классификации на уроках математики ………………..22

2.1 Методические рекомендации по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальных классах……... 23

2.2 Организация работы по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел. Результаты исследования и их интерпретация …………………………………………………………….....28

Заключение…………………………………………………………………...….32Список литературы.………………………….………………………………....34

Приложения……………………………………………………………….……..36

 

Введение

Отметим, что одна из главных задач обучения младших школьников математике - формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения различных тренировочных упражнений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц умножения и сложения, и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Т.к. выполнение большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствуют усвоению вычислительного приема, но вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п.Не менее важной задачей современной школы является развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности и потребности в знаниях.

Проблема по развитию обобщенного умения изучать нумерации чисел младших школьников со временем приобретает все большее значение. Но сами приемы логического мышления, а в частности именно приемы сравнения и классификации, являются очень эффективным средством изучения нумерации чисел.

Перед нами ставится важная цель: выработать умение у младших школьников использовать нумерацию чисел в повседневной жизни, расти хорошими людьми, умеющими думать, хорошо ориентировавшимися во всем, что их окружает, правильно оценивающими различные ситуации, принимающими самостоятельные решения, уметь хорошо сравнивать и классифицировать различные понятия.

Именно поэтому мы считаем, что использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах современной школы является в наше время весьма актуальным.

Именно теоретическая актуальность и практическая существенность данной проблемы определили выбор темы нашей курсовой работы: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах».

Целью курсовой работы является организация приемов сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел в начальной школе.

Объектом работы является процесс обучения младших школьников умению использовать приемы сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел.

Гипотеза данного исследования – выдвинутая нами перед началом исследования о том, что при определенных условиях организации учебной деятельности, приемы сравнения и классификации могут выступать в качестве средства формирования обобщенного изучения младшими школьниками нумерации чисел.

В соответствии с целью курсовой работы и выдвинутой ее гипотезой определены следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать различную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

 

2. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения изучения нумерации чисел, с использованием приемов сравнения и классификации.

3. Разработать методические рекомендации по формированию использования приемов сравнения и классификации младших школьников именно на примере материала нумерации чисел.

 

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

Структура работы:

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы следующих отечественных авторов: Зимняя, И.А., Истомина, Н.Б., Маркова, А.К. Семенова, Н.И., Моро, М.И., Стойлова, Л.П. и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы приемов логического мышления при изучении математики в начальной школе.

Изучение нумерации чисел на уроке математики в начальной школе с использованием приемов сравнения и классификации.

Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике - формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение необходимых приемов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений. Выполнение большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствуют усвоению вычислительного приема, но вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п.

Изучение математики по концентрам в начальном курсе математики дает возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению основных вопросов, связанных с особенностями десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации чисел, закрепляя знания детей. В условиях развивающего обучения система заданий, направленные на усвоение вычислительных умений и навыков, должна формировать обобщенные способы действий, побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых способов действий, рассмотрению нескольких способов решения задания и оцениванию их с точки зрения рациональности. Использование рациональных приемов, помогающих во многих случаях значительно облегчить процесс вычислений, способствуют формированию положительных мотивов к этому виду учебной деятельности. Поэтому работа по поиску рациональных приемов вычислений должна проводиться постоянно, систематически и органически увязываться с изучаемым программным материалом. По программе начальных классов на каждом уроке математики требуется проводить упражнения по развитию устных вычислительных навыков. Формирование умения считать, навыков решения арифметических действий у младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Учителю нужно совершенно отчетливо представлять себе уровень, на котором должен быть усвоен каждый из вопросов умения считать.

Одним из важных моментов в работе над нумерацией является закрепление последовательности и свойств натурального ряда чисел (если к числу прибавим 1, то получим следующее за ним число, а если вычтем 1, то - предшествующее.

Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей начатков научного мировоззрения. Этому способствует укрепление связи обучения с жизнью, нужно довести до сознания детей связь математики с практикой.

Для этого необходимо, прежде всего, систематически развивать у детей самостоятельность, постепенно усиливая в процессе обучения требования к их самостоятельной работе, но, соблюдая при этом такую меру трудности, при которой предлагаемые вопросы и задания, хотя и требовали бы определенных усилий от ребенка, оставались бы посильными для него.

Основой для изучения нумерации многозначных чисел является хорошее знание нумерации чисел в пределах 1000. Выполняя конкретные упражнения, учащиеся вспоминают, как образуется число, непосредственно следующее при счете за данным, а также число, предшествующее данному при счете; повторяют образование чисел из сотен, десятков и единиц и учатся откладывать на счетах однозначные, двузначные и трехзначные числа. На этом знакомом детям материале вводится новые понятия - понятия разряда и класса. Чтобы дети быстрее запомнили новые термины, полезно вывесить в классе нумерационную таблицу и пользоваться этим пособием на всех уроках повторения.

Заключение

 

Работа, нацеленная на необходимое формирование у младших школьников умения изучения нумерации чисел ведется по следующим направлениям:

- применения приема сравнения;

- использование приема классификации как способа изучения нумерации чисел;

- обучение нумерации чисел различными способами.

В теоретической части нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения нумерации чисел младших школьников.

Далее были описаны вопросы о психолого-педагогических особенностях использования приемов сравнения и классификации на уроках математики в начальной школе.

Так же нами были изучены методики обучения младших школьников приемам сравнения и классификации в различных методических системах.

