Денежные потоки и методы их расчета. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежные потоки и методы их расчета.



Под денежными потоками понимается распределение во времени поступление и расходование денежных средств. Различают валовой денежный поток т. е. общий, поступивший (положительный) и валовой выбывший (отрицательный) Выделяют чистые результативные денежные потоки. Положительный денежный поток отражает превышение поступления денежных средств над выбытием. Отрицательный чистый поток свидетельствует о большем объеме расходования по отношению к их поступлению. как правило генератором чистого положительного является текущая деятельность предприятия. Расчет денежных потоков может осуществляться прямым и косвенным методом.

При составлении отчета о движении денежных средств используется прямой метод. Прямой метод дает возможность выявить валовые и чистые денежные потоки. Он основан на использовании информации по движению денежных средств в кассе на банковских счетах.

Косвенный метод основан на преобразовании суммы прибыли или убытка в денежный поток путем корректировок балансовых статей, влияющих на движение денежных средств. При косвенном методе определяются только чистые денежные потоки.

При прямом методе чистый денежный поток определяется как разница между поступлением и выбытием (расходованием) денег в периоде. В любом случае расчет денежных потоков осуществляется по видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.

Методика расчета денежных потоков косвенным методом. Наименование: 1) Формирование операционных чистых денежных средств, 1.1. Чистая прибыль, 1.2. Неденежные статьи (амортизация активов), 1.3. Прирост (+), снижение (-) кредиторской задолженности (5р), 1.4. Прирост (-), снижение (+) дебиторской задолженности (2р), 1.5. Прирост (-), снижение (+) запасов с учетом НДС, 1.6. Чистый денежный поток операционной прибыли (1.1.+…1.6.); 2) Формирование инвестиционных чистых денежных потоков. 2.1. Выручка от реализации ОС, ценных бумаг, 2.2. Полученные дивиденды, проценты, 2.3. Приобретение ОС, 2.4. Прирост (-), снижение (+) займов, предоставленных предприятием, 2.5. Чистые денежные потоки инвестиционной деятельности (2.1.+…2.4.); 3) Формирование чистых денежных потоков в финансовой деятельности. 3.1. Прирост (+), снижение (-) долгосрочных обязательств по кредитам и займам, 3.2. Прирост (+), снижение (-) краткосрочных обязательств по кредитам и займам, 3.3. Выплаченные дивиденды, 3.4. Прирост (+), снижение (-) уставного капитала, 3.5. Недоиспользование нераспределенной прибыли прошлых лет, 3.6. Чистые потоки финансовой деятельности; 4) Чистые денежные потоки организации.

Фактический расчет чистого денежного потока косвенным методом производится по данным финансовой отчетности, балансу, отчету о прибылях и убытках и по отчету о движении капитала. Проверочно величину чистого денежного потока можно определить по балансу: ден ср-ва на к.г.-ден ср-ва на н.г.

 

Планирование движения денежных средств.

Планирование может осуществляться как прямым, так и косвенным методом. Прямым методом мы можем выявить уровень достаточности денежных средств по видам деятельности и при недостатке их от собственных операций и продаж и других получаемых доходов определить потребность в кредите. При косвенном планируется только изменение денежного потока.

Информационной базой для составления плана является: 1) Планы продаж; 2) Договоры продаж и покупок; 3) Инвестиционные планы; 4) Кредитные договоры и графики погашения кредитов, взятые в прошлые годы; 5) Планы подрядов услуг; 6) Фактическое ведение учета в части дебиторской и кредиторской задолженности.

Форма плана денежных потоков. План движения денежных средств на предстоящий год:

Наменование Январь Февраль и т.д. За год
1. Остаток на начало периода.        
Текущая деятельность:
Поступление средств:     -  
2. От продаж продукции     -  
3. Дебиторская задолженность     -  
4. Всего поступлений.     -  
Расходование средств:     -  
5. Покупка материалов     -  
6. Зарплата и соц отчисления     -  
7. Электроэнергия     -  
8. Налоги     -  
9. Всего расходов     -  
10. Излишки (недостаток) средств за период     -  
11. Излишек (недостаток) средств с учетом остаткана счете.     -  
Инвестиционная деятельность:
12. Поступление средств от продажи ОС, ценных бумаг и т.д. - - - -
13. Покупка ОС, ценных бумаг   - -  
14. Излшек +(недостаток-) средств за период -3000 - - -3000
15. Излишек + (недостаток-) средств с учетом результатов. - - - -
Финансовая деятельность:
16. Возврат кредитов прошлых лет     -  
17. Возврат кредитов планового года -   -  
18. Всего расходов     -  
19. Поступление кредитов   - -  
20. Уменьшение средств финансовой деятельности   -4710 - -410
21. Остаток на начало периода     -  

