Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: «использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Курсовая работа На тему: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах»
Выполнил: студентка 4 курса, Кудрявцева И.А. гр. НОЗ-41 направление Педагогическое образование профиль «Педагогика и методика начального образования» Руководитель: Зиновьева В.Н.
Калуга 2016 Содержание Введение……………………………………………………………..………...….3 Глава 1. Теоретические основы приемов логического мышления на уроках математики в начальной школе…………………………………………………5 1.1 Приемы сравнения и классификации при изучении математики в начальных классах…………………………………...………………….…….….51.2 Особенности приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальной школе…………………………………………..11 Глава 2. Методика организации использования младшими школьниками приемов сравнения и классификации на уроках математики ………………..22 2.1 Методические рекомендации по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальных классах……... 23 2.2 Организация работы по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел. Результаты исследования и их интерпретация …………………………………………………………….....28 Заключение…………………………………………………………………...….32Список литературы.………………………….………………………………....34 Приложения……………………………………………………………….……..36
Введение Отметим, что одна из главных задач обучения младших школьников математике - формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения различных тренировочных упражнений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц умножения и сложения, и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Т.к. выполнение большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствуют усвоению вычислительного приема, но вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п.Не менее важной задачей современной школы является развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности и потребности в знаниях. Проблема по развитию обобщенного умения изучать нумерации чисел младших школьников со временем приобретает все большее значение. Но сами приемы логического мышления, а в частности именно приемы сравнения и классификации, являются очень эффективным средством изучения нумерации чисел. Перед нами ставится важная цель: выработать умение у младших школьников использовать нумерацию чисел в повседневной жизни, расти хорошими людьми, умеющими думать, хорошо ориентировавшимися во всем, что их окружает, правильно оценивающими различные ситуации, принимающими самостоятельные решения, уметь хорошо сравнивать и классифицировать различные понятия. Именно поэтому мы считаем, что использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах современной школы является в наше время весьма актуальным. Именно теоретическая актуальность и практическая существенность данной проблемы определили выбор темы нашей курсовой работы: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах». Целью курсовой работы является организация приемов сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел в начальной школе. Объектом работы является процесс обучения младших школьников умению использовать приемы сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел. Гипотеза данного исследования – выдвинутая нами перед началом исследования о том, что при определенных условиях организации учебной деятельности, приемы сравнения и классификации могут выступать в качестве средства формирования обобщенного изучения младшими школьниками нумерации чисел. В соответствии с целью курсовой работы и выдвинутой ее гипотезой определены следующие задачи. Задачи исследования: 1. Проанализировать различную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения изучения нумерации чисел, с использованием приемов сравнения и классификации. 3. Разработать методические рекомендации по формированию использования приемов сравнения и классификации младших школьников именно на примере материала нумерации чисел.
Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Наблюдение. 3. Педагогический эксперимент. Структура работы: Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы следующих отечественных авторов: Зимняя, И.А., Истомина, Н.Б., Маркова, А.К. Семенова, Н.И., Моро, М.И., Стойлова, Л.П. и приложения.