Подход к решению задачи, при котором изучение нумерации чисел выступает как объект исследования, а ее решение как объект применения приемов сравнения и классификации, позволил предположить, что целенаправленное и систематическое применение приемов сравнения и классификации в процессе обучения математике и, в частности, изучении нумерации чисел, позволит сформировать у младших школьников умение изучать нумерацию чисел различными способами.
В практической части исследования мы провели экспериментальную работу на первом этапе, которой были сформированы задачи эксперимента, определен объем выборки: проводился выбор контрольной и экспериментальной групп для участия в формирующем эксперименте, проведен констатирующий этап эксперимента с целью установления фактического исходного состояния объекта исследования перед формирующим этапом эксперимента. На данном этапе педагогического эксперимента наиболее адекватными методами исследования были: наблюдение, педагогический эксперимент.

А так же был проведен контрольный эксперимент, и сопоставление результатов с гипотезой, обобщение материалов исследования. Методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической статистики.

Итак, цель наша была достигнута, поставленные задачи выполнены. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении.

Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях:

· Развитие приемов творческой работы над арифметической задачей.

· Использование приемов сравнения и классификации преобразованию и составлению задач на уроках математики в начальной школе.

Список литературы

1. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная пресса,2006.

2. Бантова, М.А., Бельтюкова. Г.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.

3. Волкова, С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. - М.: Просвещение, 1993.

4. Депман, И.Я. История Арифметики. - М. "Просвещение" - 1959.

5. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: Владос, 1999

6. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980.

7. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.

8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие. - М., 1999.

9. Каплан, Б.С. Методы обучения математике. - М., 1981.

10. Леонтьев, А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. - М.: Баласс, 2000.

11. Маркова, А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

13. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989.

14. Метлина, Л.С. Математика в начальной школе. - М.: “Просвещение”, 1984.

15. Моро, М.И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2002.

16. Моршнева, Л.Г. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвешение”, 1999.

17. Носова, Е.А., Непомнящая Р.Л. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвещение”, 1985.

18. Семенова, Н.И., кандидат технических наук. Формирование познавательных учебных действий в начальной школе на примере построения классификации. (Сайт ext.spb.ru)

19. Сергеев, И.Н., Олехин, С.Н. Примени математику. - М.: “Наука”, 1991.

20. Свечников, А.А., "Путешествие в историю математики", изд. "Педагогика-Пресс", 1995 г.;

21. Стойлова, Л.П. Математика. - М.: Академия, 2002.

22. Столяренко, Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000.

24. Суворова, Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в мало-комплектной начальной школе. - М., 1980.

25. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, - М., 1988.

26. Ушинский, К.Д. Педагогика.М. - 2000.

27. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М., 1983.

28. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995.

29. Эрднеев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Просвещение, 1988.

30. Якиманская, И.С. Как развивать учащихся на уроках математики: (Учебно - метод, пособие).- М.: Б.и., 1996. - 106 с.


 

Приложения

1.

 

2.

 

 

Курсовая работа

На тему: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах»

 

Выполнил: студентка 4 курса,

Кудрявцева И.А. гр. НОЗ-41

направление

Педагогическое образование

профиль «Педагогика и методика

начального образования»

Руководитель: Зиновьева В.Н.

 

 

Калуга 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………..………...….3

Глава 1. Теоретические основы приемов логического мышления на уроках математики в начальной школе…………………………………………………5 1.1 Приемы сравнения и классификации при изучении математики в начальных классах…………………………………...………………….…….….51.2 Особенности приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальной школе…………………………………………..11

Глава 2. Методика организации использования младшими школьниками приемов сравнения и классификации на уроках математики ………………..22

2.1 Методические рекомендации по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальных классах……... 23

2.2 Организация работы по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел. Результаты исследования и их интерпретация …………………………………………………………….....28

Заключение…………………………………………………………………...….32Список литературы.………………………….………………………………....34

Приложения……………………………………………………………….……..36

 

Введение

Отметим, что одна из главных задач обучения младших школьников математике - формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения различных тренировочных упражнений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц умножения и сложения, и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Т.к. выполнение большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствуют усвоению вычислительного приема, но вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п.Не менее важной задачей современной школы является развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности и потребности в знаниях.

Проблема по развитию обобщенного умения изучать нумерации чисел младших школьников со временем приобретает все большее значение. Но сами приемы логического мышления, а в частности именно приемы сравнения и классификации, являются очень эффективным средством изучения нумерации чисел.

Перед нами ставится важная цель: выработать умение у младших школьников использовать нумерацию чисел в повседневной жизни, расти хорошими людьми, умеющими думать, хорошо ориентировавшимися во всем, что их окружает, правильно оценивающими различные ситуации, принимающими самостоятельные решения, уметь хорошо сравнивать и классифицировать различные понятия.

Именно поэтому мы считаем, что использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах современной школы является в наше время весьма актуальным.

Именно теоретическая актуальность и практическая существенность данной проблемы определили выбор темы нашей курсовой работы: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах».

Целью курсовой работы является организация приемов сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел в начальной школе.

Объектом работы является процесс обучения младших школьников умению использовать приемы сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел.

Гипотеза данного исследования – выдвинутая нами перед началом исследования о том, что при определенных условиях организации учебной деятельности, приемы сравнения и классификации могут выступать в качестве средства формирования обобщенного изучения младшими школьниками нумерации чисел.

В соответствии с целью курсовой работы и выдвинутой ее гипотезой определены следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать различную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

 

2. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения изучения нумерации чисел, с использованием приемов сравнения и классификации.

3. Разработать методические рекомендации по формированию использования приемов сравнения и классификации младших школьников именно на примере материала нумерации чисел.

 

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

Структура работы:

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы следующих отечественных авторов: Зимняя, И.А., Истомина, Н.Б., Маркова, А.К. Семенова, Н.И., Моро, М.И., Стойлова, Л.П. и приложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.072 с.)