Информация о поступлении и расходовании денежных средств может выбираться из договоров на предстоящий период или из учетных данных прошлого периода. В случае отсутствие договоров на предстоящий период, ожидаемый расход и поступление денег планируют расчетно-аналитическим методом по опыту прошлого отчетного периода. Например: сумма планируемых средств от продаж продукции = плановая выручка из бюджета продаж * долю полученной выручки в сумме стоимости отгрузок продукции покупателю отчетного периода.

 

54. Роль, задачи и этапы финансового планирования.

Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждая организация всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах хозяйствующего субъекта, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

Планирование это процесс разработки и принятия целевых ус­тановок в количественном и качественном выражении, а также опре­деление путей их наиболее эффективного достижения. Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия опре­делялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансо­вые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утвер­ждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показате­лям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудно применимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планиро­вании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась. Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финан­сового планирования, так как за все негативные последствия и про­счеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьше­нием числа неиспользованных возможностей. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдель­ного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие: 1) обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами произ­водственной, инвестиционной и финансовой деятельности; 2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; 3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибы­ли за счет экономного использования денежных средств; 4) установление рациональных финансовых отношений.с бюд­жетом, банками и контрагентами; 5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; 6) контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Процесс финансового планирования. Процесс финансового пла­нирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о при­былях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельно- 1 ста предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе не­сколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования. Западные компании исполь­зуют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользо­вания. Внешний баланс, обычно составляемый для публикации, по ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные размеры прибыли,

На втором этапе составляют основные прогнозные до­кументы: прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности); их относят к стратегиче­ским финансовым планам и включают в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия. На третьем этапе происходит уточнение и конкретиза­ция показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На четвертом этапе осуществляется оперативное финан­совое планирование. На пятом этапе процесс финансового планирования за­вершается практическим внедрением планов и контролем за их вы­полнением.

 

55. Методы финансового планирования и состав объектов финансового планирования.

Объектом финансового планирования организации служат все! виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая и их отдельные элементы: 1) выручка от продажи продукции; 2) прибыль и ее распределение; 3) объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов; 4) взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога; 5) объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка; 6) объем капитальных вложений и источники их финансирования; 7) плановая потребность в оборотных средствах и финансирова­ние их прироста.

В практике финансового планирования применяются следую­щие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономи­ко-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимост­ных показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на осно­ве заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финан­совых ресурсах и их источниках. Такими нормативами служат став­ки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта — это нормати­вы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и исполь­зуемые им для регулирования производственно-хозяйственной дея­тельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, дру­гих целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат стандарт-кост и маржинал-костинг основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения бу­дущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Очень важно точно выбрать дату: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуата­ции предприятия.

Метод дисконтированных денежных потоков при составлении финансовых планов универсален; это инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке аль­тернативных вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом могут задаваться разные критерии выбора., Например, в одном варианте может быть заложен продолжающий­ся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление тем­пов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

 

56. Перспективное финансовое планирование.

Финансовое планирование – система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. В качестве таковых можно выделить: 1) плановый персонал; 2) информационное обеспечение; 3) организационное обеспечение; 4) техническое и программное обеспечение; 5) методическое и нормативное обеспечение.

Также систему финансового планирования можно рассматривать как совокупность ряда подсистем. В качестве последних обычно выделяют следующие виды финансового планирования: 1) перспективное; 2) текущее; 3) оперативное.