Глава 1. Теоретические основы приемов логического мышления при изучении математики в начальной школе. Изучение нумерации чисел на уроке математики в начальной школе с использованием приемов сравнения и классификации. Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике - формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение необходимых приемов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений. Выполнение большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствуют усвоению вычислительного приема, но вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п. Изучение математики по концентрам в начальном курсе математики дает возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению основных вопросов, связанных с особенностями десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации чисел, закрепляя знания детей. В условиях развивающего обучения система заданий, направленные на усвоение вычислительных умений и навыков, должна формировать обобщенные способы действий, побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых способов действий, рассмотрению нескольких способов решения задания и оцениванию их с точки зрения рациональности. Использование рациональных приемов, помогающих во многих случаях значительно облегчить процесс вычислений, способствуют формированию положительных мотивов к этому виду учебной деятельности. Поэтому работа по поиску рациональных приемов вычислений должна проводиться постоянно, систематически и органически увязываться с изучаемым программным материалом. По программе начальных классов на каждом уроке математики требуется проводить упражнения по развитию устных вычислительных навыков. Формирование умения считать, навыков решения арифметических действий у младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Учителю нужно совершенно отчетливо представлять себе уровень, на котором должен быть усвоен каждый из вопросов умения считать. Одним из важных моментов в работе над нумерацией является закрепление последовательности и свойств натурального ряда чисел (если к числу прибавим 1, то получим следующее за ним число, а если вычтем 1, то - предшествующее. Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей начатков научного мировоззрения. Этому способствует укрепление связи обучения с жизнью, нужно довести до сознания детей связь математики с практикой. Для этого необходимо, прежде всего, систематически развивать у детей самостоятельность, постепенно усиливая в процессе обучения требования к их самостоятельной работе, но, соблюдая при этом такую меру трудности, при которой предлагаемые вопросы и задания, хотя и требовали бы определенных усилий от ребенка, оставались бы посильными для него. Основой для изучения нумерации многозначных чисел является хорошее знание нумерации чисел в пределах 1000. Выполняя конкретные упражнения, учащиеся вспоминают, как образуется число, непосредственно следующее при счете за данным, а также число, предшествующее данному при счете; повторяют образование чисел из сотен, десятков и единиц и учатся откладывать на счетах однозначные, двузначные и трехзначные числа. На этом знакомом детям материале вводится новые понятия - понятия разряда и класса. Чтобы дети быстрее запомнили новые термины, полезно вывесить в классе нумерационную таблицу и пользоваться этим пособием на всех уроках повторения. Заключение
Работа, нацеленная на необходимое формирование у младших школьников умения изучения нумерации чисел ведется по следующим направлениям: - применения приема сравнения; - использование приема классификации как способа изучения нумерации чисел; - обучение нумерации чисел различными способами. В теоретической части нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения нумерации чисел младших школьников. Далее были описаны вопросы о психолого-педагогических особенностях использования приемов сравнения и классификации на уроках математики в начальной школе. Так же нами были изучены методики обучения младших школьников приемам сравнения и классификации в различных методических системах. Подход к решению задачи, при котором изучение нумерации чисел выступает как объект исследования, а ее решение как объект применения приемов сравнения и классификации, позволил предположить, что целенаправленное и систематическое применение приемов сравнения и классификации в процессе обучения математике и, в частности, изучении нумерации чисел, позволит сформировать у младших школьников умение изучать нумерацию чисел различными способами. А так же был проведен контрольный эксперимент, и сопоставление результатов с гипотезой, обобщение материалов исследования. Методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической статистики. Итак, цель наша была достигнута, поставленные задачи выполнены. Но в то же время, данное исследование не исчерпывает содержание проблемы, так как обозначились новые вопросы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: · Развитие приемов творческой работы над арифметической задачей. · Использование приемов сравнения и классификации преобразованию и составлению задач на уроках математики в начальной школе. Список литературы 1. Бабкина, Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная пресса,2006. 2. Бантова, М.А., Бельтюкова. Г.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 335с. 3. Волкова, С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. - М.: Просвещение, 1993. 4. Депман, И.Я. История Арифметики. - М. "Просвещение" - 1959. 5. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей. - М.: Владос, 1999 6. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980. 7. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985. 8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие. - М., 1999. 9. Каплан, Б.С. Методы обучения математике. - М., 1981. 10. Леонтьев, А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. - М.: Баласс, 2000. 11. Маркова, А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983. 12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983. 13. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989. 14. Метлина, Л.С. Математика в начальной школе. - М.: “Просвещение”, 1984. 15. Моро, М.И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2002. 16. Моршнева, Л.Г. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвешение”, 1999. 17. Носова, Е.А., Непомнящая Р.Л. Дидактический материал по математике. - М.: “Просвещение”, 1985. 18. Семенова, Н.И., кандидат технических наук. Формирование познавательных учебных действий в начальной школе на примере построения классификации. (Сайт ext.spb.ru) 19. Сергеев, И.Н., Олехин, С.Н. Примени математику. - М.: “Наука”, 1991. 20. Свечников, А.А., "Путешествие в историю математики", изд. "Педагогика-Пресс", 1995 г.; 21. Стойлова, Л.П. Математика. - М.: Академия, 2002. 22. Столяренко, Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000. 24. Суворова, Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в мало-комплектной начальной школе. - М., 1980. 25. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, - М., 1988. 26. Ушинский, К.Д. Педагогика.М. - 2000. 27. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М., 1983. 28. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М., 1995. 29. Эрднеев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Просвещение, 1988. 30. Якиманская, И.С. Как развивать учащихся на уроках математики: (Учебно - метод, пособие).- М.: Б.и., 1996. - 106 с.
