Спрос на фактор производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на фактор производства



Когда конкурентная, максимизирующая прибыль фирма решает вопрос о том, нанимать или не нанимать дополнительную единицу труда она, прежде всего, думает том, как это повлияет на ее прибыль. Фирма сопоставляет дополнительную выручку от выпуска дополнительной продукции с величиной дополнительных затрат на заработную плату. Объем дополнительной прибыли зависит как от цены на товар, так и от предельного продукта труда (рис. 3–3).

 

 

Рис. 3–3. График предельного продукта труда

 

Предельный продукт труда (MPL) зависит от количества используемого труда. График MPL наклонен вниз, так как MPL снижается при росте L. Фирма нанимает работников до тех пор, пока реальная заработная плата станет равна MPL. Таким образом, этот график является одновременно кривой спроса фирмы на труд, фирма предъявляет спрос на каждый из факторов производства до тех пор, пока предельный продукт этогофактора производства не сравняется с реальной ценой на него.

Распределение национального дохода

Если все фирмы в экономике являются конкурентными и максимизирующими прибыль, то на каждый из факторов производства приходится ровно столько, сколько предельного продукта он добавляет к общему объему выпускаемой продукции.

Спрос на товары и услуги

Потребление населения составляет около ⅔ совокупных расходов. Домашние хозяйства получают доход от труда и собственности, платят налоги, а затем решают, какую часть своих доходов после вычета налогов использовать на потребление, а какую – на сбережения. Определим ту часть дохода, которая осталась после уплаты налогов, Y-T, как располагаемый доход. Зависимость между объемом потребления и располагаемым доходом называется функцией потребления: C = С(Y – T).

Предельная склонность к потреблению (MPC)

Это величина, на которую изменяется объем потребления с увеличением располагаемого дохода на один рубль (доллар) (рис. 3-4).

 

Рис. 3–4. Функция потребления

Угол наклона функции потребления показывает, насколько увеличивается объем потребления, когда располагаемый доход увеличивается на 1 долл., т.е. угол наклона функции потребления есть МРС (рис. 3–4). Функция потребления соотносит объем потребления с располагаемым доходом Y – T.

Об объемах располагаемого дохода населения РФ можно судить по данным табл. 3-1.

Таблица 3–1.

Общие доходы населения России в конце 2010 года.

Год   Цифры
Ноябрь 2010 год Средний денежный доход на душу населения в России 19160 руб.
Объем и структура денежных доходов населения России за 3 квартал 2010 года Все денежные доходы 7781,1 млрд. руб.
Доходы от предпринимательской деятельности 9,8%
Оплата труда, включая скрытую заработную плату 64,5%
Социальные выплаты 19,1%
Доходы от собственности 4,6%
Другие доходы 2,0%

 

Средняя заработная плата в Свердловской области в 2010 году составила 19 тыс 533 рубля[10].

Оставшаяся от потребления часть дохода сберегается (табл. 3-2, рис. 3–5).

Таблица 3–2.

Процентное соотношение расходов населения РФ

 

                       
  В процентах
Денежные расходы и сбережения- всего                      
в том числе:                      
Покупка товаров и оплата услуг 86,2 84,3 75,3 70,5 75,5 74,6 73,2 69,1 69,9 69,6 69,0
обязательные платежи и разнообразные взносы 10,0 11,9 11,8 5,6 7,8 8,9 8,6 8,3 9,1 10,1 10,5
приобретение недвижимости 0,0 0,2 0,3 0,1 1,2 1,4 1,8 2,0 2,3 2,5 3,3
Прирост финансовых активов 3,8 3,6 12,6 23,8 15,5 15,1 16,4 20,6 18,7 17,8 17,2
из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения -0,2 0,9 5,0 3,6 2,8 2,0 1,8 2,7 1,8 1,5 3,4

 

Рис. 3–5. Функция потребления домашних хозяйств в России в 1995-2001гг. (в текущих ценах, млрд руб.; до 1998 г. – трлн руб.). (Источник: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Указ. соч. гл.2).

Инвестиции

Сбережения составляют резерв для инвестирования в экономику. Чтобы инвестиционный проект был прибыльным, необходимо, чтобы доход превышал затраты на него. Поскольку ставка процента измеряет стоимость финансирования инвестиционных проектов, ее увеличение приводит к тому, что уменьшается количество прибыльных инвестиционных проектов и, таким образом, сокращается спрос на инвестиционные товары.

Например, фирма решает, стоит ли ей построить завод стоимостью 1000 000 руб., который будет приносить 80 000 руб., или 8% в год. Фирма сопоставляет этот доход со стоимостью заимствования. Если ставка процента ниже 8%, фирма занимает деньги на финансовых рынках и осуществляет данный инвестиционный проект. Если ставка процента больше 8%, фирма не использует данную возможность и не строит завод. Человек, который хочет купить дом, стоит перед аналогичной проблемой. Ипотечная ссуда величиной в 100 000 руб. стоит 8000 руб. в год, если ставка процента 8%, и 10 000 руб. в год, если ставка процента 10%. С повышением процентных ставок растут издержки, связанные с приобретением собственных домов, в результате спрос на новые дома сокращается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.007 с.)