Перспективное финансовое планирование занимает важное место в иерархии подсистем планирования. От качества его работы зависит эффективность финансового планирования в целом. Осуществление финансового планирования позволяет определить и управлять важнейшими показателями, пропорциями и темпами расширенного воспроизводства. Перспективное финансовое планирование выступает главной формой реализации целей фирмы.

Данная подсистема финансового планирования имеет свои особенности. Так, все плановые документы, разрабатываемые в ее рамках, должны иметь горизонт планирования от одного года до трех лет (редко – до пяти лет). На каждом предприятии такой горизонт носит условный характер. Он зависит от множества факторов: экономический стабильности в стране, деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

В рамках перспективного финансового планирования разрабатывается ряд плановых документов, которые, по сути, выступают прогнозными. Так, основной документ перспективного финансового планирования – финансовая стратегия. Результатом перспективного финансового планирования также является разработка трех главных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза движения денежных средств; прогноза бухгалтерского баланса. Они разрабатываются для оценки финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Сюда входят следующие прогнозы: 1) отчета о прибылях и убытках, который позволяет определить величину получаемой прибыли в предстоящем периоде (разрабатывается на основе формы № 2); 2) движения денежных средств, который характеризует движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (разрабатывается на основе формы № 4); 3) бухгалтерского баланса, который позволяет отслеживать темпы роста экономического потенциала предприятия, поскольку рост активов предприятия должен сопровождаться увеличением пассивов (разрабатывается на основе формы № 1).

Основная информация для составления этих финансовых прогнозов – данные о прогнозных объемах продаж. Этот показатель характеризует долю рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Многие отечественные предприятия не имеют перспективных финансовых планов, объясняя это тем, что в условиях сильно изменяющейся внешней среды составление долгосрочных планов нецелесообразно. Однако это не так. Путем составления долгосрочных планов предприятие может получить информацию о будущем своем развитии и, соответственно, уже в текущем периоде принять необходимые финансовые решения. Основные препятствия развития перспективного финансового планирования на ответственных предприятиях: неразвитость финансового прогнозирования; неразвитость информационного обеспечения; неразвитость программно-технического обеспечения; недостаточный уровень квалификации финансовых менеджеров и пр.

 

57. Текущее финансовое планирование.

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего планирования осуществляется в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

 

В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетирования деятельности структурных подразделений и организации в целом. По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать процедуры бюджетирования.

Общее назначение бюджетирования: 1) Задать систему координат для развития бизнеса; 2) Выявить сравнительную привлекательность различных направлений бизнеса, скорректировать баланс направлений и проектов; 3) Повысить финансовую обоснованность управленческих решений; 4) Способствовать росту эффективности использования ресурсов и ответственности руководителей.

Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов, а с другой — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В одной компании может существовать несколько видов бизнеса. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и организации в целом

Бюджетирование выполняет следующие основные функции:

Функция планирования. Оценка финансового состояния предприятия основывается на данных бухгалтерской отчетности. Однако, если выявлены какие-либо проблемы, изменить что-то к лучшему бывает уже поздно. Другими словами, инструменты финансового менеджмента применимы, когда есть сведения об ожидаемом будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия.

Функция учета. Бюджетирование — основа для управленческого учета, т.е. разработка системы координат для бизнеса.

Функция контроля. Контроль за повышением финансовой устойчивости и улучшением финансового состояния компании в целом и отдельных ее структурных подразделений.

Кроме того, бюджетирование помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций.

При рассмотрении бюджетирования как процесса выделяют три его основные элемента:

Организационное обеспечение — касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб, которые несут ответственность за поддержание процесса бюджетирования, а также предусматривает определение круга лиц, отвечающих за правильное и своевременное выполнение всего процесса.

Процесс бюджетирования — разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.

Технологию бюджетирования — включает формирование и консолидацию бюджетов организации. Для этого разрабатывается финансовая структура, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

В целях организации бюджетирования рекомендуется создавать сквозную систему бюджетов:

Операционные бюджеты. В процессе их подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Операционные бюджеты состоят из: бюджета продаж; бюджета запасов готовой продукции; бюджета производства; бюджета прямых материальных затрат; бюджета прямых затрат на оплату труда; бюджета общепроизводственных расходов; бюджета коммерческих расходов; бюджета управленческих расходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.96 (0.006 с.)