Приложения 1.
2.
Курсовая работа На тему: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах»
Выполнил: студентка 4 курса, Кудрявцева И.А. гр. НОЗ-41 направление Педагогическое образование профиль «Педагогика и методика начального образования» Руководитель: Зиновьева В.Н.
Калуга 2016 Содержание Введение……………………………………………………………..………...….3 Глава 1. Теоретические основы приемов логического мышления на уроках математики в начальной школе…………………………………………………5 1.1 Приемы сравнения и классификации при изучении математики в начальных классах…………………………………...………………….…….….51.2 Особенности приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальной школе…………………………………………..11 Глава 2. Методика организации использования младшими школьниками приемов сравнения и классификации на уроках математики ………………..22 2.1 Методические рекомендации по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел в начальных классах……... 23 2.2 Организация работы по использованию приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел. Результаты исследования и их интерпретация …………………………………………………………….....28 Заключение…………………………………………………………………...….32Список литературы.………………………….………………………………....34 Приложения……………………………………………………………….……..36
Введение Отметим, что одна из главных задач обучения младших школьников математике - формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения различных тренировочных упражнений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц умножения и сложения, и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Т.к. выполнение большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствуют усвоению вычислительного приема, но вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п.Не менее важной задачей современной школы является развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности и потребности в знаниях. Проблема по развитию обобщенного умения изучать нумерации чисел младших школьников со временем приобретает все большее значение. Но сами приемы логического мышления, а в частности именно приемы сравнения и классификации, являются очень эффективным средством изучения нумерации чисел. Перед нами ставится важная цель: выработать умение у младших школьников использовать нумерацию чисел в повседневной жизни, расти хорошими людьми, умеющими думать, хорошо ориентировавшимися во всем, что их окружает, правильно оценивающими различные ситуации, принимающими самостоятельные решения, уметь хорошо сравнивать и классифицировать различные понятия. Именно поэтому мы считаем, что использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах современной школы является в наше время весьма актуальным. Именно теоретическая актуальность и практическая существенность данной проблемы определили выбор темы нашей курсовой работы: «Использование приемов сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроке математики в начальных классах». Целью курсовой работы является организация приемов сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел в начальной школе. Объектом работы является процесс обучения младших школьников умению использовать приемы сравнения и классификации на уроках математики при изучении нумерации чисел. Гипотеза данного исследования – выдвинутая нами перед началом исследования о том, что при определенных условиях организации учебной деятельности, приемы сравнения и классификации могут выступать в качестве средства формирования обобщенного изучения младшими школьниками нумерации чисел. В соответствии с целью курсовой работы и выдвинутой ее гипотезой определены следующие задачи. Задачи исследования: 1. Проанализировать различную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников обобщенного умения изучения нумерации чисел, с использованием приемов сравнения и классификации. 3. Разработать методические рекомендации по формированию использования приемов сравнения и классификации младших школьников именно на примере материала нумерации чисел.
Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Наблюдение. 3. Педагогический эксперимент. Структура работы: Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы следующих отечественных авторов: Зимняя, И.А., Истомина, Н.Б., Маркова, А.К. Семенова, Н.И., Моро, М.И., Стойлова, Л.П. и приложения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.013 с.) |